в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 16.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 24.12.93 N 2284 (ред. от 15.07.98) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
не действует Редакция от 15.07.1998 Подробная информация
УКАЗ Президента РФ от 24.12.93 N 2284 (ред. от 15.07.98) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

5. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации

Конкретный способ приватизации предприятия определяется рабочей комиссией по приватизации или комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом согласно Закону Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", Государственной и местным программам приватизации, нормативным актам, не противоречащим настоящей Программе.

Установить, что изменения и дополнения во 2-й раздел плана приватизации могут вноситься Госкомимуществом России с обязательным уведомлением соответствующих финансовых органов и приватизируемых предприятий. При этом не допускается внесение изменений и дополнений в план приватизации после публикации информационного сообщения о продаже объекта приватизации.

5.1. Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделяются на две группы:

первая группа включает в себя мелкие предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. не более 1 млн. рублей, подлежащие продаже на аукционах, конкурсах и инвестиционных конкурсах. Трудовые коллективы этих предприятий вправе квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех его работников (на общем собрании или с подтверждением подписными листами) вправе избрать метод продажи: на аукционе, на инвестиционных конкурсах без ограничения состава участников. Такое решение является обязательным для соответствующих комитетов по управлению имуществом;

вторая группа включает в себя все остальные предприятия, которые могут быть приватизированы любым способом, предусмотренным пунктом 5.2 Программы.

В случае невыполнения требований настоящей Программы, Указов Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721, от 14 октября 1992 г. N 1228 "О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности" и постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 757 "О реализации дополнительных мер по защите права граждан России на участие в приватизации" комитеты по управлению имуществом (министерства и ведомства) вправе в установленном порядке принимать решения о расторжении ранее заключенных контрактов с руководителями предприятий, а в случае отсутствия контрактов - об освобождении от занимаемой должности. Преобразование предприятий в акционерные общества открытого типа в этом случае осуществляется по инициативе соответствующего комитета по управлению имуществом в установленном порядке с предоставлением членам их трудовых коллективов льгот только по первому варианту (п.5.3.1) Программы.

5.2. Предусматривается использование в порядке, установленном Программой, следующих способов приватизации:

продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации;

продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционах;

продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

продажа пакетов акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу;

продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также не завершенных строительством объектов на аукционах и по конкурсу;

выкуп арендованного имущества; продажа предприятий товариществам, созданным в соответствии с дополнительными льготами, предусмотренными п. 5.16;

продажа долей (паев, акций), находящихся в государственной и муниципальной собственности, на аукционе, по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным составом участников.

5.3. Продажа акций акционерного общества открытого типа, созданного в процессе приватизации

А. Льготы членам трудового коллектива при преобразовании государственного (муниципального) предприятия в акционерное общество открытого типа

5.3.1. При продаже (безвозмездной передаче) акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий (в том числе ранее преобразованных в акционерные общества закрытого типа), по решению трудового коллектива предприятия применяется один из предусмотренных Программой вариантов предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия, причем эти льготы распространяются также на:

работников, для которых данное предприятие является основным местом работы;

бывших работников, имеющих стаж работы на приватизируемом предприятии не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию (в том числе в порядке перевода на другую работу), по сокращению численности или штата, а также при реорганизации предприятий;

лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации вернуться на прежнее место работы на этом предприятии, включая лиц, призванных на военную службу во время работы на государственном (муниципальном) предприятии до преобразования его в акционерное общество, при условии возвращения на прежнее место работы в течение трех месяцев после демобилизации;

пенсионеров, оформивших пенсию и вышедших на пенсию на данном предприятии;

лиц, уволенных с этого предприятия по сокращению численности или штата после 1 января 1992 г. и зарегистрированных в качестве безработных;

работников этих предприятий, вышедших на пенсию по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

членов семей, являющихся наследниками работников данного предприятия, погибших на данном производстве.

Все лица, на которых распространяются указанные льготы, включаются в расчет численности персонала наравне с работниками, для которых данное предприятие является основным местом работы.

Вариант 1

Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия и лицам, приравненным к ним и имеющим право на льготы:

единовременно безвозмездно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25 процентов уставного капитала, но не более 20-кратного размера установленной законодательством минимальной оплаты труда в расчете на одного работника;

обыкновенные акции, составляющие до 10 процентов уставного капитала, но не более 6-кратного размера установленной законодательством минимальной оплаты труда в расчете на одного работника, продаются по закрытой подписке членам трудового коллектива со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех месяцев, при этом величина первоначального взноса не может быть менее 50 процентов номинальной стоимости акций.

Администрации приватизируемого предприятия - руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру, руководителю обособленного структурного подразделения или филиала - на условиях контрактов, заключенных с ними, предоставляется право на приобретение по номинальной стоимости обыкновенных акций на общую сумму, составляющую до 5 процентов от уставного капитала, но не более 2000-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда в расчете на одно лицо.

На предприятиях со среднесписочной численностью более 10 тыс. человек, имеющих обособленные структурные подразделения, цеха, участки, а также в случаях если планом приватизации предусматривается реструктурирование предприятия с образованием дочерних предприятий, по решению трудового коллектива перечень должностных лиц администрации, имеющих право на такую льготу, может быть расширен.

Вариант 2

Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия и лицам, приравненным к ним, имеющим право на льготы, предоставляется право приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51 процента уставного капитала.

В этом случае:

безвозмездная передача и продажа акций на льготных условиях не осуществляется;

продажная цена акций определяется в соответствии с Положением о закрытой подписке, утвержденным Госкомимуществом России.

Вариант 3

Если группа работников предприятия или любые физические и юридические лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", берут на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получают согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не может быть более одного года (без права продления), то членам такой группы предоставляется право на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 30 процентов уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости.

Порядок заключения договора с группой работников о приобретении акций определен положением, утвержденным Госкомимуществом России.

На период действия договора указанной группе передается право на голосование всеми голосующими акциями, принадлежащими соответствующему фонду имущества.

В план приватизации включаются условия договора, заключение которого с указанной группой учредителем акционерного общества является обязательным. В договоре определяются обязательства членов группы и пределы их материальной ответственности имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности (вносимым в виде залога), на сумму не менее 200-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда на момент внесения залога в расчете на каждого члена группы.

При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции на сумму, составляющую 20 процентов уставного капитала, но не более 20-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на три месяца. При этом величина первоначального взноса не может быть менее 25 процентов номинальной стоимости акций.

В случае невыполнения группой условий договора акции, подлежащие продаже членам этой группы, реализуются населению на чековых аукционах (после 1 июля 1994 г. на денежных аукционах).

Порядок распределения безвозмездно передаваемых акций (при выборе 1 варианта) определяется решением общего собрания (конференции) трудового коллектива простым большинством голосов.

Продажа акций членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам в пределах льгот, установленных настоящей Программой, осуществляется по закрытой подписке в соответствии с положением, утвержденным Госкомимуществом России.

Разрешить комитетам по управлению имуществом продлевать до трех месяцев сроки проведения закрытой подписки на акции среди работников предприятий исходя из специфики производственной деятельности конкретных предприятий. При этом продажу акций, передаваемых фондам имущества, можно осуществлять до окончания закрытой подписки.

Решение о выборе варианта установленных Программой льгот принимается общим собранием трудового коллектива либо удостоверяется подписными листами его членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало (подписалось) не менее двух третей списочной численности работников предприятия. При отсутствии указанного решения льготы предоставляются в соответствии с первым вариантом.

Работникам предприятий, входящих в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием, независимо от выбранного варианта льгот по решению трудового коллектива предоставляется право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия на равных с ними условиях.

5.3.2. Любые акции, приобретенные или безвозмездно полученные гражданами или юридическими лицами, могут продаваться собственниками без ограничения. Установление ограничений запрещается.

5.3.3. Определение начальной цены государственных (муниципальных) предприятий при продаже их на аукционе, по коммерческому (некоммерческому) и инвестиционному конкурсу осуществляется в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", с учетом изменений, внесенных распоряжением Госкомимущества России от 13 ноября 1993 г. N 763 "О некоторых вопросах применения Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации".

Оценка стоимости имущества производится по данным бухгалтерского баланса за отчетный квартал, предшествующий проведению оценки. Стоимость основных средств незавершенного строительства и неустановленного оборудования определяется в акте оценки без учета результатов переоценки основных фондов, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 595 "О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации", а также последующих переоценок основных фондов.

Фактическая прибыль, полученная предприятиями в 1993 - 1994 гг., не является источником образования приватизационного фонда работников предприятия и не исключается из стоимости имущества при определении начальной цены предприятия.

5.3.4. Величина уставного капитала при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа определяется по данным баланса по состоянию на 1 июля 1992 г. без учета результатов переоценки основных фондов, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 595 "О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации", и последующих переоценок основных фондов и валютных статей баланса.

В этом случае для определения варианта льгот, предоставляемых членам трудового коллектива, применяются:

минимальный размер оплаты труда на 1 июня 1992 г. (900 руб.);

среднесписочная численность работников предприятия по данным отчета за I полугодие 1992 года.

Все изменения в составе и стоимости имущества предприятия после 1 июля 1992 г. относятся к изменениям в составе и стоимости имущества, находящегося в собственности акционерного общества.

Фактическая прибыль, полученная предприятиями в 1993 - 1994 гг., не является источником образования приватизационного фонда работников предприятия и не исключается из стоимости имущества при определении величины уставного капитала.

5.3.5. Величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, созданных (учрежденных) после 1 июля 1992 г., определяется по данным баланса за отчетный квартал, предшествующий проведению оценки.

При определении величины уставного капитала стоимость основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования определяются в акте оценки без учета результатов переоценки, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 595 "О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации", а также последующих переоценок основных фондов.

В этом случае для определения варианта льгот, предоставляемых членам трудового коллектива, применяются:

минимальный размер оплаты труда, действующий на момент учреждения (создания) государственного (муниципального) предприятия;

среднесписочная численность работников предприятия по данным отчета за полугодие, предшествующее проведению оценки.

5.3.6. В целях защиты прав акционеров запрещается увеличение уставного капитала акционерного общества до продажи 90 процентов акций приватизируемого предприятия.

Б. Льготы членам трудового коллектива и администрации приватизированного предприятия, предоставляемые после завершения продажи акций за приватизационные чеки

5.3.7. В случае реализации более 80 процентов акций акционерного общества и продажи установленного законодательством количества акций за приватизационные чеки предоставляется право:

членам трудового коллектива приватизированного предприятия начать выкуп (частично получить бесплатно) акций из фонда акционирования работников предприятия, если этот фонд был предусмотрен в плане приватизации, утвержденном до выхода Программы;

акционерному обществу в процессе приватизации выкупить земельный участок под приватизируемым предприятием в соответствии с действующим законодательством. При этом продавцами земельных участков являются соответствующие фонды имущества. Распределение средств, полученных от продажи земельных участков, осуществляется по нормативам согласно приложению N 1 к Программе.

В. Льготы членам трудового коллектива и администрации в случае закрепления контрольного пакета акций в государственной (муниципальной) собственности

5.3.8. В случае закрепления контрольного пакета акций в государственной (муниципальной) собственности льготы работникам предприятия предоставляются в следующем порядке:

если контрольный пакет акций составляет 51 процент акций, то всем членам трудового коллектива и лицам, приравненным к ним, единовременно и безвозмездно передаются именные привилегированные акции, составляющие 25 процентов уставного капитала, но не более 20-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальный оплаты труда в расчете на одного работника. При этом другие льготы не предоставляются;

если контрольный пакет акций составляет 38 процентов акций, то льготы членам трудового коллектива и лицам, приравненным к ним, предоставляются в соответствии с 1-м вариантом льгот (пункт 5.3.1 Программы).

В обоих случаях Фонд акционирования работников предприятия не образуется, все остальные неразмещенные акции подлежат продаже на специализированных чековых аукционах (после 1 июля 1994 г. - на денежных аукционах).

Если в государственной собственности закрепляется 25,5 процента акций, то льготы членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам предоставляются по 1-му варианту льгот, а все остальные акции подлежат продаже на специализированных чековых аукционах.

Г. Получение (продажа) акций из фонда акционирования работников предприятия

5.3.9. По предприятиям, заявки на приватизацию которых поданы после 1 февраля 1994 г., образование Фонда акционирования работников предприятия (далее именуется ФАРП) не предусматривается.

Получение (продажа) акций из ФАРП осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и настоящей Программой.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерное общество открытого типа по предложению трудового коллектива может быть сформирован за счет вклада соответствующего фонда имущества фонд акционирования работников предприятия в размере, не превышающем 10 процентов его уставного капитала в случае выбора 1 и 3 вариантов предоставления льгот и 5 процентов в случае выбора 2 варианта предоставления льгот членам трудового коллектива.

Передача акций из ФАРП осуществляется в случае реализации не менее 80 процентов акций и после завершения продажи установленного законодательством количества акций, подлежащих продаже за приватизационные чеки. При этом из общего количества акций ФАРП часть акций, составляющая одну десятую от общего числа проданных за приватизационные чеки акций данного акционерного общества (за исключением акций, продаваемых или передаваемых трудовому коллективу на льготных условиях), подлежит безвозмездной передаче членам трудового коллектива.

ФАРП формируется на срок не более двух лет с момента регистрации акционерного общества. Право приобретения акций из ФАРП имеют члены трудового коллектива, для которых данное акционерное общество является основным местом работы.

5.4. Продажа акций акционерных обществ на специализированных чековых аукционах

5.4.1. Основной формой продажи акций до 1 июля 1994 г. является продажа акций на специализированных чековых аукционах, порядок проведения которых определяется Госкомимуществом России, а также на межрегиональных специализированных чековых аукционах и межрегиональных всероссийских специализированных чековых аукционах, проводимых в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 786 "О продаже акций на межрегиональных специализированных чековых аукционах".

Условия проведения межрегиональных и межрегиональных всероссийских специализированных чековых аукционов регулируются Госкомимуществом России.

К участию в специализированном чековом аукционе допускаются все владельцы приватизационных чеков, признаваемые покупателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.4.2. Специализированный чековый аукцион - это способ продажи акций на торгах, при котором:

все победители аукциона получают акции по единой цене; участие в аукционе определяется путем подачи одного из двух типов заявок с указанием или только количества приватизационных чеков (заявка типа 1), или количества приватизационных чеков на акции с указанием минимального количества акций номинальной стоимости в расчете на один приватизационный чек (заявка типа 2);

лица, подавшие заявку типа 1, всегда входят в число победителей аукциона.

Продажу акций на специализированных чековых аукционах осуществляет соответствующий фонд имущества, комитет по управлению имуществом или его представитель, а также акционируемое предприятие в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 1229 "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации".

Запрещается применение иных процедур проведения специализированных чековых аукционов, кроме установленных распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г. N 701.

Продажа акций приватизируемых предприятий на специализированных чековых аукционах осуществляется в соответствии с планами приватизации, утвержденными комитетами по управлению имуществом, и планами-графиками проведения специализированных чековых аукционов, которые являются обязательными для фондов имущества.

При этом разрешается продажа акций на специализированных чековых аукционах до завершения проведения закрытой подписки на акции среди членов трудового коллектива.

5.4.3. Межрегиональным специализированным чековым аукционом признается аукцион, проводимый в порядке, установленном Положением о специализированных чековых аукционах, утвержденным распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г. N 701. При этом сбор заявок на участие в межрегиональном специализированном чековом аукционе должен быть организован одновременно на территории не менее пяти субъектов Российской Федерации.

5.4.4. Межрегиональным всероссийским специализированным чековым аукционом признается аукцион, проводимый в порядке, установленном Положением о специализированных чековых аукционах, утвержденным распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г. N 701, сбор заявок на участие в котором организован одновременно на территории не менее чем 25 регионов Российской Федерации.

При проведении межрегионального всероссийского специализированного чекового аукциона организация сбора заявок в г. Москве обязательна.

5.4.5. Фонды имущества обеспечивают продажу на менее 29 процентов акций акционерного общества в соответствии с планом приватизации (за исключением акционерных обществ, созданных на базе предприятий топливно-энергетического комплекса, приватизируемых в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 г. N 923, от 5 ноября 1992 г. N 1333 и N 1334, от 17 ноября 1992 г. N 1403, от 30 декабря 1992 г. N 1702) не позднее чем в 2-месячный срок с момента преобразования исключительно на специализированных чековых аукционах.

Акции акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации и относящихся к федеральной собственности, имеющих на 1 января 1992 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 250 млн. рублей, подлежат продаже исключительно на межрегиональных и межрегиональных всероссийских специализированных чековых аукционах, проводимых фондами имущества в соответствии с Положением о проведении межрегиональных всероссийских специализированных чековых аукционов, утвержденным распоряжением Госкомимущества России от 28 октября 1993 г. N 1853 и в соответствии с планом-графиком, утвержденным Госкомимуществом России.

5.4.6. В случае внесения акций акционерного общества в порядке оплаты уставного капитала другого акционерного общества (холдинговой компании) эквивалентное по номинальной стоимости количество акций последнего должно быть продано на специализированном чековом аукционе и отражено в плане приватизации этого акционерного общества. Причем продажа акций в обязательном порядке должна быть осуществлена также и в регионе, где расположено акционерное общество, акции которого были внесены в холдинговую компанию.

После 1 июля 1994 г. акции продаются на аукционах за деньги в соответствии с Положением, утвержденным Госкомимуществом России.

5.5. Продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционах

Продажей на аукционе является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации.

При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

В этом случае работники приватизируемого предприятия, а также лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности или штата после 1 января 1992 г. и зарегистрированные в качестве безработных, не получившие права собственности в результате аукциона, получают 30 процентов от денежной выручки, но не более 40-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда на одного работника.

5.6. Продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников)

5.6.1. Продажей по коммерческому конкурсу является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации в случаях, когда от покупателей требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Список условий конкурса устанавливается в соответствии с Положением о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации по конкурсу. Предъявление каких-либо условий, не предусмотренных упомянутым Положением, не допускается.

Обязательными условиями продажи всех объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на коммерческом конкурсе являются сохранение профиля и запрещение перерывов в работе приватизированного объекта более двух месяцев после купли - продажи и (или) суммарно 3 месяца в течение календарного года. Изменение графика работы приватизированного объекта в сторону сокращения допускается только по согласованию с местной администрацией.

В случае если работники приватизируемого предприятия, а также лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности или штата работников после 1 января 1992 г. и зарегистрированные в качестве безработных, не получили права собственности в результате конкурса, то они получают компенсацию в размере 20 процентов от денежной выручки, но не более 30-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда в расчете на одного работника.

5.6.2. Коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или закрытого тендера. При этом на коммерческом конкурсе право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

Продажа на коммерческом конкурсе с ограничением состава участников допускается (в соответствии с местными программами приватизации) только при приватизации расположенных в сельской местности, поселках городского типа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

К участию в таком конкурсе допускаются только работники приватизируемого предприятия и жители данного региона.

5.7. Продажа пакетов акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу

По инвестиционному конкурсу продаются пакеты акций акционерных обществ, принадлежащих государству, когда от покупателей требуется осуществление инвестиций.

Критерием выбора победителя является общая величина инвестиций, дисконтированная на весь период их реализации с учетом ставки Центрального банка Российской Федерации на момент проведения конкурса.

Обязательными требованиями к проведению конкурса являются:

внесение победителем в течение месяца после завершения инвестиционного конкурса не менее 20 процентов общего объема инвестиций на расчетный счет предприятия (в том числе 0,5 процента от этой суммы переводится победителем инвестиционного конкурса в равных долях на счета соответствующих комитета по управлению имуществом и фонда имущества), при этом по решению Правительства Российской Федерации размер первоначального взноса инвестиций может быть в индивидуальном порядке сокращен до 10 процентов;

срок внесения инвестиций - не более 3 лет;

оплата пакета акций, продаваемого на инвестиционном конкурсе, производится по его номинальной стоимости.

Все инвестиционные конкурсы являются открытыми, то есть на них претендентами выступают все заинтересованные юридические и физические лица.

Инвестиционные конкурсы проводятся в соответствии с Положением, утвержденным Госкомимуществом России.

Задолженность предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, засчитывается кредитору - победителю инвестиционного конкурса в объем инвестиций.

5.8. При продаже государственных и муниципальных предприятий (а также имущества ликвидируемых предприятий) по конкурсу или на аукционе товариществу (акционерному обществу), включающему в том числе не менее одной трети списочного состава работников приватизируемого предприятия (подразделения), предоставляется скидка с продажной цены в размере 30 процентов и рассрочка платежа до трех месяцев. При этом сумма первоначального взноса, определяемая планом приватизации или в случае отсутствия необходимой записи - продавцом, не может быть менее 25 процентов от продажной цены и может быть внесена покупателем в виде: до 80 процентов приватизационными чеками, а в остальной части - деньгами.

5.9. Физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных и муниципальных предприятий на аукционе (конкурсе), предоставляется право на заключение долгосрочных (на срок не менее 15 лет) договоров аренды занимаемых этими предприятиями государственных (муниципальных) нежилых помещений, зданий, строений, не вошедших в состав приобретенного ими имущества, а также на приобретение в собственность указанных нежилых помещений, зданий, строений сразу после вступления в силу договора купли-продажи предприятия. В этом случае продавцом выступает соответствующий комитет по управлению имуществом. Такой выкуп осуществляется по цене, устанавливаемой на основании методики, утверждаемой Госкомимуществом России.

Собственники приватизированных государственных (муниципальных) предприятий имеют исключительное право приобретать в собственность занимаемые этими предприятиями земельные участки.

Изменение условий договора аренды указанных помещений, зданий, строений по сравнению с ранее заключенными допускается только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено условиями договора.

5.10. В случаях если при проведении аукциона (конкурса) по продаже приватизируемых предприятий физическое или юридическое лицо, признанное покупателем в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", является единственным участником аукциона (конкурса), то предприятие, расположенное в сельской местности и рабочих поселках, продается указанному лицу по десятикратной стоимости, а расположенное в городах - по 100-кратной стоимости имущества, определенной в соответствии с актом оценки.

Льготы работникам предприятия, ставшим его покупателями, а также товариществу (акционерному обществу) в случае, предусмотренном в пункте 5.8 Программы, не предоставляются.

5.11. При продаже предприятия в процессе приватизации по конкурсу или на аукционе сумма залога (задатка), взимаемого с их участников, устанавливается в размере 100 процентов начальной цены объекта, но не более 1000-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда.

5.12. Продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также незавершенных строительством объектов по конкурсу, на аукционах или на инвестиционных конкурсах

5.12.1. Продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий проводится исключительно на аукционе соответствующими фондами имущества (комитетами по управлению имуществом) в соответствии с Положением, утверждаемым Госкомимуществом России.

В этом случае работникам предприятия, а также лицам, уволенным с этого предприятия по сокращению численности и штата работников после 1 января 1992 г. и зарегистрированным в качестве безработных, выплачивается в размере до 50 процентов от оставшейся денежной выручки имущества (активов) после удовлетворения требований кредиторов, но не более 40 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.

5.12.2. Продажа имущества (активов) действующих государственных (муниципальных) предприятий осуществляется исключительно за деньги с разрешения соответствующего комитета по управлению имуществом на аукционе, организованном фондом имущества в порядке, устанавливаемом Госкомимуществом России.

При этом 80 процентов средств, полученных от продажи имущества, остаются в распоряжении предприятия и не могут быть направлены на оплату труда, а 20 процентов распределяются в соответствии с нормативами распределения средств от приватизации, установленными в приложении N 1 к Программе.

Результаты аукциона оформляются договором купли-продажи.

5.12.3. Приватизация активов объектов, не завершенных строительством, осуществляется исключительно за деньги с учетом мнения министерств и ведомств:

путем продажи активов этих объектов на аукционах или по конкурсу;

путем учреждения открытого акционерного общества со 100 - процентным государственным капиталом с последующей продажей акций.

Распределение денежных доходов от продажи акций объектов, не завершенных строительством, осуществляется в следующем порядке:

50 процентов - предприятию, из состава имущественного комплекса которого изъяты активы объектов, не завершенных строительством;

остальные денежные средства распределяются поровну между соответствующими комитетом по управлению имуществом и фондом имущества и направляются на финансирование процесса приватизации.

Решение о выборе одного из указанных выше способов приватизации объектов, не завершенных строительством, принимается соответствующим комитетом по управлению имуществом.

Рабочие комиссии по приватизации государственных (муниципальных) предприятий имеют право принимать решение об исключении из активов приватизируемого предприятия объектов, не завершенных строительством. Составление разделительного баланса возлагается на соответствующий комитет по управлению имуществом. В этом случае объекты, не завершенные строительством, приватизируются соответствующим комитетом по управлению имуществом исключительно за деньги как объекты, являющиеся государственной (муниципальной) собственностью.

5.13. Продажа предприятий-должников

5.13.1. Продажа предприятий-должников осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.

5.13.2. В целях предотвращения несостоятельности (банкротства) Федеральным управлением по делам несостоятельности (банкротству) при Госкомимуществе России обеспечивается рассмотрение вопросов и принятие решений о проведении обязательной приватизации государственных предприятий, которые являются неплатежеспособными и имеют неудовлетворительную структуру баланса (за исключением предприятий, приватизация которых запрещена в соответствии с Программой).

Принятое указанным Федеральным управлением решение об обязательной приватизации предприятия и разработанные им документы являются обязательным для проведения приватизации предприятия соответствующим комитетом по управлению имуществом.

Приватизация предприятий, для которых установлены ограничения в приватизации, осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о приватизации.

5.13.3. Требования пункта 5.13 относятся ко всем государственным (муниципальным) предприятиям, а также к предприятиям, где доля государственной собственности составляет более 25 процентов и подлежит приватизации.

5.14. Приватизация государственного и муниципального имущества, сданного в аренду

5.14.1. Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется предприятиями-арендаторами, организационно-правовая форма которых приведена в соответствие со статьями 9 - 12 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

5.14.2. Выкуп государственного и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в которых определены сроки, величина, порядок и условия внесения выкупа, осуществляется по заявлению арендатора в соответствии с указанным договором.

5.14.3. Выкуп государственного и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в которых не определены или сроки, или величина, или порядок, или условия внесения выкупа, осуществляется:

в случаях когда стоимость государственного (муниципального) имущества, указанная в договоре, на момент сдачи его в аренду составляла не более 1 млн. руб. - на основании дополнительного соглашения, заключаемого соответствующим комитетом по управлению имуществом с предприятиями (подразделениями предприятий) - арендаторами о выкупе арендованного имущества и определении величины выкупа, по заявлению арендатора. Величина выкупа, если она не была установлена договором аренды, определяется в размере 10-кратной стоимости имущества, сданного в аренду. Дополнительные соглашения не заключаются с арендаторами-предприятиями, осуществляющими обслуживание граждан, других предприятий и организаций в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в состав которого на момент заключения договора аренды входили структурные подразделения (магазины, ателье и другие);

в случаях когда стоимость государственного (муниципального) имущества, указанная в договоре, на момент сдачи его в аренду составляла более 1 млн. руб. - путем преобразования предприятия - арендатора в акционерное общество открытого типа.

Учредителями такого общества выступают соответствующий комитет по управлению имуществом, физические и юридические лица, обладающие правом собственности на имущество в имущественном комплексе этого предприятия, которые в этом случае имеют первоочередное право на приобретение акций, принадлежащих государству, по закрытой подписке. Каждая акция, размещенная по закрытой подписке, продается по цене, равной номинальной стоимости одной акции акционерного общества, умноженной на коэффициент 2. Причем при оплате акций участники закрытой подписки обязаны в период до 1 июля 1994 г. оплатить приватизационными чеками не менее 50 процентов своего платежа и имеют право внести приватизационными чеками до 100 процентов своего платежа.

5.14.4. Граждане - члены трудового коллектива подразделений предприятий, созданных трудовым коллективом государственных (муниципальных) предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания на основе аренды имущества этих предприятий, имеют право выкупить долю арендованного имущества пропорционально доли подразделения в общем объеме производства (реализации) товаров, работ и услуг со скидкой 30 процентов от его стоимости, предусмотренной договором аренды, при условии, что ими было учреждено товарищество или акционерное общество, при этом согласия всего трудового коллектива предприятия-арендатора не требуется. Уставный капитал такого товарищества (акционерного общества) образуется за счет доли в капитале имущественного комплекса арендатора. Указанное товарищество является правопреемником арендатора в отношении имущества, выделенного в пределах его доли по разделительному балансу.

5.14.5. Выкуп государственного или муниципального имущества по договорам аренды, заключенным после вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" или без права выкупа, осуществляется путем преобразования арендного предприятия в открытое акционерное общество (товарищество) по решению собрания учредителей акционерного общества, определенных пунктом 5.14.3 Программы. При этом акции, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, реализуются на чековых аукционах, аукционах, конкурсах и приобретаются арендаторами на общих основаниях.

5.14.6. Товарищество или акционерное общество, созданное на основе аренды государственного имущества этого предприятия (подразделения) и выкупившее его, имеет исключительное право приобретения в собственность (или аренды сроком не менее 15 лет по их желанию) зданий, сооружений, нежилых помещений, которые они арендовали или которыми они фактически владели, пользовались в процессе своей уставной деятельности, по цене, устанавливаемой Госкомимуществом России.

5.14.7. Особенности приватизации государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, регулируются Положением, утверждаемым Госкомимуществом России.

5.15. Защита интересов работников приватизируемых предприятий

5.15.1. В целях защиты интересов работников приватизируемых предприятий с момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на приватизацию государственного (муниципального) предприятия (подразделения) либо с момента подачи заявки другим физическим или юридическим лицом и до момента возникновения права собственности у покупателя либо до момента продажи более 75 процентов акций приватизируемого предприятия запрещается без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства и ведомства:

осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия;

изменять и прекращать действие заключенных ранее договоров аренды занимаемых приватизируемыми предприятиями нежилых помещений, зданий, строений, а также договоров аренды имущества, сданного артелям старателей;

изменять штатное расписание предприятия, сокращать численность его работников без решения трудового коллектива предприятия (подразделения) либо уполномоченного им органа, увольнять и переводить на другую работу работников и должностных лиц администрации предприятия (подразделения), являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.

5.15.2. При преобразовании предприятий в акционерные общества открытого типа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 датой принятия решения трудовым коллективом о приватизации является дата издания приказа руководителя предприятия или решение общего собрания трудового коллектива об образовании рабочей комиссии по приватизации этого предприятия.

5.15.3. С момента принятия решения трудовым коллективом о подаче заявки на приватизацию и до момента продажи более 75 процентов акций приватизируемого предприятия запрещается продажа имущества, в том числе недвижимого, и передача его с баланса приватизируемого предприятия без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом.

Работники приватизируемого предприятия - акционеры - при продаже принадлежащих им акций освобождаются от уплаты налогов.

5.16. Дополнительные льготы при приватизации государственных (муниципальных) предприятий

Устанавливаются следующие дополнительные льготы при приватизации государственных (муниципальных) предприятий:

товарищество, созданное только работниками предприятий, где численность инвалидов на момент принятия решения трудовым коллективом о подаче заявки на приватизацию превышает 50 процентов общего числа работников, в случае если в состав товарищества входит не менее половины общего числа работающих инвалидов, имеет приоритетное право приобретения указанного предприятия в соответствии с утверждаемым Госкомимуществом России Положением по остаточной стоимости с оплатой до 80 процентов платежа приватизационными чеками (в период до 1 июля 1994 г.);

если численность инвалидов составляет менее 50 процентов, но более 10 процентов общего числа работников, то условия продажи предприятия должны включать обязательства покупателя по сохранению определенной планом приватизации численности рабочих мест для инвалидов и обеспечению им специальных условий труда;

товарищество, созданное не менее чем двумя третями общего числа работников государственного (муниципального) предприятия народных художественных промыслов, имеет приоритетное право на приобретение предприятия по остаточной стоимости с оплатой до 80 процентов платежа приватизационными чеками (в период до 1 июля 1994 г.);

независимо от выбранного варианта предоставления льгот членам трудового коллектива при преобразовании предприятий народных художественных промыслов в акционерные общества открытого типа ведущим художникам и мастерам промысла предоставляется право на приобретение акций по номинальной стоимости в размере 5 процентов от величины уставного капитала исключительно за приватизационные чеки сверх установленных трудовому коллективу льгот;

при приватизации предприятий, расположенных в населенных пунктах с численностью жителей не более 10 тыс. человек, а также закрытых административно-территориальных образований, с согласия трудового коллектива все его жители могут принять участие в закрытой подписке на акции приватизируемого предприятия, подлежащие продаже этому трудовому коллективу, если численность работников приватизируемого предприятия составляет более половины числа трудоспособного населения указанного населенного пункта;

при приватизации сельских предприятий бытового обслуживания трудовому коллективу предоставляется преимущественное право на приобретение предприятия при соблюдении участниками предложенных условий конкурса.

5.17. При расчете льгот членам трудовых коллективов в процессе приватизации путем преобразования государственного (муниципального) предприятия в акционерное общество открытого типа на основе минимального размера оплаты труда, этот минимальный размер определяется в той сумме, которая законодательно была установлена на 1 июля 1992 г., а при приватизации другими способами - на момент принятия Программы, если иное не устанавливается законодательством о приватизации. При определении величины задатка, штрафа исходить из минимального размера оплаты труда, установленного на дату их совершения.

5.18. Реорганизация и демонополизация предприятий при их приватизации

5.18.1. Не допускается создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в число участников которых входят государственные и (или) муниципальные предприятия, за исключением случаев приведения их организационно-правовой формы в соответствие со статьями 9 - 12 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

5.18.2. Создание холдинговых компаний при преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий".

Не допускается внесение в уставный капитал создаваемых при участии государства акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) более 10 процентов акций любого акционерного общества, создаваемого в порядке приватизации государственного (муниципального) предприятия.

Создание холдинговых компаний может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены предприятия, входящие в холдинговые компании.

5.18.3. Не допускаются создание предприятий, а также внесение имущественных вкладов в уставный капитал (фонд) предприятий (любых организационно-правовых форм) объединениями государственных (муниципальных) предприятий, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие со статьями 9 - 12 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Правопреемниками указанных объединений в качестве учредителей и участников (пайщиков, акционеров) ранее созданных предприятий являются предприятия - участники указанных объединений (если документально подтверждено, что вклады последних образованы за счет целевых и иных взносов этих предприятий) либо соответствующие комитеты по управлению имуществом (во всех остальных случаях).

5.18.4. Не допускаются создание, а также внесение имущественных вкладов в уставный капитал (фонд) предприятий (любых организационно-правовых форм) любыми органами государственной власти и управления, местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества.

5.18.5. Приватизация государственных и муниципальных предприятий путем продажи акций осуществляется после их преобразования исключительно в акционерные общества открытого типа. Предприятия, ранее созданные при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий в иных организационно-правовых формах, при приватизации подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа.

Права государства в качестве участника (пайщика, акционера) этих предприятий осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. Последние обязаны обеспечить их преобразование, а также осуществить приватизацию находящихся в государственной (муниципальной) собственности долей капитала указанных предприятий в соответствии с действующим законодательством о приватизации.

5.18.6. При приобретении имущества, долей (паев), акций приватизируемых предприятий (акционерных обществ, товариществ) за деньги:

юридические лица (резиденты и не резиденты) предоставляют, в случае сделки на сумму более 500 000 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда, сведения (официальную справку) об источнике денежных средств и законности источника их поступления в соответствии с порядком, утвержденным совместно Федеральной службой контрразведки Российской Федерации и Госкомимуществом России;

физические лица предъявляют, в случае сделки на сумму более 5000 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда, справку о доходах в порядке, утверждаемом совместно Федеральной службой контрразведки Российской Федерации, Госкомимуществом России и Государственной налоговой службой Российской Федерации.

5.18.7. Решения о выделении структурных подразделений из состава предприятий в процессе их приватизации принимаются соответствующими комитетами по управлению имуществом по согласованию с антимонопольными органами и отраслевыми министерствами и ведомствами на основании решений трудовых коллективов предприятий (структурных подразделений), а из состава объединений предприятий в процессе приведения их организационно - правовой формы в соответствие с действующим законодательством - на основе решений трудовых коллективов предприятий с учетом мнения антимонопольных органов и отраслевых министерств и ведомств (кроме предприятий внешнеторговых объединений).

Решение о выделении структурных подразделений из состава предприятий не должно нарушать единства технологического комплекса.

5.18.8. Предприятия-монополисты подлежат реорганизации после проведения приватизации или в процессе ее в соответствии с действующим законодательством.

При приватизации предприятий, признанных в установленном порядке занимающими доминирующее положение на российском (федеральном) рынке, Госкомимущество России, комитеты по управлению имуществом, наделенные правами его территориальных агентств, вправе по представлению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальных управлений (далее именуются - антимонопольные органы) принимать решение:

о включении в устав создаваемого акционерного общества требований обязательного предварительного согласования с антимонопольным органом сделок по приобретению данным обществом акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов, реализующих на рынке аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги);

о включении в план приватизации требований об обязательном предварительном заключении соглашения (договора) с антимонопольным органом, предусматривающего обязательства предприятия по предотвращению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и ответственность за их невыполнение.

5.19. Распоряжение объектами государственной собственности за рубежом

5.19.1. Приватизация и распоряжение государственной собственностью за рубежом осуществляется в порядке, установленном законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

5.19.2. Приватизация (продажа) объектов государственной собственности Российской Федерации, находящихся на территории независимых государств - бывших республик Союза ССР, осуществляется после урегулирования вопросов о правах собственности на основе межправительственных и межгосударственных соглашений.

  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 24.12.93 N 2284 (ред. от 15.07.98) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"