в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 02.04.2002 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ"

ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ (ЦЕН) НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные во исполнение статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", определяют основания и процедуру установления (пересмотра) тарифов (цен) в электроэнергетике, входящих в систему регулируемых тарифов (цен), предусмотренную Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее именуются - Основы ценообразования).

2. В настоящих Правилах используются следующие основные термины и понятия:

"регулирующие органы" - Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, осуществляющие государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий;

"тарифы (цены)" - тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и Основами ценообразования;

"установление тарифов (цен)" - принятие регулирующими органами решений о введении новых или изменении (пересмотре) действующих тарифов (цен), о порядке и сроках введения их в действие.

Иные термины и понятия используются в настоящих Правилах в том значении, в котором они применяются в Основах ценообразования, а также в законодательных актах.

II. Основания для установления тарифов (цен)

3. В качестве расчетного периода регулирования тарифов (цен) принимается один год, за исключением случаев:

изменения тарифов (цен) по одному из оснований, перечисленных в пункте 4 и подпункте 2 пункта 5 настоящих Правил;

применения регулирующим органом метода индексации регулируемых тарифов (цен) либо метода привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке.

Период регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую организациям, финансируемым за счет средств бюджетов соответствующих уровней, не может составлять менее одного года.

При заключении прямых договоров купли-продажи (поставки) электрической и тепловой энергии регулирующие органы могут в соответствии со своей компетенцией и с согласия организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и потребителей (покупателей) электрической энергии устанавливать тарифы (цены) на электрическую энергию и услуги по ее передаче со сроком действия два и более лет.

Если регулирующими органами установлены предельные тарифы (цены), то при расчетах за реализуемую продукцию (услуги) могут применяться свободные (договорные) тарифы (цены) в рамках установленных предельных тарифов (цен).

4. Основаниями для установления тарифов (цен) по заявлению организации, осуществляющей регулируемую деятельность, являются:

1) изменение более чем на 5 процентов суммарных расходов на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с показателями, принятыми при расчете тарифов (цен);

2) изменение более чем на 5 процентов объемов реализации продукции (услуг), предусмотренных в сводном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, с учетом фактического исполнения организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, баланса в предыдущий расчетный период регулирования;

3) изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам более чем на 10 процентов;

5) принятие организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения или капитального ремонта, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования производственно-технологических объектов, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов;

6) появление новых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выделение новых групп потребителей электрической (тепловой) энергии, а также иные существенные изменения в структуре производства и потребления электрической (тепловой) энергии.

5. Основаниями для установления тарифов (цен) по инициативе регулирующего органа являются:

1) необходимость индексации либо пересмотра тарифов (цен) в связи с изменением тарифов на электрическую энергию для покупателей оптового рынка в регулируемом секторе оптового рынка или равновесной конкурентной цены, складывающейся в секторе свободной торговли оптового рынка;

2) результаты проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущий расчетный период регулирования.

6. Регулирующий орган вправе, в том числе на основании информации, полученной от третьих лиц, организовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке проверку хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по ее результатам рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) по собственной инициативе.

Плановые проверки регулирующими органами хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, могут проводиться не чаще одного раза в два года.

7. Рассмотрение вопроса об установлении тарифов (цен) по иным, кроме перечисленных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил основаниям, не допускается.

III. Установление тарифов (цен)

8. Установление тарифов (цен) производится регулирующими органами путем рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), открываемого по основаниям, перечисленным в пунктах 4 и 5 настоящих Правил, за исключением случаев применения регулирующими органами метода индексации регулируемых тарифов (цен) либо метода привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке.

Срок рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) не может быть более 30 календарных дней, за исключением случаев, когда по взаимному согласию регулирующего органа и организации, осуществляющей регулируемую деятельность, этот срок может быть продлен для проведения дополнительной либо повторной экспертизы материалов дела, но не более чем на 30 календарных дней. По истечении указанного срока регулирующий орган обязан принять решение об установлении тарифов (цен) либо о сохранении действующих тарифов (цен).

9. Для открытия дела об установлении тарифов (цен) по заявлению организации, осуществляющей регулируемую деятельность, она представляет в регулирующий орган следующие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности;

3) баланс спроса и предложения на тепловую энергию;

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и доходов по регулируемой деятельности с приложением их экономического обоснования, разработанного в соответствии с методическими указаниями Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционная программа с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и для обслуживания заемного капитала;

11) размер выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

12) нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом;

13) тарифное соглашение между работодателем, профсоюзом и Правительством Российской Федерации.

10. В случае необходимости регулирующий орган вправе не позднее чем за 10 рабочих дней до даты рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) запросить дополнительные материалы, указав формы их представления и требования к ним, а организация, осуществляющая регулируемую деятельность, обязана их предоставить при условии обоснования регулирующим органом целесообразности приобщения этих материалов к делу об установлении тарифов (цен).

Отсутствие каких-либо материалов, перечисленных в пункте 9 настоящих Правил, или их части является основанием для отказа в открытии дела об установлении тарифов (цен) впредь до представления соответствующих материалов.

11. Материалы, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом регулирующего органа.

Регулирующий орган в 10-дневный срок со дня регистрации проводит анализ представленных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов (цен) с указанием лица, назначенного уполномоченным по делу и, при необходимости, перечня дополнительных материалов (с обоснованием необходимости их предоставления) либо, в случае несоответствия материалов установленным требованиям, извещение об отказе в открытии дела, содержащее мотивировку отказа.

В случае если регулирующий орган в 10-дневный срок не направил организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещения об открытии либо об отказе в открытии дела об установлении тарифов (цен), материалы считаются принятыми к рассмотрению, при этом срок рассмотрения дела отсчитывается со дня получения материалов регулирующим органом.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе не позднее чем за 10 рабочих дней до даты рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) представлять в регулирующий орган любые дополнительные материалы, относящиеся к делу об установлении тарифов (цен). В случае если при принятии решения по делу регулирующий орган не принял во внимание информацию, содержащуюся в дополнительных материалах и могущую оказать влияние на решение об установлении тарифов (цен), это решение может быть обжаловано в установленном порядке, в том числе с требованием повторного открытия дела и принятия решения.

Если по результатам рассмотрения жалобы принято решение о повторном открытии дела об установлении тарифов (цен), срок его рассмотрения не должен превышать 15 рабочих дней.

12. В случае применения регулирующими органами метода индексации регулируемых тарифов (цен) либо метода привязки регулируемых тарифов (цен) к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке дело об установлении тарифов (цен) не открывается. Вопрос об установлении тарифов (цен) рассматривается в этом случае в 15-дневный срок со дня поступления в регулирующий орган соответствующего заявления организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

13. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов (цен), предусматривающий в том числе:

порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов (цен);

порядок проведения экспертизы по делам об установлении тарифов (цен).

14. Экспертиза по делу об установлении тарифов (цен) проводится штатными экспертами регулирующего органа либо независимыми экспертами.

Заключение экспертизы должно быть подготовлено и приобщено к делу не позднее чем за 5 рабочих дней до даты рассмотрения дела и помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций в отношении принимаемого решения должно содержать оценку достоверности данных, приведенных в предложениях по установлению тарифов (цен), а также:

оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);

анализ экономической обоснованности расходов (по статьям расходов);

анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду регулирования;

анализ соответствия расчета тарифов (цен) и формы представления предложений утвержденным нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов (цен).

В случае если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, представит обоснованное заключение о низком качестве проведенной экспертизы либо недостоверности ее результатов, коллегиальный орган может принять решение о проведении повторной экспертизы другими экспертами. Проведение повторной экспертизы оплачивается организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, если регулирующие органы не установят иной порядок. При этом срок рассмотрения дела продлевается на 30 дней.

15. Появление новой открывшейся информации, которой регулирующий орган на момент принятия решения об установлении тарифов (цен) не располагал, может служить основанием для нового пересмотра тарифов (цен), но не является основанием для отмены решения регулирующего органа.

16. Решение об установлении тарифов (цен) принимается правлением регулирующего органа по итогам публичного рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), о дате, времени и месте которого организация, осуществляющая регулируемую деятельность, извещается не позднее чем за 5 дней (с подтверждением получения извещения). К решению прилагается копия заключения экспертизы.

В случае рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) по инициативе регулирующего органа заинтересованные организации, осуществляющие регулируемую деятельность, извещаются о дате и времени рассмотрения не позднее чем за 15 дней с приложением проекта решения об установлении тарифов (цен).

17. Для организации рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), в том числе проведения экспертизы, составления заключения, подготовки дела к рассмотрению правлением, разработки проекта решения, руководитель регулирующего органа назначает уполномоченного по делу из числа сотрудников регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, в случае возникновения у нее обоснованных возражений по кандидатуре уполномоченного вправе в 10-дневный срок со дня получения извещения об открытии дела об установлении тарифов (цен) обратиться к руководителю регулирующего органа с просьбой о замене уполномоченного.

18. Рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) публикуется в средствах массовой информации, а также на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет.

На заседании правления при рассмотрении дела об установлении тарифов (цен) имеют право присутствовать любые лица.

В случае отсутствия по уважительной причине при рассмотрении дела об установлении тарифов (цен) официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением. В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия.

Во время рассмотрения дела ведется протокол, который утверждается председательствующим.

19. Рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) проводится в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

20. Решение регулирующего органа об установлении тарифов (цен) доводится до организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в 10-дневный срок.

Неотъемлемой частью решения об установлении тарифов (цен) является протокол рассмотрения дела об установлении тарифов (цен), в котором указываются все факторы, в том числе расходы по отдельным статьям, учтенные при принятии решения. Данный протокол в 2-недельный срок направляется организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

21. Решения регулирующих органов по установлению тарифов (цен) подлежат в 10-дневный срок официальному опубликованию в печати, а также на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет. Неопубликованные решения применению не подлежат.

22. Разногласия, связанные с установлением тарифов (цен), рассматриваются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, на основании обращения организации, осуществляющей регулируемую деятельность, потребителей электрической (тепловой) энергии либо региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации. Рассмотрение разногласий по инициативе иных лиц не допускается.

Указанные обращения, представленные в Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации в срок, превышающий 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифов (цен), не рассматриваются.

IV. Содержание решения об установлении тарифов (цен)

23. Тарифы (цены) устанавливаются с указанием:

1) основных составляющих их структуры, в том числе величины расходов по отдельным статьям;

2) даты введения в действие тарифов (цен).

24. Решения об установлении тарифов (цен) не имеют обратной силы. Не допускается введение установленных тарифов (цен) в действие с даты, предшествующей дате принятия решения об их установлении.

25. Регулирующий орган при отказе включить в тарифы (цены) какие-либо затраты, предложенные организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, должен мотивировать это в своем решении (по каждой статье затрат).

26. Применение при расчетах с потребителями (покупателями) энергии пониженных (льготных) тарифов (цен) допускается только при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указаны конкретные потребители (группы потребителей), имеющие льготы по тарифам (ценам), основания для предоставления льгот и источник компенсации льгот.

Регулирующий орган обязан ежегодно публиковать списки потребителей (покупателей) энергии, имеющих право на льготы (за исключением физических лиц).

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 апреля 2002 г.
N 226

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ"