в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 16.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)
действует Редакция от 09.12.1999 Подробная информация
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)

II. Условия проведения и цели денежно - кредитной политики на 2000 год

1. Задачи макроэкономической политики в 2000 году

Социально - экономическое развитие России в 2000 году во многом будет определяться условиями и тенденциями, сформированными в период послекризисного восстановления экономики. С одной стороны, наблюдается преобладание факторов, способствующих росту производства товаров и услуг, замедлению инфляционных процессов, улучшению платежного баланса, стабилизации ситуации на валютном рынке, укреплению финансового положения предприятий. С другой стороны, продолжают действовать факторы, ограничивающие восстановительные процессы. Основными из них являются низкий уровень доходов населения и сохраняющиеся достаточно высокие инвестиционные и кредитные риски.

Ключевой предпосылкой дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в 2000 году является закрепление тенденции экономического роста в условиях снижения инфляции. Замедление темпов инфляции снизит макроэкономические риски финансирования экономики, позволит обеспечить рост реальных доходов населения. Рост производства повысит спрос на трудовые ресурсы и будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест. Поэтому уже в следующем году можно будет достичь повышения благосостояния и заложить экономическую основу для снижения социального напряжения в обществе и борьбы с бедностью.

В качестве основных ориентиров макроэкономической политики Правительства Российской Федерации на 2000 год определены дальнейшее снижение инфляции до 18% (к декабрю 1999 г.) и обеспечение роста ВВП на 1,5%.

Постановка цели по замедлению темпов роста цен на основе контроля за темпами роста денежной массы поддерживается предполагаемыми параметрами снижения бюджетного дефицита и благоприятным состоянием платежного баланса. Проведение разумной политики осуществления государственных расходов, формирования неинфляционных источников покрытия дефицита будет объективно снижать потребность в необеспеченной денежной эмиссии. Ожидаемое сохранение высокого положительного сальдо торгового баланса в сочетании с мерами по контролю за оттоком капитала из страны позволит сохранить умеренную динамику обменного курса рубля. Это снизит влияние курса на инфляционные ожидания.

Следует подчеркнуть, что постановка цели по снижению темпов инфляции до уровня 18% связана лишь с учетом ее монетарной составляющей, находящейся в пределах контроля Центрального банка Российской Федерации. При этом нельзя исключить возможного некоторого превышения целевого уровня из-за действия непредвиденных структурных и внешних факторов.

Основной предпосылкой экономического роста на 1,5% в 2000 году является расширение спроса со стороны всех секторов российской экономики.

Индексация заработной платы и пенсий, погашение задолженности по выплатам населению, рост заработной платы вследствие улучшения финансового положения предприятий должны привести к увеличению в 2000 году реальных доходов населения (на 1,5 - 3%) и соответствующему росту расходов на конечное потребление домашних хозяйств.

Реализация предусмотренных мер по реформированию налоговой системы, реструктуризации государственного долга, укреплению бюджета, увеличению его доходной части позволит реструктурировать расходы, повысить эффективность использования бюджетных средств, усилить социальную направленность расходов. В результате возрастут возможности по увеличению расходов на конечное потребление сектора государственных учреждений.

При предполагаемом снижении неплатежей и бартера, увеличении обеспеченности денежными средствами будут созданы условия для сокращения непроизводительных затрат предприятий и увеличения эффективности использования имеющегося основного и оборотного капитала. Это будет способствовать в первую очередь обеспечению некапиталоемкого роста, качественному обновлению производственного аппарата и расширению инвестиционного спроса. Улучшение финансового положения предприятий, оздоровление банковской системы и восстановление ее ресурсной базы, снижение рисков кредитования могут сформировать условия для роста инвестиций в основной капитал.

Динамика ВВП (1991 г. = 100%)

(график не приводится)

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1999 г. (оценка) 2000 г. (прогноз)
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 4250 - 4500 5350
в % к предыдущему году 101 - 102 101,5
Объем промышленной продукции, в % к предыдущему году 107 - 108 104
Индекс потребительских цен, в % декабрь к декабрю предыдущего года 138 - 140 118
Индекс цен предприятий - производителей промышленной продукции, в % декабрь к декабрю предыдущего года 165 - 175 121
Индекс роста денежной массы М2 за год, % 144 - 150 121 - 125

Ситуация во внешнеэкономической сфере в 2000 году будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. При этом поставки на внешний рынок будут формироваться в условиях постепенного исчерпания эффекта девальвации. Кроме того, определенное влияние на экспорт продукции будет оказывать рост спроса на аналогичные виды продукции со стороны внутреннего рынка.

На поставки импортной продукции будут оказывать влияние состояние спроса внутреннего рынка и возможности отечественных производителей по выпуску импортозамещающих видов продукции.

В этих условиях нельзя ожидать заметного увеличения чистого экспорта, что будет являться одним из возможных факторов ограничения роста спроса.

Удовлетворение возросшего внутреннего спроса будет обеспечено реально существующими возможностями роста производства товаров и услуг даже в условиях невысокой инвестиционной активности. Источником такого роста являются низкий уровень загрузки производственных мощностей и неполная занятость.

Таким образом, некоторое смягчение имевших место в 1999 году внутренних спросовых ограничений позволит создать определенные условия для дальнейшего развития отечественного производства и сокращения имеющейся несбалансированности между совокупным спросом и предложением.

Инфляция и уровень безработицы (%)

(график не приводится)

Между тем при указанных параметрах экономического развития докризисный уровень реальных доходов населения достигнут не будет, что сохранит остроту проблемы низкого уровня жизни части населения. Низкий уровень доходов и спроса со стороны домашних хозяйств был одним из наиболее значимых факторов, препятствовавших активным восстановительным процессам в производстве в 1999 году. Он также может оказывать влияние на макроэкономическую ситуацию и в последующие годы.

Поэтому одной из приоритетных задач экономической политики на ближайшую и среднесрочную перспективу должно явиться не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только в условиях более высоких темпов экономического развития. Это предполагает осуществление таких мер, которые позволили бы продолжить позитивные изменения основных макроэкономических пропорций в сторону постепенного увеличения доходов всех экономических субъектов и на этой основе - усиления ориентации производства на совокупный внутренний спрос, увеличения сбережений и развития отраслей, от которых зависит расширение инвестиционной активности.

С этой целью в 2000 году необходимо улучшить условия для долгосрочного экономического роста, принять решительные и комплексные меры по поддержанию доходов и активизации спроса со стороны населения, проведению активной политики, направленной на интенсивное расширение производства с использованием существующих еще пока благоприятных факторов внутреннего и внешнего характера.

2. Ориентиры денежно - кредитной политики на 2000 год

Конечной целью денежно - кредитной политики в 2000 году является снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. При этом создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов населения. Количественные параметры экономического роста и снижения темпов прироста потребительских цен зависят от характера проводимой макроэкономической политики.

Предусмотренная на 2000 год бюджетная политика формирует в целом благоприятные условия для проведения денежно - кредитной политики. Доходы федерального бюджета будут превышать расходы (без учета расходов по обслуживанию государственного долга), и первичный профицит составит 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственного долга планируется, что общий объем дефицита федерального бюджета будет минимальным с начала периода проведения экономических реформ и составит 1,08% ВВП, или 57,8 млрд. рублей. Это означает существенное сокращение спроса государственного сектора на заемные ресурсы и расширение возможностей кредитования частного сектора экономики.

Несмотря на то что в постдевальвационный период многие макроэкономические зависимости характеризуются значительной степенью неопределенности, связанной с неустойчивостью временных лагов и изменением эластичности, на практике большинство экономических агентов ориентируются на динамику валютного курса, который даже в условиях режима плавающего обменного курса неоправданно воспринимается ими как параметр, полностью контролируемый денежными властями.

При проведении денежно - кредитной политики в 2000 году в условиях плавающего валютного курса рубля контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля, и оценка спроса на деньги сохраняет свое значение с точки зрения процесса постановки целей денежно - кредитной политики.

Девальвация российского рубля во второй половине 1998 года сопровождалась уменьшением спроса на деньги. Так, за последние 5 месяцев 1998 года денежная масса в реальном выражении сократилась почти на 30%. При этом вследствие развития ажиотажных настроений процесс девальвации сопровождался "перелетом" валютного курса, то есть национальная валюта была девальвирована ниже некоторого адекватного в данный момент фундаментальным экономическим условиям уровня. В результате того, что равновесное значение курса оказывалось существенно выше фактического, в отдельные периоды происходила корректировка его уровня и валютный курс укреплялся. Постдевальвационное реальное укрепление национальной валюты, как показывает опыт ряда стран, сопровождается процессом постепенного восстановления спроса на деньги. Экономические данные свидетельствуют о начале развития аналогичного процесса и в России. Так, в первом полугодии 1999 года при реальном укреплении национальной валюты снижение реальной денежной массы приостановилось, а складывающиеся тенденции свидетельствуют о вероятном росте денежной массы в реальном выражении в 1999 году в целом. Эта тенденция, по-видимому, определит характер формирования спроса на деньги и в 2000 году.

По оценкам Банка России, в 2000 году продолжится развитие некоторых тенденций изменения структуры денежной массы, сформировавшихся в течение 1999 года. Так, несмотря на планируемую индексацию заработной платы и пенсий, предполагается дальнейшее среднесрочное сокращение удельного веса наличных денег в структуре денежной массы. Более широкое внедрение зарплатных пластиковых карт с принятием закона о гарантировании вкладов частных лиц в коммерческих банках также будет способствовать сокращению удельного веса наличных денег. Однако возможно развитие и новых тенденций, связанных с изменениями в структуре ресурсов коммерческих банков. Если в 1999 году прирост ресурсов коммерческих банков происходил в основном за счет увеличения средств на счетах предприятий, то в 2000 году можно ожидать некоторого уменьшения влияния этого фактора в процессе формирования спроса на деньги, что связано с возможным замедлением прироста цен на нефть.

В 1999 году достаточно четко проявилась тенденция увеличения доли денежных расчетов в общей структуре платежей, что явилось следствием общих изменений в экономике России в 1998 - 1999 годах. С точки зрения денежно - кредитной политики замещение неденежных активов денежными эквивалентно росту спроса на деньги. При сохранении сложившихся тенденций в 2000 году также можно ожидать дальнейшего сокращения удельного веса неденежных расчетов, что будет способствовать росту спроса на деньги.

Девальвация российской валюты оказала существенное воздействие на динамику скорости обращения денег. Ее устойчивое среднесрочное снижение на протяжении последних лет сменилось ростом во второй половине 1998 года. В посткризисный период вновь наметилась тенденция снижения скорости обращения, обусловленная упомянутым выше ростом спроса на деньги. Однако параметры этого снижения, по предварительным оценкам, таковы, что среднегодовая скорость обращения в 1999 году будет выше, чем в 1998 году.

Основные ориентиры денежно - кредитной политики на 2000 год (%)

(график не приводится)

Формирование скорости обращения в переходных экономиках характеризуется значительной неопределенностью, связанной с незавершенностью процесса становления экономики нового типа. В России в настоящее время эта ситуация осложняется особенностями посткризисного периода. И хотя общие закономерности формирования скорости обращения в современных условиях на качественном уровне изучены достаточно хорошо, надежно оценить количественные параметры этого процесса в настоящее время не представляется возможным.

С достаточной степенью определенности можно сказать, что постепенное восстановление спроса на деньги, резко сократившегося в результате финансового кризиса, станет тем фактором, который определит среднесрочную динамику скорости обращения в 2000 году, в результате чего можно ожидать ее дальнейшего снижения и увеличения степени монетизации ВВП.

Эти тенденции определяют общие закономерности формирования спроса на деньги в 2000 году. Конкретные параметры динамики спроса на деньги определяются выбранной экономической политикой. Прирост денежной массы в 2000 году, соответствующий поставленным макроэкономическим целям при сохранении в целом основных принципов экономической политики, проводимой в 1999 году, составит 21 - 25%, что означает продолжение увеличения денежной массы в реальном выражении.

Решения в области денежно - кредитной политики, особенно в условиях недостаточной определенности и устойчивости экономических взаимосвязей, не могут приниматься только на основе анализа динамики денежной массы М2 как промежуточной цели денежно - кредитной политики. Важную дополнительную информацию для принятия политических решений в этой области будет представлять комплекс индикаторов денежно - кредитной политики.

Существенное воздействие на процесс формирования спроса на деньги и в целом денежно - кредитную сферу в 2000 году будут оказывать состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары на мировых рынках, а также обслуживание внешнего долга. В связи с этим показатели внешней торговли России, уровень золотовалютных резервов становятся важнейшими индикаторами, характеризующими адекватность проводимой денежно - кредитной политики ее целям и задачам.

В 2000 году процентные ставки сохранят свою роль индикатора денежно - кредитной политики. По мере завершения процесса восстановления финансовых рынков роль этого индикатора будет возрастать. Снижение реальных процентных ставок является адекватным процессу стабилизации национальной валюты.

Операционной целью денежно - кредитной политики, то есть параметром, управление которым должно осуществляться на краткосрочной основе, в 2000 году будет денежная база. Операционная процедура денежно - кредитной политики будет основываться на контроле за объемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования (прежде всего кредитов расширенному правительству и банкам) с использованием всего спектра инструментов, имеющихся в распоряжении Банка России. При этом особое значение будет уделяться динамике остатков средств банков на корреспондентских счетах в Банке России.

Динамика денежного мультипликатора, характеризующего взаимосвязь промежуточной и операционной целей денежно - кредитной политики, в 2000 году в значительной степени будет определяться проводимой макроэкономической политикой. Как уже отмечалось, в посткризисный период сформировался существенно более низкий, чем в предыдущие годы, уровень денежного мультипликатора. При этом в течение 1999 года, по предварительным оценкам, не произойдет его существенного изменения.

Наиболее вероятно, что основным источником денежного предложения в 2000 году будет покупка Банком России валюты для пополнения валютных резервов. После потери в ходе кризиса значительной части золотовалютных резервов перед органами денежно - кредитного регулирования стоит задача их постепенного восстановления и накопления, что будет способствовать повышению доверия к денежно - кредитной политике. Исходя из прогнозов конъюнктуры мировых товарных рынков в 2000 году для решения этой задачи будут складываться благоприятные условия. Это означает, что изменение золотовалютных резервов органов денежно - кредитного регулирования будет способствовать приросту денег в обращении.

Ограничение бюджетного дефицита на уровне 1,08% ВВП существенно уменьшает влияние заимствований государственного сектора экономики на прирост денежного предложения. В соответствии с программой внутренних заимствований Правительство Российской Федерации намерено разместить на рынках в 2000 году ценных бумаг на сумму до 45 млрд. рублей, а при недостаточности внешнего финансирования за счет заимствований у Банка России будет погашено около 1 млрд. долларов внешней задолженности.

Сохраняющийся достаточно высокий уровень резервов банков уменьшает их потребность в заимствовании ресурсов в Банке России. Таким образом, прирост денег за счет увеличения задолженности банков Банку России не будет значительным. Хотя потребность в таких заимствованиях сохранится, в том числе вследствие незавершенности процесса восстановления межбанковского рынка.

3. Политика валютного курса

Анализ действенности проводимой в настоящее время в России политики плавающего валютного курса показывает целесообразность ее продолжения в 2000 году.

Во-первых, в результате финансового кризиса произошло значительное изменение макроэкономических условий, определяющих уровень равновесного курса. Кроме того, на процесс курсообразования продолжает оказывать воздействие изменение ситуации на мировых товарных рынках. В этих условиях для коррекции уровня валютного курса предпочтительным является режим плавающего валютного курса.

Во-вторых, значение некоторых недостатков режима плавающего валютного курса, связанных с неопределенностью будущей курсовой динамики, в современных условиях уменьшилось, что обусловлено тем, что намечаемый на 2000 год первичный профицит федерального бюджета ослабляет зависимость государственных финансов от притока иностранного капитала.

В-третьих, при применении режима плавающего валютного курса создаются более благоприятные условия для накопления золотовалютных резервов, не противоречащие целям денежно - кредитной политики.

И наконец, при возможном изменении действия основных курсообразующих факторов поддержание режима фиксированного в той или иной форме валютного курса может оказаться слишком дорогим с учетом сравнительно небольшой величины официальных золотовалютных резервов.

В условиях, сложившихся после кризиса 1998 года, установление Банком России ориентиров динамики обменного курса рубля в форме публичных обязательств может иметь, скорее, негативный эффект и восприниматься участниками рынка как сигнал для усиления давления на национальную валюту. Валютная политика в 2000 году должна обеспечить защиту денежной системы России и экономики в целом от негативных последствий резких конъюнктурных колебаний обменного курса рубля, истощения золотовалютных резервов и тем самым способствовать укреплению экономической безопасности страны.

Проведение Банком России политики плавающего валютного курса позволит сохранить и пополнить золотовалютные резервы, в полной мере использовать рыночные механизмы формирования динамики показателей платежного баланса страны. В то же время дозированное использование валютных интервенций и иных инструментов курсовой политики в сочетании с применением эффективных мер валютного регулирования и валютного контроля дадут возможность Банку России обеспечить относительно плавный и предсказуемый характер движения курса рубля и ограничить спекулятивную активность участников валютного рынка.

Поэтому в качестве основных целей политики валютного курса на 2000 год целесообразно определить:

- сглаживание значительных колебаний обменного курса рубля;

- поддержание золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно - кредитной политике и стабильность российской валютно - финансовой системы.

Безусловно, важнейшим фактором, определяющим динамику валютного курса в 2000 году, будет состояние торгового баланса. По прогнозам на 2000 год, ситуация в этой области для России будет достаточно благоприятной, что должно привести к превышению притока валюты по каналу внешней торговли над ее оттоком. В условиях урегулирования внешней задолженности это будет создавать основу для некоторого реального укрепления рубля.

Как показывает опыт ряда стран, в период после резкого падения курса национальной валюты происходит, как правило, ее реальное укрепление, обусловленное чрезмерной глубиной девальвации в период наиболее острой фазы кризиса. Так, в посткризисный период (1 - 2 года) в Таиланде реальный валютный курс вырос примерно на 25%, в Индонезии - на 40%, в Корее - на 20%. Как уже было отмечено выше, реальный эффективный курс российского рубля за первое полугодие 1999 года повысился на 14%, и сохраняется некоторый потенциал дальнейшего реального укрепления рубля.

Однако в 2000 году может действовать ряд факторов, препятствующих реальному укреплению рубля. Так, в случае проведения политики стимулирования потребительского спроса возможно развитие тенденции к росту импорта и соответственно снижению курса рубля, что в некоторой степени может быть скорректировано мерами торговой политики. Следует отметить и потенциальное воздействие выплат по внешнему долгу на динамику валютного курса. Как и в 1999 году, в 2000 году вызванный этим дополнительный спрос на иностранную валюту может противодействовать укреплению рубля. Кроме того, для российской экономики, как и для других долларизированных экономик, характерно формирование весьма устойчивых ожиданий снижения курса национальной валюты.

Тем не менее, по прогнозам Банка России, комплексное взаимодействие вышеперечисленных факторов не приведет к снижению реального курса рубля в 2000 году.

4. Инструменты денежно - кредитной политики

В 2000 году усилия Банка России будут направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов денежно - кредитной политики, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем. При этом получат дальнейшее развитие как постоянно действующие инструменты денежно - кредитного регулирования, так и инструменты, базирующиеся на проведении рыночных операций. Вместе с тем Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение экономических условий, в которых осуществляется денежно - кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственным ценным бумагам со стороны российских и иностранных инвесторов и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Обязательные резервы

Банк России в 2000 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы.

В настоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России от 30.03.96 N 37 "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации" и от 04.11.96 N 51 "Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации", куда, в частности, внесены следующие изменения.

Для всех кредитных организаций унифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования размера обязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы средства; предполагается уточнить перечень резервируемых счетов, период расчета обязательных резервов исходя из количества календарных дней в месяце, а также порядок пересчета остатков привлеченных средств в иностранной валюте в российские рубли с учетом установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, порядок взыскания недовзноса в обязательные резервы и штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования, порядок регулирования обязательных резервов при реорганизации кредитной организации либо при передаче кредитной организации под управление Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО).

Операции на открытом рынке

В будущем году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому должно способствовать как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.

В 2000 году Центральный банк Российской Федерации намерен продолжить работу по развитию операций междилерского РЕПО. Актуальность этой задачи определяется необходимостью оперативного управления краткосрочной ликвидностью в банках, а также повышением эффективности проводимых Центральным банком Российской Федерации операций на открытом рынке. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом с точки зрения достижения оперативных целей денежно - кредитной политики.

В отношении купли - продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет и впредь проводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий.

Рефинансирование банков

Банком России будет осуществляться работа по совершенствованию механизмов и нормативной базы рефинансирования банков, а также по распространению процедуры предоставления обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов и кредитов "овернайт") на банки иных регионов (кроме Московского региона и г. Санкт - Петербурга) по мере технической готовности соответствующих региональных подразделений Банка России.

По мере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов Банка России планируется совершенствование процедуры предоставления банкам кредитов путем постепенной автоматизации этого процесса через создание программных комплексов по кредитным операциям и перехода на электронный документооборот между всеми участниками процесса кредитования. Это позволит банкам повысить оперативность и эффективность управления своей ликвидностью, снизить системные и внесистемные риски, а для банковской системы будет способствовать обеспечению бесперебойного функционирования системы безналичных расчетов и в значительной степени - решению проблемы неплатежей.

Банк России предполагает расширить перечень активов, принимаемых в залог при предоставлении кредитов Банка России, за счет включения в него векселей финансово устойчивых и платежеспособных предприятий, закладных, прав требований по кредитным договорам, а также разработать новые схемы рефинансирования банков.

Банк России примет участие в разработке программы ипотечного кредитования совместно с органами исполнительной власти и банками, активно работающими с населением.

Осуществление Банком России рефинансирования банков под залог векселей, прав требований по кредитным договорам и закладных будет способствовать привлекательности кредитования банками реального сектора экономики.

Депозитные операции

В целях изъятия излишней ликвидности Банк России и в дальнейшем будет осуществлять операции по привлечению в депозиты средств банков.

При этом Банк России намерен с помощью указанных операций регулировать не только краткосрочную ликвидность банков, но и использовать этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.

Банк России намерен расширить круг банков - участников депозитных операций путем снижения установленных лимитов привлечения средств в депозиты, подключения (по мере технической готовности) к системе "Рейтерс - дилинг" региональных банков, то есть банков, располагающих терминалами указанной системы и имеющих возможность осуществлять расчеты по депозитным сделкам через корреспондентские субсчета московских филиалов, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России, а также путем проведения депозитных операций с банками всех регионов Российской Федерации.

Банк России продолжит работу по совершенствованию действующего механизма проведения депозитных операций. В частности, в целях "связывания" избыточной ликвидности на более длительные сроки и предоставления банкам возможности более гибко управлять своей ликвидностью Банк России предполагает ввести новый вид индексированного инструмента денежно - кредитной политики - депозит на условии "до востребования" с предварительным уведомлением об изъятии средств за 2 рабочих дня.

Процентная политика

При осуществлении процентной политики Банк России будет исходить из того, что он может оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям и динамики денежного предложения.

Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, будет стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост.

Банк России считает, что в связи с важностью активизации потребительского спроса большое внимание в 2000 году должно быть уделено развитию потребительского и ипотечного кредитования. Однако развитие этих видов кредитов в настоящее время затруднено ввиду связанных с ними высоких процентных рисков. Как уже отмечалось, решение этой проблемы возможно путем внедрения индексируемых инструментов. В условиях незавершенности процесса восстановления финансовых рынков ориентир по уровню реальной процентной ставки может быть задан Банком России на основе введения индексируемых инструментов в практику среднесрочного рефинансирования банков. В этом случае реальная процентная ставка по такому виду инструмента может выступать в качестве базовой для расчета ставок по потребительским и ипотечным кредитам.

5. Условия повышения эффективности денежно - кредитной политики

Улучшение состояния внешнего сектора

Возможность улучшения состояния внешнего сектора в 2000 году во многом будет зависеть от внешних факторов - сохранения благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и рынках неэнергетических товаров, составляющих основу российского экспорта, а также от улучшения условий торговли. Важную роль должно сыграть ожидаемое решение о реструктуризации части внешнего долга СССР членами Лондонского клуба кредиторов, а также условия заключения этого соглашения.

В целом в 2000 году на мировых рынках сырьевых товаров, в первую очередь энергоресурсов, ожидается сохранение высокого уровня цен, который был достигнут во втором полугодии 1999 года. Вместе с тем для стран, являющихся потребителями сырья, такая ситуация будет негативно сказываться на росте производства, что может привести к снижению спроса, а следовательно, и к коррекции цен в направлении их снижения. В итоге в 2000 году уровень мировых цен может незначительно превысить уровень цен 1999 года, что и будет определять динамику российского экспорта. Постепенное снижение эффекта девальвации, ожидаемый рост спроса со стороны внутреннего рынка в совокупности с ужесточением защитных мер со стороны стран, импортирующих российскую продукцию, могут не позволить такими же темпами, как в 1999 году, наращивать физические объемы экспорта.

Динамика импорта будет определяться как изменением платежеспособного спроса населения, предприятий промышленности и сельского хозяйства, так и комплексом мер по поддержке импорта технологического оборудования и сырья, не имеющих аналогов в России. Во многом спрос на импорт будет зависеть от способности внутренних производителей наладить выпуск продукции, конкурентоспособной не только по ценовым, но и по качественным характеристикам.

В итоге динамика сальдо торгового баланса в 2000 году во многом будет определяться динамикой импорта, которая, в свою очередь, будет зависеть от реализации политики по стимулированию внутреннего спроса. Ожидаемое в связи с реструктуризацией снижение расходов на обслуживание внешнего долга должно привести к позитивной динамике счета текущих операций.

В результате серьезного прорыва в разработке и принятии в 1999 году основополагающих законов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов и гарантирующих им сохранность вложенных в российскую экономику капиталов, появились необходимые предпосылки для улучшения инвестиционного климата. Вместе с тем в первой половине 2000 года не ожидается существенного увеличения притока иностранного капитала. Во второй половине 2000 года приток капитала может возрасти.

В целом по итогам 2000 года возможен некоторый рост иностранных обязательств, принципиальных изменений в иностранных активах не ожидается.

Предполагаемая динамика основных валютных потоков позволяет сделать вывод, что в 2000 году в случае сохранения благоприятной внешней конъюнктуры, а также положительного решения проблем реструктуризации части внешнего долга возможно некоторое улучшение платежного баланса, что создаст предпосылки для стабилизации курса рубля и накопления валютных резервов.

Оптимизация бюджетной политики

В целях обеспечения сбалансированности, реалистичности и эффективного управления средствами федерального бюджета стратегия Правительства Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2000 год направлена на решение следующих основных задач:

- обеспечение минимально возможного уровня бюджетного дефицита;

- восстановление доверия инвестора к государству как к первоклассному заемщику;

- снижение налоговой нагрузки как на производителей, так и на потребителей при одновременном повышении собираемости существующих налогов и сборов;

- осуществление полномасштабного перехода к казначейской системе кассового исполнения бюджетов, включающего в себя контроль органов федерального казначейства за внебюджетными средствами бюджетных организаций;

- обеспечение дальнейшего реформирования системы межбюджетных отношений на принципах разграничения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы;

- направление на решение высокоприоритетных задач достаточного объема средств без ущерба для финансирования социальных отраслей;

- поддержание и расширение платежеспособного спроса населения путем индексации заработной платы и ее постепенного роста в соответствии с ростом производства.

Оздоровление финансового рынка

Задача оздоровления российского финансового рынка и его развития на новых принципах, обеспечения его стабильной и сбалансированной работы сохраняет свою актуальность в 2000 году. Выполнение этой задачи рассматривается в качестве необходимого условия эффективного проведения денежно - кредитной политики и нормальной работы банковской системы. В дополнение к мерам по укреплению финансового положения банков как основных участников рынка (путем последовательного осуществления реструктуризации банковской системы) непосредственные действия Банка России по восстановлению финансового рынка будут направлены на:

- повышение роли рыночных инструментов в оперативном управлении ликвидностью банков;

- расширение рыночного инструментария за счет финансовых инструментов, обеспечивающих эффективный контроль над рисками;

- формирование условий для активизации использования иностранных инвестиций, ранее поступивших на внутренний финансовый рынок.

Параллельно с ускорением восстановительных процессов предполагается акцентировать внимание на создании условий, ограничивающих масштабы потенциальной дестабилизации рынка при колебаниях его конъюнктуры. Необходимость такого рода действий связана, с одной стороны, с возможным ростом в 2000 году влияния нерыночных факторов, с другой - с сохраняющейся узостью рынка. В этих условиях деятельность Банка России будет направлена на создание механизмов оперативной стабилизации рынка путем:

- укрепления роли Банка России как участника межбанковских операций;

- совершенствования инструментария валютного регулирования;

- усиления контроля за участниками рынка и соблюдением установленных норм и правил;

- повышения роли саморегулирующихся организаций участников рынка.

Важная роль в определении общей конъюнктуры финансового рынка, в том числе и привлекательности рублевых инструментов, сохранится за валютным рынком. Стабильность финансового рынка будет обеспечиваться в контексте проведения политики плавающего валютного курса, предполагающей сглаживание резкой динамики обменного курса рубля, а также повышение эффективности контроля за утечкой капитала из страны. Это должно способствовать укреплению доверия к стабильности российской валютно - финансовой системы и снижению девальвационных ожиданий профессиональных участников валютного рынка и населения.

Обороты валютных торгов могут не достигнуть докризисного уровня. В биржевом сегменте будут концентрироваться операции, связанные с обязательной продажей валютной выручки экспортеров. Одновременно более интенсивными могут стать прямые межбанковские конверсионные сделки.

Проблема неисполненных форвардных валютных контрактов, заключенных до начала девальвации рубля в августе 1998 года, сохранит свое значение и будет по-прежнему препятствовать оживлению срочного сегмента валютного рынка. Участники таких контрактов пытаются урегулировать свои взаимоотношения, как правило, на двусторонней основе. В то же время перспективным вариантом решения этой проблемы может стать механизм коллективного исполнения обязательств по форвардным контрактам на паритетной основе.

Рынок государственных ценных бумаг сохранит ограниченное значение в качестве сферы денежно - кредитного регулирования. Это связано прежде всего с тем, что в рамках восстановительного этапа финансовый рынок не воссоздает в полной мере условий для использования традиционных инструментов государственных заимствований. Долгосрочные заимствования на рыночных условиях для Минфина России остаются чрезмерно дорогими. Краткосрочные инструменты заимствований, которые в нестабильных условиях более привлекательны для инвесторов, но менее приемлемы для эмитента в силу сохраняющихся бюджетных ограничений и отказа от схемы рыночного рефинансирования, могут использоваться в ограниченных масштабах (в основном в целях финансирования текущих кассовых разрывов). В 2000 году Минфин России намерен производить в полном объеме погашение и обслуживание ОФЗ и ОГСЗ, не планируя масштабной эмиссии новых рыночных долговых обязательств. Привлечение ресурсов предполагается осуществлять через нерыночные инструменты (облигации государственного нерыночного займа).

Учитывая недостаток коротких инструментов, Минфин России предполагает предложить рынку разделение обращения номиналов облигаций и купонных платежей по ним - создание стрипов на базе уже обращающихся ОФЗ. Такая схема позволит эмитенту производить долгосрочные заимствования, предложив одновременно с этим участникам рынка пользующиеся спросом короткие инструменты. Банк России намерен продолжить разработку данной программы. Необходимо отметить, что в данном случае не произойдет увеличения объема государственного внутреннего долга и укорачивания его срока, как в случае выпуска краткосрочных облигаций (ГКО).

В 2000 году Банк России намерен также совершенствовать систему работы с участниками торгов по государственным ценным бумагам, а также по включенным в единую торговую систему ОРЦБ корпоративным ценным бумагам. Модернизируемая система имеет целью оперативное выявление и предотвращение сделок, направленных на обход ограничений, действующих на рынке, и вызывающих значительные необоснованные колебания цен по ценным бумагам. Развитие системы предусматривает определение признаков недопустимой сделки, формирование совокупности агрегированных показателей, на основе которых Банк России может своевременно определить, относится ли намеченная сделка к категории допустимых, и разработку спектра механизмов, препятствующих заключению недопустимых сделок, от административного регулирования (например, отключение от торгов) до рыночных методов воздействия (невыгодность заключения недопустимых сделок). Внедрение подобной системы будет способствовать усилению стабильности рынка государственных ценных бумаг.

В 2000 году в связи с сохранением потребности в привлечении заемных ресурсов в регионах возможно появление новых эмитентов из категории субъектов Российской Федерации, так как облигационные займы остаются эффективным механизмом мобилизации финансовых ресурсов муниципальными и региональными органами власти.

Сложившаяся на рынке государственных ценных бумаг ситуация диктует необходимость рассмотрения новых форм финансирования бюджетного дефицита. Одним из вариантов является выпуск новых инструментов долгосрочных заимствований, в том числе индексируемых ценных бумаг (в основном привязанных к индексу инфляции). Доходность индексируемых облигаций и соответственно стоимость заимствований для эмитента менее зависимы от состояния рыночной конъюнктуры по сравнению с традиционными инструментами. Более того, стоимость заимствований снижается за счет отсутствия премии за инфляционный риск.

Однако обязательными условиями для успеха программ выпуска индексируемых гособлигаций являются способность государства обеспечить необходимый контроль над инфляцией, а также целевой характер использования привлекаемых долгосрочных ресурсов - на реализацию инвестиционных программ в рамках структурной перестройки экономики.

Банк России считает целесообразным продолжение в 2000 году эмиссии облигаций Банка России. Для Банка России роль ОБР будет заключаться в оперативном управлении ликвидностью банковской системы. Кроме того, уровень процентных ставок, складывающихся при размещении ОБР (как во время аукциона, так и на вторичном рынке), будет являться дополнительным индикатором денежно - кредитной политики. Кредитным организациям наличие ликвидного рынка ОБР предоставляет инструмент, который может быть использован для размещения временно свободных денежных средств и в качестве обеспечения при привлечении краткосрочных кредитов.

Не ослабляя внимания к проблеме расширения рыночного инструментария, нужно учитывать и то обстоятельство, что характерная для российского рынка проблема дефицита инструментов в своей основе является проблемой узости круга платежеспособных заемщиков. В этих условиях попытки оживления финансового рынка только с помощью чисто технических мер, например предложения новых инструментов тем же заемщиком, являются малоэффективными. На восстановительном этапе для банков более привлекательны стимулы не в виде более высокой доходности, а в виде меньших рисков.

С этой точки зрения необходимо ускорить разработку нормативной и методологической базы таких традиционных банковских операций, как кредитование под залог прав собственности (ипотечный и потребительский кредит).

Банк России исходит из того, что важный импульс развитию фондового рынка в 2000 году способна придать активизация ипотечного кредитования, включая создание нового сегмента фондового рынка - рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой. Программы ипотечного кредитования населения рассматриваются при этом как необходимое условие активизации совокупного спроса в экономике, создания дополнительных импульсов экономического роста. Внедрение ипотеки даст банкам возможность перестройки их активов, обеспечив формирование одновременно низкорисковых и в высшей степени производительных активов.

Одним из важных условий развития рынка является создание нормативной базы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Банк России участвовал совместно с другими федеральными органами в разработке Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и в дальнейшем предполагает принимать участие в создании нормативной базы для выпуска и обращения ценных бумаг, оформляющих ипотечное кредитование, включая вопросы регистрации выпусков ипотечных банковских облигаций.

В целях расширения масштабов содействия банковской системы развитию ипотечного жилищного кредитования в ближайшее время целесообразно рекомендовать Сбербанку России активизировать свою деятельность в этом направлении. Благодаря наличию разветвленной филиальной сети, большому опыту работы с населением и сохранению доверия к нему как к надежному банку он мог бы постепенно организовать ипотечное жилищное кредитование по всей стране в качестве одного из основных направлений своей деятельности.

Ввиду отсутствия эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспеченных залогом недвижимости, а также невозможности одномоментного внесения большинством потенциальных заемщиков всего первоначального взноса в ближайшее время наиболее приемлемой схемой организации ипотечного жилищного кредитования может служить контрактная сберегательная модель.

Поскольку кредитные ресурсы не заимствуются на открытом рынке капиталов, а формируются за счет привлечения сбережений потенциальных заемщиков, это позволит выдавать кредиты по значительно более низким, чем в настоящее время, ставкам, что имеет особенно важное значение для развития ипотечного кредитования в России. Использование гибких процентных ставок, привязанных к уровню инфляции, позволит банкам эффективно управлять процентными рисками.

В целях стимулирования контрактной сберегательной модели могут быть разработаны системы государственных субсидий из бюджетных и внебюджетных источников, средства которых будут направляться на формирование целевых сберегательных вкладов для социально незащищенных групп населения и очередников жилья.

Перспективным направлением участия банковской системы в ипотечном бизнесе может являться выделение специализирующихся на ипотечном кредитовании кредитных организаций - ипотечных банков (на базе уже существующих универсальных банков или путем создания новых ипотечных банков).

Одним из условий активизации совокупного спроса в экономике и дополнительным импульсом экономического роста является потребительский кредит. В силу низких доходов большей части населения его развитие возможно только при определенном подъеме уровня доходов населения.

Развитие потребительского кредита является перспективным направлением деятельности банков в настоящее время, когда они вынуждены искать относительно новые сферы применения капитала.

Система оформления потребительского кредита должна быть максимально упрощенной, однако не в ущерб уровню кредитного риска для банка. Снижению риска будет способствовать создание кредитных бюро, специализирующихся в том числе и на кредитных историях индивидуальных заемщиков. Кроме того, необходимо расширить использование населением безналичных расчетов, как это давно практикуется во многих странах мира.

Развитие потребительского кредита потребует не только создания соответствующей инфраструктуры, но и разработки на законодательном уровне специальных норм с целью упорядочения этого вида деятельности.

Предпринимаемые Банком России меры по укреплению доверия участников рынка, по стабилизации рыночной конъюнктуры и расширению инструментария будут способствовать активизации межбанковского кредитного рынка. Определенную роль в этом призваны сыграть междилерские операции РЕПО, предоставляющие участникам рынка механизм обеспеченного межбанковского кредитования. Гарантированное исполнение сделок РЕПО, что отличает их от обычных операций межбанковского кредитования, поможет ввести в рыночный оборот незадействованные рублевые ресурсы тех банков, которые считают чрезмерными риски проведения традиционных межбанковских кредитных операций и не проводят операции с Банком России.

Развитие банковского сектора и банковского надзора в 2000 году

Банковский сектор будет продолжать оставаться важнейшим звеном, через которое Центральный банк Российской Федерации оказывает воздействие на реальную экономику. Именно поэтому основные параметры развития банковской системы будут иметь особое значение при проведении денежной политики, главным образом с точки зрения эффективности денежного трансмиссионного механизма и последующей реакции реального сектора экономики на меры Центрального банка Российской Федерации.

В качестве основных направлений развития банковского сектора Банк России рассматривает обеспечение финансовой устойчивости банковской системы, стимулирование операций банков с реальным сектором экономики и расширение состава услуг, предоставляемых банками.

Обеспечение финансовой устойчивости банковского сектора базируется на проведении реструктуризации банковской системы, укреплении законодательной базы банковской деятельности, а также усилении банковского надзора. Основными задачами, которые предстоит решить в ходе дальнейшей реализации программы реструктуризации, являются выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных банков, проведение реструктуризации отдельных проблемных банков, в первую очередь крупных многофилиальных, продолжение работы по формированию законодательной и нормативной базы для работы с неплатежеспособными банками, развитие инфраструктуры финансового рынка с целью предоставления банкам рыночных инструментов управления ликвидностью.

Рекапитализация кредитных организаций является одним из основных элементов реструктуризации. Оказание государственной поддержки на цели рекапитализации банковской системы будет возможно только в отношении ограниченного числа проблемных кредитных организаций, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки.

Приоритетным направлением активных операций банков должны стать различные формы финансирования экономики. Важной предпосылкой развития операций банков с реальным сектором экономики является достаточная капитализация кредитных организаций. В качестве ключевых направлений деятельности кредитных организаций в плане финансирования реального производства могут быть рассмотрены инвестиционные проекты, связанные с развитием передовых технологий, и финансирование экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Перспективным направлением активных операций банков является развитие кредитных операций с розничными клиентами, а именно: кредитование малого и среднего бизнеса, кредитование жилищного строительства (ипотека) и потребительский кредит. Развитие данных направлений будет способствовать повышению платежеспособного спроса населения и обеспечению занятости.

Важный вклад в повышение роли государственной инвестиционной политики в части аккумулирования ресурсов, финансирования и кредитования инвестиционных проектов, в том числе включенных в Бюджет развития, должен внести Российский банк развития.

Активизация операций банковской системы с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы. В целях привлечения сбережений населения в хозяйственную деятельность необходимо создание условий для восстановления доверия вкладчиков к банковской системе, что предполагает прежде всего повышение финансовой устойчивости банков и создание системы гарантирования вкладов населения. Банк России считает принципиально важным с этой точки зрения принятие Закона "О гарантировании вкладов граждан в банках", который должен стать законодательной базой для введения системы гарантирования вкладов физических лиц. До запуска в полном объеме системы гарантирования вкладов необходимо создание государством эффективных механизмов минимизации потерь вкладчиков банков, которые будут признаны несостоятельными (банкротами) и у которых отзывается лицензия.

Обеспечение финансовой устойчивости банковского сектора требует укрепления системы пруденциального банковского надзора. Важную роль в этом направлении играет Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России.

С учетом ключевых принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, Банк России продолжит работу по внедрению в практику надзорной деятельности общепринятых в мировой банковской практике подходов к регулированию банковских рисков, в том числе на консолидированной основе, по дальнейшему совершенствованию и приближению к международным стандартам учета, бухгалтерской и финансовой отчетности банков, а также по разработке требований по формированию резервов дополнительно под любые потенциальные потери банков. Важный вклад в решение данной задачи должны внести также меры по повышению транспарентности деятельности банков. Актуальной является также разработка методики оценки показателей, свидетельствующих о наличии системных рисков банковской системы. В плане совершенствования регулирования рыночных рисков будут разработаны методики по анализу валютного, процентного, фондового рисков, а также агрегирования всех рисков. Также будет продолжена работа по практическому внедрению методик надзора на консолидированной основе и расширению полномочий Банка России по осуществлению надзора за рисками, принимаемыми на себя кредитными организациями в рамках финансово - промышленных групп.

  • Главная
  • "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)