Последнее обновление: 05.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 05.11.2001 N 1043 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО ВЫПУЩЕННЫХ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЛЬГОТЫ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ"
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО ВЫПУЩЕННЫХ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1. Настоящая Инструкция о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - Инструкция), разработана на основании статей 29, 180, 182, 186 и 193 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 30 и статей 87 и 87.1 Налогового кодекса Российской Федерации, других актов законодательства Российской Федерации.
2. Целями контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - Контроль), являются:
- обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;
- анализ целевого использования товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, и, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации, принятие мер по взысканию в федеральный бюджет условно начисленных сумм таможенных платежей и привлечению лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
3. Объектами Контроля являются условно выпущенные товары, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - товары), контроль целевого использования которых возложен на таможенные органы.
4. Субъектами Контроля являются инспекционные подразделения таможенных органов Российской Федерации, в регионе деятельности которых находятся юридические лица - получатели товаров (далее - проверяемое лицо) или проживают физические лица, являющиеся непосредственными конечными получателями товаров.
5. Контроль осуществляется путем проведения проверок целевого использования товаров.
6. При проведении проверок целевого использования товаров применяются, совместно или в отдельности, следующие формы таможенного контроля:
- проверка наличия товаров у проверяемого лица;
- проверка коммерческих, бухгалтерских и иных документов, относящихся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами у проверяемого лица;
- устный опрос должностных лиц проверяемого лица, а также физических лиц - конечных получателей условно выпущенных товаров.
7. Проверка наличия товаров производится с целью выявления их фактического наличия у проверяемого лица и соответствия товарам, заявленным в грузовой таможенной декларации (ГТД); сопоставления данных, имеющихся в таможенных органах, с данными бухгалтерского, складского, оперативного учета проверяемого лица и сведениями о товарах, содержащимися в коммерческих и иных документах проверяемого лица.
8. Проверка коммерческих, бухгалтерских и иных документов, относящихся к внешнеэкономическим и последующим операциям проверяемого лица с товарами, производится в следующих целях:
- определения своевременного и правильного отражения товаров в документах бухгалтерского учета;
- определения наличия и правильного оформления первичных учетных бухгалтерских документов на товары;
- получения документальных подтверждений передачи товаров лицам, определенным законодательством Российской Федерации в качестве конечных получателей товаров, и использования товаров в целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
- выявления фактов нецелевого использования товаров.
Проверка документов производится сплошным или выборочным методом. Если при выборочной проверке устанавливаются признаки таможенных правонарушений, то проверка проводится сплошным методом.
Проверка осуществляется путем сопоставления сведений о товарах (наименование, качественные, стоимостные, количественные характеристики), содержащихся в документах бухгалтерского учета, транспортных, складских документах проверяемого лица, с данными, представленными при таможенном оформлении.
9. Устный опрос должностных лиц проверяемого лица, а также физических лиц, являющихся непосредственными конечными получателями товаров, производится в целях получения подтверждений фактической передачи товаров лицам, определенным законодательством Российской Федерации в качестве конечных получателей товаров, и использования товаров в целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.
10. Проверка фактов передачи и использования товаров конечными получателями в целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, осуществляется путем проведения выборочно встречных проверок, заключающихся в сличении имеющихся у проверяемого лица документов и данных с соответствующими документами и сведениями, представленными лицами, определенными конечными получателями товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также путем проведения устного опроса должностных лиц проверяемого лица, физических лиц, являющихся непосредственными конечными получателями товаров.
Основанием для проведения встречной проверки является необходимость установления достоверности коммерческих операций, отраженных в первичных документах проверяемого лица, либо в случае отсутствия надлежащих первичных документов.
11. Если проведение встречной проверки необходимо в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность вне региона деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного органа направляется запрос о ее проведении.
- основание для проведения встречной проверки;
- наименование лица, в отношении которого необходимо провести встречную проверку;
- сведения о местонахождении проверяемого лица;
- вопросы, требующие проверки;
- номенклатуру товаров;
- перечень документов, которые необходимо проверить.
К запросу прилагаются копии имеющихся документов, на основании которых необходимо провести встречную проверку.
12. Если проведение устного опроса должностных лиц проверяемого лица, физических лиц - конечных получателей условно выпущенных товаров необходимо в отношении лиц, проживающих вне региона деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного органа направляется запрос о его проведении.
Запрос должен содержать:
- основание для проведения устного опроса;
- фамилию, имя, отчество лица, в отношении которого необходимо провести устный опрос;
- сведения о местожительстве лица, телефоне;
- вопросы, требующие проверки;
- номенклатуру товаров;
- перечень документов, которые необходимо проверить.
К запросу прилагаются копии имеющихся документов, по которым необходимо провести устный опрос.
13. Сроки и периодичность проверок определяются условиями предоставления льгот по уплате таможенных платежей, характером перемещаемых товаров, объемом и периодичностью поставок товаров, наличием информации о совершенных лицом нарушениях таможенных правил и об имеющейся у лица задолженности по уплате таможенных платежей, штрафов.
В первую очередь проверке подлежат участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), имеющие значительный объем внешнеэкономической деятельности, а также допускающие систематические нарушения таможенного законодательства Российской Федерации. Подготовительная работа должна осуществляться по информации обо всех участниках ВЭД, пользующихся льготами по уплате таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в результате чего определяются приоритетные направления и объекты проверок.
14. Контроль проводится инспекционными подразделениями таможенного органа:
- на основании календарного плана проведения проверок, утверждаемого начальником таможенного органа;
- на основании оперативных данных, полученных от иных структурных подразделений таможенного органа;
- на основании аналитической информации, получаемой при учете участников ВЭД;
- на основании оперативных данных, полученных от правоохранительных и контролирующих органов;
- на основании информации о ликвидации организации, которой были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
- по заявлениям организаций, граждан, органов местного самоуправления;
- по поручениям органов государственной власти;
- на основании решений судебных органов;
- по поручению вышестоящего таможенного органа;
- по запросам таможенных органов Российской Федерации.
II. Этапы проведения контроля15. Проведению проверки предшествует подготовительный этап, который предусматривает осуществление следующих мероприятий:
а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), на основании которых предоставлены льготы и действующих на момент декларирования товаров проверяемым лицом;
б) анализ имеющихся в распоряжении таможенного органа документов, на основании которых товары декларировались, а именно:
- грузовых таможенных деклараций (ГТД) и копий документов, предъявленных при таможенном оформлении;
- транспортных и товаросопроводительных документов, в том числе на иностранных языках;
- обязательств получателя товаров об их целевом использовании;
- документов, подтверждающих осуществление контроля со стороны других государственных органов, если ввозимые товары подлежат такому контролю (сертификаты соответствия, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные свидетельства, разрешения, лицензии и другие);
- копий оригиналов соответствующих подтверждений федеральных органов исполнительной власти о применении льгот по уплате таможенных платежей в отношении отдельных товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются при таможенном оформлении товаров с применением таких льгот;
- учредительных документов (с дополнениями и изменениями) проверяемого лица, прошедших государственную регистрацию в соответствии с установленным порядком, если проверяемое лицо является юридическим лицом;
При проверке данного пакета документов необходимо учитывать следующее:
- несоответствие бланков документов бланкам установленных форм;
- отсутствие на документе каких-либо реквизитов (печатей, штампов, подписей и т.д.) или их несоответствие содержанию документа;
- несоответствие веса, количества, стоимости или цены товаров, указанных в документах;
- несоответствие подписей и печатей установленным образцам;
в) сбор сведений о проверяемом лице либо о физических лицах - конечных получателях товаров.
Сведения о проверяемом лице включают в себя: организационно - правовую форму, наименование, местонахождение проверяемого лица (его филиалов и подразделений), финансовые и банковские реквизиты, фамилии руководителей и лиц, ответственных за финансово - хозяйственную деятельность. При необходимости направляются запросы в налоговые органы, органы налоговой полиции, банковские учреждения.
Сведения о физических лицах - конечных получателях товаров включают в себя: фамилию, имя, отчество, место жительства, телефон, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы, должность;
г) формулировка цели проверки, определение состава группы проверки и ее оснащения;
д) составление плана проведения проверки с указанием:
- наименования проверяемого лица, его организационно - правовой формы собственности, состава учредителей, адреса, финансовых и банковских реквизитов;
- перечня должностных лиц, подлежащих устному опросу;
- периода, за который должна проводиться проверка;
- целей проверки;
- состава группы проверки;
- перечня вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки для подтверждения наличия (отсутствия) нарушений законодательства Российской Федерации, либо составление плана проведения устного опроса физических лиц - конечных получателей условно выпущенных товаров с указанием:
фамилии, имени, отчества физического лица, его места жительства, телефона, места работы, должности, реквизитов документа, удостоверяющего личность;
целей проведения устного опроса;
сроков проведения устного опроса;
перечня вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проведения устного опроса для подтверждения наличия (отсутствия) нарушений законодательства Российской Федерации;
е) определение перечня документов проверяемого лица, подлежащих рассмотрению в ходе проведения проверки, в соответствии с видами и целями проверки:
- прошедшие государственную регистрацию в соответствии с установленным порядком учредительные документы (устав, учредительный договор), в том числе зарегистрированные изменения к учредительным документам;
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о регистрации и внесении в государственный реестр коммерческих организаций, выдаваемое Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (для предприятий с иностранными инвестициями);
- документ, свидетельствующий о регистрации в территориальных налоговых органах;
- свидетельство о присвоении кода ОКПО;
- акты проверок деятельности организации иными государственными контролирующими органами;
- лицензии на право осуществления определенного вида деятельности, если таковые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- приказ организации по учетной политике;
- бухгалтерские документы (сведения о рублевых и валютных счетах в банках и иных кредитных учреждениях, документы годовой и квартальной отчетности, главная книга, журналы - ордера, ведомости, оборотные ведомости, материальные отчеты, компьютерные распечатки движения по счетам в случае ведения бухгалтерского учета в электронном виде, кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов);
- банковские документы по расчетному и валютному счетам (выписки лицевых счетов, платежные поручения, счета, заявления о перечислении валютных средств и т.п.);
- внешнеторговые и другие договоры и контракты, а также переписка по ним;
- документы по исполнению договоров и контрактов (счета - фактуры, инвойсы, счета - проформы, товаросопроводительные документы, паспорта сделок, приходные накладные, акты приема - передачи основных средств и т.п.);
- таможенные документы (ГТД, декларации таможенной стоимости, документы корректировки таможенной стоимости и другие);
- организационно - распорядительные документы проверяемого лица;
ж) подготовка нормативно - правового основания для проведения проверки или устного опроса (приказ начальника таможенного органа о проведении проверки или устного опроса);
з) подготовка оснащения для группы проведения проверки (устного опроса):
- подбор нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствии с целями проверки;
- подбор комплекта бланков документов, подлежащих оформлению в ходе проверки.
16. После проведения всех подготовительных мероприятий осуществляется непосредственно проведение проверки целевого использования условно выпущенных товаров. При проведении проверки следует придерживаться следующего порядка:
а) вручение руководителю проверяемого лица предписания на проведение проверки и требования на предоставление документов. Форма предписания и форма требования приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящей Инструкции;
б) решение организационных вопросов:
- доведение до сведения руководителя организации целей проверки;
- определение руководителем организации должностных лиц, которые в процессе проверки будут предоставлять проверяющим всю необходимую информацию и документы;
- решение руководителем вопроса об обеспечении рабочего места для группы проверки;
в) истребование документов, подлежащих рассмотрению в ходе проведения проверки, в соответствии с видами и целями проверки;
г) осуществление анализа представленных документов и сведений, в том числе по вопросам:
- соответствия веса, цены, стоимости, номенклатуры и количества товаров, указанных в документах проверяемого лица, данным, имеющимся в таможенных органах;
- соответствия представленных документов законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации о порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с поступлением и дальнейшим использованием условно выпущенных товаров;
- порядка распределения и использования товаров;
д) проведение устного опроса должностных лиц проверяемого лица.
17. При проведении устного опроса должностных лиц проверяемого лица, а также физических лиц - конечных получателей условно выпущенных товаров должностными лицами таможенного органа, проводившими опрос, составляется акт опроса. Форма акта опроса приведена в приложении 3 к настоящей Инструкции.
Акт опроса приобщается к материалам проверки.
18. В ходе проверки могут быть выявлены следующие нарушения:
- нецелевое использование условно выпущенных товаров;
- недостоверное декларирование товаров, повлекшее занижение таможенной стоимости товаров;
- иные нарушения.
19. По результатам проверки уполномоченными должностными лицами таможенных органов, участвовавшими в проверке, составляется акт проверки. Форма акта проверки целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, приведена в приложении 4 к настоящей Инструкции.
Акт регистрируется и формируется в делах инспекционных подразделений таможенных органов.
III. Заключительные положения20. В случае выявления фактов использования товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в целях, отличных от тех, в связи с которыми предоставлены такие льготы, таможенные платежи, начисленные в отношении таких товаров, не уплаченные в связи с применением льгот, подлежат уплате (взысканию) в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
21. При обнаружении в ходе проведения Контроля признаков нарушений таможенных правил оформляются протоколы о нарушении таможенных правил.
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 05.11.2001 N 1043 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО ВЫПУЩЕННЫХ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЛЬГОТЫ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ"