Последнее обновление: 23.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА В МОРСКИХ ПОРТАХ. ПОТ РО-152-31.82.03-96" (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.01.96 N 2)
12. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
12.1.1. Приступать к выполнению погрузочно-разгрузочных работ на рейде следует после полной швартовки плавсредства к транспортному судну.
При выполнении швартовных операций в рейдовых условиях и работ по буксировке плавсредства следует руководствоваться требованиями РД 31.81.10-91 "Правила техники безопасности на судах морского флота".
12.1.2. Палубный груз следует раскреплять в таком количестве, какое могут принять на себя одновременно поданные к борту судна плавсредства.
12.1.3. В зоне производства погрузочно-разгрузочных работ на судах и плавсредствах запрещается производить ремонтные и другие работы.
12.1.4. Производство погрузочно-разгрузочных работ должно быть прекращено в следующих случаях:
(01) при высоте волны свыше 1,25 м;
(02) во время перестановки или перетяжки плавсредства вдоль борта судна;
(03) при других обстоятельствах, когда не обеспечивается безопасное производство работ, по решению капитана судна или производителя работ.
12.1.5. Производство перегрузочных работ на плавсредстве допускается при наличии на нем исправного леерного ограждения. Все рабочие должны быть в рабочих страховочных жилетах.
12.1.6. При наличии у борта судна нескольких плавсредств лагом разрешается производить погрузочно-разгрузочные работы только на плавсредстве, непосредственно пришвартованном к судну.
12.1.7. Работы по погрузке (выгрузке) тяжеловесных и длинномерных грузов должны осуществляться под непосредственным руководством производителя работ. Плавсредства, назначенные к приему тяжеловесных грузов, должны устанавливаться у борта судна под стрелой так, чтобы перемещаемый груз сразу был установлен на предусмотренное место. Запрещается погрузка груза в трюм судна, если длина грузового места превышает длину люкового открытия.
12.1.8. Длина устанавливаемых стоек для крепления палубного груза не должна превышать 5,0 м.
12.2. Погрузочно-разгрузочные работы на необорудованном берегу12.2.1. Старшины (шкиперы) плавсредств во время производства грузовых операций на берегу должны подчиняться производителю работ.
12.2.2. К управлению тягачом допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данным типом машины и прошедшие проверку знаний правил охраны труда.
12.2.3. Всякое движение тягача в районе производства работ при загрузке (выгрузке) плавсредства должно осуществляться по команде сигнальщика.
12.2.4. Сигнальщик должен находиться в безопасном месте и быть постоянно в поле зрения водителя тягача.
12.2.5. Команды водителю тягача должны подаваться сигналами, принятыми при производстве работ по перемещению грузов перегрузочными машинами (Приложение 7):
"остановить" - означает "быстрая остановка движения тягача";
"груз влево" - означает "тягач подавать влево";
"груз вправо" - означает "тягач подавать вправо";
"груз вперед" - означает "тягач подавать вперед";
"прекращаю команду" - означает то же самое.
Сигнал аварийной остановки водитель должен выполнять немедленно, вне зависимости от того, кем он подан и каким способом.
12.2.6. До начала работы производитель работ совместно с водителем должны определить наиболее безопасный путь от места выгрузки до места складирования груза.
12.2.7. При движении тягача нахождение людей на тягаче и буксируемом грузе, а также ближе 5,0 м от буксировщика запрещается.
12.2.8. Сцепку прицепного тягача с буксирным тросом разрешается производить только при остановленном тягаче, рычаг коробки передач должен быть установлен в нейтральное положение, тягач установлен на стояночный тормоз. Сцепкой руководит сигнальщик.
12.2.9. Для буксировки контейнеров (волокуш) и при постановке плавсредств на осушку следует применять только специально предназначенные для этой цели стальные испытанные буксирные тросы соответствующей грузоподъемности.
12.2.10. Буксировку плавсредств и контейнеров (волокуш) следует производить плавно, без рывков.
12.3. Погрузочно-разгрузочные работы во льдах берегового припая12.3.1. Перед выгрузкой грузов на лед судно должно войти в неподвижный лед на две длины корпуса, но не менее чем на 100 м от кромки льда. Лед в районе трюмов должен быть с ровными краями, без трещин.
12.3.2. Минимальная толщина льда при перевозке грузов по морскому и пресноводному льду и предельное расстояние работы от кромки льда приведены в табл. 1.
Таблица 1
12.3.3. На льду у борта судна против подлежащего разгрузке трюма под грузовой стрелой должна быть оборудована площадка не менее 12 кв. м из бревен или досок толщиной не менее 50 мм.
12.3.4. Во избежание повреждения площадки и льда под ней груз должен подаваться плавно, без удара.
12.3.5. Число работающих на льду должно быть таким, какое предусмотрено технологической картой, рабочие должны быть в спасательных жилетах.
При спуске (подъеме) груза они должны отходить на безопасное расстояние.
12.3.6. Суммарная масса пробных партий груза для отправки на берег не должна превышать половины грузоподъемности транспортного средства.
12.3.7. Транспортные средства на перевозке груза должны следовать с интервалом не менее 100 м и избегать резких торможений.
12.3.8. При появлении на дороге заполненных водой выбоин и дорожной колеи движение должно быть перенесено на новые участки льда.
12.3.9. Для движения транспорта и людей через трещины во льду должны быть оборудованы переезды и переходы в виде настилов.
Переходы должны быть ограждены леерами или перилами и освещены в темное время.
Ответственность за безопасность движения по переездам и переходам несет начальник ледовой дороги.
12.3.10. Все опасные места в районе грузовых работ, транспортные дороги и проходы должны быть обозначены вешками с соответствующими надписями.
12.3.11. Представитель гидрометеослужбы и начальник ледовой дороги обязаны систематически вести наблюдение за состоянием ледового покрова на дорогах и в местах производства погрузочно-разгрузочных работ, не допуская скопления груза на льду, особенно у трещин и возле переездов.
12.3.12. Перевозка людей по льду разрешается на транспортных средствах, обеспечивающих быструю эвакуацию людей с этих средств в случае необходимости.
12.3.13. Одновременная перевозка рабочих и груза на одной машине запрещается. Двери всех транспортных средств в период движения по ледовой трассе должны быть сняты для беспрепятственного аварийного выхода людей.
12.4. Производство погрузочно-разгрузочных работ в зимних условиях12.4.1. При работе на открытом воздухе в зимнее время следует устанавливать периодические перерывы для обогрева работающих либо прекращать работы.
12.4.2. На открытых удаленных участках производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оборудованы помещения для обогрева портовых рабочих.
12.4.3. При температуре воздуха ниже минус 15 °С строповка грузов "в удав" стальными стропами без применения роликовых скоб, а также применение цепей в качестве стропов запрещается.
12.4.4. Площадки для складирования груза должны быть очищены от снега и льда. В отдельных случаях допускается складирование груза на льду или утрамбованном снегу при условии обязательного крепления груза (во избежание разваливания штабеля во время подтаивания льда и снега). Перед погрузкой груз должен быть очищен от снега и льда.
12.4.5. Места производства работ, рампы складов, причалы, железнодорожные и крановые пути, проходы, пешеходные дорожки, спуски, ступени лестниц и трапов, переезды и проезжие дороги должны постоянно очищаться от снега и льда; при необходимости в случае гололеда их следует посыпать песком или шлаком.
12.4.6. Работы по очистке от снега и посыпке песком должны быть механизированы. С целью предотвращения возможности переезда колесоотбойных брусьев, причалов, рамп складов, грузовых столов транспортными средствами не допускается завал снегом и льдом колесоотбойных устройств; следует регулярно производить их очистку со всех сторон.
12.4.7. На снежном покрове транспортирование груза должно производиться автопогрузчиками на пневматических шинах. Применение автопогрузчиков с колесами, ошинованными литой резиной, допускается лишь при наличии на них неизношенного протектора либо цепей противоскольжения.
- Главная
- "ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА В МОРСКИХ ПОРТАХ. ПОТ РО-152-31.82.03-96" (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.01.96 N 2)
