в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 16.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т (ред. от 16.01.2003) "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
отменен/утратил силу Редакция от 16.01.2003 Подробная информация
ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т (ред. от 16.01.2003) "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

2. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.1. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатываются кредитной организацией с учетом настоящих Рекомендаций, а также особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, и включают в себя:

2.1.1. программу идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов;

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.1.2. программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.1.3. программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.1.4. программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.1.5. программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.1.6. программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.1.7. иные программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.2. Кредитная организация разрабатывает программу идентификации и изучения своих клиентов.

При разработке кредитной организацией программы идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов рекомендуется использовать анкетирование клиента - составление документа, указанного в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям, содержащего сведения о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через кредитную организацию, и иные сведения.

2.2.1. Кредитная организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении банковских операций и других сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.2. Кредитная организация получает от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.

Все документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.

2.2.3. В целях идентификации и изучения клиента - физического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании документа, удостоверяющего личность, следующие персональные данные:

фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

дата и место рождения;

место жительства (регистрации);

место пребывания;

сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа) - и на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

2.2.4. В целях идентификации и изучения клиента - юридического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов следующие данные:

наименование;

регистрационный номер;

место регистрации;

место нахождения;

почтовый адрес;

идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

коды форм федерального государственного статистического наблюдения.

При изучении документов, в частности, учредительных документов юридического лица и документов, подтверждающих его государственную регистрацию, кредитная организация в целях более тщательного изучения своего клиента обращает особое внимание на:

оформление учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента в качестве юридического лица;

состав учредителей (участников) юридического лица, определив лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического лица;

структуру органов управления юридического лица и их полномочия;

величину зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величину уставного фонда, имущества.

2.2.5. Если кредитная организация установила, что от имени клиента действует его представитель, кредитная организация идентифицирует представителя, проверяет его полномочия, а также идентифицирует и изучает представляемого клиента.

2.2.6. В случае, если клиент открывает банковский счет (вносит вклад) на имя третьего лица, кредитная организация получает от клиента информацию и документы, позволяющие идентифицировать и изучить указанное третье лицо.

2.2.7. При установлении корреспондентских отношений кредитная организация выясняет, в том числе, путем направления запроса корреспонденту, осуществляются ли корреспондентом кредитной организации меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе идентификация и изучение корреспондентом его клиентов.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

Кредитной организации не рекомендуется устанавливать корреспондентские отношения, если ее корреспондентом не осуществляются меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.2.8. В целях концентрации усилий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, кредитной организации рекомендуется оценить риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

Кредитной организации рекомендуется разработать критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. При этом в основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, установленные в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.2.9. Кредитная организация обновляет сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, периодически, но не реже одного раза в год в случаях, когда кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.2.10. Если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, как высокий, то кредитная организация уделяет повышенное внимание операциям, проводимым по счетам клиента.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.2.11. Если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, как высокий, то кредитной организации рекомендуется в целях проверки информации о клиенте направить своего сотрудника, непосредственно отвечающего за работу с данным клиентом, на место осуществления деятельности клиента.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.3. Кредитная организация разрабатывает программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, кредитная организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок. При этом в основу могут быть положены критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в Приложении 3 к настоящим Рекомендациям.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.4. Кредитная организация разрабатывает программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

В этих целях кредитной организации рекомендуется установить следующую процедуру.

2.4.1. При возникновении сомнений при квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, указанной в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", или при выявлении необычных сделок сотрудник кредитной организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Кредитной организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в Приложении 4 к настоящим Рекомендациям.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

Сообщение передается специальному должностному лицу, назначаемому в порядке, указанном в пункте 3 настоящих Рекомендаций (далее - ответственный сотрудник).

2.4.2. При необходимости квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, ответственный сотрудник принимает окончательное решение о признании операции клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в уполномоченный орган.

2.4.3. При выявлении необычных сделок ответственный сотрудник принимает решение о дальнейших действиях кредитной организации в отношении клиента и его сделки.

2.4.4. При выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация может предпринять следующие действия:

обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки;

обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими Рекомендациями ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через кредитную организацию;

предпринять иные действия, которые кредитная организация сочтет целесообразными в целях и при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

2.4.5. О любом решении ответственного сотрудника по операции (сделке) делается соответствующая запись (отметка) на Сообщении.

2.5. Кредитная организация разрабатывает программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.5.1. Кредитная организация фиксирует информацию об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки) (в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте).

2.5.2. Кредитная организация фиксирует информацию и собирает документы для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, таким образом, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.6. Кредитная организация разрабатывает программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.6.1. Кредитная организация хранит следующие документы:

2.6.1.1. копии документов, содержащих сведения о клиенте, или их реквизиты - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом;

2.6.1.2. оригиналы или копии, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, документов по операциям (сделкам), а также Сообщения - в течение не менее пяти лет после совершения соответствующих операций (сделок);

2.6.1.3. иные документы, в том числе деловую переписку, - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом.

2.6.2. Учет и хранение Сообщений осуществляет ответственный сотрудник.

2.7. Кредитная организация разрабатывает программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.7.1. Кредитная организация организует обучение своих сотрудников, исходя из их должностных обязанностей, по следующим направлениям:

2.7.1.1. ознакомление сотрудников с нормативными и иными актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.7.1.2. ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными кредитной организацией;

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.7.1.3. практические занятия по реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе программ его осуществления.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.7.2. Программы обучения строятся исходя из того, что основным условием успешного осуществления кредитной организацией деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в данном процессе.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.7.3. Обучение сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проводится регулярно, не реже одного раза в год.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т (ред. от 16.01.2003) "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"