в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИМЕЮЩИХ НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕС, В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ. ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.2004 N 73-ст)
действует Редакция от 27.02.2004 Подробная информация
"ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИМЕЮЩИХ НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕС, В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ. ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.2004 N 73-ст)

Приложение И. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАТЕЛЬНОМУ ТРЕКУ

И.1 Введение

В настоящем приложении приведены требования, касающиеся физических характеристик и строительства испытательного трека. В основу этих требований положен специальный стандарт ИСО 10844.

И.2 Нормативные характеристики покрытия

Считают, что покрытие соответствует настоящему стандарту, если шероховатость и пористость или коэффициент звукопоглощения соответствуют требованиям И.2.1-И.2.4 и все требования в отношении состава (И.3.2) были выполнены.

И.2.1 Остаточная пористость

Остаточная пористость смеси, используемой для строительства покрытия испытательного трека, не должна превышать 8 % (И.4.1).

И.2.2 Коэффициент звукопоглощения

Если покрытие не отвечает требованию по остаточной пористости, оно является приемлемым лишь в том случае, если имеет коэффициент звукопоглощения а менее 0,10 (И.4.2).

Требования И.2.1 и И.2.2 являются выполненными также в том случае, если коэффициент звукопоглощения альфа составляет менее 0,10.

Примечание - Наиболее значимой характеристикой является коэффициент звукопоглощения, хотя остаточная пористость является более широко используемой характеристикой в сфере дорожного строительства. Тем не менее коэффициент звукопоглощения должен измеряться лишь в том случае, если покрытие не отвечает требованию в отношении пористости.

И.2.3 Шероховатость

Шероховатость (ГТ), измеренная в соответствии с методом объемного анализа (см. Ж.4.3), должна быть не менее 0,4 мм.

И.2.4 Однородность покрытия

Необходимо обеспечить максимально возможную однородность покрытия в зоне испытания. Это относится к шероховатости и пористости, однако следует также принимать во внимание, что в случае неравномерной укатки шероховатость в разных местах может быть различной и могут также появиться неровности, вызывающие толчки.

И.2.5 Периодичность испытаний

В целях проверки соответствия требованиям в отношении шероховатости и пористости или звукопоглощения, изложенным в настоящем стандарте, проводят периодические испытания покрытия со следующими интервалами:

а) в отношении остаточной пористости или звукопоглощения:

после укладки нового покрытия.

Если, новое покрытие удовлетворяет требованиям, то последующие периодические испытания не проводят. Если новое покрытие не удовлетворяет требованиям, оно может удовлетворять им впоследствии, поскольку покрытия со временем засоряются и уплотняются;

б) в отношении шероховатости (ГТ):

после укладки нового покрытия;

перед началом испытания в отношении шума (не ранее чем через четыре недели после укладки), затем через каждые 12 мес.

И.3 Структура испытательного покрытия

И.3.1 Испытательная площадка

При проектировании испытательной площадки важно обеспечить, чтобы, по крайней мере, зона, пересекаемая транспортными средствами, движущимися по испытательному участку, имела оговоренное покрытие и надлежащий запас по ширине для обеспечения безопасности и удобства вождения. Ширина площадки должна быть не менее 3 м, по длине она должна выходить за линии АА и ВВ не менее чем на 10 м с каждой стороны. На рисунке И.1 приведен план испытательной площадки и показана минимальная зона, которая должна иметь покрытие из испытательного материала, уложенное и укатанное механизированным способом. В соответствии с Г.3.1.1.1 измерения должны проводиться с каждой стороны ТС. Они могут проводиться либо в двух точках расположения микрофонов (по одной с каждой стороны площадки) при движении ТС в одном направлении либо при помощи микрофона, расположенного лишь с одной стороны площадки, но с последовательным движением транспортного средства в обоих направлениях. Если используют первый метод, то к покрытию той стороны площадки, где не устанавливается микрофон, никаких требований не предъявляют.

Примечание - В данном радиусе не должно быть крупных звукоотражающих объектов.

Рисунок И.1 - Минимальные требования в отношении зоны с испытательным покрытием. Затемненная часть называется испытательной зоной

И.3.2 Состав покрытия и его подготовка

И.3.2.1 Основные требования к составу покрытия:

Испытательное покрытие должно соответствовать требованиям И.3.2.1.1-И.3.2.1.4:

И.3.2.1.1 Покрытие должно состоять из плотного асфальтобетона.

И.3.2.1.2 Максимальный размер щебня должен быть 8 мм (с приемлемыми допусками 6,3-10,0 мм),

И.3.2,1.3 Толщина слоя износа должна быть не менее 30 мм.

И.3.2.1.4 В качестве вяжущего материала должен использоваться немодифицированный битум, обеспечивающий прямую пропитку.

И.3.2.2 Требования к составу покрытия

В качестве руководства для строителей покрытия на рисунке И.2 показана гранулометрическая кривая, отражающая состав скелетного материала, который обеспечит нужные характеристики. Кроме того, в таблице И.1 приведены некоторые целевые параметры для обеспечения требуемой шероховатости и износостойкости. Гранулометрическая кривая соответствует следующей формуле

Р (% прохождения) = 100 (d / d )(1/2),
max

где d - размер квадратного отверстия сита, мм;

d_max = 8 мм для средней кривой;

d_max = 10 мм для нижней кривой допуска;

d_max = 6,3 мм для верхней кривой допуска.

В дополнение предлагаются следующие рекомендации:

а) фракция песка (0,063 мм < размера квадратного отверстия сита < 2 мм) должна содержать не более 55 % природного песка и не менее 45 % дробленого песка;

б) основание и подстилающий слой должны обеспечивать надлежащую прочность и ровность в соответствии с наивысшими нормативами в области дорожного строительства;

в) щебень должен быть дробленым (100 %-ное дробление наружной поверхности) и обладать высокой устойчивостью к дроблению;

г) щебень, используемый в смеси, должен быть промытым;

д) на поверхности не должно быть никаких дополнительных добавок щебня;

Рисунок И.2 - Гранулометрическая кривая, отражающая состав скелетного материала асфальтобетонной смеси, с допусками

е) твердость вяжущего материала, выраженная в единицах PEN, должна составлять 40-60, 60-80 или 80-100 в зависимости от климатических условий страны. Как правило, должен использоваться как можно более твердый вяжущий материал при условии, что это соответствует обычной практике;

ж) температуру смеси до укатки выбирают таким образом, чтобы в результате последующей укатки достигалась требуемая пористость. В целях повышения вероятности удовлетворения требований 2.1-2.4 плотность должна обеспечиваться не только за счет надлежащего выбора температуры смеси, но и за счет определения надлежащего числа проходов и типа катка.

Таблица И.1

Руководящие предписания в отношении состава

Наименование показателя Целевые значения Допуски
от общей массы смеси от массы скелетного материала
Масса щебня (размер квадратного отверстия сита SAO более 2 мм) 47,6 % 50,5 % ±5
Масса песка (SM от 0,063 до 2 мм) 38,0 % 40,2 % ±5
Масса минерального порошка (SM менее 0,063 мм) 8,8 % 9,3 % ±2
Масса вяжущего материала (битума) 5,8 % - ±0,5
Максимальный размер щебня 8 мм 6,3-10
Твердость вяжущего материала (см. 3.2.2.0)
Коэффициент полирования в слое износа (КПИ) >50
Плотность относительно плотности Маршалла 98%

И.4 Метод испытания

И.4.1 Измерение остаточной пористости

Для этого измерения образцы покрытия трека должны высверливаться, по крайней мере, в четырех разных точках, равномерно распределенных в рамках испытательной зоны между линиями АА и ВВ (см. рисунок И.1). Для исключения неоднородности и неровности покрытия на участках траекторий колес образцы покрытия должны высверливаться не на самих траекториях колес, а рядом с ними. Два образца (не менее) должны высверливаться рядом с траекториями колес и один образец (не менее) - приблизительно посередине между траекториями колес и каждой точкой расположения микрофона.

Если существует сомнение относительно выполнения условия однородности (И.2.4), то образцы должны высверливаться в большем числе точек в пределах испытательной зоны.

Остаточную пористость определяют для каждого образца, затем высчитывают среднеарифметическое значение для всех образцов, которое сопоставляют с требованием И.2.1. Ни один образец не должен иметь пористость более 10 %. Следует помнить о проблеме, которая может возникнуть в том случае, если испытательная зона подогревается трубами или электрическими кабелями и если в этой зоне нужно высверлить образцы. Расположение такого оборудования должно быть тщательно спланировано с учетом будущих точек высверливания образцов. Рекомендуется оставлять несколько участков размером приблизительно 200 х 300 мм, где не располагают никаких кабелей/труб или они расположены достаточно глубоко, что позволяет избежать их повреждения при высверливании образцов из покрытия.

И.4.2 Коэффициент звукопоглощения

Коэффициент звукопоглощения (нормальное падение) должен измеряться с использованием метода трубы в соответствии с процедурой, изложенной в ИСО 10534. Что касается испытательных образцов, то должны выполняться те же требования, что и в отношении остаточной пористости (Ж.4.1).

Коэффициент звукопоглощения измеряют в пределах 400-800 Гц и 800-1600 Гц (по крайней мере, на центральных частотах полос третьей октавы). Для этих диапазонов частот определяют максимальные значения. Затем на их основе высчитывают среднее значение для всех испытательных образцов, которое составляет окончательный результат.

И.4.3 Измерение шероховатости

Глубину текстуры измеряют в 10 точках, равномерно расположенных по всей длине траектории колес на испытательном участке, и среднее значение сопоставляют с установленной минимальной глубиной текстуры. Описание процедуры см. в ИСО 10844.

И.5 Стабильность характеристик во времени и содержание

И.5.1 Возраст покрытия

Предполагается, что, как и на любом другом покрытии, уровень шума, возникающего в результате трения между колесом и поверхностью на испытательном покрытии, может незначительно увеличиваться в течение первых 6-12 мес после строительства.

Покрытие приобретет свои требуемые характеристики не ранее чем через четыре недели после строительства. Возраст покрытия в целом меньше влияет на уровень шума, производимого грузовыми автомобилями, чем на уровень шума, производимого легковыми автомобилями. Стабильность во времени определяется главным образом с учетом сглаживания и уплотнения покрытия в результате движения ТС. Его периодически проверяют, как это указано в И.2.5.

И.5.2 Содержание покрытия

С покрытия должны быть удалены мусор или пыль, которые существенно уменьшают рабочую глубину текстуры. В странах с холодным климатом для борьбы с обледенением иногда применяют соль. Воздействие соли может привести к временному или даже постоянному изменению характеристик покрытия, в результате чего повышается уровень шума, поэтому ее применение не рекомендуется.

И.5.3 Замена покрытия испытательной зоны

Если возникает необходимость замены покрытия испытательного трека, то, как правило, необходимо заменить покрытие лишь той испытательной полосы (шириной 3 м, как показано на рисунке И.1), по которой движутся ТС, при условии, что испытательная зона за пределами этой полосы соответствует требованиям в отношении остаточной пористости или звукопоглощения.

И.6 Документация, касающаяся испытательного покрытия и проведенных на нем испытаний

И.6.1 Документация, касающаяся испытательного покрытия

В документе, описывающем испытательное покрытие, должны быть приведены следующие данные:

И.6.1.1 расположение испытательного трека;

И.6.1.2 тип вяжущего материала, твердость вяжущего материала, тип скелетного материала, максимальная теоретическая плотность бетона (Dr), толщина слоя износа и гранулометрическая кривая, определенная на основе анализа образцов покрытия;

И.6.1.3 метод уплотнения (например, тип катка, масса катка, число проходов);

И.6.1.4 температура смеси, температура окружающей среды и скорость ветра во время укладки покрытия;

И.6.1.5 дата укладки покрытия и подрядчик;

И.6.1.6 результаты всех или, по крайней мере, последних испытаний, включая:

И.6.1.6.1 остаточную пористость каждого образца;

И.6.1.6.2 точки испытательной зоны, в которых были высверлены образцы для проведения измерений пористости;

И.6.1.6.3 коэффициент звукопоглощения каждого образца (в случае проведения измерений). Указать результаты по каждому образцу и по каждому диапазону частот, а также общее среднее значение;

И.6.1.6.4 точки испытательной зоны, в которых были высверлены образцы для измерения коэффициента звукопоглощения;

И.6.1.6.5 глубину текстуры, включая число испытаний и стандартное отклонение;

И.6.1.6.6 учреждение, ответственное за проведение испытаний в соответствии с И.6.1.6.1 и И.6.1.6.2, и тип использованного оборудования;

И.6.1.6.7 дату проведения испытания (испытаний) и дату отбора образцов покрытия испытательного трека.

И.6.2 Документация, касающаяся испытаний транспортных средств в отношении производимого ими шума, проведенных на покрытии

В документе, описывающем испытание (испытания) ТС в отношении производимого ими шума, должно быть указано, были ли выполнены все требования настоящего стандарта. Должен быть указан документ, оговоренный в И.6.1, в котором излагают подтверждающие это результаты.

Приложение К
(обязательное)

  • Главная
  • "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИМЕЮЩИХ НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕС, В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ. ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.2004 N 73-ст)