Последнее обновление: 11.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПИСЬМО ФТС РФ от 29.09.2006 N 01-06/34176 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

1. Действия должностных лиц таможенных органов в случае выявления преступлений и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, производство по делам о которых относится к компетенции таможенных органов
Должностное лицо, обнаружившее признаки преступления или административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, обладающим иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, должно принять все меры по обеспечению сохранности следов предполагаемого правонарушения, предметов, свидетельствующих о его совершении.
В случае выявления признаков преступления следует действовать в порядке, предусмотренном Приказом ФТС России от 17.08.2006 N 778 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия функциональных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации при обнаружении признаков преступлений, проведении проверок сообщений о преступлениях, производстве дознания и неотложных следственных действий".
(По рассмотрению рапорта (докладной записки) проводится проверка в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ.)
При выявлении административного правонарушения уполномоченное лицо таможенного органа должно зафиксировать событие правонарушения, составив определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо протокол об административном правонарушении.
В ходе проверки в порядке статей 143 - 145 УПК РФ или после возбуждения дела об административном правонарушении:
1.1. В случае, когда иностранный гражданин, совершивший преступление или административное правонарушение, заявляет о наличии у него соответствующего иммунитета, но уполномочивающих документов не представляет, необходимо:
1.1.1. Установить статус иностранного гражданина, совершившего преступление или административное правонарушение, наличие и объем иммунитета, которым он обладает.
В этих целях с помощью оперативных средств связи (факс, электронная почта) запрашивать территориальное подразделение МИДа России по форме, приведенной в Приложении N 4, подтверждение наличия у лица, совершившего правонарушение, иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации и его объеме. Адреса территориальных подразделений МИДа России указаны в Приложении N 6.
1.1.1(а). При официальном подтверждении территориальным подразделением МИДа России соответствующего иммунитета у иностранного гражданина, совершившего правонарушение, необходимо направить в территориальные подразделения МИДа России ходатайство об отзыве иммунитета у данного лица по форме, приведенной в Приложении N 5. После подтверждения территориальным подразделением МИДа России иммунитета к такому лицу не должны применяться меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении - меры обеспечения.
1.1.1(б). При поступлении из территориального органа МИДа России сведений об отсутствии соответствующего иммунитета у иностранного гражданина, совершившего правонарушение, проверка, в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ, и производство по уголовному делу, а также производство по делу об административном правонарушении осуществляются в соответствии с российским законодательством.
1.1.2(а). При получении ответа территориального подразделения МИДа России, содержащего отказ в удовлетворении ходатайства таможенного органа об отзыве иммунитета:
- прекратить проверку в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ, либо прекратить уголовное дело в отношении данного иностранного гражданина по пункту 2 статьи 24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления.
В случае, если имеются основания полагать, что преступление совершено в соучастии, уголовное дело по данному факту продолжается производством. С учетом объема иммунитета иностранного гражданина, в отношении которого прекращено уголовное дело, необходимо использовать его свидетельские показания для дальнейшего расследования уголовного дела (объем иммунитета сотрудников Представительств приведен в Приложении N 2);
- прекратить возбужденное дело об административном правонарушении в отношении конкретного лица по части 2 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
Дальнейший таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями главы 25 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Приказа ГТК России от 10.10.2002 N 1087 "Об утверждении правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц".
В отношении товаров, запрещенных или ограниченных в соответствии с законодательством Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации, применяются меры, предусмотренные статьей 13 ТК РФ.
1.1.2(б). В случае удовлетворения ходатайства таможенного органа об отзыве иммунитета производство по возбужденному уголовному делу, делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства.
1.2. В случае, если иностранный гражданин, совершивший преступление или административное правонарушение, заявляет о наличии у него иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации и предъявляет соответствующие документы:
1.2.1. Все действия производятся в соответствии с пунктом 1.1 настоящих Методических рекомендаций.
При этом к иностранному гражданину, предъявившему документы, свидетельствующие о наличии у него иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции, с момента возбуждения уголовного дела не применяются меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а с момента возбуждения дела об административном правонарушении - меры обеспечения.
- Главная
- ПИСЬМО ФТС РФ от 29.09.2006 N 01-06/34176 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"