Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПИСЬМО ЦБ РФ от 30.09.94 N 113 "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКОВ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
РЕКОМЕНДАЦИИ
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации" решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 утвержден "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", применяемый всеми предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями (в дальнейшем - предприятия), независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, на которые распространяется действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Данным нормативным актом предусмотрено проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. За неисполнение банками предписаний Банка России в части осуществления указанных проверок к ним применяются меры воздействия, предусмотренные Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем банка самостоятельно в зависимости от выполнения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. При планировании проверок следует учитывать также информацию налоговых органов о фактах нарушений предприятиями условий работы с денежной наличностью, установленных в ходе документальных проверок налогового законодательства.
Период, за который рассматривается состояние кассовой дисциплины на месте, должен быть не менее трех месяцев.
Проверяющему необходимо иметь документ, подписанный руководителем банка, на право осуществления проверки, а также поставить в известность руководителя предприятия и главного бухгалтера о предстоящем выходе на место.
До начала осуществления проверки работник банка выбирает данные о производимых в проверяемом периоде операциях по поступлениям и выдачам денег из кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи выручки, знакомится с уставом предприятия, договором на расчетно-кассовое обслуживание, решением банка о праве расходования предприятием постоянной денежной выручки, справкой о кассовых операциях по предыдущей проверке, при необходимости и с другими документами.
При проверке соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии рассматривается:
1. Ведение кассовой книги, ежедневный отчет кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями, их оформление.
2. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка и сданным в банк). В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений.
Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако, если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.
Полнота оприходования в кассу предприятия денег, полученных в результате хозяйственной деятельности, проверяется налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.
3. Целевое использование наличных денег, полученных в банке (на цели, указанные в чеке).
4. Расходование наличных денег из выручки на цели, предусмотренные в п. 7 Порядка.
Учреждения банков принимают решения о расходовании предприятиями постоянной денежной выручки на основании письменных заявлений клиентов с учетом соблюдения ими требований порядка ведения кассовых операций, состояния расчетов и остатков средств на расчетных (текущих) счетах предприятий.
5. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот.
При выявлении нарушений выясняется когда, в какой сумме и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности (исходя их суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы). Пример: условно в июне т.г. количество дней
превышения лимита составило 5, по сумме - 10 тыс. руб., 20 тыс. руб., 10 тыс. руб., 30 тыс. руб., 100 тыс. руб. (итого 170 тыс. руб.). Таким образом, сверхлимитная кассовая наличность составит 34 тыс. рублей (170 тыс. руб. : 5).
Вместе с тем, предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов на цели и сроки, указанные в п. 9 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".
Лимит остатка денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности (включая бюджетные), осуществляющим налично-денежные расчеты, в соответствии с порядком ведения кассовых операций в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расхода наличными деньгами (кроме расходов на оплату труда и социально-трудовые выплаты), особенностей деятельности и режима его работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, а также необходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременного поступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Лимит остатка кассы согласовывается с руководителем предприятия, при необходимости, по его просьбе или в других обоснованных случаях пересматривается в том же порядке.
Примерная форма расчета на установление лимита остатка кассы прилагается (см. Приложение N 1).
6. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
Проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов (500 тыс. рублей) в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.06.93 N 626 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами". Указанная сумма является предельной по одному платежу. Вместе с тем, платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере до 500 тыс. рублей, следует рассматривать как единый суммарный платеж. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы производятся только в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормативными актами Российской Федерации.
В частности, до внедрения системы безналичных расчетов за приобретаемые для собственных нужд горюче-смазочные материалы на автозаправочных станциях расчеты осуществляются за наличные деньги в пределах смет по этим расходам. Приобретение за наличный расчет горюче-смазочных материалов у других юридических лиц (помимо автозаправочных станций) производится с учетом действия постановления N 626.
Вышеуказанное ограничение налично-денежных расчетов между юридическими лицами на территории Российской Федерации распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица с привлечением наемного труда.
Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных денег и подтверждением этих расходов являются: договор (контракт), копия товарного чека, счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами"). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.
Данное постановление не вносит каких-либо изменений в действующий порядок расчетов между юридическими и физическими лицами, которые могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами по договоренности.
Кроме того, при необходимости в ходе проверки могут рассматриваться другие вопросы, относящиеся к порядку ведения кассовых операций.
Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях (форма N 0488028 с учетом изменений, внесенных Банком России), в которой должны найти полное отражение все вышеупомянутые вопросы. Справка подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем банка. Если при проверке нарушений не установлено, проверяющий ограничивается заполнением справки с указанием, что проверка произведена в соответствии с требованиями порядка ведения кассовых операций и замечаний не установлено (форма справки прилагается - Приложение N 2).
Справки о кассовых операциях рассматриваются руководителем банка.
В случаях установления нарушений предприятиями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в части осуществления расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм, неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, несоблюдения действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопления в кассах наличных денег сверх установленных лимитов учреждения банков направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщиков представления с приложением копий справок по указанным проверкам для принятия мер финансовой и административной ответственности.
Департамент регулирования денежного
обращения Банка России
- Главная
- ПИСЬМО ЦБ РФ от 30.09.94 N 113 "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКОВ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"