Социальная политика в энергетике |
15. Обеспечение надежного энергоснабжения населения страны по доступным ценам |
Повышение надежности энергообеспечения населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы на основе: | Создание эффективной и прозрачной системы механизмов контроля и регулирования темпов роста цен на энергию для населения | |
совершенствования нормативной правовой базы в целях повышения ответственности за энергоснабжение населения; ликвидации практики ведомственного энергоснабжения населения за счет крупных промышленных предприятий и организаций. | | |
| |
Совершенствование регулирования розничных цен на энергию (газ, электроэнергия, тепло) для населения с учетом развития системы адресной социальной поддержки населения и повышения качества системы нормирования потребления населением топливно-энергетических ресурсов, используемых для бытовых нужд | | |
Минимизация числа энергоаварий и отключений энергии в коммунально-бытовом секторе. | Доведение доли затрат на энергию (газ, электроэнергия, тепло) в доходах домохозяйств до уровня | Доведение доли затрат на энергию (газ, электроэнергия, тепло) в доходах домохозяйств |
Доведение доли затрат на энергию (газ, электроэнергия, тепло) в доходах домохозяйств до уровня не более 15 процентов | не более 12-13 процентов | до уровня не более 8-10 процентов |
16. Расширение реального взаимодействия энергетического бизнеса и общества при решении проблем развития энергетического сектора |
Стимулирование создания публичных энергетических компаний за счет обеспечения им льготных условий получения государственных гарантий и кредитов, страхования инвестиций. | Поддержка роста численности и расширения спектра деятельности публичных энергетических компаний, стимулирование увеличения финансовых вложений населения в активы энергетических компаний. | Создание центров социального контроля деятельности публичных энергетических компаний, обеспечивающих комплексный учет интересов населения при долгосрочном планировании их развития (экология, социальная сфера и другие) |
Привлечение населения к участию в управлении публичными компаниями через пенсионные фонды и иные формы организации коллективных инвестиций. | Рост числа публичных энергетических компаний. |
Рост объемов финансовых вложений населения в активы энергетических компаний |
| |
Привлечение населения к обсуждению крупных энергетических проектов в регионах, обязательный учет интересов местного населения при их реализации | |
17. Развитие и повышение эффективности использования человеческого потенциала в энергетическом секторе |
Восстановление единой российской системы подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса на основе развития частно-государственного партнерства в сфере привлечения и подготовки молодых специалистов низшего и среднего звена. Расширенное воспроизводство и привлечение кадрового потенциала для освоения новых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, полуострова Ямал и арктического континентального шельфа на основе: | | Формирование устойчивой саморегулирующейся системы воспроизводства кадров для топливно-энергетического комплекса на основе стимулирования мобильности персонала и совершенствования принципов проектного управления кадровым потенциалом топливно-энергетического комплекса |
создания системы специализированных региональных центров подготовки специалистов в сфере топливно-энергетического комплекса; | | |
обеспечения всех социальных условий работы персонала в сложных природных условиях освоения новых районов, в том числе вахтовым способом за счет использования мобильных систем социальной инфраструктуры | | |
Доведение числа занятых в возрасте моложе 40 лет до 30 процентов. Доведение числа занятых с высшим (профессиональным) техническим образованием до 60 процентов | | Доведение числа занятых в возрасте моложе 40 лет до 40-50 процентов. Доведение числа занятых с высшим (профессиональным) техническим образованием до 70-80 процентов. Рост мобильности персонала |
Внешняя энергетическая политика |
18. Отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков |
Разработка концепции и программы перестройки энергетических рынков в направлении отражения фундаментальных факторов соотношения спроса и предложения и снижения роли краткосрочных факторов и спекулятивного поведения. | Разработка и согласование документов о правилах функционирования энергетических рынков (в формате соответствующих международных организаций), правил доступа энергетических компаний к инфраструктуре и видам деятельности на мировых рынках (как на двусторонней, так и на многосторонней основе) | Унификация и гармонизация базовых нормативно-правовых принципов национального законодательства и международного права, регулирующих сотрудничество на мировом энергетическом рынке |
Формирование инициативных предложений по корректировке действующих и разработке новых международных юридических документов в сфере энергетики, включая развитие международно признанных правил транзита и создание механизма страхования транзитных рисков | |
Решение проблем урегулирования правового статуса в спорных регионах, в том числе в Арктике, Каспийском и Южно-Китайском морях и других. | Формирование рамочной системы правового регулирования отношений в сфере энергетики, направленной на повышение устойчивости мировых энергетических рынков | Создание действующей системы правовых инструментов, обеспечивающих баланс интересов стран - экспортеров, импортеров и транзитеров топливно-энергетических ресурсов |
Осуществление комплексного мониторинга международного энергетического сотрудничества. Преодоление негативных последствий мирового экономического кризиса и снижение рисков на рынке энергоносителей |
19. Диверсификация экспортных энергетических рынков |
Оценка перспективных направлений диверсификации экспортных энергетических рынков | Рационализация размещения производства топливно-энергетических ресурсов на территории Российской Федерации с учетом региональных экспортных рынков и расширения участия России в региональных энергетических альянсах | Участие России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры, включая расширение инфраструктуры для поставок топливно-энергетических ресурсов на новые рынки и увеличение доли инфраструктуры, не привязанной к определенным маршрутам поставок (порты, супертанкеры, поставки сжиженного природного газа и другие) |
Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 16-17 процентов. | Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 21-22 процентов. | Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 26-27 процентов. |
Увеличение объемов российского экспорта газа в страны Европы | Сохранение объемов российского экспорта топливно-энергетических ресурсов в Европу | Сохранение объемов российского экспорта топливно-энергетических ресурсов в Европу |
20. Диверсификация товарной структуры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости |
Мониторинг мировых энергетических рынков и регулярная оценка перспективного спроса на российские энергоресурсы высокой степени переработки | Стимулирование развития новых технологических возможностей для диверсификации структуры экспорта, включая повышение эффективности процессов преобразования газа в моторное топливо, транспортировку газа в виде сжатого газа, газогидратов и другие | Государственная поддержка повышения доли энергоресурсов высокой степени переработки (добавленной стоимости) в общей структуре экспорта российских топливно-энергетических ресурсов (рациональные таможенные пошлины, государственные гарантии, страхование рисков и другие) |
Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 6-7 процентов. Доведение доли первичных топливно-энергетических ресурсов в экспорте продукции топливно-энергетического комплекса до уровня не более 85 процентов | Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 10-11 процентов. Доведение доли первичных топливно-энергетических ресурсов в экспорте продукции топливно-энергетического комплекса до уровня не более 80 процентов | Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 14-15 процентов. Доведение доли первичных топливно-энергетических ресурсов в экспорте продукции топливно-энергетического комплекса до уровня не более 70 процентов |
21. Обеспечение стабильных условий на экспортных рынках, включая гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты российского экспорта энергоресурсов |
Развитие системы долгосрочных контрактов на поставку российских топливно-энергетических ресурсов и ограничение спекулятивной активности на энергетических рынках. | Диверсификация структуры производства энергоресурсов, активное участие российской стороны в технологических разработках и обмене информацией о прогрессе в ключевых технологических разработках | Создание эффективной международной системы экспертного анализа и прогнозирования важнейших процессов на энергетических рынках, обеспечивающей повышение устойчивости и объективности соответствующих оценок |
Увеличение долевого участия российских компаний в действующей инфраструктуре транзита и доставки российских энергоносителей и строительстве эффективной альтернативной инфраструктуры. Создание российской системы мониторинга и анализа мировых процессов в энергетике и критических угроз на пути обеспечения стабильных условий на экспортных рынках российских энергоресурсов. |
Заключение многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений по транзиту топливно-энергетических ресурсов, унификации технических условий работы энергосистем, техническому регулированию в энергетике. Расширение числа биржевых площадок, стимулирование развития международной биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами с расчетами в валюте Российской Федерации. | | |
Формирование национальных ценовых индикаторов российских сортов нефти и нефтепродуктов. Создание государственного нефтяного резерва Российской Федерации | | |
Снижение рисков транзита и транспортировки российских энергоносителей на экспортные рынки. | | Стабильные и благоприятные условия для экспорта продукции российского топливно-энергетического комплекса |
Устойчивый долгосрочный спрос на российские энергоресурсы на экспортных рынках. | | |
Создание системы мониторинга развития и диверсификации производства топливно-энергетических ресурсов | | |
22. Укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом |
Развитие взаимовыгодного обмена энергетическими активами и иных форм международного сотрудничества со странами - потребителями российских энергоресурсов. | Разработка и реализация скоординированных с другими внешнеэкономическими направлениями программ действий по усилению позиций России в региональном энергетическом сотрудничестве (страны Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближний Восток, Африка, Центральная и Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Китай). | Создание глобальных производственно-технологических цепочек в поставках энергоресурсов с участием российских компаний и компаний стран - потребителей российских энергоресурсов. |
Заключение межправительственных соглашений о сотрудничестве с учетом продвижения интересов российских энергетических компаний. |
Углубление разделения труда и повышение эффективности производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов и энергетических технологий. |
Овладение передовым менеджментом и управлением сложными энергетическими проектами, новыми передовыми энергетическими технологиями, в том числе при совместной разработке и внедрении в России экологически безопасных технологий и оборудования |
Проведение гибкой политики взаимодействия с транснациональными корпорациями, активное взаимодействие российских компаний с новыми национальными корпорациями и другими игроками на международном рынке (сервисными, финансовыми компаниями). Укрепление позиций российской атомной энергетики на мировых рынках атомной электрогенерации, реакторостроения, фабрикации топлива, добычи природного урана, конверсии, обогащения | Стабильное присутствие одной российской компании энергетического сектора в первой тройке ведущих мировых энергетических компаний и в первой пятерке мировых компаний в целом и двух российских компаний в первой десятке обоих рейтингов |
Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом | Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом | Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом |
23. Обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в том числе по шельфовым проектам в арктических условиях) |
Создание благоприятных, стабильных, прозрачных и взаимовыгодных условий для привлечения иностранных инвестиций и компетентных иностранных партнеров в режиме международной кооперации | Стимулирование роста конкурентоспособности российских компаний в указанной сфере реализации сложных энергетических проектов | |
Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 5 процентов | Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 8 процентов | Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 12 процентов |
Достижение рациональных объемов добычи и воспроизводства запасов нефти и газа на континентальном шельфе и в других особо сложных условиях | | Масштабное участие российских компаний в реализации зарубежных проектов |