Наименование Программы | | - федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы |
| | |
Дата принятия решения о разработке Программы | | - 11 декабря 1996 г. (поручение Президента Российской Федерации N Пр-2214) |
| | |
Дата утверждения Программы | | - 22 февраля 2000 г. (постановление Правительства Российской Федерации N 149) |
| | |
Государственные заказчики Программы | | - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по промышленности |
| | |
Государственный заказчик - координатор Программы | | - Федеральное агентство по атомной энергии |
| | |
Основные разработчики Программы | | - Федеральное агентство по атомной энергии, федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И.Лейпунского" |
| | |
Цель и задачи Программы | | - целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. |
| | Основными задачами Программы являются: |
| | комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду; |
| | обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла; |
| | обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов; |
| | развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий; |
| | совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии; |
| | разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; |
| | совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов; |
| | обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации; |
| | обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации; |
| | совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению; |
| | совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации; |
| | обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды; |
| | развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия; |
| | ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения; |
| | развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды; |
| | разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | | - Целевым индикатором 1 является соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально приемлемому уровню, а показателями: |
| | фактические дозы облучения персонала; соответствие радиационного контроля нормам и правилам; |
| | фактические и допустимые сбросы и выбросы радиоактивных веществ; |
| | охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; |
| | обеспеченность автоматизированной системой контроля радиационной обстановки районов расположения ядерно опасных и радиационно опасных объектов; |
| | готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах; |
| | обеспеченность современными средствами физической защиты. |
| | Целевым индикатором 2 является снижение риска возникновения нештатных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а показателями: |
| | отношение удельной величины автоматических внеплановых остановов реакторов на атомных электростанциях России к соответствующей величине остановов на атомных электростанциях мира; |
| | число событий на атомных электростанциях, определяемых по международной шкале ядерных событий; |
| | число нарушений на предприятиях ядерного топливного цикла, определяемых по международной шкале ядерных событий; |
| | число нарушений на исследовательских ядерных установках, определяемых по международной шкале ядерных событий; |
| | количество случаев превышения пределов доз облучения персонала |
Срок и этапы реализации Программы | | - 2000-2006 годы: |
| I этап - 2000-2001 годы; |
| II этап - 2002-2003 годы; |
| III этап - 2004-2006 годы |
Объем и источники финансирования | | - объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 943,163 млн. рублей, в том числе 649,563 млн. рублей - затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 293,6 млн. рублей - расходы на инвестиции. |
| | Объем финансирования определен с учетом реальных возможностей федерального бюджета без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, объем которых определяется в процессе реализации Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | | - разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов; |
| разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно безопасных, радиационно безопасных, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности; |
| | совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания; |
| | разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико-экономическими характеристиками; |
| | обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно-методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях; |
| | создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; |
| | предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов; |
| | разработка проектно-конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности; |
| | снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов Российской Федерации; |
| | реабилитация промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера; |
| | разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации; |
| | снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды; |
| | разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных радиационному воздействию повышенного уровня; |
| | создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности. |
| | Проведение радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий Российской Федерации; |
| | разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований; |
| | совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований. |
| | Социально-экономический эффект характеризуется следующими показателями: |
| | улучшение экологической обстановки в местах функционирования объектов использования атомной энергии и на реабилитированных территориях; |
| | снижение прямых и косвенных экономических потерь в результате исключения вероятности возникновения тяжелых радиационных аварий; |
| | предотвращение или снижение возможного ущерба от повышенного радиационного воздействия на человека и окружающую среду в результате ухудшения радиационной обстановки путем проведения оперативных действий по локализации и ликвидации его последствий; |
| | эффективное функционирование медико-санитарной системы защиты здоровья лиц, занятых на ядерно опасных и радиационно опасных производствах, а также населения, проживающего на прилегающих территориях |