в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98 (ред. от 28.10.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ"
действует Редакция от 28.10.2008 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98 (ред. от 28.10.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ"

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

1. Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем Приложении.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 - 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

Таблица 1

ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ КАНАТЫ ДВОЙНОЙ СВИВКИ, РАБОТАЮЩИЕ СО СТАЛЬНЫМИ И ЧУГУННЫМИ БЛОКАМИ, БРАКУЮТСЯ

Число несущих проволок в наружных прядях Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам Тип свивки ГОСТ на канат Группа классификации (режима) механизма
М1, М2, М3 и М4 М5, М6, М7 и М8
крестовая свивка односторонняя свивка крестовая свивка односторонняя свивка
на участке длиной
6d 30d 6d 30d 6d 30d 6d 30d
n =< 50 6 x 7(6/1) 2 4 1 2 4 8 2 4
6 x 7(1 + 6) + 1 x
7(1 + 6)
ЛК-О 3066-80
6 x 7(1 + 6) + 1 о.с. ЛК-О 3069-80
8 x 6(0 + 6) + 9 о.с. ЛК-О 3097-80
51 <= n <= 75 6 x 19(9/9/1)* 3 6 2 3 6 12 3 6
6 x 19(1 + 9 + 9) + 1
о.с.
ЛК-О 3077-80
6 x 19(1 + 9 + 9) + 7 x
7(1 + 6)*
ЛК-О 3081-80
76 <= n <= 100 18 x 7(1 + 6) + 1 о.с. ЛК-О 7681-80 4 8 2 4 8 16 4 8
101 <= n <= 120 8 x 19(9/9/1)* 5 10 2 5 10 19 5 10
6 x 19(12/6/1)
6 x 19(12/6 + 6F/1)
6 x 25FS(12/12/1)*
6 x 19(1 + 6 + 6/6) + 7 x
7(1 + 6)
ЛК-Р 14954-80
6 x 19(1 + 6 + 6/6) + 1
о.с.
ЛК-Р 2688-80
6 x 25(1 + 6; 6 + 12) + 1
о.с.
ЛК-З 7665-80
6 x 25(1 + 6; 6 + 12) +
7 x 7(1 + 6)
ЛК-З 7667-80
121 <= n <=140 8 x 16(0 + 5 + 11) + 9
о.с.
ТК 3097-80 6 11 3 6 11 22 6 11
141 <= n <= 160 8 x 19(12/6 + 6F/1) 6 13 3 6 13 26 6 13
8 x 19(1 + 6 + 6/6) + 1
о.с.
ЛК-Р 7670-80
161 <= n <= 180 6 x 36(14/7 + 7/7/1)* 7 14 4 7 14 29 7 14
6 x 30(0 + 15 + 15) + 7
о.с.
ЛК-О 3083-80
6 x 36(1 + 7 + 7/7 +
14) + 1 о.с.*
ЛК-РО 7668-80
6 x 36(1 + 7 + 7/7 +
14) + 7 x 7(1 + 6)*
ЛК-РО 7669-80
181 <= n <= 200 6 x 31(1 + 6 + 6/6 +
12) + 1 о.с.
8 16 4 8 16 32 8 16
6 x 31(1 + 6 + 6/6 +
12) + 7 x 7(1 + 6)
6 x 37(1 + 6 + 15 + 15) +
1 о.с.
ТЛК-О 3079-80
201 <= n <= 220 6 x 41(16/8 + 8/8/1)* 9 18 4 9 18 38 9 18
221 <= n <= 240 6 x 37(18/12/6/1) 10 19 5 10 19 38 10 19
18 x 19(1 + 6 + 6/6) + 1
о.с.
ЛК-Р 3088-80
241 <= n <= 260 10 21 5 10 21 42 10 21
261 <= n <= 280 11 22 6 11 22 45 11 22
281 <= n <= 300 12 24 6 12 24 48 12 24
300 <= n 0,04n 0,08n 0,02n 0,04n 0,08n 0,16n 0,04n 0,08n

Примечания. 1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната: d - диаметр каната, мм.

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) или коррозии (см. рис. 6, д) на 40% и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.

Таблица 2

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и более 50

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 8), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от типа и назначения крана.

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dв >= 1,08dк, где dв - диаметр спирали волнистости, dк - номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв >= 4/3dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.

7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 10); выдавливания сердечника (рис. 11); выдавливания или расслоения прядей (рис. 12); местного увеличения диаметра каната (рис. 13); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 7); раздавленных участков (рис. 14); перекручиваний (рис. 15); заломов (рис. 16); перегибов (рис. 17); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Приложение 14

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98 (ред. от 28.10.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ"