Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИМЕЮЩИХ НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕС, В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ. ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.2004 N 73-ст)
Приложение Г. МЕТОДЫ И ПРИБОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА, ПРОИЗВОДИМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Г.1 Измерительные приборы
Г.1.1 Акустические измерения
Шумомер или эквивалентная система измерения, включая рекомендованный изготовителем ветрозащитный экран, должны, как минимум, соответствовать требованиям, предъявляемым к приборам типа 1 МЭК 651,
Измерения производят с использованием частотной коррекции, соответствующей шкале А, и постоянной времени усреднения F "Быстро".
При использовании системы, которая включает периодический контроль уровня звука, взвешенного по шкале А, показания снимают не реже чем через 30 мс.
Г. 1.1.1 Калибровка
В начале и в конце каждой серии измерений шумомер или эквивалентную систему измерения в целом проверяют с помощью калибратора звука, отвечающего требованиям к калибраторам звука класса точности не менее 1 МЭК 942. Без какой-либо дополнительной регулировки разность показаний в ходе двух последовательных проверок не должна превышать 0,5 дБ. При превышении данного значения результаты измерений, полученные после предыдущей удовлетворительной проверки, не учитывают.
Г.1.1.2 Соответствие требованиям
Соответствие устройства для калибровки звука требованиям, предусмотренным в МЭК 942, проверяется один раз в год, а соответствие измерительной системы требованиям МЭК 651 - не реже одного раза в два года лабораторией, уполномоченной производить калибровку с соблюдением соответствующих стандартов.
Г.1.2 Измерения скорости
Частота вращения коленчатого вала двигателя и скорость транспортного средства измеряют с помощью приборов с точностью ± 2 % или выше.
Г.1.3 Метеорологические приборы
Метеорологические приборы, используемые для наблюдения за окружающими условиями, включают следующие устройства:
- для измерения температуры с точностью не менее ± 1 °С;
- для измерения скорости ветра с точностью не менее ±1,0 м/с.
Г.2 Условия проведения измерений
Г.2.1 Испытательная площадка
Г.2.1.1 Центральная часть испытательной площадки предназначена для разгона, зона вокруг нее должна быть практически горизонтальной.
Участок разгона должен быть горизонтальным, покрытие испытательного трека должно быть сухим, при этом шины не должны издавать чрезмерного шума.
Покрытие испытательного трека должно быть таким, чтобы в условиях свободного звукового поля помехи между источником звука и микрофоном не превышали 1 дБ. Это условие считается выполненным, если на расстоянии 50 м от центральной части участка разгона нет таких крупных звукоотражающих объектов, как заборы, скалы, мосты или здания. Поверхность испытательной площадки должна соответствовать требованиям, предусмотренным в приложении И, и не должна быть покрыта рыхлым снегом, высокой травой, рыхлой землей или золой. Вблизи микрофона и источника звука не должно быть никаких преград, которые могут оказать влияние на звуковое поле. Наблюдатель, проводящий измерения, должен находиться в таком месте, в котором его присутствие не оказывает влияния на показания измерительных приборов.
Г.2.1.2 Не допускается проводить измерения при плохих погодных условиях. Необходимо обеспечить условия, при которых порывы ветра не могли бы сказываться на результатах измерений.
При снятии показаний прибора пиковые отклонения, не связанные с характеристиками общего уровня шума ТС, не учитываются.
Г.2.1.2.1 Метеорологические приборы должны располагаться вблизи испытательной площадки на высоте (1,2±0,1)м.
Измерения производят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 40 °С.
Испытания не проводят, если в момент измерения звука скорость ветра с учетом порывов на уровне высоты микрофона превышает 5 м/с. Она должна регистрироваться в ходе каждого испытательного пробега.
Репрезентативные значения температуры, направления ветра, относительной влажности и барометрического давления регистрируют в момент измерения звука.
Г.2.1.3 Уровень звука по шкале А от других источников звуков и уровень звука от воздействия ветра должны быть не менее чем на 10 дБ А ниже уровня звука, производимого ТС.
Г.2.2 Транспортные средства
Г.2.2.1 Измерения проводят на ТС в снаряженном состоянии без прицепа или полуприцепа, за исключением ТС, состоящих из нераздельных единиц.
Г.2.2.2 Шины, используемые для испытания, отобранные изготовителем ТС, должны отвечать условиям коммерческой практики и должны быть в наличии на рынке. Шины должны соответствовать одному из размеров шин, предписанных для ТС, и соответствовать требованиям в отношении минимальной глубины рисунка протектора, составляющей 1,6 мм в основных канавках протекторного рисунка.
Внутреннее давление в шинах устанавливают с учетом испытательной массы ТС.
Г.2.2.3 До начала измерений ТС доводят до состояния, соответствующего его обычным условиям работы в отношении:
Г.2.2.3.1 температуры;
Г.2.2.3.2 регулировки;
Г.2.2.3.3 топлива;
Г.2.2.3.4 свечей зажигания, карбюратора (карбюраторов) и т. д. (в соответствующем случае).
Г.2.2.4 Если ТС имеет привод более чем на два колеса, то его испытывают в том режиме, который предусмотрен для эксплуатации в нормальных дорожных условиях.
Г.2.2.5 Если ТС оборудовано одним или несколькими вентиляторами с механизмом автоматического привода, то во время измерений воздействие на эту систему не допускается.
Г.2.2.6 Если ТС оборудовано системой выпуска, содержащей волокнистые материалы, она должна быть подготовлена к началу испытаний в соответствии с приложением Д.
Г.3 Методы испытания
Г.3.1 Измерения шума, производимого движущимися транспортными средствами
Г.3.1.1 Общие условия проведения испытаний (см. рисунок Г.1)
Г.3.1.1.1 С каждой стороны ТС производят не менее двух измерений. Могут быть произведены предварительные регулировочные измерения, но они не должны приниматься во внимание.
Г.3.1.1.2 Микрофон на испытательном участке устанавливают на расстоянии (7,5 ±0,2) м от контрольной линии СС (рисунок Г.1) и на высоте (1,2 ± 0,1) м над поверхностью. Ось максимальной чувствительности должна быть горизонтальной и перпендикулярной к центральной оси автотранспортного средства (линия СС').
Рисунок Г.1 - Положения для измерений на транспортных средствах в движении
Г.3.1.1.3 На испытательной площадке проводят линии АА' и ВВ', параллельные линии РР' и расположенные соответственно на 10 м впереди и позади этой линии.
ТС должно двигаться по прямой линии по направлению к участку разгона таким образом, чтобы плоскость продольного сечения ТС находилась как можно ближе к линии СС' и приближалась к линии АА' с постоянной скоростью, как указано ниже. Когда передняя часть ТС доходит до линии АА', следует полностью и максимально быстро нажать педаль подачи топлива до упора и держать ее в этом положении до тех пор, пока задняя часть ТС не пересечет линию ВВ', затем педаль следует как можно быстрее отпустить.
Г.3.1.1.4 При определении момента пересечения линии ВВ' ТС, состоящим из двух нерасцепляемых единиц и рассматриваемым как одно ТС, полуприцеп не принимают во внимание.
Г.3.1.1.5 Максимальный уровень звука, выраженный в децибелах по кривой А (дБ А), измеряют в тот момент, когда ТС проходит между линиями АА' и ВВ'. Полученное значение будет являться результатом измерения.
Г.3.1.2 Выбор скорости приближения ТС
Г.3.1.2.1 Используемые обозначения
Используемые в этом пункте обозначения имеют следующие значения:
S- частота вращения коленчатого вала двигателя, указываемая в соответствии с 2.4 приложения Б;
N_A- постоянная частота вращения коленчатого вала двигателя при приближении к линии АА';
V_A - постоянная скорость ТС при приближении к линии АА';
V_max - максимальная скорость, указанная предприятием-изготовителем ТС.
Г.3.1.2.2 ТС без коробки передач
Для ТС, у которых отсутствует коробка передач или рычаги переключения передач, постоянная скорость при приближении к линии АА' устанавливается следующим образом:
либо V_A, при которой N_A = 3/4 S и V_A <= 50 км/ч для ТС категории М_1 и ТС других категорий, мощность двигателя которых не превышает 225 кВт (ЕЭК),
либо V_A, при которой N_A = 1/2 S и V_A <= 50 км/ч для ТС, не относящихся к категории М_1 и оборудованных двигателем мощностью более 225 кВт (ЕЭК),
или для ТС, приводимых в движение с помощью электродвигателя:
V_A = 3/4 V_max или V_A <= 50 км/ч.
Используют меньшее значение.
Г.3.1.2.3 ТС с коробкой передач с ручным управлением
Г.3.1.2.3.1 Скорость приближения
ТС должно приближаться к линии АА' на постоянной скорости с допуском ± 1 км/ч. Если определяющим фактором является частота вращения коленчатого вала двигателя, в качестве допуска принимают значение ± 2 % или ± 50 мин(-1) в зависимости от того, какое из них больше, таким образом, чтобы:
либо V_A = 50 км/ч,
либо V_A, при которой N_A = 3/4 S и V_A <= 50 км/ч для ТС категории М_1, и для ТС других категорий, мощность двигателя которых не превышает 225 кВт (ЕЭК),
либо V_A, при которой N_A = 1/2 S и V_A <= 50 км/ч для ТС, не относящихся к категории М_1 и оборудованных двигателем мощностью более 225 кВт (ЕЭК),
или для ТС, приводимых в движение с помощью электродвигателя
V_A = 3/4 V_max или V_A = 50 км/ч.
Используют меньшее значение.
Г.3.1.2.3.2 Выбор передаточного числа
Г.3.1.2.3.2.1 ТС категорий М_1 и N_1 <1>, оборудованные коробкой передач с четырьмя или менее передачами переднего хода, испытывают на второй передаче.
Г.3.1.2.3.2.2 ТС категорий М_1 и N_1 <1>, оборудованные коробкой передач более чем с четырьмя передачами переднего хода, испытывают последовательно на второй и третьей передаче. Затем рассчитывают среднеарифметическое значение уровней звука, зарегистрированных в этих двух режимах.
<1> В соответствии с определениями, приведенными в ГОСТ Р 52051.
Однако ТС категории М_1, которые имеют более четырех передач переднего хода, оборудованы двигателем, развивающим максимальную мощность более 140 кВт (ЕЭК), и допустимое отношение максимальной мощности к максимальной массе которых превышает 75 кВт (ЕЭК)/т, подлежат испытанию только на третьей передаче при условии, что скорость, с которой задняя часть ТС пересекает линию ВВ' на третьей передаче, превышает 61 км/ч.
Если в ходе испытания на второй передаче частота вращения коленчатого вала двигателя превышает частоту вращения S, при которой двигатель развивает свою максимальную мощность, испытание должно быть повторено при скорости приближения и/или частоте вращения коленчатого вала двигателя на скорости приближения, уменьшаемой каждый раз на значение, равное 5 % S, до тех пор, пока полученная частота вращения коленчатого вала двигателя больше не будет превышать S.
Если частота вращения коленчатого вала двигателя S по-прежнему достигается на скорости приближения, соответствующей числу оборотов холостого хода, то испытание проводят только на третьей передаче и оценивают соответствующие результаты.
Г.3.1.2.3.2.3 ТС, не относящиеся к категориям М_1 и N_1 с общим количеством передач переднего хода, равных x (в том числе передач, полученных с помощью вспомогательной трансмиссии или многоступенчатого редуктора ведущего моста), испытывают последовательно с включением передач, начиная с передачи, равной или превышающей x/n <2>,<3>.
<2> Где
n = 2 для ТС, мощность двигателя которых не превышает 225 кВт (ЕЭК);
n = 3 для ТС, мощность двигателя которых превышает 225 кВт (ЕЭК).
<3> Отношение x/n не является целым числом, следует использовать ближайшую более высокую передачу.
Испытания начинают с передачи, соответствующей x/n, или следующей более высокой передачи, если x/n не является целым числом. Испытания продолжают в порядке возрастания передач от x/n до следующей более высокой передачи.
Переключение передач, начинающееся с (x/n), завершается на передаче X, на которой максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя достигается непосредственно перед пересечением задней частью ТС линии ВВ'.
Пример выбора режима испытаний: имеется 16 передач переднего хода для силовой передачи, коробка передач с восемью передачами и вспомогательная коробка передач с двумя передачами. Если максимальная мощность двигателя составляет 230 кВт, то (x/n) - (8 х 2)/3 = 16/3 = 5 1/3. Испытания начинают с шестой передачи (включая передачи как главной коробки передач, так и вспомогательной коробки передач, т. е. 6-е передаточное число из 16 общих передаточных чисел), затем используют 7-е и последующие передаточные числа до числа X.
В случае ТС, имеющих различные суммарные передаточные числа (включая и различное число передач), репрезентативность ТС определяют следующим образом:
- если наивысший уровень звука достигается между передаточными числами передач x/n и X, то ТС считают репрезентативным для своего типа;
- если наивысший уровень звука достигается при передаточном числе передачи x/n, то выбранное ТС считают репрезентативным для своего типа только в отношении тех ТС, которые имеют меньшее общее передаточное число на передаче x/n;
- если наивысший уровень звука достигается при передаточном числе передачи X, то выбранное ТС считают
репрезентативным для своего типа только в отношении ТС с суммарным передаточным числом, большим, чем передаточное число передачи X.
Однако ТС также считается репрезентативным для своего типа, если по просьбе заявителя испытания проводят при более широком диапазоне передаточных чисел, чем это было предусмотрено, и наивысший уровень звука в ходе испытаний достигается в диапазоне между предельными передаточными числами.
Г.3.1.2.4 ТС с автоматической коробкой передач <1>
<1> Все транспортные средства, оборудованные автоматической коробкой передач.
Г.3.1.2.4.1 ТС без ручного селектора передач
Г.3.1.2.4.1.1 Скорость приближения
ТС должно приближаться к линии АА' с различными установленными постоянными скоростями 30,40 и 50 км/ч или со скоростью, равной 3/4 максимальной скорости движения по дороге, если этот показатель является более низким.
Если ТС оснащено автоматической трансмиссией, которую нельзя испытать с использованием процедуры, описанной в последующих разделах, то его испытывают при скоростях приближения 30, 40 и 50 км/ч либо при скорости, равной 3/4 максимальной скорости движения ТС, указанной изготовителем; если она является более низкой, учитывают режим, позволяющий создать наивысший уровень звука.
Г.3.1.2.4.2 ТС, оборудованные ручным переключателем передач, имеющим X положений.
Г.3.1.2.4.2.1 Скорость приближения
ТС должно приближаться к линии АА' на постоянной скорости, соответствующей меньшей из указанных скоростей, с допуском ± 1 км/ч (за исключением тех случаев, когда определяющим фактором является частота вращения коленчатого вала двигателя и в качестве допуска принимают большую из величин ± 2 % или ± 50 мин(-1), так чтобы:
либо V_A = 50 км/ч,
либо V_A, при которой N_A = 3/4 S и V_A <= 50 км/ч для ТС категории М_1 и других категорий, мощность двигателя которых не превышает 225 кВт (ЕЭК),
либо V_A, при которой N_A = 1/2 S и V_A <= 50 км/ч для ТС, не относящихся к категории М_1 и оборудованных двигателем мощностью более 225 кВт (ЕЭК),
или для ТС, приводимых в движение с помощью электродвигателя
V_A = 3/4 V_max или V_A = 50 км/ч,
в зависимости от того, какое значение является меньшим.
Если в ходе испытания ТС, имеющих более двух фиксированных передач, происходит автоматическое переключение коробки передач на низшую передачу, такого включения понижающей скорости можно избежать по выбору предприятия-изготовителя в соответствии с 3.1.2.4.2.4.
Г.3.1.2.4.2.2 Положение ручного селектора передач
Испытание проводят при установке селектора передач в положение, рекомендуемое предприятием-изготовителем для "нормальной езды".
Внешнее воздействие с целью перехода на более низкую передачу (например, "кикдаун" <2>) не допускается.
<2> Режим в автоматической коробке передач, автоматически переключающий ее на более низкую передачу при резком нажатии на педаль подачи топлива.
Г.3.1.2.4.2.3 Вспомогательные передачи
Если ТС оборудовано вспомогательной коробкой передач с ручным переключением или многоступенчатым редуктором ведущего моста, следует выбирать положение селектора, используемое при нормальных условиях движения в городе. Никогда не следует использовать положение переключателя коробки передач, предназначенное для движения на малой скорости, стоянки или торможения.
Г.3.1.2.4.2.4 Предупреждение включения понижающей передачи
Некоторые ТС, оснащенные автоматической трансмиссией (с двумя или более дискретными передаточными числами), могут переключаться на более низкое передаточное число, обычно неиспользуемое при движении в городских условиях, как это определено изготовителем. Передаточное число, неиспользуемое для движения в городских условиях, представляет собой передаточное число, предназначенное для медленного движения, постановки автомобиля на стоянку или торможения. В этих случаях оператор может выбрать любой из следующих способов:
а) повысить скорость ТС V до скорости 60 км/ч во избежание такого включения понижающей передачи;
б) поддерживать скорость ТС V на уровне 50 км/ч и ограничить подачу топлива в двигатель до 95 % объема подачи, необходимого для работы с полной нагрузкой. Это условие считают выполненным:
- в случае двигателя с искровым зажиганием, если перемещение органа управления подачей топлива составляет 90 % положения, соответствующего максимальной подаче,
- в случае двигателя с воспламенением от сжатия, если подача топлива в топливный насос ограничена 90 % максимального объема этой подачи;
в) установить и использовать электронные средства контроля, которые будут предупреждать включение более низких передач по сравнению с теми, которые используются при вождении в нормальных городских условиях, как это определено изготовителем.
Г.3.1.3 Толкование результатов
Измерения шума, производимого движущимся ТС, считают действительными, если разность двух последовательных измерений с одной и той же стороны ТС не превышает 2 дБ А <1>.
<1> Разброс результатов между заездами можно сократить, если на холостом ходу при выключенной передаче выдерживать интервал между ними 1 мин; поскольку это стабилизирует рабочую температуру ТС.
Установленным считают значение, соответствующее наиболее высокому уровню звука. Если это значение превышает на 1 дБ А максимальный уровень звука, разрешенный для данной категории ТС, производят следующую серию из двух измерений при соответствующем положении микрофона. Три из четырех полученных таким образом результатов должны находиться в предписанных пределах.
Для учета недостаточной точности измерительного прибора снимаемые с него показания в ходе измерения уменьшают на 1 дБ А.
Г.3.2 Измерение шума, производимого неподвижными ТС
Г.3.2.1 Уровень звука вблизи ТС
Для облегчения последующих проверок находящихся в эксплуатации ТС уровень звука измеряют вблизи выходного отверстия концевой выпускной трубы в соответствии с приводимыми ниже требованиями, и результаты измерений вносят в протокол испытания, форма которого приведена в приложении Б.
Г.3.2.2 Акустические измерения
Для измерения применяют шумомер, описание которого приводится в Г.1.1 настоящего приложения.
Г.3.2.3 Испытательная площадка - местные условия (рисунок Г.2)
Г.3.2.3.1 Измерения следует проводить на неподвижном ТС в зоне, пригодной также для проведения измерений на движущихся ТС (приложение И).
Г.3.2.3.2 Во время испытания в зоне измерения не должно быть посторонних лиц, за исключением испытателя и водителя, присутствие которых не должно оказывать влияния на показания приборов.
Г.3.2.4 Акустические помехи и влияние ветра
Показания измерительных приборов, отражающие уровень звука окружающей среды и ветра, должны быть не менее чем на 10 дБ А ниже уровня, который должен быть получен во время измерений. В случае использования соответствующего ветрозащитного экрана следует учитывать его влияние на чувствительность микрофона.
Г.3.2.5 Метод измерения
Г.3.2.5.1 Характер и число измерений
Максимальный уровень звука, выраженный в децибелах по кривой А (дБ А), измеряют в течение периода работы двигателя, указанного в Г.3.2.5.3.2.
В каждой точке измерения проводят не менее трех измерений.
Г.3.2.5.2 Расположение и подготовка транспортного средства
ТС размещают в центре зоны испытания, причем рычаг переключения коробки передач находится в нейтральном положении и сцепление включено. Если конструкция ТС не позволяет соблюдать эти требования, то ТС следует испытывать с остановленным двигателем согласно требованиям предприятия-изготовителя. Перед каждой серией измерений двигатель должен работать в нормальном эксплуатационном режиме, соответствующем спецификациям предприятия-изготовителя.
Если ТС оборудовано одним или несколькими вентиляторами с механизмом автоматического привода, во время измерений уровней шума воздействие на эту систему не допускается.
Рисунок Г.2 - Положения для измерений на автотранспортных средствах в неподвижном состоянии (примеры)
Г.3.2.5.3 Измерение шума вблизи выпускной трубы (см. рисунок Г.2)
Г.3.2.5.3.1 Расположение микрофона
Г.3.2.5.3.1.1 Расположение микрофона над уровнем опорной поверхности должно соответствовать высоте расположения выпускной трубы, однако в любом случае минимальное расстояние должно быть не менее 0,2 м.
Г.3.2.5.3.1.2 Мембрана микрофона должна быть направлена к отверстию выхода газов и размещена на расстоянии 0,5 м от него.
Г.3.2.5.3.1.3 Ось максимальной чувствительности микрофона должна быть параллельна опорной поверхности, и составлять угол 45° ± 10° с вертикальной плоскостью, которая проходит через направление потока газа. В отношении этой оси следует придерживаться инструкции предприятия-изготовителя шумомера. По отношению к этой вертикальной плоскости микрофон следует располагать таким образом, чтобы получить наибольшее расстояние от горизонтальной средней плоскости транспортного средства. В случае сомнений следует выбирать положение, при котором микрофон находится на максимальном расстоянии от контура транспортного средства.
Г.3.2.5.3.1.4 Для ТС, системы выпуска которых имеют две или более выпускные трубы, расстояние между которыми составляет не более 0,3 м и которые подсоединены к одному и тому же глушителю, проводят только одно измерение; размещение микрофона определяют по отношению к выпускной трубе, расположенной ближе к оконечности транспортного средства, или, если такой трубы нет, по отношению к трубе, наиболее высоко расположенной над опорной поверхностью.
Г.3.2.5.3.1.5 Для ТС с вертикальным расположением выпускной трубы (например, специальные транспортные средства) микрофон располагается на высоте выходного отверстия выпускной трубы. Его ось должна быть вертикальна и ориентирована вверх. Микрофон должен помещаться на расстоянии 0,5 м от ближайшей к выпускной трубе стороны транспортного средства.
Г.3.2.5.3.1.6 Для ТС с выпускной системой, имеющей несколько выпускных труб, расстояние между которыми составляет более 0,3 м, проводят одно измерение для каждой выпускной трубы, как если бы она была единственной, причем учитывают наибольшее значение.
Г.3.2.5.3.2 Рабочий режим двигателя
Г.3.2.5.3.2.1 Двигатель должен работать с постоянной частотой вращения, равной 3/4 S, как для двигателей с принудительным зажиганием, так и для дизельных двигателей.
Г.3.2.5.3.2.2 При достижении постоянной частоты вращения орган управления подачей топлива быстро возвращается в положение режима минимального холостого хода. Измерение уровня звука производится в течение периода работы двигателя, состоящего из кратковременного периода работы при постоянной частоте вращения и всего периода замедления, причем результатом измерения считается значение, соответствующее максимальному показанию шумомера.
Г.3.2.6 Результаты
Г.3.2.6.1 С измерительного прибора снимают показания в децибелах, округленные до ближайшего целого числа.
Учитывают только те показания, которые были получены в результате трех последовательных измерений и расхождение между которыми соответственно не превышает 2 дБ А.
Г.3.2.6.2 Результатом испытаний следует считать максимальное значение из этих трех показаний.
Приложение Д
(обязательное)
- Главная
- "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИМЕЮЩИХ НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕС, В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ. ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.2004 N 73-ст)