в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ МНС РФ от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ КАРТОЧЕК ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ"
не действует Редакция от 05.08.2002 Подробная информация
ПРИКАЗ МНС РФ от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ КАРТОЧЕК ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ"

X. Порядок учета в карточках лицевых счетов операций зачета и возврата

Возврат налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета или внебюджетного фонда производится при условии фактического зачисления указанных сумм на счета по учету доходов бюджетов или внебюджетных фондов.

1. Сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой.

Не считаются переплатой:

- суммы, внесенные налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами в счет платежей, уплата которых производится авансовыми перечислениями или в виде платы за патент до представления налоговой декларации (расчета) по данному виду налога (сбора), а также предварительная оплата, которая осуществляется до представления налоговой декларации (расчета) за истекший отчетный (налоговый) период;

- денежные средства налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, не перечисленные банком на счета по учету доходов бюджетов и внебюджетных фондов в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка.

2. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

3. Операция зачета переплат по одному налогу в погашение задолженности по другим налогам (сборам) проводится налоговым органом как по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, так и самостоятельно налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

О всех проведенных операциях по зачету переплат, осуществленных без заявления налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, налоговые органы в соответствии со статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации уведомляют налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента не позднее двух недель со дня утверждения руководителем (его заместителем) налогового органа заключения по форме N 21.

О проведенном зачете подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями пункта 4 статьи 176 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган уведомляет налогоплательщика в письменной форме в течение 10 дней, считая со дня, следующего за днем проведения такого зачета.

4. При оформлении заключения по форме N 21 на зачет переплаты по налогам (сборам), зачисляемым на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы", указывается полная сумма переплаты по налогу (сбору), направляемая в погашение задолженности по другим налогам (сборам), поступающим на указанный счет.

Не производится погашение задолженности по налогам (сборам), если переплата образовалась в КЛС того же юридического лица, но как налогового агента, и наоборот.

5. Если налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент в заявлении предъявляет требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей, то заключение по форме N 21 оформляется только после соответствующей проверки состояния расчетов с бюджетами по всем налогам (сборам) и иным обязательным платежам (пени, проценты, а также налоговые санкции, по которым имеются судебные акты, вступившие в законную силу, о взыскании указанных санкций).

При наличии задолженности по налоговым платежам предварительно производится зачет переплаты в погашение указанной задолженности. Возврату подлежит остаток незачтенной суммы переплаты.

6. Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога (сбора) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

7. Налоговый орган обязан проверить соответствие указанных в заявлении сумм переплаты с начисленными и уплаченными суммами налога (сбора) или иных обязательных платежей в КЛС (с учетом начисленных и уплаченных сумм пеней, процентов и налоговых санкций).

В двухдневный срок с даты регистрации заявления налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента о зачете или возврате копия заявления и сальдо расчетов налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента передается отделом взыскания задолженности в отдел учета, отчетности, анализа и прогнозирования для подтверждения правильного отражения в КЛС поступивших сумм налоговых платежей в соответствии с видом и назначением платежа и в отдел камеральных проверок для проверки начисленных к уплате сумм налогов (сборов) или иных обязательных платежей. Начальники соответствующих отделов при отсутствии расхождений с КЛС визируют справку о состоянии расчетов с бюджетом и возвращают ее в отдел взыскания задолженности.

В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к возврату или зачету сумме переплаты или сумме задолженности по налоговым платежам, в счет которой направляется переплата, копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора), налоговому агенту без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами и предложением провести выверку расчетов с бюджетом.

По результатам выверки оформляется акт по форме N 23.

В случае несогласия налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента с данными налогового органа также составляется акт сверки расчетов с бюджетами по форме N 23.

После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент представляет в налоговый орган новое заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налогов (сборов) и иных обязательных платежей.

При отсутствии расхождений между суммами, заявленными налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к зачету или возврату, и данными КЛС этого налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента налоговый орган выносит решение о зачете или возврате в виде заключения по форме N 21 и направляет его на исполнение в орган федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Заключение по форме N 21 оформляется отделами взыскания задолженности.

Выписанные заключения по форме N 21 регистрируются в журнале учета выписанных заключений на зачет переплат, возврат на расчетный счет плательщика (форма N 41).

8. Уточненные (дополнительные) налоговые декларации (расчеты), представленные налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом взамен ранее представленных за соответствующий отчетный (налоговый) период, перед рассмотрением вопроса о зачете или возврате в обязательном порядке проверяются в ходе камеральной проверки отделами камеральной проверки.

9. В тех территориальных налоговых органах, в которых отсутствует электронный документооборот с органами федерального казначейства и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, заключения по форме N 21 выписываются в 3 экземплярах и передаются руководителю (его заместителю) налогового органа для утверждения. Первый экземпляр заключения утверждается руководителем (его заместителем) налогового органа с указанием даты утверждения и скрепляется гербовой печатью налогового органа, после чего оформляются реестры (форма N 40) в двух экземплярах. Один экземпляр реестра вместе с первыми экземплярами заключений передаются на исполнение соответственно органу федерального казначейства, финансовому органу субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Вторые экземпляры заключений по форме N 21 направляются налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам.

Второй экземпляр реестра с отметкой органа федерального казначейства, финансового органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии заключений вместе с третьими экземплярами заключений, заявлением налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента о зачете или возврате и сальдо расчетов с бюджетами хранятся в налоговом органе.

Документооборот при проведении операций зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора) между управлениями федерального казначейства (УФК) и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации (УМНС) в условиях функционирования Единого казначейского счета (ЕКС) осуществляется в следующем порядке.

Инспекция МНС России (ИМНС) не позднее дня, следующего за днем вынесения решений о зачете или возврате, направляет в УМНС России заключения по форме N 21 на бумажном носителе или в электронном виде с электронно - цифровой подписью руководителя ИМНС с приложением реестра переданных заключений. При получении заключения по форме N 21 и реестра по форме N 40 в электронном виде УМНС России распечатывает их в двух экземплярах. Первые экземпляры распечатанных УМНС России заключений по форме N 21 заверяются подписью руководителя и гербовой печатью УМНС России. Два экземпляра заключений, полученных из ИМНС России, и один экземпляр реестра по форме N 40 не позднее дня, следующего за днем их получения от ИМНС России, направляются на исполнение в УФК.

Исполненные заключения по форме N 21 с соответствующими платежными поручениями из УФК передаются в УМНС. Проверенные заключения вместе с платежными поручениями, оформленными УФК, возвращаются в ИМНС по месту учета организации.

На всех этапах прохождения заключений по форме N 21, включая получение платежных документов, подтверждающих исполнение заключений по форме N 21, осуществляется сверка с реестром (форма N 40) и проставление соответствующих отметок о получении, передаче заключений, их возврате в связи с отказом исполнения или исполнением УФК. При полном или частичном исполнении УФК соответствующего заключения в реестре (форма N 40) фиксируются реквизиты соответствующих платежных документов.

Документооборот между налоговыми органами и органами федерального казначейства при осуществлении зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, сбора и пени, а также возмещения сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного по налоговой ставке 0 процентов, налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам, состоящим на учете в межрегиональных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Приказом МНС России от 13.06.2002 N БГ-3-30/297.

10. Заключение по форме N 21 оформляется налоговыми органами на всю сумму, подлежащую зачету или возврату, вне зависимости от размера ежедневных поступлений средств по налогу, по которому осуществляется возврат или за счет которого производится зачет. В случае, если сумма излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора) или иного обязательного платежа, заявленная налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к возврату, направляется частично на зачет недоимки по другим налогам, а частично на возврат на расчетный счет налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, то оформляются два отдельных заключения по форме N 21 - одно на зачет, другое на возврат.

11. В тех случаях, когда возврат переплаты по налогам (сборам) и иным обязательным платежам, уплачиваемым физическими лицами, производится через отделения почтовой связи одновременно нескольким налогоплательщикам, разрешается выписывать одно заключение на общую сумму возвращаемой переплаты по каждому платежу с приложением к нему списка физических лиц, которым эта переплата возвращается.

12. При невозможности одновременного исполнения всей указанной в заключении суммы орган федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проставляет в заключении несколько дат и, соответственно, исполненных сумм. При этом указанные органы каждый раз возвращают копию заключения по форме N 21 с дополнительной отметкой и копией платежного поручения на возврат (зачет) соответствующей суммы.

При получении платежных документов на бумажном носителе на оборотной стороне платежного поручения органа федерального казначейства, финансового органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подтверждающего полное или частичное исполнение заключения по форме N 21, сотрудник отдела учета, отчетности, анализа и прогнозирования делает отметку следующего содержания "возвращено (зачтено) ____________ рублей по заключению" (указать номер и дату заключения).

13. Сумма оформленного по заключению по форме N 21 зачета переплаты по одному налогу (сбору) или иному обязательному платежу в погашение задолженности по другому налогу (сбору) или иному обязательному платежу, исполненного соответствующим органом полностью или частично, заносится в КЛС в следующем порядке:

- в КЛС того налога (сбора), по которому производится погашение недоимки, в графах 2, 4, 5, соответственно, указывается "зачет недоимки по заключению, номер, дата утвержденного документа". В графе 9 "дата отметки о списании с расчетного счета налогоплательщика" указывается дата утверждения указанного заключения руководителем налогового органа, а в графе 10 - полная сумма погашенной недоимки, указанной в заключении по форме N 21. В графе 11 "дата зачисления на счет 40101" того налога (сбора) или иного обязательного платежа, по которому производится возмещение (зачет, возврат), и того налога (сбора) или иного обязательного платежа, по которому осуществляется погашение задолженности перед бюджетом, проставляется дата частичного (полного) исполнения заключения соответствующим органом.

Проведение такой операции в КЛС означает, что с даты принятия решения налоговым органом о зачете в виде утвержденного заключения обязанность по уплате другого налога (сбора) считается исполненной. При проведении данной записи в КЛС на сумму засчитываемой недоимки приостанавливается процедура принудительного взыскания недоимки и начисленных на нее пеней. Пени, начисленные на погашаемую в порядке зачета недоимку по налогу (сбору) за период с даты принятия налоговым органом решения о зачете до момента исполнения (частичного исполнения) заключения по форме N 21 соответствующим органом, подлежат списанию.

После исполнения (частичного исполнения) соответствующим органом заключения по форме N 21 в графе 11 КЛС "дата зачисления на счет 40101" того налога (сбора) или иного обязательного платежа, по которому производится возмещение (зачет, возврат), и того налога (сбора) или иного обязательного платежа, по которому осуществляется погашение задолженности перед бюджетом, проставляется дата частичного (полного) исполнения заключения органом федерального казначейства, финансовым органом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В графе 13 КЛС того налога, по которому осуществляется возмещение (зачет, возврат), проводится сумма налога (сбора) или иного обязательного платежа, которая фактически возмещена (полностью или частично) из бюджета и отражена в отчетности органа федерального казначейства, финансового органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В графе 12 КЛС "фактически поступило" того налога (сбора), по которому осуществляется погашение задолженности, отражается зачтенная органом федерального казначейства, финансовым органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления сумма налогового платежа.

Операции возмещения в порядке зачета в одной КЛС (графа 13) и фактического погашения задолженности за счет возмещаемых сумм налога (сбора) в другой КЛС (графа 12) проводятся одновременно на основании исполненных соответствующими органами заключений по форме N 21. Данные граф 13 и 12 КЛС по соответствующим налогам (сборам) должны совпадать.

14. Налоговые органы обязаны хранить учетные документы по возвратам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов (сборов) и иных обязательных платежей и зачетам в счет других налогов (сборов) и иных обязательных платежей по организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам не менее пяти лет после отчетного года, в котором была проведена соответствующая операция.

15. При нарушении сроков возврата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора) или иных обязательных платежей в соответствии со статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации производится уплата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту процентов. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата и, соответственно, дни излишнего взыскания налога.

При нарушении сроков возврата налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации на остаток не возмещенной в порядке зачета суммы налога, подлежащей возврату на расчетный счет налогоплательщика, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Начисленные налоговым органом суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора) или иного обязательного платежа, а также за несвоевременное возмещение налога на добавленную стоимость отражаются в КЛС в графе 26 "Начислено процентов к возмещению, рублей".

Сумма возмещенных по заключению по форме N 21 налогового органа процентов отражается в графе 27 "Возмещено процентов, рублей".

В случае проведения зачета сумм подлежащих к возмещению процентов в уплату текущих платежей или в погашение имеющейся задолженности по налогам (сборам), пеням или налоговым санкциям возмещаемые в порядке зачета суммы процентов отражаются в КЛС в графе 27 "Возмещено процентов, рублей". Одновременно эта сумма отражается в графе 12 "Фактически поступило" того платежа, по которому производится зачет. Проведение операции зачета осуществляется в общеустановленном порядке с оформлением заключения по форме N 21. Если зачет проводится в пределах одного налога, то заключение по форме N 21 не оформляется.

При нарушении сроков возврата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту излишне уплаченных сумм налога (сбора) или иного обязательного платежа в порядке, определенном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, проценты начисляются по истечении одного месяца с даты подачи заявления налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом о возврате излишне уплаченных сумм налога (сбора) или иного обязательного платежа.

  • Главная
  • ПРИКАЗ МНС РФ от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ КАРТОЧЕК ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ"