действует
Редакция от 23.10.2009
Подробная информация
| Наименование документ | ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" |
| Вид документа | приказ |
| Принявший орган | минпромторг рф |
| Номер документа | 965 |
| Дата принятия | 23.10.2009 |
| Дата редакции | 23.10.2009 |
| Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
| Статус | действует |
| Публикация | - На момент включения в базу документ опубликован не был
|
| Навигатор | Примечания |
7.2. Объем финансирования
Объем финансирования был рассчитан исходя из основной задачи Стратегии по достижению отечественной промышленностью к 2020 году не менее 50% доли рынка в денежном выражении. Решением этой задачи является комплекс мер, в том числе финансовое стимулирование дженерикового импортозамещения и разработки отечественных инновационных лекарственных средств. В рамках решения этой задачи необходимо также финансовое стимулирование перехода отрасли на современные стандарты производства и контроля качества лекарственных средств.
Финансирование разработки лекарственных средствКоличественный и качественный анализ лекарственных средств, не выпускаемых отечественными производителями (более 200 из 463 проанализированных МНН, где данные 463 МНН представляют более 90% рынка ДЛО и Госпитальных закупок в денежном выражении), позволил выделить следующие группы ЛС: по патентному статусу - инновационные или дженериковые; по происхождению субстанции - получаемые химическим синтезом или биотехнологическим путем. Данные приведены на рисунке 7.3.
Рисунок 7.3. Анализ 463 МНН из ДЛО и Госпитальных закупок (до 90% сегментов в денежном выражении): статистика по инновационности и суммарные продажи за 2007 год
Таким образом, показано, что основные ЛС, закупаемые в рамках бюджетных закупок, представлены инновационными ЛС (38% в денежном выражении) и дженериками, закупаемыми как у отечественных, так и у западных производителей (32% в денежном выражении). Из данной таблицы видно, что более 53% МНН в количественном выражении и до 50% в денежном выражении могут полностью закупаться за счет уже локализованного в РФ производства при условии обеспечения соответствующих стандартов качества, а из 40% МНН, закупаемых только у зарубежных производителей, всего 26% являются инновационными и могут служить прототипами для разработки отечественных препаратов, действующих на те же биомишени. При этом остальные 14% ЛС, закупаемых только у зарубежных производителей, могут быть замещены отечественными дженериками, за исключением некоторых био-дженериков, воспроизводство которых "впрямую" затруднено в РФ технологически и требует закупки производственных лицензий или разработки собственной производственной технологии.
Исходя из международной статистики и опыта разработки лекарственных препаратов в России, приведены расчеты необходимого количества лекарственных препаратов, разработку и производство которых необходимо вести на разных этапах, чтобы достичь целей Стратегии.
Таблица 7.1. Перечень МНН лекарственных средств, не производящихся на территории Российской Федерации
| Инновационные лекарственные средства | Каспофунгин | Химдженерики |
| Абакавир | Кветиапин | Алпростадил |
| Алемтузумаб | Ламивудин | Аминокислоты для парентерального питания + прочие препараты [жировые эмульсии + декстроза + минералы] |
| Алтеплаза | Ламивудин + зидовудин | Гексопреналин |
| Аминокислоты для парентерального питания + прочие препараты [декстроза + минеральные соли] | Лапатиниб | Глимепирид |
| Амисульприд | Леводопа + бенсеразид | Десмопрессин |
| Арипипразол | Левосимендан | Децитабин |
| Атазанавир | Ленограстим | Железа [III] гидроксид полиизомальтозат |
| Атракурия безилат | Линезолид | Железа [III] гидроксид сахарозный комплекс |
| Базиликсимаб | Лопинавир + ритонавир | Железа сульфат + аскорбиновая кислота |
| Бевацизумаб | Моксифлоксацин | Изофлуран |
| Бортезомиб | Надропарин кальция | Йоверсол |
| Будесонид + формотерол | Оланзапин | Кетоаналоги аминокислот |
| Валганцикловир | Омализумаб | Кломипрамин |
| Вориконазол | Палиперидон | Левомепромазин |
| Гадобутрол | Перициазин | Лорноксикам |
| Гадодиамид | Пэгинтерферон альфа2альфа | Мемантин |
| Гадопентетовая кислота | Пэгинтерферон альфа2бета | Метилпреднизолон |
| Ганцикловир | Пэгфилграстим | Метформин + глибенкламид |
| Гефитиниб | Рабепразол | Мидазолам |
| Гидроксизин | Ритуксимаб | Микофеноловая кислота |
| Гозерелин | Рокурония бромид | Нимесулид |
| Гранисетрон | Ропивакаин | Нимодипин |
| Даклизумаб | Салметерол + флутиказон | Орнитин |
| Дарбэпоэтин альфа | Севофлуран | Прокарбазин |
| Диданозин | Сертиндол | Пропофол |
| Динопрост | Сиролимус | Рисперидон |
| Дорназа альфа | Сорафениб | Силибинин |
| Дротрекогин альфа [активированный] | Такролимус | Сультамициллин |
| Зипрасидон | Темозоломид | Троксерутин |
| Зуклопентиксол | Тенектеплаза | Фенотерол |
| Иматиниб | Тиотропия бромид | Фосфокреатин |
| Имиглюцераза | Топотекан | Фулвестрант |
| Иммуноглобулин человеческий нормальный [IgG + IgA + IgM] | Трастузумаб | Хлорпротиксен |
| Инсулин аспарт | Фактор свертывания крови VIII + фактор виллебранда | Эсмолол |
| Инсулин аспарт двухфазный | Флумазенил | |
| Инсулин гларгин | Флупентиксол | Биодженерики |
| Инсулин детемир | Формотерол | Глатирамера ацетат |
| Инсулин лизпро | Цетуксимаб | Далтепарин натрия |
| Интерферон бета-1альфа | Цисатракурия безилат | Интерферон альфа-2альфа |
| Интерферон бета-1бета | Эноксапарин натрия | Лактулоза |
| Инфликсимаб | Эптаког альфа [активированный] | Октоког альфа |
| Ипратропия бромид + фенотерол | Эрлотиниб | Соевых бобов масло + триглицериды |
| Йогексол | Эртапенем | Факторы свертывания крови II, IX и X в комбинации |
| Йопромид | Эсциталопрам | Флутиказон |
| Капецитабин | Эфавиренз | |
Таблица 7.2. Оценка размеров финансирования разработки отечественных дженериковых и инновационных лекарственных средств
| Мероприятие | Кол-во проектов | Средняя стоимость проекта (млн. руб.) | Общая сумма (млн. руб.) | Срок, годы | Результат |
| 1.1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по доклинической разработке отечественных инновационных препаратов | 3 000 | 14,4 | 43 200 | 5 | Патенты на биологически активные вещества (более 400), возникновения малых инновационных предприятий (более 200), регистрация доклинических испытаний |
| 1.2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по клиническим испытаниям (1 - 2 фазы) отечественных инновационных препаратов | 400 | 54 | 21 600 | 5 | Капитализация "стартапов". Привлечение посевных и венчурных фондов, до 200 клинических кандидатов перейдут на 3 фазы КИ, запуск производства новых ЛС |
| 1.3. Организация производства субстанций и ГЛФ, а также приобретение лицензий на синтетические инновационные препараты | 40 | 375 | 15 000 | 3 | Более 40 инновационных синтетических препаратов, производимых в РФ по лицензии |
| 1.4. Разработка и организация производства субстанции и ГЛФ синтетических дженериков | 150 | 36 | 5 400 | 3 | Зарегистрированные отечественные синтетические дженерики и стартапы с дженериковыми портфелями и малотоннажным производством (до 150 МНН) |
| 1.5. Разработка и организация производства субстанции и ГЛФ био-дженериков | 30 | 180 | 5 400 | 5 | Зарегистрированные отечественные био-дженерики и стартап компании с биодженериковыми портфелями (до 30 МНН) |
| 1.6. Строительство заводов и приобретение лицензий для производства высокотехнологичных био-дженериков | 10 | 1 080 | 10 800 | 5 | До 10 современных заводов, способных покрыть внутренний спрос по всем биотехнологическим препаратам |
| 1.7. Прочие расходы | | | 5 000 | 5 | Мониторинг и управление проектами |
| | | ИТОГО | 106 400 | | |
Финансирование исследовательской инфраструктуры и повышения квалификации кадровКлючевым элементом для реализации необходимого количества проектов, указанных в предыдущем разделе, является наличие подготовленных кадров и соответствующей научно-исследовательской инфраструктуры. На сегодняшний день, по экспертным оценкам, имеется не более 10% кадрового ресурса необходимой квалификации, в связи с чем встает первоочередная задача подготовки и переподготовки кадров для запуска "инновационного цикла" в фармотрасли РФ. Именно нехваткой кадрового ресурса продиктована необходимость покупки лицензий на инновационные препараты на первых двух этапах реализации данной Стратегии.
На данный момент в отрасли задействовано более 65 000 специалистов. По расчетам экспертов, необходимо инициировать процесс подготовки и переподготовки более 10 000 человек, занятых на разных этапах создания фармацевтической продукции, и подготовить необходимую инфраструктуру. Нерешение этой задачи может привести к невозможности перехода отрасли на инновационную модель развития. Финансовое обеспечение этих мероприятий отражено в табл. 7.3.
Таблица 7.3. Финансовое обеспечение мероприятий по повышению квалификации кадров и созданию исследовательской инфраструктуры для фармацевтической отрасли
| Тип кадров | Необходимое количество | Сумма, млн. руб. | Примечание |
| Научные исследователи (химики, биологи) | 3 500 | 12 600 | Создание новых специальностей и специализаций в ВУЗах, предусматривающих получение необходимых знаний в области фундаментальной медицины, оснащение кафедр и лабораторий современным оборудованием, обновление научно-методической базы, повышение квалификации научно-преподавательского состава. Повышение оплаты труда молодым ученым до международного уровня, введение дополнительных выплат студентам и аспирантам. Разработка программ обучения и переподготовки коллективов научных школ совместно с РАН, РАМН, профильными ВУЗами |
| Индустриальные научные специалисты | 450 | 1 620 | Привлечение в область разработки новых ЛС специалистов, имеющих опыт работы в индустриальной науке на международном уровне, привлечение западных специалистов, возврат соотечественников, эмигрировавших и работающих в иностранных фармацевтических компаниях |
| Фармакологи | 800 | 1 920 | Повышение качества образовательных программ, организация стажировок. Повышение оплаты труда |
| Клиницисты | 750 | 2 880 | Повышение качества образовательных программ, организация стажировок и курсов повышения квалификации, осуществление непрерывной системы образования, повышение оплаты труда |
| Технологи (высококвалифицированные, GMP) | 2 000 | 7 200 | Создание специальных научно-образовательных программ, переоснащение лабораторий и кафедр, организация экспериментальных и опытно-производственных участков, повышение квалификации преподавательского состава, международные стажировки, образовательные курсы переподготовки |
| Управленцы | 2 000 | 720 | Привлечение международных экспертов в области фармацевтики и биотехнологий для проведения семинаров, консультация на профильных кафедрах ВУЗов, стажировки менеджеров на иностранные фармацевтические производства и научно-исследовательские лаборатории |
| Инновационные менеджеры в фармацевтической отрасли | 1 500 | 1 080 | Создание систем отбора активной молодежи в ВУЗах, организация небольших грантов для поддержки малого бизнеса и предпринимательства |
| Повышение мобильности ученых с учетом кластерного развития | | 7 200 | Компенсация выплат процентов по ипотечным кредитам для сотрудников коммерческих лабораторий. Служебные общежития и квартиры для сотрудников государственных научно-исследовательских центров и институтов, социальные пакеты, соответствующие международному уровню |
| Всего | | 35 220 | |
Финансирование перехода отрасли на международные стандарты GMPДля перехода отрасли на правила работы по международным стандартам GMP необходимо профинансировать строительство около 200 тысяч квадратных метров помещений для производства стерильной и нестерильной продукции.
Основные затраты, связанные с переходом на стандарты GMP, включают в себя расходы на:
- технологическое оборудование;
- чистые или контролируемые помещения (при производстве нестерильных ЛС чистые помещения не обязательны);
- неконтролируемые по чистоте помещения;
- здание (стоимость здания при новом строительстве или стоимость реконструкции существующего здания);
- инфраструктура (инженерные коммуникации, энергетическое хозяйство, мероприятия по охране окружающей среды, благоустройство территории и пр.);
- проект производства, испытания (аттестация, валидация) оборудования и процессов.
Ниже приведены оценки расходов на строительство и реконструкцию фармацевтических производств в соответствии со стандартами GMP.
Таблица 7.4. Затраты на создание производства нестерильных ЛС (суммарной площадью 3000 кв. м, объемом выпуска - 1 млрд. таблеток в год)
| N | Статья расходов | Сумма, млн. руб. | % от общей суммы расходов |
| 1 | Технологическое оборудование | 188 | 29 |
| 2 | Чистые или контролируемые помещения <*> | 65,8 | 10 |
| 3 | Неконтролируемые по чистоте помещения <*> | 94 | 15 |
| 4 | Здание (строительство или реконструкция) | 141 | 22 |
| 5 | Инфраструктура | 94 | 15 |
| 6 | Проект | 47 | 7 |
| 7 | Испытания оборудования и процессов (валидация) | 14,1 | 2 |
| | Всего: | 643,9 | 100 |
Таблица 7.5. Затраты на строительство помещений производств нестерильных ЛС (в готовом здании)
| N | Наименование | Площадь, кв. м | Цена, тыс. руб. | Сумма, млн. руб. |
| 1 | Производственные помещения, в том числе: | 1000 | | |
| | - чистые и контролируемые помещения, | 500 | 94 | 47 |
| | - неконтролируемые помещения | 500 | 47 | 23,5 |
| 2 | Вспомогательные помещения, в том числе: | 1000 | | |
| | - чистые и контролируемые помещения (прачечная, лаборатория и пр.), | 200 | 94 | 18,8 |
| | - неконтролируемые помещения | 800 | 47 | 37,6 |
| 3 | Склады | 1000 | 32,9 | 32,9 |
| | Итого | | | 159,8 |
Таблица 7.6. Затраты на создание производства стерильных ЛС (суммарной площадью 3,000 кв. м, объемом выпуска 160 млн. ампул в год)
| N | Статья расходов | Сумма, млн. руб. | % от общей суммы расходов |
| 1 | Технологическое оборудование | 329 | 38 |
| 2 | Чистые или контролируемые помещения | 112,8 | 13 |
| 3 | Неконтролируемые по чистоте помещения | 94 | 11 |
| 4 | Здание (строительство или реконструкция) | 141 | 16 |
| 5 | Инфраструктура | 94 | 11 |
| 6 | Проект | 70,5 | 8 |
| 7 | Испытания оборудования и процессов (валидация) | 23,5 | 3 |
| | Всего | 864,8 | 100 |
Таблица 7.7. Затраты на строительство помещений производств стерильных ЛС (в готовом здании)
| N | Наименование | Площадь, кв. м | Цена, тыс. руб. | Сумма, млн. руб. |
| 1 | Производственные помещения, в том числе: | 1000 | | |
| | - чистые помещения с зонами: | 10 | 376 | 3,76 |
| | -- A | 210 | 188 | 39,48 |
| | -- B/C | 280 | 117,5 | 32,9 |
| | -- D | 500 | | 76,14 |
| | Итого по чистым помещениям | | | |
| | - неконтролируемые помещения | 500 | 47 | 23,5 |
| 2 | Вспомогательные помещения, в том числе: | 1000 | | |
| | - чистые и контролируемые помещения (прачечная, лаборатория и пр.), | 400 | 94 | 37,6 |
| | - неконтролируемые помещения | 800 | 47 | 37,6 |
| 3 | Склады | 1000 | 32,9 | 32,9 |
| | Итого | | | 207,74 |
Исходя из размера российского рынка в упаковках (4,38 млрд. упаковок в 2007 году, что соответствует порядку 40 млрд. таблеток) и ампулах (более 2 млрд. ампул в 2007 году), стоимость перехода отрасли на правила GMP оценивается в 36 000 млн. рублей в случае строительства нового производства и в 9 000 - 15 000 млн. рублей в случае организации производства в существующих зданиях. Однако ввиду технического состояния имеющихся помещений и морально устаревшего оборудования более эффективна и целесообразна организация производств ЛС в новых помещениях и на новом оборудовании с нуля. Таким образом, общая сумма финансирования перехода отрасли на стандарты GMP оценивается в 36 000 млн. рублей в текущих ценах. Данные затраты планируется произвести за счет собственных и кредитных средств организаций производителей фармацевтической продукции. Также предполагается использование механизма компенсации процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели технологического перевооружения.
* * *
Общие затраты на мероприятия по реализации Стратегии до 2020 года должны составить 177 620 млн. рублей в ценах февраля 2009 года. Реализация инновационного сценария развития отечественной фармацевтической отрасли позволит начать "возвращать" инвестиции в отрасль уже к 2017 году за счет дисконтов на дженериковые и инновационные препараты отечественного производства, поставляемые в рамках закупок за счет бюджетных средств, а также за счет дополнительных налоговых поступлений от доходов локальных фармпроизводителей.
Таблица 7.8. Количественные оценки мероприятий и проектов, необходимых для реализации целей Стратегии
| Направления | Мероприятия | Этап I | Этап II | Этап III |
| 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
| Повышение квалификации кадров и инфраструктуры | Количество специалистов (чел.) | | | | | | | | | | | | |
| Для разработки ЛС: | | | | | | | | | | | | |
| Научные сотрудники (химики, биологи, фармакологи) | 200 | 700 | 700 | 700 | 600 | 300 | 300 | 200 | | | | |
| Врачи-клиницисты | 50 | 140 | 150 | 120 | 100 | 90 | 20 | | | | | |
| Научные руководители (с индустриальным опытом) | 30 | 75 | 80 | 60 | 25 | 20 | 7 | | | | | |
| Для производства ЛС: | | | | | | | | | | | | |
| Технологи | 300 | 550 | 500 | 450 | 200 | | | | | | | |
| Эффективные менеджеры и управленцы | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | | | | | | | |
| Для малого бизнеса: | | | | | | | | | | | | |
| Инновационные предприниматели | 175 | 250 | 200 | 200 | 125 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| Переход на GMP | Производственные помещения, которые необходимо привести к стандарту GMP (кв. м) | 85 000 | 55 000 | 40 000 | 12 000 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| Разработка ЛС | Государственные контракты на доклинические исследования, в том числе для малых научных организаций | 500 | 950 | 1 300 | 1 400 | 1 500 | 1 250 | 950 | 700 | 650 | 550 | 500 | 500 |
| Софинансирование лицензионного производства | 20 | 15 | 5 | | | | | | | | | |
| Государственные контракты на разработку субстанций и ГЛФ био-дженериков | 4 | 12 | 10 | 4 | | | | | | | | |
| Государственные контракты на разработку субстанций и ГЛФ химдженериков | 50 | 75 | 25 | | | | | | | | | |
| Заводы для высокотехнологичных биопрепаратов | 1 | 2 | 5 | 1 | 1 | | | | | | | |