Последнее обновление: 23.05.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- "РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ РБ-015-2000. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ ИНФОРМАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЯЭУ СУДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ" (утв. Госатомнадзором РФ)

РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
АЗ - аварийная защита (реактора)
АТО - (суда) атомно-технологического обслуживания
ЖРО - жидкие радиоактивные отходы
ИРГ - инертные радиоактивные газы
МКУ - минимально контролируемый уровень (мощности реактора)
ОТВС - отработавшая ТВС
РВ - радиоактивные вещества
РУ - реакторная установка
СУЗ - система управления и защиты (реактора)
ТВС - тепловыделяющая сборка
Твэл - тепловыделяющий элемент
ТРО - твердые радиоактивные отходы
ЯЭУ - ядерная энергетическая установка
Основные термины и их определенияВ тексте настоящего документа используются следующие определения терминов:
Авария - нарушение эксплуатации ЯЭУ, при котором произошел выход РВ и (или) ионизирующего излучения за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасной эксплуатации ЯЭУ.
Коренная причина нарушения - событие или обстоятельство, создавшие условия возникновения нарушения эксплуатации ЯЭУ.
Корректирующие меры - меры, направленные на устранение причин возникновения нарушения эксплуатации ЯЭУ и предотвращение его повторения.
Нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ - нарушение эксплуатации ЯЭУ, при котором произошло отклонение от установленных эксплуатационных пределов и условий. При этом могут быть нарушены и другие установленные проектом пределы и условия, включая пределы и условия безопасной эксплуатации ЯЭУ (в тексте для краткости иногда употребляется "нарушение").
Непосредственная причина нарушения - процесс или состояние, обусловившие непосредственное проявление нарушения эксплуатации ЯЭУ.
1. Назначение и область распространения1.1. Руководство по безопасности "Требования к составу, содержанию и порядку представления в Госатомнадзор России информации по безопасности ЯЭУ судов, находящихся в эксплуатации" (далее - Руководство) развивает и конкретизирует требования раздела "Обеспечение безопасности ЯЭУ при эксплуатации" "Общих положений обеспечения безопасности ЯЭУ судов".
1.2. Руководство содержит рекомендации для эксплуатирующей организации по составу, содержанию и порядку представления в Госатомнадзор России документов с информацией по безопасности ЯЭУ судов, находящихся в эксплуатации.
1.3. Руководство разработано в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности с учетом действующих документов: Правил Российского Морского Регистра Судоходства, Кодекса по безопасности ядерных торговых судов, Правил ядерной безопасности судовых атомных энергетических установок, нормативных документов в области использования атомной энергии, руководящих документов Госатомнадзора России.
1.4. Эксплуатирующая организация вправе использовать другую форму и содержание представления информации, чем указано в настоящем Руководстве, при этом она должна представить обоснование этого выбора.
2. Состав документов по безопасности ЯЭУ судна и порядок их представления в Госатомнадзор России2.1. Эксплуатирующей организации следует представлять в Госатомнадзор России следующие документы с информацией по состоянию безопасности ЯЭУ судна в процессе его эксплуатации:
- оперативное и последующие уточненные сообщения о нарушении эксплуатации ЯЭУ судна;
- акт комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна;
- годовой отчет эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ судна (судов).
2.2. Оперативное и последующие уточненные сообщения о нарушении эксплуатации ЯЭУ судна.
2.2.1. Эксплуатирующей организации в оперативном и последующих уточненных сообщениях о нарушении эксплуатации ЯЭУ судна следует представлять информацию о нарушении в работе систем (элементов) ЯЭУ, а также о состоянии важных для безопасности систем ЯЭУ и систем (элементов), оказавших влияние на процесс протекания нарушения или получивших повреждения в процессе протекания нарушения.
2.2.2. Форма, содержание, порядок и сроки передачи оперативного и последующих уточненных сообщений определяются эксплуатирующей организацией и согласовываются с Госатомнадзором России.
2.3. Акт комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна.
2.3.1. Для расследования нарушений эксплуатации ЯЭУ судна должна создаваться комиссия специалистов. Процедура создания комиссии, порядок ее работы и взаимодействия с организацией, сформировавшей комиссию, и эксплуатирующей организацией регламентируются Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами и Положением о порядке классификации, расследования и информации о нарушениях в работе объектов атомного флота Министерства транспорта Российской Федерации (эти оба документа необходимо согласовывать с Госатомнадзором России).
2.3.2. Комиссией расследуются:
- авария;
- нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ судна, снижающее или могущее привести к снижению безопасности ЯЭУ судна, - все нарушения эксплуатации систем, важных для безопасности (в частности, защитных барьеров РУ, каналов и элементов СУЗ реактора и др.);
- нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ судна, имеющее неопределенности проявления и поэтому не получившее однозначной оценки в оперативном сообщении о нарушении, составленном в условиях базы или в море;
- другое нарушение эксплуатации ЯЭУ судна по решению эксплуатирующей организации.
2.3.3. Комиссия определяет непосредственные и коренные причины нарушения, предлагает присвоение нарушению определенной категории опасности, разрабатывает предложения по планам мероприятий по ликвидации последствий нарушения и корректирующим мерам по предотвращению подобных нарушений при эксплуатации ЯЭУ судов.
Результаты своей работы комиссия оформляет в виде акта, направляет его в организацию, сформировавшую комиссию, и в эксплуатирующую организацию.
Рекомендуемое содержание акта комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна приведено в Приложении 1.
2.3.4. Эксплуатирующая организация с учетом рекомендаций комиссии, изложенных в акте, разрабатывает свои планы корректирующих мероприятий по предотвращению подобных нарушений при эксплуатации ЯЭУ судов и направляет их вместе с актом комиссии в Госатомнадзор России.
2.3.5. Категория нарушения считается окончательно установленной, а планы корректирующих мероприятий достаточными, если Госатомнадзор России в течение 1 месяца после получения материалов по п. 2.3.4 не потребует их переоценки и/или доработки.
2.4. Годовой отчет эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ судна.
2.4.1. Эксплуатирующая организация ежегодно составляет отчет по состоянию безопасности ЯЭУ судна. Отчет необходимо представлять в виде обобщенной систематизированной информации о состоянии безопасности отдельно по каждой ЯЭУ. В годовом отчете следует приводить сравнительный анализ изменений показателей безопасности ЯЭУ за пять предшествующих лет.
Рекомендуемое содержание годового отчета эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ судна приведено в Приложении 2.
Примечание. Информация по безопасности ЯЭУ нескольких атомных судов может быть объединена в один годовой отчет по ЯЭУ атомных судов с объединением разделов, общих по содержанию. Годовые отчеты по безопасности ЯЭУ судов, основное оборудование которых выработало установленный ресурс, представляются в виде отдельных отчетов.
2.4.2. Срок представления годового отчета по безопасности ЯЭУ судна в Госатомнадзор России эксплуатирующей организации следует согласовывать с Госатомнадзором России.
2.5. Порядок учета и хранения информации по безопасности ЯЭУ судна.
2.5.1. Для удобства обращения с информацией по безопасности ЯЭУ судна в эксплуатирующей организации и в подразделениях Госатомнадзора России, использующих информацию по безопасности ЯЭУ судна, целесообразно создавать компьютерные базы данных, которые рекомендуется строить по идентичным принципам, использовать одинаковые операционные системы и общую индексацию кодирования информации.
2.5.2. Учет и хранение информации следует строить по принципам и методам, обеспечивающим ее сохранность, защиту от несанкционированного доступа, систематизацию и удобство работы с нею. При этом важно обеспечить возможность оперативного проведения часто требующегося поиска информации.
- Главная
- "РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ РБ-015-2000. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ ИНФОРМАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЯЭУ СУДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ" (утв. Госатомнадзором РФ)