Последнее обновление: 13.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р
2. Взаимовлияние развития топливно-энергетического комплекса и отраслей промышленности
Роль топливно-энергетического комплекса в системе его взаимодействия с промышленностью определяется двумя видами экономических связей - топливно-энергетического комплекса как поставщика топлива, энергии, сырья и топливно-энергетического комплекса как потребителя конечной продукции смежных отраслей промышленности.
В настоящее время промышленность потребляет более 50 процентов произведенных в стране топливно-энергетических ресурсов и около 60 процентов электроэнергии.
Основной объем потребления промышленной продукции в топливно-энергетическом комплексе приходится на продукцию металлургии (в первую очередь трубы), машиностроения (энергетическое оборудование, электротехника, оборудование для нефтегазовой и угольной промышленности) и химической промышленности (реагенты, катализаторы).
В этой системе обратные связи имеют особое значение, так как в связи с высокой энергоемкостью отдельных отраслей промышленности ограничение поставок или необоснованно высокие цены на топливно-энергетические ресурсы могут привести к ограничениям поставок продукции самому топливно-энергетическому комплексу и повлиять на экономический рост в стране в целом.
Российский топливно-энергетический комплекс надежно удовлетворяет потребности промышленности в энергии и сырье, однако существуют риски негативного влияния резкого повышения цен на топливно-энергетические ресурсы на развитие промышленности. Прежде всего это касается отраслей, использующих топливо как сырье (агрохимия, черная металлургия).
Российская промышленность обеспечивает потребности топливно-энергетического комплекса в оборудовании и материалах на 80-85 процентов. Особо сложное положение наблюдается в сфере поставок оборудования и катализаторов для нефтепереработки. Здесь доля российской продукции составляет всего 30-40 процентов. Тяжелая ситуация сложилась и с поставками российской машиностроительной продукции в угольную отрасль.
Основная проблема в энергетическом машиностроении - дефицит мощностей по производству необходимой номенклатуры парогазовых и газотурбинных установок, а также высокоэффективных, экологически безопасных энергоблоков, работающих на угле, и существенное отставание российского турбостроения в научно-техническом отношении. В целом обеспеченность электроэнергетики парогазовыми и газотурбинными установками российского производства не превышает 50 процентов.
Хотя некоторые виды российского оборудования по техническим характеристикам, качеству и надежности не уступают зарубежным аналогам, значительная часть оборудования, выпускаемая российскими предприятиями, проигрывает по качественным и (или) ценовым параметрам. Вместе с тем ремонт российского оборудования в сложных природно-климатических условиях страны обходится значительно дешевле и сопряжен с меньшими техническими сложностями, чем ремонт импортных аналогов.
Развитие энергомашиностроения будет базироваться на соответствующей отраслевой стратегии, при этом основной акцент будет сделан:
на освоении производства тихоходных паровых турбин мощностью 1200 МВт для атомных станций с реакторами ВВЭР-1200 гидравлических турбин мощностью 1000 МВт, паровых турбин и паровых котлов для угольных энергоблоков, работающих на суперсверхкритических параметрах пара, паровых котлов, использующих передовые технологии сжигания угля с циркулирующим кипящим слоем под давлением, газовых турбин мощностью 65 МВт, высокоэкономичных газотурбинных установок для газотранспортной системы, оборудования для добычи и транспортировки углеводородов при освоении континентального шельфа арктических морей и оборудования для возобновляемых источников энергии;
на организации на российских заводах лицензионного производства продукции, которая не может быть создана российскими учеными и инженерами в ближайшие 3-4 года (энергомашиностроение серийного производства газовых турбин класса 270-290 МВт и ряда других).
Прогнозируемое развитие топливно-энергетического комплекса открывает широкие перспективы для развития производства в России современного оборудования и материалов, создает предпосылки для ускоренного инновационного развития таких отраслей российской промышленности как машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, металлургия, химическая промышленность и строительный комплекс. Это направление является важным для реализации экономической политики государства по опережающему развитию производства продукции более высоких стадий обработки.
Важнейшим фактором роста спроса на российское оборудование и материалы для топливно-энергетического комплекса становится повышение их конкурентоспособности, которое будет обеспечиваться за счет:
совершенствования конструкций и технологий изготовления энергетического, нефтегазового и горнотранспортного оборудования, методов и систем повышения их качества, надежности и снижения стоимости;
создания и освоения производства оборудования и материалов с использованием нанотехнологий, обеспечивающих инновационное ресурсо- и энергосберегающее развитие отраслей топливно-энергетического комплекса;
развития химических технологий и процессов, систем для интегрирования химических производств с энергетическими, а также для оснащения энергетических производств современными реагентами и катализаторами;
расширения сортамента и улучшения свойств конструкционных материалов и стандартных изделий, в том числе труб для трубопроводов повышенного давления, паропроводов и котельных, работающих на параметрах пара с давлением свыше 300 атмосфер и температурой 570 градусов Цельсия;
разработки и освоения эффективных автоматизированных систем, поддерживающих весь цикл создания совершенных технических средств, систем, алгоритмов и программ управления.
При этом система закупок оборудования и материалов компаниями топливно-энергетического комплекса будет строиться на конкурсной основе и в большинстве случаев проводиться методом открытого конкурса.
Взаимодействие предприятий топливно-энергетического комплекса и промышленности предполагает использование различных форм сотрудничества, включая:
совместные программы научно-технического сотрудничества и импортозамещения;
проведение промысловых испытаний нового оборудования и материалов;
внедрение фирменных импортных технологий с постепенным снижением доли импортных комплектующих;
внедрение систем отраслевых стандартов, ужесточающих требования к работоспособности и безопасности применяемого оборудования.
Достижение поставленных целей, использование и развитие потенциала российской промышленности для энергетического сектора требуют как государственной поддержки, так и совершенствования экономических механизмов долгосрочных взаимоотношений топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями, обеспечивающих отбор наиболее перспективных для топливно-энергетического комплекса промышленных разработок.
Учитывая экспансию зарубежных производителей на российском рынке оборудования для топливно-энергетического комплекса, будет осуществляться, особенно на первом этапе реализации настоящей Стратегии, политика защиты российских производителей методами таможенно-тарифного регулирования.
Одним из важнейших направлений совершенствования методов сотрудничества промышленности и топливно-энергетического комплекса является обеспечение на долгосрочной основе поставки машиностроительных и металлургических изделий высокой степени комплектности и заводской готовности. Реализация этого направления необходима для сокращения объемов строительно-монтажных работ в целях обеспечения прогнозируемого ввода в действие новых и реконструируемых мощностей и других основных производственных фондов, размеры которого возрастают во всех отраслях топливно-энергетического комплекса. Необходима также организация системы качественного сервисного обслуживания оборудования его производителями в течение всего срока эксплуатации.
Необходимо создание и развитие современной информационной среды взаимодействия между предприятиями топливно-энергетического комплекса и промышленности (специализированные базы данных, информационно-аналитические и справочные системы, интернет-порталы, электронные торговые площадки и др.). Целесообразно применение современных информационных технологий как инструмента организации и поддержки всех участников процесса создания, производства и использования оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса, позволяющих повысить эффективность их деятельности за счет ускорения процессов исследования и разработки изделий, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации оборудования, а также повышения уровня его технического обслуживания.
Одной из важных задач является решение проблемы импортозамещения (производства импортозамещающей продукции и запчастей для импортной техники). Потребность отраслей топливно-энергетического комплекса к 2030 году в основном должна удовлетворяться за счет российского оборудования. Доля импортных машин в объеме закупаемого оборудования составит на конец первого этапа реализации настоящей Стратегии не более 12 процентов, второго этапа - не более 8 процентов, а к 2030 году она снизится до 3-5 процентов. При этом прогнозируется, что российская промышленность освоит до 95-98 процентов номенклатуры изделий для топливно-энергетического комплекса.
С целью удовлетворения перспективного спроса на топливо и энергию объемы инвестиций и строительно-монтажных работ должны существенно возрасти в целом по топливно-энергетическому комплексу и по всем его отраслям. По оценке специалистов, объемы годовых строительно-монтажных работ могут увеличиться по топливно-энергетическому комплексу к 2030 году в 2 - 2,5 раза. Это потребует увеличения мощностей стройиндустрии и строительно-монтажных организаций. Для ускорения работ и сокращения трудозатрат непосредственно на строительных площадках необходимо повысить заводскую готовность изделий стройиндустрии, а также производительность средств механизации работ.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р