Нагрузки |
2.1 | Грузоподъемность полезная mп | Груз массой mп, поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям. Если краны применяются для подъема затворов на гидроэлектростанциях или грузов с поверхности воды, в полезную грузоподъемность могут быть включены усилия, вызванные всасыванием воды или сцеплением воды вследствие всасывания | Схема Схема <*> |
2.2 | Съемное грузозахватное приспособление mсг | Устройство массой mсг, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза | |
2.3 | Грузоподъемность нетто mн | Груз массой mн, поднимаемый краном и подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. Масса mн представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп и съемных грузозахватных приспособлений mсг: | |
| | mн = mп + mсг | |
2.4 | Несъемное грузозахватное приспособление mнг | Устройство массой mнг, к которому можно подвешивать груз, соответствующий грузоподъемности нетто, и которое постоянно закреплено на нижнем конце подъемного устройства. Несъемные грузозахватные приспособления являются частью крана | |
2.5 | Грузоподъемность миди mм | Груз массой mм, поднимаемый краном и подвешенный к нижнему концу подъемного средства. Масса mм представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп, съемных грузозахватных приспособлений mсг и несъемных грузозахватных приспособлений mнг: | |
| | mм = mп + mсг + mнг | |
2.6 | Подъемное средство mпс | Канаты, цепи или любое другое оборудование массой mпс, свисающее с крана, с грузовой тележки или с оголовка стрелы и приводимое в движение лебедкой для подъема или опускания груза, подвешенного к нижнему концу подъемного средства. Подъемные средства являются частью грузоподъемного устройства | |
2.7 | Грузоподъемность брутто mб | Груз массой mб, подвешенный непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы. Масса mб представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mп, съемных и несъемных грузозахватных приспособлений mсг и mнг и подъемного средства mпс: | |
| | mб = mп + mсг + mнг + mпс | |
2.8 | Момент грузовой: М = Q x L | Произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L | |
2.9 | Момент грузовой опрокидывающий: МА = Q x A | Произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего вылета от ребра опрокидывания А | |
2.10 | Конструктивная масса Gк | Масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т.е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды. Для стреловых кранов принимается в сборе с основной стрелой и противовесом в незаправленном состоянии | |
2.11 | Общая масса Gо | Полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом | |
2.12 | Нагрузка на колесо Р | Величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось | |
Линейные параметры кранов |
2.13 | Вылет L | Расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке | |
2.13.1 | Вылет проектный | Вылет, определенный без нагрузки на крюке | |
2.13.2 | Вылет рабочий | Вылет, определенный с грузом на крюке | |
2.14 | Вылет от ребра опрокидывания А | Расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке | |
2.14.1 | Вылет проектный от ребра опрокидывания | Вылет от ребра опрокидывания, определенный без нагрузки на крюке | |
2.14.2 | Вылет рабочий от ребра опрокидывания | Вылет от ребра опрокидывания, определенный с грузом на крюке | |
2.15 | Пролет S | Расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа | |
2.16 | Вылет консоли l | Наибольшее расстояние по горизонтали от оси ближайшей к консоли опоры крана до оси расположенного на консоли грузозахватного органа | |
2.17 | Подход C | Минимальное расстояние по горизонтали от оси рельса кранового пути до вертикальной оси грузозахватного органа | |
2.18 | Габарит задний r | Наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле | |
2.19 | Высота подъема H | Расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении: | |
| | для крюков и вил - до их опорной поверхности | |
| | для прочих грузозахватных органов - до их нижней точки (в замкнутом положении). | |
| | Для мостовых кранов высота подъема принимается от уровня пола. Высота подъема определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площади | |
2.20 | Глубина опускания h | Расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении: | |
| | для крюков и вил - до их опорной поверхности | |
| | для прочих грузозахватных органов - до их нижней точки (в замкнутом состоянии). | |
| | Для мостовых кранов глубина опускания принимается от уровня пола. Глубина опускания определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке | |
2.21 | Диапазон подъема D | Расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочим положением грузозахватного органа (см. п. п. 2.19 и 2.20) | |
2.22 | Высота кранового пути Но | Расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головок рельсов кранового пути | |
Скорости рабочих движений |
2.23 | Скорость подъема (опускания) груза Vп | Скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения | |
2.24 | Скорость посадки Vм | Наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения | |
2.25 | Частота вращения омега | Угловая скорость вращения поворотной части крана в установившемся режиме движения. Определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом при установке крана на горизонтальной площадке и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | |
2.26 | Скорость передвижения крана Vк | Скорость передвижения крана в установившемся режиме движения. Определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | |
2.27 | Скорость передвижения тележки Vт | Скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения. Определяется при движении тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | |
2.28 | Скорость изменения вылета Vr | Средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения. Определяется при изменении вылета от наибольшего до наименьшего при установке крана на горизонтальном пути и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | |
2.29 | Время изменения вылета | Время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего. Определяется при изменении вылета под нагрузкой, равной грузоподъемности для наибольшего вылета при установке крана на горизонтальном пути при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м | |
2.30 | Скорость ревизионная | Малая скорость перемещения крана в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (контроля) несущих канатов и узлов крана | |
2.31 | Скорость транспортная Vо | Наибольшая скорость передвижения крана в транспортном положении, обеспечиваемая собственным приводом | |
2.32 | Время рабочего цикла | Время, затрачиваемое на осуществление одного установленного рабочего цикла | |
Параметры, связанные с крановыми путями |
2.33 | Уровень стоянки крана | Горизонтальная поверхность основания или поверхность головок рельсов, на которую опирается неповоротная часть крана. Для кранов, у которых опоры расположены на разной высоте, уровень стоянки крана определяется по нижней опоре крана | |
2.34 | Колея К | Для кранов стрелового типа - расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек - расстояние между осями рельсов для передвижения тележки | |
2.35 | База В | Расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути | |
2.36 | База выносных опор Во | Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное вдоль пути | |
2.37 | Расстояние между выносными опорами Ко | Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное поперек пути | |
2.38 | Уклон пути | Уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением i = h/В, соответствующим разности уровней h двух точек пути, находящихся на расстоянии В, равном базе крана. Величина разности уровней измеряется при отсутствии нагрузки на данный участок пути | |
2.39 | Уклон преодолеваемый | Уклон пути i = h/В , преодолеваемый краном с постоянной транспортной скоростью | |
2.40 | Контур опорный | Контур, образуемый горизонтальными проекциями прямых линий, соединяющих вертикальные оси опорных элементов крана (колес или выносных опор) | |
2.41 | Радиус закругления Rк | Наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке пути | |
2.42 | Наименьший радиус поворота R | Радиус окружности, описываемой внешним передним колесом крана при изменении направления движения | |
Параметры общего характера |
2.43 | Группа классификации (режима) | Характеристика механизма или крана, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени или числу циклов работы | |
2.44 | Габарит приближения | Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций | |
2.45 | Коэффициент запаса торможения | Отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок: | |
| | наибольшего рабочего груза (для механизма подъема) | |
| | массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза | |
| | ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета) | |
2.46 | Обрыв проволоки каната | Одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю | |