в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
действует Редакция от 23.10.2009 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

7.2. Объем финансирования

Объем финансирования был рассчитан исходя из основной задачи Стратегии по достижению отечественной промышленностью к 2020 году не менее 50% доли рынка в денежном выражении. Решением этой задачи является комплекс мер, в том числе финансовое стимулирование дженерикового импортозамещения и разработки отечественных инновационных лекарственных средств. В рамках решения этой задачи необходимо также финансовое стимулирование перехода отрасли на современные стандарты производства и контроля качества лекарственных средств.

Финансирование разработки лекарственных средств

Количественный и качественный анализ лекарственных средств, не выпускаемых отечественными производителями (более 200 из 463 проанализированных МНН, где данные 463 МНН представляют более 90% рынка ДЛО и Госпитальных закупок в денежном выражении), позволил выделить следующие группы ЛС: по патентному статусу - инновационные или дженериковые; по происхождению субстанции - получаемые химическим синтезом или биотехнологическим путем. Данные приведены на рисунке 7.3.

Рисунок 7.3. Анализ 463 МНН из ДЛО и Госпитальных закупок (до 90% сегментов в денежном выражении): статистика по инновационности и суммарные продажи за 2007 год

Таким образом, показано, что основные ЛС, закупаемые в рамках бюджетных закупок, представлены инновационными ЛС (38% в денежном выражении) и дженериками, закупаемыми как у отечественных, так и у западных производителей (32% в денежном выражении). Из данной таблицы видно, что более 53% МНН в количественном выражении и до 50% в денежном выражении могут полностью закупаться за счет уже локализованного в РФ производства при условии обеспечения соответствующих стандартов качества, а из 40% МНН, закупаемых только у зарубежных производителей, всего 26% являются инновационными и могут служить прототипами для разработки отечественных препаратов, действующих на те же биомишени. При этом остальные 14% ЛС, закупаемых только у зарубежных производителей, могут быть замещены отечественными дженериками, за исключением некоторых био-дженериков, воспроизводство которых "впрямую" затруднено в РФ технологически и требует закупки производственных лицензий или разработки собственной производственной технологии.

Исходя из международной статистики и опыта разработки лекарственных препаратов в России, приведены расчеты необходимого количества лекарственных препаратов, разработку и производство которых необходимо вести на разных этапах, чтобы достичь целей Стратегии.

Таблица 7.1. Перечень МНН лекарственных средств, не производящихся на территории Российской Федерации

Инновационные лекарственные средства Каспофунгин Химдженерики
Абакавир Кветиапин Алпростадил
Алемтузумаб Ламивудин Аминокислоты для парентерального питания + прочие препараты [жировые эмульсии + декстроза + минералы]
Алтеплаза Ламивудин + зидовудин Гексопреналин
Аминокислоты для парентерального питания + прочие препараты [декстроза + минеральные соли] Лапатиниб Глимепирид
Амисульприд Леводопа + бенсеразид Десмопрессин
Арипипразол Левосимендан Децитабин
Атазанавир Ленограстим Железа [III] гидроксид полиизомальтозат
Атракурия безилат Линезолид Железа [III] гидроксид сахарозный комплекс
Базиликсимаб Лопинавир + ритонавир Железа сульфат + аскорбиновая кислота
Бевацизумаб Моксифлоксацин Изофлуран
Бортезомиб Надропарин кальция Йоверсол
Будесонид + формотерол Оланзапин Кетоаналоги аминокислот
Валганцикловир Омализумаб Кломипрамин
Вориконазол Палиперидон Левомепромазин
Гадобутрол Перициазин Лорноксикам
Гадодиамид Пэгинтерферон альфа2альфа Мемантин
Гадопентетовая кислота Пэгинтерферон альфа2бета Метилпреднизолон
Ганцикловир Пэгфилграстим Метформин + глибенкламид
Гефитиниб Рабепразол Мидазолам
Гидроксизин Ритуксимаб Микофеноловая кислота
Гозерелин Рокурония бромид Нимесулид
Гранисетрон Ропивакаин Нимодипин
Даклизумаб Салметерол + флутиказон Орнитин
Дарбэпоэтин альфа Севофлуран Прокарбазин
Диданозин Сертиндол Пропофол
Динопрост Сиролимус Рисперидон
Дорназа альфа Сорафениб Силибинин
Дротрекогин альфа [активированный] Такролимус Сультамициллин
Зипрасидон Темозоломид Троксерутин
Зуклопентиксол Тенектеплаза Фенотерол
Иматиниб Тиотропия бромид Фосфокреатин
Имиглюцераза Топотекан Фулвестрант
Иммуноглобулин человеческий нормальный [IgG + IgA + IgM] Трастузумаб Хлорпротиксен
Инсулин аспарт Фактор свертывания крови VIII + фактор виллебранда Эсмолол
Инсулин аспарт двухфазный Флумазенил
Инсулин гларгин Флупентиксол Биодженерики
Инсулин детемир Формотерол Глатирамера ацетат
Инсулин лизпро Цетуксимаб Далтепарин натрия
Интерферон бета-1альфа Цисатракурия безилат Интерферон альфа-2альфа
Интерферон бета-1бета Эноксапарин натрия Лактулоза
Инфликсимаб Эптаког альфа [активированный] Октоког альфа
Ипратропия бромид + фенотерол Эрлотиниб Соевых бобов масло + триглицериды
Йогексол Эртапенем Факторы свертывания крови II, IX и X в комбинации
Йопромид Эсциталопрам Флутиказон
Капецитабин Эфавиренз

Таблица 7.2. Оценка размеров финансирования разработки отечественных дженериковых и инновационных лекарственных средств

Мероприятие Кол-во проектов Средняя стоимость проекта (млн. руб.) Общая сумма (млн. руб.) Срок, годы Результат
1.1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по доклинической разработке отечественных инновационных препаратов 3 000 14,4 43 200 5 Патенты на биологически активные вещества (более 400), возникновения малых инновационных предприятий (более 200), регистрация доклинических испытаний
1.2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по клиническим испытаниям (1 - 2 фазы) отечественных инновационных препаратов 400 54 21 600 5 Капитализация "стартапов". Привлечение посевных и венчурных фондов, до 200 клинических кандидатов перейдут на 3 фазы КИ, запуск производства новых ЛС
1.3. Организация производства субстанций и ГЛФ, а также приобретение лицензий на синтетические инновационные препараты 40 375 15 000 3 Более 40 инновационных синтетических препаратов, производимых в РФ по лицензии
1.4. Разработка и организация производства субстанции и ГЛФ синтетических дженериков 150 36 5 400 3 Зарегистрированные отечественные синтетические дженерики и стартапы с дженериковыми портфелями и малотоннажным производством (до 150 МНН)
1.5. Разработка и организация производства субстанции и ГЛФ био-дженериков 30 180 5 400 5 Зарегистрированные отечественные био-дженерики и стартап компании с биодженериковыми портфелями (до 30 МНН)
1.6. Строительство заводов и приобретение лицензий для производства высокотехнологичных био-дженериков 10 1 080 10 800 5 До 10 современных заводов, способных покрыть внутренний спрос по всем биотехнологическим препаратам
1.7. Прочие расходы 5 000 5 Мониторинг и управление проектами
ИТОГО 106 400
Финансирование исследовательской инфраструктуры и повышения квалификации кадров

Ключевым элементом для реализации необходимого количества проектов, указанных в предыдущем разделе, является наличие подготовленных кадров и соответствующей научно-исследовательской инфраструктуры. На сегодняшний день, по экспертным оценкам, имеется не более 10% кадрового ресурса необходимой квалификации, в связи с чем встает первоочередная задача подготовки и переподготовки кадров для запуска "инновационного цикла" в фармотрасли РФ. Именно нехваткой кадрового ресурса продиктована необходимость покупки лицензий на инновационные препараты на первых двух этапах реализации данной Стратегии.

На данный момент в отрасли задействовано более 65 000 специалистов. По расчетам экспертов, необходимо инициировать процесс подготовки и переподготовки более 10 000 человек, занятых на разных этапах создания фармацевтической продукции, и подготовить необходимую инфраструктуру. Нерешение этой задачи может привести к невозможности перехода отрасли на инновационную модель развития. Финансовое обеспечение этих мероприятий отражено в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Финансовое обеспечение мероприятий по повышению квалификации кадров и созданию исследовательской инфраструктуры для фармацевтической отрасли

Тип кадров Необходимое количество Сумма, млн. руб. Примечание
Научные исследователи (химики, биологи) 3 500 12 600 Создание новых специальностей и специализаций в ВУЗах, предусматривающих получение необходимых знаний в области фундаментальной медицины, оснащение кафедр и лабораторий современным оборудованием, обновление научно-методической базы, повышение квалификации научно-преподавательского состава. Повышение оплаты труда молодым ученым до международного уровня, введение дополнительных выплат студентам и аспирантам. Разработка программ обучения и переподготовки коллективов научных школ совместно с РАН, РАМН, профильными ВУЗами
Индустриальные научные специалисты 450 1 620 Привлечение в область разработки новых ЛС специалистов, имеющих опыт работы в индустриальной науке на международном уровне, привлечение западных специалистов, возврат соотечественников, эмигрировавших и работающих в иностранных фармацевтических компаниях
Фармакологи 800 1 920 Повышение качества образовательных программ, организация стажировок. Повышение оплаты труда
Клиницисты 750 2 880 Повышение качества образовательных программ, организация стажировок и курсов повышения квалификации, осуществление непрерывной системы образования, повышение оплаты труда
Технологи (высококвалифицированные, GMP) 2 000 7 200 Создание специальных научно-образовательных программ, переоснащение лабораторий и кафедр, организация экспериментальных и опытно-производственных участков, повышение квалификации преподавательского состава, международные стажировки, образовательные курсы переподготовки
Управленцы 2 000 720 Привлечение международных экспертов в области фармацевтики и биотехнологий для проведения семинаров, консультация на профильных кафедрах ВУЗов, стажировки менеджеров на иностранные фармацевтические производства и научно-исследовательские лаборатории
Инновационные менеджеры в фармацевтической отрасли 1 500 1 080 Создание систем отбора активной молодежи в ВУЗах, организация небольших грантов для поддержки малого бизнеса и предпринимательства
Повышение мобильности ученых с учетом кластерного развития 7 200 Компенсация выплат процентов по ипотечным кредитам для сотрудников коммерческих лабораторий. Служебные общежития и квартиры для сотрудников государственных научно-исследовательских центров и институтов, социальные пакеты, соответствующие международному уровню
Всего 35 220
Финансирование перехода отрасли на международные стандарты GMP

Для перехода отрасли на правила работы по международным стандартам GMP необходимо профинансировать строительство около 200 тысяч квадратных метров помещений для производства стерильной и нестерильной продукции.

Основные затраты, связанные с переходом на стандарты GMP, включают в себя расходы на:

- технологическое оборудование;

- чистые или контролируемые помещения (при производстве нестерильных ЛС чистые помещения не обязательны);

- неконтролируемые по чистоте помещения;

- здание (стоимость здания при новом строительстве или стоимость реконструкции существующего здания);

- инфраструктура (инженерные коммуникации, энергетическое хозяйство, мероприятия по охране окружающей среды, благоустройство территории и пр.);

- проект производства, испытания (аттестация, валидация) оборудования и процессов.

Ниже приведены оценки расходов на строительство и реконструкцию фармацевтических производств в соответствии со стандартами GMP.

Таблица 7.4. Затраты на создание производства нестерильных ЛС (суммарной площадью 3000 кв. м, объемом выпуска - 1 млрд. таблеток в год)

N Статья расходов Сумма, млн. руб. % от общей суммы расходов
1 Технологическое оборудование 188 29
2 Чистые или контролируемые помещения <*> 65,8 10
3 Неконтролируемые по чистоте помещения <*> 94 15
4 Здание (строительство или реконструкция) 141 22
5 Инфраструктура 94 15
6 Проект 47 7
7 Испытания оборудования и процессов (валидация) 14,1 2
Всего: 643,9 100

Таблица 7.5. Затраты на строительство помещений производств нестерильных ЛС (в готовом здании)

N Наименование Площадь, кв. м Цена, тыс. руб. Сумма, млн. руб.
1 Производственные помещения, в том числе: 1000
- чистые и контролируемые помещения, 500 94 47
- неконтролируемые помещения 500 47 23,5
2 Вспомогательные помещения, в том числе: 1000
- чистые и контролируемые помещения (прачечная, лаборатория и пр.), 200 94 18,8
- неконтролируемые помещения 800 47 37,6
3 Склады 1000 32,9 32,9
Итого 159,8

Таблица 7.6. Затраты на создание производства стерильных ЛС (суммарной площадью 3,000 кв. м, объемом выпуска 160 млн. ампул в год)

N Статья расходов Сумма, млн. руб. % от общей суммы расходов
1 Технологическое оборудование 329 38
2 Чистые или контролируемые помещения 112,8 13
3 Неконтролируемые по чистоте помещения 94 11
4 Здание (строительство или реконструкция) 141 16
5 Инфраструктура 94 11
6 Проект 70,5 8
7 Испытания оборудования и процессов (валидация) 23,5 3
Всего 864,8 100

Таблица 7.7. Затраты на строительство помещений производств стерильных ЛС (в готовом здании)

N Наименование Площадь, кв. м Цена, тыс. руб. Сумма, млн. руб.
1 Производственные помещения, в том числе: 1000
- чистые помещения с зонами: 10 376 3,76
-- A 210 188 39,48
-- B/C 280 117,5 32,9
-- D 500 76,14
Итого по чистым помещениям
- неконтролируемые помещения 500 47 23,5
2 Вспомогательные помещения, в том числе: 1000
- чистые и контролируемые помещения (прачечная, лаборатория и пр.), 400 94 37,6
- неконтролируемые помещения 800 47 37,6
3 Склады 1000 32,9 32,9
Итого 207,74

Исходя из размера российского рынка в упаковках (4,38 млрд. упаковок в 2007 году, что соответствует порядку 40 млрд. таблеток) и ампулах (более 2 млрд. ампул в 2007 году), стоимость перехода отрасли на правила GMP оценивается в 36 000 млн. рублей в случае строительства нового производства и в 9 000 - 15 000 млн. рублей в случае организации производства в существующих зданиях. Однако ввиду технического состояния имеющихся помещений и морально устаревшего оборудования более эффективна и целесообразна организация производств ЛС в новых помещениях и на новом оборудовании с нуля. Таким образом, общая сумма финансирования перехода отрасли на стандарты GMP оценивается в 36 000 млн. рублей в текущих ценах. Данные затраты планируется произвести за счет собственных и кредитных средств организаций производителей фармацевтической продукции. Также предполагается использование механизма компенсации процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели технологического перевооружения.

* * *

Общие затраты на мероприятия по реализации Стратегии до 2020 года должны составить 177 620 млн. рублей в ценах февраля 2009 года. Реализация инновационного сценария развития отечественной фармацевтической отрасли позволит начать "возвращать" инвестиции в отрасль уже к 2017 году за счет дисконтов на дженериковые и инновационные препараты отечественного производства, поставляемые в рамках закупок за счет бюджетных средств, а также за счет дополнительных налоговых поступлений от доходов локальных фармпроизводителей.

Таблица 7.8. Количественные оценки мероприятий и проектов, необходимых для реализации целей Стратегии

Направления Мероприятия Этап I Этап II Этап III
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Повышение квалификации кадров и инфраструктуры Количество специалистов (чел.)
Для разработки ЛС:
Научные сотрудники (химики, биологи, фармакологи) 200 700 700 700 600 300 300 200
Врачи-клиницисты 50 140 150 120 100 90 20
Научные руководители (с индустриальным опытом) 30 75 80 60 25 20 7
Для производства ЛС:
Технологи 300 550 500 450 200
Эффективные менеджеры и управленцы 200 200 200 200 200
Для малого бизнеса:
Инновационные предприниматели 175 250 200 200 125
Переход на GMP Производственные помещения, которые необходимо привести к стандарту GMP (кв. м) 85 000 55 000 40 000 12 000
Разработка ЛС Государственные контракты на доклинические исследования, в том числе для малых научных организаций 500 950 1 300 1 400 1 500 1 250 950 700 650 550 500 500
Софинансирование лицензионного производства 20 15 5
Государственные контракты на разработку субстанций и ГЛФ био-дженериков 4 12 10 4
Государственные контракты на разработку субстанций и ГЛФ химдженериков 50 75 25
Заводы для высокотехнологичных биопрепаратов 1 2 5 1 1
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"