Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р
4. Развитие внутренних энергетических рынков
Стратегической целью политики развития внутренних энергетических рынков является устойчивое удовлетворение внутреннего спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам на основе создания и развития энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли.
Данная составляющая государственной энергетической политики является ключевой для развития энергетического сектора и экономики страны в целом.
В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года были обеспечены:
создание базовых институтов внутреннего энергетического рынка (биржа нефти и нефтепродуктов, экспериментальная электронная торговая площадка для торговли природным газом по не регулируемым государством ценам, система торговли электрической энергией на основе конкурентного отбора ценовых заявок участников рынка в режиме на сутки вперед и в режиме реального времени);
осуществление реформирования электроэнергетики, обеспечившего создание условий для перехода к целевой модели рынка электроэнергии;
успешное проведение реструктуризации угольной промышленности и формирование либерализованного внутреннего рынка угля;
введение системы таможенных пошлин, стимулирующей экспорт энергетических товаров высокой степени переработки (нефтепродукты), отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для нефтеперерабатывающих заводов;
отмена государственного регулирования цен на попутный нефтяной газ.
Современные тенденции в этой сфере ориентированы на развитие биржевой торговли энергоносителями, а также на усиление государственного участия и контроля в нефтегазовом комплексе.
Основными проблемами в указанной сфере являются:
несовершенство рыночной инфраструктуры (базовых рыночных институтов и механизмов биржевой торговли);
наличие регионального и технологического монополизма, а также недобросовестной конкуренции на внутренних энергетических рынках;
наличие диспропорций между внутренними ценами на основные энергоносители;
нерешенность проблемы реформирования и реструктуризации теплоснабжения и создания локальных рынков тепловой энергии;
недостаточно прозрачная система доступа к энергетической инфраструктуре;
сохранение перекрестного субсидирования в энергетике.
Для достижения стратегической цели развития внутренних энергетических рынков необходимо решение следующих задач:
совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках и государственного регулирования естественных монополий в энергетическом секторе;
создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов;
совершенствование системы доступа к энергетической инфраструктуре;
формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках, взаимоувязанной с мерами по развитию конкуренции во всех потенциально конкурентных сегментах энергетических рынков, росту энергоэффективности и энергосбережению.
Поставленные задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов государственной энергетической политики:
законодательное обеспечение прозрачного и недискриминационного порядка доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (магистральным трубопроводам, электрическим и тепловым сетям), ужесточение антимонопольного законодательства в целях пресечения картельных сговоров и технологического монополизма, создание интегрированной системы мониторинга энергетических рынков;
стимулирование участия частных компаний в биржевой торговле энергоносителями, создание нормативных правовых основ для развития торговли энергетическими "деривативами" (фьючерсами, опционами и др.) за рубли и использование результатов биржевых торгов в качестве индикаторов для всей системы ценообразования на российские энергоресурсы;
ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях с сокращением государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий для населения на основе соблюдения принципа ограничения предельно допустимой доли затрат социально значимых категорий граждан на свое энергообеспечение;
постепенная либерализация внутренних рынков основных энергоносителей (газ, электроэнергия, тепло), стимулирование заключения долгосрочных договоров на поставку энергоресурсов.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р