Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 11.02.99 N 13 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НАЛИЧИЕМ И ДВИЖЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ"
I. Общие положения
1. Форму федерального государственного статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" представляют все юридические лица и их обособленные подразделения (являющиеся коммерческими и некоммерческими организациями всех форм собственности, включая иностранную собственность и смешанную собственность с совместным российским и иностранным участием), осуществляющие деятельность в отраслях экономики, кроме субъектов малого предпринимательства.
Обособленные подразделения юридических лиц - филиалы и представительства, - расположенные на территории других субъектов Федерации (республик, краев, областей), представляют формы государственного статистического наблюдения в статистические органы по месту своего расположения. В случаях, когда юридическое лицо имеет филиалы и представительства, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, к форме, представленной в органы государственной статистики в целом по юридическому лицу, прилагает форму, содержащую сведения с исключением филиалов и представительств, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации.
Данный порядок распространяется, в частности, на организации (юридические лица и их обособленные подразделения), относящиеся к отраслям естественных монополий и всем отраслям транспорта. В целях дополнительного контроля правильности учета и распределения по субъектам Федерации данных об основных фондах этих отраслей управления, объединения, пароходства и другие аналогичные структуры, существующие в отраслях естественных монополий, на железнодорожном, воздушном, морском, речном, трубопроводном транспорте, в шоссейном хозяйстве и т.д., осуществляющие хозяйственное управление организациями, расположенными в нескольких субъектах Федерации, представляют территориальным комитетам государственной статистики по месту своего расположения информацию о распределении наличия соответствующих основных фондов по субъектам Федерации.
Районными органами управления должны представляться соответствующим статистическим органам сводные отчеты по всем организациям каждой отрасли (каждого основного вида деятельности), состоящим на местном бюджете, расположенным в данном районе. В этих случаях в сводную форму N 11 включаются сведения в целом по юридическим лицам, включая все их филиалы, представительства и структурные подразделения, независимо от их местонахождения. Сами организации, данные об основных фондах которых учтены в сводных отчетах, форму N 11 органам статистики не представляют.
2. Методологические принципы статистического учета основных фондов в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета основных средств, изложенным в нормативных актах, утвержденных приказами Министерства финансов:
- Плане счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению (Приказ Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56),
- Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 (Приказ Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н),
- Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина России от 20.07.98 N 33н),
- Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.98 N 34н).
Основные фонды (средства) принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/97. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов, а также в соответствии с имеющимися нормативными актами при переоценке стоимости объектов основных фондов по восстановительной стоимости.
3. В общий итог по основным фондам включаются (кроме справочных строк 45 и 46) все основные фонды организации, принадлежащие ей на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и учитываемые ею на счете по учету основных средств, в т.ч. на субсчете "арендованное имущество".
Одни и те же объекты не могут включаться в итог наличия основных фондов одновременно у арендодателя и арендатора. Поэтому арендованные основные фонды отражаются в форме N 11 той организацией, у которой они учитываются на балансовом счете в качестве основных фондов.
В частности:
- в форме N 11, заполняемой арендодателем (ссудодателем), отражаются основные фонды, представляемые арендатору (ссудополучателю) во временное возмездное (безвозмездное) владение, пользование, учитываемые арендатором (ссудополучателем) на забалансовом счете,
- в форме N 11, заполняемой арендатором (лизингополучателем), отражаются те основные фонды, которые в соответствии с договором финансовой аренды учитываются им на субсчете "Арендованное имущество".
Основные фонды, учитываемые в соответствии с договором финансовой аренды арендатором (лизингополучателем), отражаются арендодателем в форме N 11 только справочно, по строке 46 ("основные фонды, сданные в долгосрочную аренду"), а в общий итог основных фондов арендодателя не включаются.
Основные фонды, полученные по договору аренды, договору безвозмездного пользования арендатором (ссудополучателем), учитываемые ими на забалансовом счете, в форме N 11 отражаются ими только справочно по строке 45 ("Основные фонды, взятые в аренду, кроме долгосрочной"), а в общий итог основных фондов арендатора (ссудополучателя) не включаются.
В общий итог основных фондов организаций включаются основные фонды участников договора простого товарищества, используемые ими для совместной деятельности.
Стоимость земельных участков, объектов природопользования, находящихся в собственности предприятия (организации), в общий объем основных фондов по строке 01 раздела I не включается. В составе основных фондов учитываются инвестиции в коренное улучшение земель, а также затраты, связанные с передачей права собственности на землю (оплата услуг адвокатов, агентов по операциям с недвижимостью и других посредников, пошлины и другие налоги, связанные с этими операциями), которые показываются по строке 14. Стоимость же земельных участков отражается в составе других нефинансовых активов в разделе V по строке 78.
4. Основные фонды в форме N 11 учитываются по балансовой стоимости, с учетом проводившихся переоценок.
Следует иметь в виду, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. N 1672 "О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений" (п. 1) организациям предоставлялось право сохранять при ведении бухгалтерского и статистического учета и составлении отчетности на 1 января 1998 г. балансовую стоимость основных фондов по состоянию на 1 января 1996 г., если по результатам переоценки основных фондов организации по состоянию на 1 января 1997 г., осуществленной путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов, ухудшаются финансово - экономические показатели организации и искажается структура ее бухгалтерского баланса.
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов" (п. 1) организациям всех форм собственности предоставлялось право проведения в 1998 г. переоценки основных фондов на 1 января 1998 г. в случае, когда балансовая стоимость объектов основных фондов превышает текущие рыночные цены. При этом переоценка могла осуществляться организациями либо самостоятельно путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на 01.01.98, либо с привлечением экспертов - оценщиков.
В случае невозможности оценить полную восстановительную стоимость отдельных объектов основных фондов в связи с отсутствием на рынке как самих этих объектов, так и их аналогов (по которым можно было бы провести экспертную оценку современных затрат на воспроизводство имеющихся у организации объектов) руководителю организации представлялось право использовать в учете и отчетности их полную балансовую стоимость по состоянию на 31.12.95.
В соответствии с ПБУ 6/97 организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Проведение переоценки в течение года и ежеквартальное подведение ее итогов в данном случае не предусматривается.
6. Итоги переоценки основных фондов, отражаемые в бухгалтерском учете с начала отчетного года, учитываются в форме N 11 в графе "наличие основных фондов на начало года". Итоги переоценки основных фондов, отражаемые в бухгалтерском учете с начала года, следующего за отчетным, отражаются в форме N 11 в графах "балансовая стоимость основных фондов на начало года, следующего за отчетным, по полной и остаточной стоимости". Итоги переоценки основных фондов, отражаемые в бухгалтерском учете в течение года, учитываются в форме N 11 в тех графах, в которых приводятся данные о наличии основных фондов по полной и остаточной стоимости на конец отчетного года и об изменении полной и остаточной балансовой стоимости в течение года. Изменение стоимости основных фондов в результате переоценки рассматривается в последнем случае как прочее поступление или прочее выбытие основных фондов.
7. При переоценках основных фондов определяются их полная и остаточная восстановительная стоимость.
Определение в ходе переоценок основных фондов их рыночной стоимости - наиболее вероятной цены продажи имеющихся объектов (с учетом доходности от их эксплуатации, потребности в них, уровней их фактического и ожидаемого использования, их фактического состояния, реального морального и физического износа и т.д.) - действующими нормативными актами не предусматривается.
Полная восстановительная стоимость основных фондов представляет собой стоимость сооружения, приобретения, установки новых, неизношенных фондов, аналогичных оцениваемым, на том же месте, в условиях, реально существующих на момент переоценки. Она определяется либо путем прямой оценки, исходя из рыночных цен соответствующих новых объектов, подтверждаемых справками организаций - изготовителей, торгующих, снабженческих, заготовительных организаций, публикациями в средствах массовой информации или экспертными заключениями организаций оценщиков, либо (в тех случаях, когда это предусмотрено нормативными актами) методом пересчета балансовой стоимости основных фондов по индексам, разработанным Госкомстатом России. Конкретный порядок переоценок определяется существующими нормативными актами об их проведении.
Остаточная (за вычетом износа) восстановительная стоимость каждого объекта определяется умножением полной восстановительной стоимости после переоценки на отношение его остаточной стоимости до переоценки к полной балансовой до переоценки по данным бухгалтерского учета.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 11.02.99 N 13 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НАЛИЧИЕМ И ДВИЖЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ"