Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Глава 4. Исполнительные органы общества
Исполнительные органы общества, к которым относятся коллегиальный исполнительный орган (правление) и единоличный исполнительный орган (генеральный директор, управляющая организация, управляющий), являются ключевым звеном структуры корпоративного управления.
На исполнительные органы в соответствии с законодательством возлагается текущее руководство деятельностью общества, что предполагает их ответственность за реализацию целей, стратегии и политики общества.
Исполнительные органы обязаны служить интересам общества, то есть осуществлять руководство деятельностью общества таким образом, чтобы обеспечить как получение дивидендов акционерами, так и возможность развития самого общества.
Для достижения этих целей исполнительные органы решают, прежде всего, следующие задачи: отвечают за каждодневную работу общества и ее соответствие финансово-хозяйственному плану, а также добросовестно, своевременно и эффективно исполняют решения совета директоров общества и общего собрания акционеров.
Выполняя возложенные на них функции, исполнительные органы обладают широкими полномочиями по распоряжению активами общества, поэтому работа исполнительных органов должна быть организована таким образом, чтобы исключить недоверие к ним со стороны акционеров. Доверие же должно обеспечиваться как высокими требованиями к личностным и профессиональным качествам должностных лиц исполнительных органов, так и существующими в обществе процедурами эффективного контроля со стороны акционеров.
1. Компетенция исполнительных органов1.1. Обществам рекомендуется создавать коллегиальный исполнительный орган, к компетенции которого следует отнести решение наиболее сложных вопросов руководства текущей деятельностью общества.
1.1.1. Законодательство допускает возможность создания коллегиального исполнительного органа общества. При этом распределение компетенции между единоличным и коллегиальным исполнительными органами общества оставлено на усмотрение общества. Такой подход основан на том, что руководство текущей деятельностью общества предполагает необходимость решения ряда вопросов не единолично, а коллегиально. К их числу рекомендуется отнести решение вопросов, выходящих за рамки обычной хозяйственной деятельности общества, и вопросов, которые, хоть и находятся в рамках обычной хозяйственной деятельности общества, но оказывают значительное влияние на общество либо требуют коллегиального одобрения.
Для решения указанных вопросов обществам рекомендуется создавать коллегиальный исполнительный орган, компетенция которого должна быть определена исчерпывающим образом в уставе общества.
1.1.2. К компетенции коллегиального исполнительного органа общества рекомендуется отнести, в первую очередь, организацию разработки важнейших документов общества - приоритетных направлений деятельности и финансово-хозяйственного плана общества, принятых советом директоров, а также утверждение внутренних документов общества по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительных органов.
1.1.3. Желательно, чтобы коллегиальный исполнительный орган одобрял сделки общества на сумму 5 и более процентов стоимости активов общества с последующим незамедлительным уведомлением о такой сделке совета директоров общества. Также рекомендуется, чтобы сделки общества на сумму 10 и более процентов стоимости активов общества за исключением сделок совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности, одобрялись советом директоров общества.
К компетенции коллегиального исполнительного органа общества рекомендуется также отнести одобрение любых сделок с недвижимостью, получение обществом кредитов, если совершение таких сделок не относится к обычной хозяйственной деятельности общества.
Сделки с недвижимостью и получение кредитов обществом, относящиеся к его обычной хозяйственной деятельности, на сумму 5 и более процентов стоимости активов общества, рекомендуется одобрять (как любые иные сделки общества на сумму 5 и более процентов стоимости активов общества) коллегиальным исполнительным органом.
1.1.4. К компетенции коллегиального исполнительного органа общества рекомендуется отнести ряд вопросов по взаимодействию общества с дочерними и зависимыми обществами, филиалами и представительствами, а также с иными организациями, на которые общество может оказывать влияние, в том числе:
(1) принятие решений о назначении руководителей филиалов и представительств общества;
(2) принятие решений по вопросам повестки дня общих собраний акционеров дочерних обществ, единственным участником которых является общество (высших органов управления иных организаций, единственным участником которых является общество), кроме случаев, когда принятие таких решений относится к компетенции совета директоров общества;
(3) назначение лиц, представляющих общество на общих собраниях акционеров дочерних обществ, единственным участником которых является общество (высших органов управления иных организаций, единственным участником которых является общество), и выдача им инструкций по голосованию;
(4) выдвижение кандидатур генерального директора, управляющей организации, управляющего, членов правления, членов советов директоров, а также кандидатур в иные органы управления организаций, участником которых является общество.
1.1.5. Коллегиальному исполнительному органу общества целесообразно передать утверждение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций для всех категорий работников общества, внутреннего документа, регламентирующего наложение взысканий и предоставление поощрений, согласование условий материального вознаграждения и основных условий трудовых договоров с руководителями среднего звена, а также рассмотрение и принятие решений о заключении коллективных договоров и соглашений.
1.2. Исполнительные органы должны действовать в соответствии с финансово-хозяйственным планом общества.
Деятельность общества осуществляется на основе финансово-хозяйственного плана, ежегодно утверждаемого советом директоров. Данный документ является руководством при осуществлении текущей деятельности общества, а его исполнение - главным критерием оценки эффективности деятельности исполнительных органов, ответственных за руководство текущей деятельностью общества. Исполнительные органы должны согласовывать с советом директоров совершение сделок, не соответствующих финансово-хозяйственному плану.
В связи с этим обществу рекомендуется во внутренних документах определить процедуру согласования операций, которые выходят за рамки финансово-хозяйственного плана.
2. Состав и формирование исполнительных органов2.1. Состав исполнительных органов общества должен обеспечивать наиболее эффективное осуществление функций, возложенных на исполнительные органы.
2.1.1. Для исполнения обязанностей генерального директора и члена правления общества физическое лицо должно обладать профессиональной квалификацией, необходимой для руководства текущей деятельностью общества. Это не означает, что генеральный директор и все члены правления должны быть специалистами в сфере деятельности общества, однако желательно, чтобы в состав правления входили лица, имеющие специальные знания в данной сфере.
На должность генерального директора общества желательно назначать лиц, имеющих квалификацию как в сфере деятельности общества, так и в сфере управления.
Конкретные требования к членам правления и генеральному директору общества, в том числе указанные в настоящей главе, рекомендуется установить уставом или иными внутренними документами общества.
2.1.2. Генеральный директор и члены правления общества должны действовать в интересах общества. Личностные качества генерального директора и членов правления не должны вызывать сомнений в том, что они будут действовать в интересах общества, поэтому на эти должности рекомендуется назначать лиц, имеющих безупречную репутацию. При этом совершение лицом преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также административного правонарушения, прежде всего в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, является одним из факторов, отрицательно влияющих на его репутацию.
2.1.3. Наличие у членов правления и генерального директора общества конфликта интересов, вызванного их участием, членством в органах управления или занятием должностей в иных юридических лицах - конкурентах общества, является основанием сомневаться в том, что они будут действовать исключительно в интересах общества.
Поэтому в устав общества рекомендуется включить положение о том, что генеральным директором или членом правления общества не может быть назначено (избрано) лицо, являющееся участником, должностным лицом или иным работником юридического лица, конкурирующего с обществом, что также должно быть закреплено в договоре с генеральным директором или членом правления.
2.1.4. Генеральный директор - это, прежде всего, лицо, которому акционеры доверили руководство текущей деятельностью общества, то есть ежедневное решение вопросов, возникающих в ходе его хозяйственной деятельности. Решение этих вопросов зависит от личных качеств и профессиональной квалификации генерального директора, благодаря которым он и был назначен (избран) на соответствующую должность.
Однако доверие предполагает большую ответственность. Акционеры вправе ожидать, что генеральный директор проявит свои личные качества и профессиональную квалификацию в ежедневном руководстве обществом. Очевидно, что этому может препятствовать занятость генерального директора на других должностях, а также осуществление им иной деятельности, которая будет отнимать у него значительное время и тем самым препятствовать выполнению им своих обязанностей.
В этой связи рекомендуется предусмотреть в уставе общества требование, согласно которому генеральный директор не имеет права осуществлять никакую иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью общества. Это положение должно быть указано в договоре, заключаемом с генеральным директором. Исключением из этого правила является членство генерального директора с согласия общества в советах директоров иных юридических лиц, если это необходимо для обеспечения интересов общества, например, в советах директоров дочерних обществ. В любом случае, генеральный директор должен иметь достаточно времени для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по руководству обществом.
2.1.5. Члены правления несут ответственность за руководство текущей деятельностью общества. Для эффективного исполнения данной задачи они должны обладать достаточной информацией о текущих проблемах деятельности общества и работать непосредственно с руководителями его среднего звена.
При определении числа членов правления общества следует исходить из того, что количество членов правления должно быть оптимальным для продуктивного и конструктивного обсуждения вопросов, а также для принятия своевременных и взвешенных решений.
Рекомендуется, чтобы принципы формирования правления общества были отражены во внутренних документах общества, утвержденных советом директоров.
2.1.6. Обществу рекомендуется предусмотреть в своем уставе процедуру назначения новых членов коллегиального исполнительного органа в случае выбытия ранее назначенных, в том числе в случае их смерти или наступления нетрудоспособности.
2.1.7. В соответствии с законодательством общее собрание акционеров может принять решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему.
Предлагая для утверждения общему собранию акционеров управляющую организацию, совету директоров рекомендуется предоставить акционерам полную информацию об управляющей организации, включая информацию о рисках, связанных с передачей полномочий управляющей организации, а также обосновать необходимость такой передачи.
Кроме того, важно определить лица, которые от имени управляющей организации будут отчитываться перед советом директоров и общим собранием акционеров общества о проделанной управляющей организацией работе.
2.1.8. Генеральный директор и члены правления управляющей организации либо управляющий общества должны соответствовать требованиям, предъявляемым к генеральному директору и членам правления общества. Дополнительные требования могут быть предусмотрены внутренними документами общества.
Для обеспечения интересов общества рекомендуется, чтобы управляющая организация (управляющий) располагала достаточными средствами для компенсации возможных убытков общества и третьих лиц, являющихся результатом ее действий.
Кроме того, не рекомендуется, чтобы управляющая организация (управляющий) осуществляла аналогичные функции в конкурирующем обществе, равно как и находилась в каких-либо иных имущественных отношениях с обществом, помимо оказания услуг управляющей организации (управляющего).
Критерии отбора управляющей организации (управляющего) рекомендуется установить в уставе или в иных внутренних документах общества.
2.1.9. Уставом или иными внутренними документами общества должно быть предусмотрено требование, согласно которому до утверждения решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации (управляющему) совет директоров обязан определить процедуру отбора управляющей организации (управляющего), например, посредством организации тендера на оказание услуг или иной формы конкурсного отбора. Прежде чем будет принято решение о выборе такой управляющей организации (управляющего), совету директоров и акционерам рекомендуется представить следующую информацию:
(1) перечень иных обществ, управление которыми осуществляет управляющая организация (управляющий);
(2) перечень членов совета директоров, иных высших должностных лиц и крупнейших акционеров управляющей организации (управляющего) и прочая информация, которая может быть необходимой для выяснения вероятности конфликта интересов;
(3) финансовая отчетность управляющей организации (управляющего) в объеме, достаточном для оценки имеющейся у управляющей организации (управляющего) возможности удовлетворять за счет своих активов или заключенных договоров страхования любые претензии, предъявляемые ей в связи с ненадлежащим исполнением возложенных на нее обязанностей;
(4) устав управляющей организации (управляющего);
(5) проект договора об оказании услуг между обществом и управляющей организацией (управляющим).
2.1.10. Договором между обществом и управляющей организацией (управляющим) должны быть предусмотрены:
(1) цели, достижение которых надлежит обеспечить управляющей организации (управляющему);
(2) размер вознаграждения управляющей организации (управляющего);
(3) ответственность, возникающая у управляющей организации (управляющего) в связи с исполнением ей возложенных на нее функций;
(4) порядок прекращения полномочий управляющей организации (управляющего);
(5) объем и содержание информации и отчетов, которые управляющая организация (управляющий) обязана представлять совету директоров и акционерам в отношении своей работы и показателей деятельности общества, периодичность, с которой должны представляться такие отчеты;
(6) перечень должностных лиц управляющей организации, обязанных отчитываться о ее работе.
2.2. Рекомендуется, чтобы члены правления и генеральный директор избирались в соответствии с прозрачной процедурой, предусматривающей предоставление акционерам полной информации об этих лицах.
2.2.1. Акционерам рекомендуется предоставить максимум информации о кандидатах на должности генерального директора и членов правления общества. В частности, рекомендуется, чтобы акционеры получили информацию о возрасте и образовании кандидата, должностях, которые кандидат занимал в течение последних 5 лет, характере его взаимоотношений с обществом, членстве в советах директоров и иных должностях в других организациях, а также сведения о выдвижении на должность генерального директора или другие должности в иных организациях, о характере взаимоотношений с аффилированными лицами и крупными контрагентами общества, а также иные сведения о финансовом положении кандидата или об обстоятельствах, которые могут влиять на выполнение кандидатом его обязанностей.
Таким образом, совету директоров общества рекомендуется определять перечень сведений о кандидатах на должность генерального директора и члена правления, которые должны быть представлены акционерам. Рекомендуется также предоставлять акционерам информацию об отказе кандидата раскрыть требуемые сведения.
2.2.2. В договор с генеральным директором и членами правления рекомендуется включать максимально подробный перечень прав и обязанностей этих лиц.
В договоре рекомендуется, среди прочего, закрепить основания прекращения договора, а также обязанность данного лица заблаговременно уведомлять общество об увольнении по собственному желанию, процедуру передачи дел вновь назначаемому генеральному директору (члену правления), обязанность не разглашать конфиденциальную и инсайдерскую информацию во время работы в обществе и после увольнения, возможность занятия должностей в иных организациях в период исполнения обязанностей генерального директора (члена правления) общества.
3. Обязанности исполнительных органов3.1. Генеральный директор (управляющая организация, управляющий) и члены правления должны разумно и добросовестно действовать в интересах общества.
3.1.1. Законодательство требует, чтобы генеральный директор (управляющая организация, управляющий) и члены правления при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей действовали в интересах общества добросовестно и разумно. Обязанность указанных лиц действовать добросовестно и разумно в интересах общества означает, что они должны проявлять при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, определенных в уставе, заботливость и осмотрительность, которых следует ожидать от хорошего руководителя в аналогичной ситуации при аналогичных обстоятельствах.
3.1.2. Деятельность исполнительных органов в интересах общества требует доверия к ним со стороны акционеров и, следовательно, исключения возможности оказания какого-либо постороннего влияния на генерального директора или члена правления с целью спровоцировать его на совершение им действий или принятия решений в ущерб указанным интересам. В этой связи должны быть предприняты все разумные усилия для предотвращения возникновения подобных ситуаций.
В частности, генеральный директор, член правления, а также их аффилированные лица не должны принимать подарки или получать иные прямые или косвенные выгоды, цель которых заключается в том, чтобы повлиять на деятельность генерального директора или члена правления или на принимаемые ими решения, что должно быть специально отражено во внутренних документах общества (за исключением символических знаков внимания в соответствии с общепринятыми правилами вежливости и сувениров при проведении официальных мероприятий).
3.1.3. В обязанности членов исполнительных органов общества входит обеспечение деятельности общества в строгом соответствии с законодательством, уставом и иными внутренними документами общества, а также с политикой, проводимой советом директоров общества. Члены исполнительных органов общества обязаны следить за тем, чтобы в своей деятельности общество избегало незаконных действий, выплат или методов работы, и незамедлительно докладывать о таких фактах в письменном виде совету директоров общества. Рекомендуется, чтобы исполнительные органы ежемесячно отчитывались перед советом директоров о своей деятельности.
Кроме того, исполнительные органы должны так наладить работу в обществе, чтобы система сбора, обработки и предоставления актуальной информации о численных финансовых и материальных показателях деятельности общества служила исполнительным органам для принятия обоснованных управленческих решений.
3.1.4. Генеральный директор и члены правления не смогут эффективно исполнять свои обязанности, если интересы общества входят в конфликт с их личными интересами. Такой конфликт интересов, например, может возникнуть, если член правления или генеральный директор прямо или косвенно связан с организациями, конкурирующими с обществом, например, в силу владения акциями (паями) таких организаций. В связи с этим, генеральному директору и членам правления следует воздерживаться от совершения действий, которые приведут к возникновению конфликта между их интересами и интересами общества, а в случае возникновения такого конфликта, они обязаны немедленно поставить об этом в известность совет директоров через секретаря общества.
3.2. Генеральный директор (управляющая организация, управляющий) и члены правления не должны разглашать или использовать в личных корыстных интересах и в интересах третьих лиц конфиденциальную и инсайдерскую информацию об обществе.
Любая информация об обществе, которая имеет существенное значение для него, его акционеров, инвесторов, а также контрагентов по сделкам, может быть оценена в денежном эквиваленте и фактически представляет собой "собственность" общества. Использование конфиденциальной и инсайдерской информации об обществе может причинить обществу и его акционерам значительные убытки.
В этой связи исполнительные органы должны принимать все необходимые меры для защиты такой информации. Генеральный директор (управляющая организация, управляющий) и члены правления, имеющие доступ к конфиденциальной и инсайдерской информации об обществе, не должны сообщать ее иным лицам, не имеющим доступа к такой информации, а также использовать ее в своих интересах или в интересах других лиц. Эти требования, а также ответственность за их нарушение должны быть отражены в договорах, заключаемых обществом с вышеназванными должностными лицами.
3.3. Исполнительные органы должны учитывать интересы третьих лиц для обеспечения эффективной деятельности общества.
Главной задачей деятельности исполнительных органов является обеспечение эффективной работы общества. Однако эффективная работа общества требует учета интересов других лиц - работников, контрагентов общества, государства и муниципальных образований, на территории которых находится общество или его обособленные структурные подразделения.
Исполнительным органам рекомендуется взаимодействовать с профессиональными организациями работников общества (профсоюзами) с целью учета интересов работников.
Исполнительным органам общества, являющегося градообразующим предприятием, рекомендуется учитывать то влияние, которое могут оказать принятые ими решения на экономику и положение населения соответствующего населенного пункта.
3.4. Исполнительные органы должны создавать атмосферу заинтересованности работников общества в эффективной работе общества.
Исполнительные органы должны стремиться к тому, чтобы каждый работник дорожил своей работой в обществе, осознавал, что от результатов работы общества в целом зависит его материальное положение.
При установлении работникам заработной платы и иных выплат следует учитывать производительность труда и другие факторы, влияющие на оплату труда. Обществу рекомендуется разработать критерии определения заработной платы, которые должны регулярно анализироваться, исходя из общих тенденций на рынке труда, и при необходимости пересматриваться.
В обществе рекомендуется организовать регулярные консультации исполнительных органов с работниками при принятии исполнительными органами решений, напрямую влияющих на условия труда работников. Эти консультации позволят исполнительному органу выяснить мнение работников и учесть его при принятии решения, непосредственно затрагивающего их интересы. Общество должно разработать и утвердить процедуру проведения таких консультаций и порядок их инициирования.
О принятых исполнительными органами решениях, которые могут оказать влияние на условия труда, исполнительным органам следует своевременно информировать работников.
Кроме того, исполнительные органы должны реализовывать политику общества, направленную на обеспечение здоровья работников и безопасности их труда, анализировать результаты проведения этой политики и, в случае необходимости, предлагать совету директоров меры по ее совершенствованию, если для принятия данных мер необходимо решение совета директоров.
4. Организация работы исполнительных органов4.1. Организация проведения заседаний правления должна обеспечить эффективность его деятельности.
4.1.1. Выполнение возложенных на исполнительные органы обязанностей невозможно без проведения плановых заседаний правления, которые рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю. Поскольку правление создано для решения текущих вопросов, любой член правления вправе вносить предложения о созыве внеочередного заседания правления и предлагать вопросы, которые, по его мнению, целесообразно рассмотреть на данном заседании.
4.1.2. В обществе необходимо обеспечить такие условия, чтобы все члены правления заблаговременно получали уведомление о предстоящем заседании правления.
Срок до назначенного заседания должен быть достаточным, чтобы позволить членам правления подготовиться к нему по всем вопросам повестки дня.
4.1.3. Согласно законодательству не требуется извещать членов правления о повестке дня предстоящего заседания. Однако предварительное ознакомление с вопросами повестки дня сделает более конструктивным обсуждение вопросов и, соответственно, может значительно повысить эффективность работы правления.
В связи с этим вместе с уведомлением о заседании правления рекомендуется направлять повестку дня данного заседания каждому члену правления.
4.1.4. Членам правления должна быть предоставлена полная и точная информация в срок, достаточный для ее изучения. Если необходимая информация была предоставлена членам правления с опозданием и у них не оказалось достаточно времени для ее изучения, рекомендуется отложить обсуждение вопроса, даже если для этого потребуется созывать внеочередное заседание.
4.1.5. Согласно законодательству, на заседании правления общества ведется протокол, который следует предоставлять членам совета директоров, ревизионной комиссии и аудиторской организации (аудитору).
В целях осуществления контроля над деятельностью исполнительных органов по реализации плана финансовой и хозяйственной деятельности общества рекомендуется также представлять такие протоколы контрольно-ревизионной службе общества.
4.1.6. Передача права голоса членами правления общества иному лицу, в том числе другому члену правления общества, не допускается.
5. Вознаграждение исполнительного органа5.1. Рекомендуется, чтобы вознаграждение генерального директора (управляющего) и членов коллегиального исполнительного органа соответствовало их квалификации и учитывало их реальный вклад в результаты деятельности общества.
5.1.1. Размер вознаграждения должен быть таким, чтобы у высокопрофессионального генерального директора (управляющей организации, управляющего) или члена правления не возникало желания сменить место работы в силу недостаточного, по его мнению, размера выплачиваемого вознаграждения.
5.1.2. Размер вознаграждения генерального директора (управляющей организации, управляющего), членов правления должен зависеть от конечных результатов деятельности общества, изменения цены акций общества на рынке и роли в этом указанных лиц. В этой связи в обществе рекомендуется предусмотреть возможность увеличения (уменьшения) их вознаграждения, а также выплаты части вознаграждения в форме премии по итогам года или долгосрочные программы поощрительных выплат. Комитет совета директоров по кадрам и вознаграждениям должен обеспечить соответствие таких долгосрочных программ как интересам генерального директора (управляющей организации, управляющего) и членов правления, так и интересам акционеров, а также предусмотреть реалистичность и перспективность показателей деятельности, за которые назначается поощрение.
Рекомендуется, чтобы поощрительные выплаты осуществлялись раз в полгода и всегда зависели от роста курсовой стоимости акций общества на фондовом рынке и (или) от доходов общества и выплаченных дивидендов.
5.1.3. В связи с тем, что законодательство предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий генерального директора (управляющей организации, управляющего), члена правления, в договор с ним целесообразно включить детальное положение о выплатах, право на которые он получит в этом случае, за исключением досрочного отстранения его от должности за неправомерное поведение.
Кроме того, в целях обеспечения интересов общества в договоре с генеральным директором, членом правления рекомендуется предусмотреть его обязанность не работать в организациях - конкурентах общества в течение определенного периода времени после прекращения его полномочий, а также ответственность за невыполнение этого требования. В связи с этим общество может принять на себя обязанность осуществлять указанному лицу определенные выплаты в течение этого периода.
Как альтернативный вариант в договоре с генеральным директором (членом правления) может быть предусмотрена обязанность данного лица, в случае его найма к конкуренту общества, не раскрывать конфиденциальную и инсайдерскую информацию общества в течение определенного в договоре срока. В договоре также рекомендуется предусмотреть ответственность генерального директора (члена правления) за разглашение конфиденциальной и инсайдерской информации.
6. Ответственность генерального директора (управляющей организации, управляющего) и членов правления общества6.1. Генеральный директор (управляющая организация, управляющий) и члены правления общества несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
6.1.1. Одним из эффективных средств обеспечения надлежащего исполнения генеральным директором (управляющей организацией, управляющим) и членами правления общества своих обязанностей является предусмотренная законодательством ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями. Обществу рекомендуется активно использовать право обращаться в суд с требованием о возмещении убытков указанными лицами не только для того, чтобы возместить понесенные им потери, но также и для того, чтобы стимулировать их исполнять свои обязанности надлежащим образом.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что разумные и добросовестные действия генерального директора (управляющей организации, управляющего) и членов правления и надлежащее исполнение ими своих обязанностей могут оказаться все же неверными и повлечь за собой негативные материальные последствия для общества.
Поскольку одним из оснований ответственности генерального директора (управляющей организации, управляющего), члена правления является вина, то привлечение его к ответственности зависит от того, действовал ли он при исполнении своих обязанностей разумно и добросовестно, то есть проявил ли он заботливость и осмотрительность, которые следует ожидать от хорошего руководителя, и принял ли он все необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязанностей. Генеральный директор (управляющая организация, управляющий), член правления считается действующим разумно и добросовестно, если он лично не заинтересован в принятии конкретного решения и внимательно изучил всю информацию, необходимую для принятия решения; при этом иные сопутствующие обстоятельства должны свидетельствовать о том, что он действовал исключительно в интересах общества.
Соблюдение данного подхода чрезвычайно важно, поскольку в противном случае исполнительные органы утратят инициативность, которая принципиально необходима для их успешной деятельности.
6.1.2. Обществу рекомендуется не только принимать меры к прекращению полномочий виновных в причинении убытков генерального директора, членов правления и к привлечению их к ответственности за нарушение своих обязательств перед обществом, но и за счет собственных средств осуществлять страхование ответственности генерального директора, членов правления, с тем чтобы в случае причинения убытков обществу или третьим лицам действиями этих лиц убытки могли быть возмещены.
Внедрение такого механизма позволит не только повысить эффективность гражданско-правовой ответственности, но и привлечь к работе в исполнительных органах компетентных специалистов, которые в противном случае опасались бы предъявления к ним крупных исков.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ"