в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.2006 N 1761-р
действует Редакция от 18.12.2006 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.2006 N 1761-р

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Исходя из мирового опыта развитие электронной компонентной базы в России целесообразно осуществлять программно-целевым методом.

В ведущих мировых странах государственная поддержка развития электронной промышленности рассматривается как самый эффективный способ повышения конкурентоспособности национальной экономики и вхождения в мировой рынок. Среди таких мер следует отметить не только участие государства в финансировании строительства современных производств, но и формирование плановой политики развития, введение льготных ставок налога, отмены платы за землю, введение практики ускоренной амортизации оборудования, предоставление льготных кредитов безвозмездных субсидий, создание свободных экономических зон и технопарков.

Производство электронной продукции во многих странах пользуется неоспоримым приоритетом, а основные электронные компании при финансовой поддержке государства вкладывают в развитие этого направления значительные средства.

Анализ мирового опыта развитых стран в сфере электронного производства показывает, что совершенствование электронной продукции и наращивание объемов ее выпуска главным образом осуществляются на основе комплексных целевых научно-технических программ, инициируемых правительствами государств и финансируемых наполовину за счет средств государственного бюджета.

Ежегодно на указанные программы ведущие мировые державы выделяют более 20 млрд. долларов. При этом следует учесть, что фирмы-производители не менее 10 процентов средств, полученных от реализации своей продукции, направляют на разработку перспективных изделий.

Для освоения дорогостоящих технологий даже крупные фирмы-производители не в состоянии использовать только собственные средства, поэтому они вынуждены создавать технологические альянсы и консолидировать свои средства с государством. В США с этой целью был создан консорциум правительства и частных компаний, который успешно обеспечил ликвидацию технологического отставания страны от Японии в сфере микроэлектронного производства. В Японии, в свою очередь, при участии государства создана специальная организация с целью возврата утраченного приоритета в области развития электронной промышленности.

Страны Европейского союза выполняют комплексные программы по освоению новых технологических уровней в области микро- и нанотехнологий в рамках специально организованных структур, финансируемых из бюджета Европейского союза, а также осуществляют ряд проектов, направленных на завоевание передовых позиций в области полупроводниковых технологий.

Китай уже реализовал государственную программу развития электронной промышленности стоимостью более 10 млрд. долларов и в настоящее время стоит в одном ряду с крупнейшими производителями электронной компонентной базы. Китайские микроэлектронные производства характеризуются весьма высоким уровнем технологии (топологический уровень - 0,18 - 0,13 мкм), что позволяет решать задачи, связанные с массовым выпуском современной электронной компонентной базы.

Другим примером является развитие производства микроэлектронных изделий в США и Японии. Объем их производства в США в 2005 году составил более 10 млрд. долларов, а Япония стремится к тому, чтобы годовой уровень выпуска микроэлектронной продукции составил 17 млрд. долларов.

В последнее десятилетие четко прослеживается тенденция перемещения производства электронной техники в страны Юго-Восточной Азии, что позволяет США, Японии, Европе резко усилить научные направления в области новых перспективных технологий (нанотехнологии, микротехника, молекулярная электроника). При этом правительства развитых западных государств оказывают поддержку этим ключевым направлениям науки, техники и производства.

Таким образом, практически все ведущие страны мира стимулируют развитие электронной промышленности путем комбинированных инвестиций (за счет средств государственных бюджетов и частного капитала), признавая ведущую роль этой отрасли в развитии общества.

В настоящее время уровень развития российской электронной промышленности не соответствует мировому уровню. Если в период существования СССР еще можно было говорить о паритете в области создания микросхем и полупроводниковых приборов (тогда не использовалась импортная элементная база для специальных и космических систем, разработка которых составляла 70-75 процентов объема всех разработок, осуществляемых в электронной промышленности), то за последние 15 лет произошло существенное отставание в этой сфере. Значительное сокращение объема специальных закупок без увеличения гражданских заказов привело отрасль, выпуск продукции которой рассчитан на массовое использование, в состояние кризиса. Возросла доля накладных расходов, упала конкурентоспособность, рынок стал стремительно заполняться продукцией иностранного производства, а отрасль окончательно лишилась естественных источников своего развития. Многократно снизившийся уровень спроса на отечественные изделия электронной техники сделал экономически невыгодными для российских производителей электронной продукции разработку и выпуск продукции на более высоком технологическом уровне, требующем, безусловно, значительных финансовых затрат. Доля российской электронной продукции на мировом рынке сократилась до уровня 0,23 процента. Значительно ослаблены также позиции отечественных производителей на внутреннем рынке - в настоящее время доля импортной электронной компонентной базы составляет 65 процентов объема внутреннего рынка электронных изделий.

Усугубляет ситуацию также и значительное сокращение производства отечественного технологического оборудования, необходимого для разработки и выпуска современной электронной продукции, а также деградация обеспечивающих производств, включая производство перспективных полупроводниковых материалов, химикатов и особо чистых веществ. В настоящее время ведутся работы по налаживанию производства высокотехнологичного оборудования автоматизированной сборки, сверхбольших интегральных схем, полупроводниковых приборов генерации и переносу изображения с помощью российско-белорусских программ, но они являются только частичным решением проблемы обеспечения отечественных производств необходимым специальным технологическим оборудованием.

С 2002 по 2006 год основное развитие отечественной электронной техники осуществлялось в процессе реализации раздела "Электронная компонентная база" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы. Всего по этому разделу выполнялось около 90 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих реализацию программных мероприятий по наиболее перспективным направлениям развития электронной техники. Из них 58 работ завершено к началу 2006 года.

В процессе выполнения указанных работ получены следующие результаты.

В области микроэлектронных технологий реализованы проекты по созданию отдельных технологических процессов для производства новых поколений сверхбольших и сверхскоростных интегральных схем с минимальным топологическим уровнем 0,1 - 0,25 мкм, в том числе радиационно стойких больших интегральных схем с уровнем 0,5 - 0,8 мкм, а также по разработке технологической среды, ориентированной на сквозное проектирование аппаратуры, и перспективной электронной компонентной базы с использованием библиотек стандартных элементов и сложнофункциональных блоков. Такие блоки необходимы для создания конкурентоспособных мультимедийных систем, аппаратуры космического мониторинга и телекоммуникаций, радиолокационных комплексов, средств связи и цифрового телевидения, а также для развития транспорта и торговли.

Впервые в стране проработаны основные положения для создания трехуровневой системы автоматизированного проектирования перспективной аппаратуры на основе сверхбольших интегральных схем типа "система на кристалле".

В области сверхвысокочастотной электроники значительное внимание уделено работам по созданию современных широкозонных полупроводниковых соединений и технологического базиса для производства монолитных интегральных схем сверхвысокочастотного диапазона на основе гетероструктур материалов группы А В , а также

3 5 по разработке широкой номенклатуры мощных полупроводниковых приборов. Впервые в стране на материале группы А В получены

3 5 образцы транзисторов с Т-образным затвором длиной 0,1 мкм и разработана технология получения транзисторов с малым коэффициентом шума. Заложены основы технологии производства схем с топологическим уровнем 0,1 мкм.

В рамках федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" проводились в основном работы институционального характера, направленные на реформирование структуры электронного комплекса.

Для изменения сложившейся ситуации подпрограммой предусматривается сокращение до минимума технологического разрыва между развитыми странами и Россией с последующим упрочением ее позиции как за счет создания собственной технологической базы, так и за счет международной кооперации в области разработки и производства перспективных изделий электронной техники.

В рамках подпрограммы предусматривается создание инфраструктуры для проектирования и производства сложных функциональных блоков и сверхбольших интегральных схем типа "система на кристалле" для разработки на их основе радиоэлектронной аппаратуры.

Для этого необходимо создать:

базовые отраслевые и межотраслевые центры по сквозному системному проектированию электронной компонентной базы;

унифицированные библиотеки элементов и макроблоков;

правила проектирования электронной компонентной базы;

межотраслевой центр проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов.

Предусматривается также реконструкция и технологическое перевооружение основных электронных производств.

Новая инфраструктура проектирования и производства электронной компонентной базы позволит ведущим организациям приступить к разработке микросхем широкой номенклатуры, включая сверхбольшие интегральные схемы типа "система на кристалле", а также создаст предпосылки для осуществления проектирования радиоэлектронных систем на уровне микросхем, что потребует новых форм кооперации разработчиков электронной компонентной базы и аппаратуры.

Ориентация только на потребности свободного рынка в области электронной техники не позволит получить ощутимый результат, в том числе даже по таким важнейшим направлениям, как технологии создания и производства радиационно стойкой электронной компонентной базы, твердотельной сверхвысокочастотной электроники, сложных функциональных блоков и сверхбольших интегральных схем типа "система на кристалле", так как эта продукция не обладает высокой серийностью и поэтому финансово непривлекательна. В то же время созданные небольшие мелкосерийные производства не позволят производить электронную компонентную базу по конкурентной цене.

Налаживание отечественного электронного производства позволит осуществить массовый выпуск продукции, отвечающей мировому уровню, что снизит зависимость страны от иностранного производителя. Для этого необходимо участие государства в организационной и финансовой поддержке создания новых секторов электронного рынка (электронные паспорта, цифровое телевидение и т. д.), что также обеспечит развитие смежных отраслей промышленности (автомобильной, авиационной, приборостроительной) и создаст предпосылки для гармоничного развития высокотехнологичного сектора экономики.

Развитие электронной промышленности в России является государственной задачей, решение которой позволит укрепить экономику страны, обеспечить разработку и производство отечественной аппаратуры нового поколения, систем специального и гражданского назначения, укрепить технологическую и информационную безопасность страны. Для этого необходимы использование программно-целевого метода, частичное государственное финансирование мероприятий и осуществление контроля за расходованием бюджетных средств.

В ближайшие годы в России планируется создание электронного паспорта, то есть открываются новые возможности для применения отечественной электронной компонентной базы.

Расчеты показывают, что для перехода на электронный паспорт при численности населения страны около 150 млн. человек потребуется как минимум такое же количество микросхем (учитывая ежегодное пополнение состава взрослого населения, необходимость замены паспортов по семейным и другим обстоятельствам, а также плановое обновление паспортов один раз в 5 лет).

Таким образом, для использования в паспортно-визовых документах электронных технологий потребуется единовременно около 150 млн. микросхем, а затем по 50 млн. микросхем ежегодно. Потребность в использовании микросхем будет увеличиваться в связи с необходимостью перевода на эту же технологию изготовления водительских удостоверений, специальных платежных карт для систем мобильной связи.

С использованием электронных технологий можно выпускать такие не слишком сложные микросхемы, как электронные метки для товаров и грузов (ориентировочная потребность в них в 2007 году - не менее 250-400 млн. штук). При этом объем продаж сможет составить не менее 200-300 млн. долларов в год.

Современное типовое микроэлектронное производство способно обрабатывать в год около 240 тыс. пластин диаметром 200 мм. С одной такой пластины можно получить около 2000 микросхем. При этом объем выпуска составит около 500 млн. микросхем в год, что позволит удовлетворить потребность внутреннего рынка в средствах радиочастотной идентификации с помощью всего одного микроэлектронного производства.

Принципиально важным шагом является выбор отечественного разработчика и изготовителя микросхем для создания электронного паспорта. Такое решение, с одной стороны, придаст новый импульс развитию электронной промышленности, с другой, - устранит возможность несанкционированного доступа к информации, содержащейся в электронном паспорте.

Создание электронного паспорта должно находиться под контролем государства, и решение этой задачи необходимо рассматривать как реализацию основного проекта для подъема микроэлектронной промышленности в целом.

Кроме того, для внедрения в России отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС потребуется создать около 50 млн. навигационных приборов, что обеспечит еще 5-7 процентов загрузки микроэлектронного производства. При этом необходимо сохранить за отечественным производителем не менее 50 процентов рынка навигационной аппаратуры. В целом объем выпуска изделий микроэлектронной техники для производства такой аппаратуры составит 50-70 млн. долларов в год.

Для внедрения в стране европейской системы цифрового телевизионного вещания (такое решение уже принято Правительством Российской Федерации) необходимо также использовать отечественное высокотехнологичное оборудование, чтобы исключить захват российского рынка зарубежными фирмами, как это произошло при внедрении мобильной радиосвязи.

Объем рынка аппаратуры цифрового телевидения в стране может к 2015 году составить не менее 25 млрд. долларов, однако уже сегодня не менее 60 процентов необходимого объема может выпускаться отечественными производителями.

Имеется также и довольно значительная потребность в производстве отечественных приставок к обычным аналоговым телевизорам, обеспечивающих прием цифрового телевизионного вещания. Учитывая то, что в пользовании у населения находится не менее 80 миллионов таких телевизоров, этот сегмент рынка представляется весьма перспективным.

Кроме того, существует система телевидения, при которой используются специальные схемотехнические решения для платного просмотра телевизионных передач. В целом совокупный объем рынка электронной базы для этого направления может составить 200-300 млн. долларов в год.

Применение отечественной электронной компонентной базы необходимо при разработке и производстве современного медицинского оборудования. И если не развивать отечественное производство этого оборудования, значительную часть рынка займут зарубежные компании.

В настоящее время общий объем рынка медицинской техники в России составляет около 1,5 млрд. долларов, из них примерно 1 млрд. долларов приходится на импортные изделия.

Импортная медицинская техника весьма дорогостоящая, поэтому для снижения затрат на оснащение медицинских учреждений необходимо применять отечественную медицинскую технику. Доля стоимости электронной компонентной базы в общей стоимости стационарного оборудования составляет не менее 20 процентов (при объеме рынка в 250 млн. долларов в год), что позволяет рассчитывать на реализацию изделий электронной техники в объеме не менее 50 млн. долларов.

В перспективе общий объем рынка электронной компонентной базы для создания медицинской техники может составить 300 млн. долларов в год.

Такие сегменты рынка потребителей изделий микроэлектронной техники, как сельское хозяйство, промышленная электроника, энергетическое оборудование, связь, космическая техника, специальная техника, автомобильная электроника, системы безопасности, бытовая техника, торговое оборудование, могут также существенно увеличить загрузку развиваемого микроэлектронного производства.

Таким образом, в России существует реальная, подкрепленная гарантированными и государственными закупками возможность создания современного отечественного микроэлектронного производства электронной компонентной базы с общим объемом сбыта около 3,5 - 4,5 млрд. долларов в год.

При разработке подпрограммы будут полностью учтены такие критерии, как:

соответствие основным направлениям социально-экономической политики;

межотраслевой характер проблемы;

значительный мультипликативный эффект;

увязка расходов с возможностями бюджетного финансирования в течение всего срока реализации подпрограммы;

преобладание расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальное строительство, включая приобретение необходимого оборудования;

невозможность решения проблемы другими способами и необходимость участия государства в решении этой проблемы.

Имеется полное соответствие подпрограммы основным направлениям социально-экономической политики страны, так как производство электронной компонентной базы в России позволит решить проблему развития передовых отраслей промышленности, укрепить экономику, расширить сферы применения средств телекоммуникаций и информатики, улучшить условия труда и быта населения, повысить его образовательный и интеллектуальный уровень, качество медицинского обслуживания и социального обеспечения, улучшить экологию.

Электронная компонентная база является основой для разработки и производства радиотехнической аппаратуры, систем связи и телекоммуникаций, систем управления в различных отраслях промышленности и социальной сфере. Она определяет уровень радиотехнической аппаратуры и систем, технико-экономические показатели производства, а также возможность государства создавать наукоемкую технику (авиационную и космическую), современные виды транспорта, стратегически важные телекоммуникационные системы, суперкомпьютеры.

Межотраслевой характер подпрограммы определяется тем, что для производства современной электронной компонентной базы необходима разработка соответствующих технологий и материалов двойного назначения, а ее применение осуществляется в различных условиях эксплуатации, в том числе экстремальных (в космическом пространстве, вблизи источников радиоактивных излучений и ядерных объектов и т. д.), и специальной технике (системах антитеррора и контроля за перемещением наркотиков, системах экологического мониторинга, раннего предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф).

Производство микроэлектронной продукции в качестве одной из высокотехнологичных отраслей промышленности даст значительный мультипликативный эффект. В американской экономике действует правило - 1 доллар, вложенный в развитие микроэлектронной техники, обеспечивает расширение производства товаров на 100 долларов.

Сверхбольшие интегральные схемы микропроцессоров содержат 100 и более миллионов транзисторов, имеют объем, не превышающий нескольких кубических сантиметров, и потребляют не более 50-100 Вт. Современное производство позволяет выпускать такие интегральные схемы в количестве более 10 млн. штук в год.

На ручной сборке одной подобной схемы, состоящей из отдельных транзисторов, пришлось бы трудиться в течение 3 лет 10 инженерно-техническим работникам, сама конструкция заняла бы более 500 куб. метров, а для ее питания потребовалось бы подключить электростанцию средней мощности. Создание такой сложной схемы без применения развитой системы автоматизированного проектирования практически невозможно.

Этот пример доказывает, что использование сложной электронной компонентной базы при разработке и производстве радиоэлектронной аппаратуры и радиотехнических систем принесет ощутимую технико-экономическую выгоду.

Совершенствование технологий и конструкций электронной компонентной базы улучшает функциональные и технические характеристики разрабатываемой на ее основе аппаратуры, упрощает ее проектирование и производство. Это объясняется тем, что часть работ по разработке аппаратуры переносится на этап проектирования элементной компонентной базы, а основной объем операций по сборке аппаратуры приходится на комплексирование сверхбольших интегральных схем.

При использовании аппаратуры и радиоэлектронных систем с высокими техническими характеристиками повышается производительность труда, точность и надежность выполнения производственных операций, экономятся электроэнергия и материалы, улучшаются условия труда, расширяется объем экспортных поставок продукции.

Финансирование подпрограммы осуществляется на основе годового бюджета по итогам выполнения плана предыдущего года.

Распределение финансовых затрат на реализацию подпрограммы (60 процентов - на разработку и 40 процентов - на капитальные вложения) позволяет добиться ее выполнения.

При этом каждый инвестиционный проект подпрограммы поддерживается соответствующим мероприятием (проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию автоматизированных систем проектирования, базовых технологий и базовых конструкций электронной компонентной базы и необходимых материалов), что обеспечит повышение технического уровня создаваемой электронной продукции. При создании новых производств предусматривается освоение базовых технологий за счет модернизации производственной базы путем замены устаревшего оборудования оборудованием нового поколения.

Необходимость участия государства в поддержке инвестиционных проектов обусловлена в первую очередь важностью задачи, связанной с подъемом производства высокотехнологичной наукоемкой продукции с использованием изделий микроэлектронной техники.

При этом иностранные инвесторы, не желая менять сложившееся положение на мировом и российском рынках электронной техники, не стремятся поддерживать и развивать российское электронное производство, а отечественные инвесторы пока реализуют проекты "коротких денег" и не готовы вкладывать средства в высокотехнологичные разработки с длительными сроками освоения.

Нынешнее состояние отрасли по развитию производства изделий электронной техники таково, что реализация подпрограммы является последней возможностью ее восстановления и от государственной поддержки практически зависит судьба высокотехнологичных и наукоемких производств в России.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.2006 N 1761-р