в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р
действует Редакция от 13.11.2009 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Энергетической стратегии России
на период до 2030 года

Приложение N 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В 2008 ГОДУ И ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Показатели 2008 год Отношение фактических показателей к прогнозным показателям Энергетической стратегии России на период до 2020 года (процентов)
прогнозные показатели Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактические показатели
Рост валового внутреннего продукта (в процентах к 2000 году) 148,4 165,1 111,2
Рост объема промышленной продукции (в процентах к 2000 году) 141 146,7 104
Среднегодовая мировая цена нефти ("Urals") (долларов США за баррель) 24 94,6 394,1
Среднегодовая контрактная цена газа (долларов США за тыс. куб. м) 120 353,7 294,8
Рост добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов (в процентах к 2000 году) 123,2 126,4 102,6
Объем добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов (млн. тонн условного топлива) 1747 1797,8 102,9
Объем добычи нефти (млн. тонн) 476 487,6 102,4
Объем добычи газа (млрд. куб. м) 638 663,6 104
Объем добычи угля (млн. тонн) 300 326,1 108,7
Объем производства электроэнергии (млрд. кВт х ч) 1009 1037,2 102,8
Объем потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (млн. тонн условного топлива) 1043 990,9 94,9
Рост потребления первичных энергоресурсов (в процентах к 2000 году) 115,4 110,2 95,5
Объем потребления жидкого топлива (млн. тонн условного топлива) 218 187,3 85,9
Объем потребления газа (млн. тонн условного топлива) 516 525,7 101,9
Объем потребления твердого топлива (млн. тонн условного топлива) 195 175 89,7
Объем потребления электроэнергии (млрд. кВт х ч) 980 1019,6 104
Рост экспорта топливно-энергетических ресурсов (в процентах к 2000 году) 146,9 150,2 102,2
Объем экспорта топливн-энергетических ресурсов - всего (млн. тонн условного топлива) 805 882,7 109,6
в том числе:
нефть и нефтепродукты (млн. тонн) 332 360 108,4
газ (млрд. куб. м) 250 247,5 99
уголь (млн. тонн) 32 97,5 304,7
Удельная энергоемкость внутреннего валового продукта (процентов к 2000 году) 78 66,7 85,5
Удельная электроемкость внутреннего валового продукта (в процентах к 2000 году) 76,4 71,5 93,6


<*> По данным оптимистического варианта Энергетической стратегии России на период до 2020 года

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА <*>

Показатели 2005 год факт 2008 год факт 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Внутреннее потребление первичных топливно-энергетических ресурсов (млн. тонн условного топлива) 949 991 1008-1107 1160-1250 1375-1565
то же (в процентах к 2005 году) 100 104 106-117 122-132 145-165
Внутреннее потребление нефти (переработка) (млн. тонн) 208 236 232-239 249-260 275-311
то же (в процентах к 2005 году) 100 113 112-115 120-125 132-150
Внутреннее потребление газа (млрд. куб. м) 443 457 478-519 539-564 605-641
то же (в процентах к 2005 году) 100 103 108-117 122-127 137-145
Внутреннее потребление твердого топлива (млн. тонн условного топлива) 167 174 168-197 198-238 248-302
то же (в процентах к 2005 году) 100 104 98-115 116-140 145-177
Внутреннее потребление электроэнергии (млрд. кВт ч) 941 1020 1041-1218 1315-1518 1740-2164
то же (в процентах к 2005 году) 100 108 111-130 140-161 185-230


<*> В настоящей и последующих таблицах даны диапазоны изменения как суммарных показателей, так и их отдельных составляющих, - без формирования комплексных "нижнего" и "верхнего" сценариев.

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ ЭКСПОРТА РОССИЙСКИХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Показатели 2005 год факт 2008 год факт 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Экспорт - всего (млн. тонн условного топлива) 865 883 913-943 978-1013 974-985
то же (в процентах к 2005 году) 100 102 106-109 113-117 113-114
в том числе:
сырая нефть (млн. тонн) 253 243 243-244 240-252 222-248
природный газ (млрд. куб. м) 256 241 270-294 332-341 349-368
уголь (млн. тонн условного топлива) 58 70 72-74 74-75 69-74
электроэнергия (нетто-экспорт, млрд. кВт х ч) 12 17 18-25 35 45-60

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Энергетической стратегии России
на период до 2030 года

Приложение N 2. ИНДИКАТОРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1-й этап 2-й этап 3-й этап
Рост душевого энергопотребления, (в процентах к 2005 году)
не менее 10 процентов не менее 20 процентов не менее 40 процентов
Рост душевого электропотребления, (в процентах к 2005 году)
не менее 13 процентов не менее 43 процентов не менее 85 процентов
Рост душевого потребления моторного топлива (в процентах к 2005 году)
не менее 23 процентов не менее 41 процента не менее 70 процентов
Снижение среднего износа основных производственных фондов (в процентах к 2005 году)
на 10 процентов на 10 процентов на 5 процентов
Ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей, включающих поддержание резерва мощности электростанций на уровне 17 процентов общей установленной мощности электростанций в ЕЭС России
ИНДИКАТОРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ

1-й этап 2-й этап 3-й этап
Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта (в процентах к 2005 году)
не более 78 процентов не более 57 процентов не более 44 процентов
Создание дополнительного энергетического потенциала экономического развития
не менее 100 млн. тонн условного топлива в год не менее 200 млн. тонн условного топлива в год не менее 300 млн. тонн условного топлива в год
Формирование высокотехнологического сегмента энергосервисных услуг в объеме
не менее 200 млрд. рублей в год не менее 300 млрд. рублей в год не менее 400 млрд. рублей в год
Среднее ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК (в процентах к предыдущему году)
не менее 1 процента не менее 1 процента не менее 0,5 процента
Снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными (в процентах к 2005 году)
не менее 2 процентов не менее 6 процентов не менее 10 процентов
ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГЕТИКИ
1-й этап 2-й этап 3-й этап
Создание динамически устойчивой и предсказуемой институционально-правовой среды функционирования энергетического сектора
Гармонизация соотношения вклада ТЭК в налоговые поступления в бюджетную систему страны и в общий объем инвестиций в основной капитал, обеспечивающая финансово-экономическую устойчивость предприятий ТЭК при выполнении ими своих бюджетных обязательств
ИНДИКАТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

1-й этап 2-й этап 3-й этап
Снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов предприятиями энергетического сектора (в процентах к 2005 году)
не менее 25 процентов не менее 40 процентов не менее 50 процентов
Обеспечение уровня эмиссии парниковых газов (в процентах к 2005 году)
не более 83 процентов не более 90 процентов не более 105 процентов
Коэффициент утилизации попутного нефтяного газа
95 процентов 95 процентов 5 процентов

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Энергетической стратегии России
на период до 2030 года

Приложение N 3. ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Индикаторы/направления 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Прирост запасов нефти (млн. тонн)
Российская Федерация - всего 1854 5597 5122
в том числе:
Западно-Сибирская провинция 1205 2500 2500
Восточная Сибирь 165 1200 1200
Европейский Север 91 330 200
Прирост запасов природного газа (млрд. куб. м)
Российская Федерация - всего 4100 5400 6500
в том числе:
Западная Сибирь 1200 2100 3000
Восточная Сибирь 480 1400 1200
моря России 350 1700 2000
Объемы глубокого бурения (тыс. метров)
Российская Федерация - всего 7350 24100 39850
в том числе:
Западная Сибирь 3300 12250 2300
Тимано-Печорская провинция 700 1600 1800
Восточная Сибирь 1250 3300 6100
моря России 850 2150 3200
Объемы сейсморазведки (тыс. км)
Российская Федерация - всего 730 1180 1500
в том числе:
Западная Сибирь 240 350 500
Восточная Сибирь 190 270 350
моря России 180 350 500
Прирост запасов угля (процентов)
Среднегодовые темпы роста балансовых запасов 0,5 - 0,8 1 - 1,5 2-3
Доля балансовых запасов угля, экономически эффективных для извлечения согласно мировым стандартам 48-50 55-58 60-65

Прирост запасов и ресурсов урана

Обеспечение прироста запасов к 2030 году в объеме (тыс. тонн): С_1 - 150, С_2 - 300; прогнозных ресурсов - Р_1 - 1200, Р_2 - 2000, Р_3 - 1700

ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Индикаторы/направления 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Эффективность недропользования
Коэффициент извлечения нефти 30 30-32 32-35 35-37
Добыча нефти
Доля Восточной Сибири и Дальнего Востока в добыче нефти (процентов) 3 10-12 12-14 18-19
Транспортировка нефти
Прирост мощности магистральных трубопроводов для поставок нефти в дальнее зарубежье (процентов к 2005 году) 2 36-52 61-67 65-70
Нефтепереработка
Глубина переработки нефти (процентов) 72 79 82-83 89-90
Выход светлых нефтепродуктов (процентов) 57 64 67-68 72-73
Индекс комплексности Нельсона (единиц) 4,3 6 6,5 8,5
Душевое потребление нефтепродуктов (тонн/человек) 0,5 1 1,1 - 1,3 1,3 - 1,6
Экспорт нефти и нефтепродуктов
Доля восточного направления в общем объеме экспорта нефти и нефтепродуктов (процентов) 8 10-11 14-15 22-25
ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Индикаторы/направления 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Добыча газа
Доля новых районов в суммарных объемах добычи (процентов) 2 13-14 21-23 38-39
в том числе:
Ямал -6 9 23-24
Восточная Сибирь и Дальний Восток 2 7-8 12-14 15
Доля независимых производителей газа и вертикально интегрированных нефтяных компаний в суммарных объемах добычи (процентов) 17 20 25-26 27
Транспортировка газа
Рост протяженности магистральных газопроводов (в процентах к уровню 2005 года) 3 8-10 13-15 20-23
Доля реконструированных действующих газопроводов (процентов) в общей протяженности Единой системы газоснабжения 4 10-11 12-13 25-26
Экспорт газа
Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре экспорта (процентов) -11-12 16-17 19-20
Доля сжиженного природного газа в структуре экспорта (процентов) -4-5 10-11 14-15
ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Индикаторы/направления 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Добыча и транспортировка угля
Удельный вес вновь вводимых мощностей по добыче в общем объеме добычи угля (процентов) 4 5-6 15-20 25-30
Доля Восточных регионов страны (Канско-Ачинский бассейн, Восточная Сибирь, Дальний Восток) в общем объеме добычи угля (процентов) 33 38-39 41-42 46-47
Объем мощностей угольных терминалов морских портов (в процентах к 2005 году) 110 125 150 175
Переработка угля
Охват обогащением каменного энергетического угля (процентов) 32 35-40 55-60 65-70
Калорийный эквивалент потребляемого на внутреннем рынке угольного топлива 0,62 0,65 0,7 0,75
Научно-технический прогресс и инновации
Удельный вес прогрессивных технологий добычи в общем объеме добычи угля:
подземный способ ("шахта-лава") 25 35-40 55-60 65-70
открытый способ (поточная и поточно-цикличная) 20 30-35 40-50 60
Доля угля, используемая для получения продуктов глубокой переработки угля, в общем объеме добычи угля (процентов) --1,5 5-8
Экономическая эффективность угольной промышленности
Прирост добычи на одного занятого в отрасли (в процентах к 2005 году) 110 150 250-260 375-420
Темпы роста нагрузки на очистной забой (в процентах к 2005 году) 120 135-140 200-250 400-450
Экологическая эффективность угольной промышленности
Уровень рекультивации земель от годового нарушения (процентов) 50 60 65-70 100
Уровень сброса загрязненных сточных вод относительно общего сброса (процентов) 87 80-85 70-60 30-35
Коэффициент водооборота 0,7 0,73 0,8 - 0,85 0,9 - 0,95
ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Индикаторы/направления 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Производство электроэнергии
Доля нетопливных источников энергии в структуре производства электроэнергии (процентов) 32,5 не менее 34 не менее 35 не менее 38
Топливообеспечение тепловых электростанций
Доля газа в структуре топливообеспечения (процентов) 70,3 70-71 65-66 60-62
Доля угля в структуре топливообеспечения (процентов) 26 25-26 29-30 34-36
Энергетическая безопасность и надежность электроснабжения
Вероятность бездефицитной работы энергосистем России 0,9960 не менее 0,9990 не менее 0,9991 не менее 0,9997
Эффективность электроэнергетики
Коэффициент полезного действия угольных электростанций (процентов) 34 не менее 35 не менее 38 не менее 41
Коэффициент полезного действия газовых электростанций (процентов) 38 не менее 45 не менее 50 не менее 53
Коэффициент полезного действия атомных электростанций (процентов) 32 не менее 32 не менее 34 не менее 36
Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии от тепловых электростанций, граммов условного топлива / кВт х ч (в процентах к 2005 году) 333 (99) не более 315 (94) не более 300 (90) не более 270 (81)
Потери в электрических сетях (процентов отпуска электроэнергии в сеть) 13 не более 12 не более 10 не более 8
ИНДИКАТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Индикаторы/направления 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Энергетическая безопасность и надежность теплоснабжения
Частота отключений теплоснабжения, 1/год 0,27 не более 0,25 не более 0,20 не более 0,15
Частота нарушений теплоснабжения по вине источников, 1/(источник х год) 0,06 не более 0,05 не более 0,03 не более 0,01
Обновление тепловых сетей (процентов общей протяженности сетей) 2 не менее 10 не менее 40 не менее 90
Инновационное развитие теплоснабжения
Доля систем, оснащенных новыми высокоэффективными технологиями эксплуатации (процентов) 10 не менее 40 не менее 80 100
Эффективность теплоснабжения
Коэффициент полезного использования тепла топлива на теплоэлектроцентралях (в процентах к 2005 году) 5 не менее 15 не менее 40 не менее 50
Средний удельный расход топлива в котельных (в процентах к 2005 году) 99 не более 98 не более 94 не более 90
Повышение энергоэффективности зданий (в процентах к 2005 году) 5 не менее 10 не менее 30 не менее 50
Уровень тепловых потерь (процентов общего производства тепла) 19 не более 16 не более 13 не более 8-10

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Энергетической стратегии России
на период до 2030 года

Приложение N 4. ПРОГНОЗНЫЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Внутреннее потребление (млн. тонн условного топлива) 949 991 1008-1107 1160-1250 1375-1565
то же (процентов к 2005 году) 100 104 106-116 122-131 144-164
в том числе из общего потребления (млн. тонн условного топлива):
газ 495 526 528-573 592-619 656-696
жидкие (нефть и конденсат) 181 187 195-211 240-245 309-343
твердое топливо (уголь и прочее) 167 175 168-197 198-238 248-302
нетопливные 106 103 117-127 130-147 163-224
то же (процентов):
газ 52,2 53,1 51,8 - 52,3 49,5 - 51,1 44,5 - 47,7
жидкие (нефть и конденсат) 19,1 18,9 19 - 19,4 19,6 - 20,7 21,9 - 22,5
твердое топливо (уголь и прочее) 17,6 17,7 16,7 - 17,8 17,1 - 19,1 18 - 19,3
нетопливные 11,2 10,4 11,5 - 11,6 11,2 - 11,8 11,8 - 14,3
Вывоз (млн. тонн условного топлива) 865 883 913-943 978-1013 974-985
в том числе:
СНГ 177 162 172-175 174-179 153-171
из них газ 110 91 101-103 100-105 90-106
дальнее зарубежье 688 720 741-768 804-834 803-832
из них газ 184 190 210-235 281-287 311-317
Прирост запасов (млн. тонн условного топлива) -1 10 2 2 3
Итого расход (млн. тонн условного топлива) 1813 1884 1923-2052 2140-2266 2363-2542
Ресурсы (млн. тонн условного топлива) 1813 1884 1923-2052 2140-2266 2363-2542
в том числе:
импорт 80 83 96-100 92-93 86-87
из них газ 64 64 76-80 79-80 80-81
Производство - всего (млн. тонн условного топлива) 1733 1803 1827-1952 2047-2173 2276-2456
то же (в процентах к 2005 году) 100 104 105-113 118-125 131-142
из общего производства (млн. тонн условного топлива):
газ 736,5 760,9 784-853 919-958 1015-1078
жидкие (нефть и конденсат) 667,2 694,2 691-705 718-748 760-761
твердое топливо (уголь и прочее) 202,8 221,8 212-260 246-311 282-381
нетопливные 126,5 126,1 134-140 156-164 219-236
то же (в процентах):
газ 42,5 42,2 42,9 - 43,7 44,1 - 44,9 43,9 - 44,6
жидкие (нефть и конденсат) 38,5 38,5 36,1 - 37,8 34,4 - 35,1 31 - 33,4
твердое топливо (уголь и прочее) 11,7 12,3 11,6 - 13,3 12 - 14,3 12,4 - 15,5
нетопливные 7,3 7 6,9 - 7,7 7,2 - 8 9,5 - 9,6
ПРОГНОЗ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Добыча нефти - всего (млн. тонн) 470,2 487,6 486-495 505-525 530-535
то же (в процентах к 2005 году) 100 103,7 103-105 107-112 113-114
в том числе из общей добычи (млн. тонн):
Север, Северо-Запад 24,5 29,1 32-35 35-36 42-43
Поволжье 52,7 54,1 49-50 44-45 34-36
Урал 49,2 52,6 45-47 36-41 25-29
Кавказ, Прикаспий 4,9 4,8 7-11 19-20 21-22
Тюменская область 320,2 319 282-297 275-300 291-292
Томская область 14,1 13,7 12-13 11-12 10-11
Восточная Сибирь 0,2 0,5 21-33 41-52 75-69
Дальний Восток 4,4 13,8 23-25 30-31 32-33
ПРОГНОЗ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Переработка - всего (млн. тонн) 208 237 232-239 249-260 275-311
то же (в процентах к 2005 году) 100 113,8 112-115 120-125 132-150
Производство по видам нефтепродуктов (млн. тонн):
моторные топлива 100,2 114,1 133-140 151-155 179-188
автобензин 32 35,8 41-43 46-47 55-57
дизельное топливо 60 69 79-83 90-91 106-111
мазут 56,7 63,9 48-50 40-42 25-29
ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млрд. долларов США, в ценах 2007 года)

Капиталовложения 1-й этап 2-й этап 3-й этап Всего 20092030 годы
Всего 162-165 134-139 313-321 609-625
в том числе:
добыча с геологоразведочными работами 110-111 109-112 272-278 491-501
переработка 21-22 8-9 18-19 47-50
транспорт 31-32 17-18 23-24 71-74
ПРОГНОЗ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ ДОБЫЧИ ГАЗА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млрд. куб. м)

2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Добыча газа - всего 641 664 685-745 803-837 885-940
в том числе:
Тюменская область 585 600 580-592 584-586 608-637
в том числе по районам:
Надым - Пуртазовский 582 592 531-559 462-468 317-323
Обско-Тазовская губа --0-7 20-21 67-68
Большехетская впадина 3 8 9-10 24-25 30-32
Ямал --12-44 72-76 185-220
Томская область 3 4 6-7 5-6 4-5
Европейские районы 46 46 54-91 116-119 131-137
в том числе:
Прикаспий --8-20 20-22 21-22
Штокмановское месторождение --0-23 50-51 69-71
Восточная Сибирь 4 4 9-13 26-55 45-65
Дальний Восток 3 9 34-40 65-67 85-87
в том числе:
остров Сахалин 2 7 31-36 36-37 50-51
ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млрд. долларов США, в ценах 2007 года)

Капиталовложения 1-й этап 2-й этап 3-й этап Всего 2009-2030 годы
Всего 150-155 131-136 284-299 565-590
в том числе:
добыча 45-46 43-45 98-103 186-194
транспорт 73-75 63-65 141-149 277-289
подземные хранилища газа, переработка, прочие 32-34 25-26 45-47 103-107
ПРОГНОЗ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ ДОБЫЧИ УГЛЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млн. тонн)

2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Добыча угля 299 326 314-350 365-410 425-470
из них коксующийся 69 66 70-84 90-94 101-106
в том числе:
Донецкий бассейн 8 7 5-6 7-8 5-8
Уральский бассейн 5 4 2-3 3-4 5-8
Печорский бассейн 13 13 12-13 12-13 12-13
Кузнецкий бассейн 166 184 174-186 190-195 201-205
Канско-Ачинский бассейн 37 46 45-55 55-87 90-115
Восточная Сибирь 37 40 40-46 53-54 58-60
Дальний Восток 32 32 32-38 39-46 44-57
ПРОГНОЗ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Потребление электроэнергии, внутренний спрос, (млрд. кВт х ч) 941 1021 1041-1218 1315-1518 1740-2164
Экспорт электроэнергии, сальдо, (млрд. кВт х ч) 12 16 18-25 35 45-60
Производство электроэнергии -всего (млрд. кВт х ч) 953 1037 1059-1245 1350-1555 1800-2210
в том числе:
атомные электростанции 149 163 194-220 247-282 356-437
генерирующие объекты, использующие возобновляемые источники энергии, и гидроаккумули-рующие электростанции 175 167,5 181-199 224-240 319-422
конденсационные электростанции 277 322 299-423 432-592 620-873
теплоэлектро-централи 352 385 385-403 441-447 478-505
Структура производства электроэнергии (процентов):
атомные электростанции 15,7 15,7 17,6 --18,3 18,2 --18,3 19,7 --19,8
генерирующие объекты, использующие возобновляемые источники энергии, и гидроаккумули-рующие электростанции 18,3 16,1 16 --17,1 15,4 --16,6 17,7 --19,1
конденсационные электростанции 29,1 31,1 28,2 --34 32 --38,1 34,4 --39,5
теплоэлектро-централи 36,9 37,1 32,4 --36,4 28,3 --33,1 21,6 --28,1
ПРОГНОЗ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОЙ МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ РОССИИ ПО ВИДАМ ГЕНЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млн. кВт)

2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Установленная мощность -всего 216,3 224,9 239-267 275-315 355-445
в том числе:
атомные электростанции 23,7 23,8 28-33 37-41 52-62
генерирующие объекты, использующие возобновляемые источники энергии, и гидроаккумулирующие электростанции 46,2 47,2 55-59 66-73 91-129
конденсационные электростанции 67,1 68,4 67-83 73-103 100-148
теплоэлектроцентрали 79,3 85,5 89-92 98-99 106-112
ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В ТОПЛИВЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млн. тонн условного топлива)

2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Суммарная потребность в топливе 286 304 296-333 348-388 416-460
в том числе:
газ 194 214 210-222 233-237 265-266
твердое топливо (уголь и прочее) 77 79 74-101 97-137 131-185
мазут 8 5 5-6 6-7 6-7
ПРОГНОЗ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млрд. долларов США, в ценах 2007 года)

1-й этап 2-й этап 3-й этап 2009-2030 годы -всего
Капиталовложения в электроэнергетику 122-126 110-233 340-529 572-888
в том числе:
атомные электростанции 29-30 13-28 58-81 100-139
гидроэлектростанции мощностью более 25 МВт и гидроаккумулирующие электростанции 17-18 8-15 30-92 55-125
тепловые электростанции (конденсационные электростанции и теплоэлектроцентрали) 32-33 46-112 122-145 200-290
сети 44-45 43-78 130-211 217-334
ПРОГНОЗ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ СВОДНОГО БАЛАНСА ТЕПЛА РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млн. Гкал)

2005 год (факт) 2008 год (факт) 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Производство --всего 1977 1938 1899-1975 1975-2030 2130-2150
Централизованные источники теплоснабжения 1431 1380 1369-1425 1465-1500 1610-1620
в том числе:
электростанции 628 601 601-620 680-690 785-830
центральные котельные 701 676 661-688 659-686 640-654
атомные теплоэлектро-централи и атомные станции теплоснабжения 5 5 4-6 6-8 12-15
вторичные энергоресурсы 91 93 98-107 107-116 118-135
нетрадиционные источники 7 5 4-5 4-10 6-35
децентрализованные источники теплоснабжения 541 537 530-550 510-530 510-540
в том числе:
котельные 192 187 180-190 150-160 140-150
автономные источники 349 350 350-360 360-370 370-390
Потери тепловой энергии --всего 355 334 310-320 230-270 180-190
Потребление --всего 1622 1604 1589-1655 1745-1760 1950-1960
ПРОГНОЗ НЕОБХОДИМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(млрд. долларов США, в ценах 2007 года)

1-й этап 2-й этап 3-й этап 2009-2030 годы -всего
Отрасли топливно-энергетического комплекса --всего 449-456 391-523 979-1196 1819-2177
в том числе: нефтяная промышленность 162-165 134-139 313-321 609-625
газовая промышленность 150-155 131-136 284-299 565-590
угольная промышленность 12-13 14-16 42-47 68-76
электроэнергетика 122-126 110-233 340-529 572-888
Сферы энергоснабжения -всего 85-98 125-142 329-356 547-588
в том числе:
возобновляемые источники энергии <*> 7-9 24-28 82-97 113-134
централизованное теплоснабжение 41-43 38-39 68-72 149-152
автономная энергетика 8-9 8 24-27 41-43
энергосбережение в экономике 29-37 55-67 155-160 244-259
Итого на реализацию Стратегии 534-554 516-665 1308-1552 2366-2765


<*> За исключением гидроэлектростанций мощностью более 25 МВт

СОПОСТАВЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ДИАПАЗОНОВ ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНОК СТРАТЕГИИ С ПРОГНОЗНЫМИ ОЦЕНКАМИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО СЦЕНАРИЯ С БОЛЕЕ УСКОРЕННЫМ РОСТОМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Показатели 2030 год Отношение прогнозных оценок альтернативного сценария к прогнозным оценкам Стратегии (процентов)
базовые диапазоны прогнозных оценок настоящей Стратегии прогнозные оценки альтернативного инновационного сценария
Доля в валовом внутреннем продукте (процентов):
энергоемкие производства (металлургия, химия и др.) 10,4 --10,6 7 66-67
добыча топлива 3,5 --3,6 2,8 78-80
Энергоемкость валового внутреннего продукта (в процентах к 2005 году) 44-46 39 85-89
Электроемкость валового внутреннего продукта (в процентах к 2005 году) 59-60 52 87-88
Выбросы парниковых газов (в процентах к 1990 году) 94-105 80 76-85
Внутреннее потребление энергоресурсов --всего (млн. тонн условного топлива) 1375-1565 1195 76-87
в том числе газ 656-696 590 85-90
Потребление электроэнергии внутренний спрос (млрд. кВт х ч) 1740-2164 1580 73-91
Производство энергоресурсов --всего (млн. тонн условного топлива) 2276-2456 2130 87-94
в том числе газ 1015-1078 960 89-95
Производство электроэнергии (млрд. кВт х ч) 1800-2210 1620 73-90
в том числе тепловые электростанции 1098-1382 995 72-91
Расход топлива электростанциями - всего (млн. тонн условного топлива) 414-460 357 78-86
в том числе газ 265-266 240 90-91
Экспорт энергоресурсов - всего (млн. тонн условного топлива) 974-985 1010 103-104
в том числе газ (млрд. куб. м) 349-368 346 94-99
Инвестиции в развитие топливно-энергетического комплекса (млрд. долларов США, в ценах 2007 года) 1819-2177 1610 74-89

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Энергетической стратегии
России на период до 2030 года

Приложение N 5. СВОДНЫЙ ПЛАН ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ
1-й этап 2-й этап 3-й этап
Недропользование и управление государственным фондом недр
1. Повышение активности геологического освоения новых территорий и акваторий
Повышение степени влияния государственных институтов на формирование и реализацию программ геологоразведки перспективных территорий и акваторий (континентального шельфа). Государственная поддержка геолого-разведочных работ перспективных территорий на основе прямого государственного участия; предоставление государственных гарантий недропользователям; Увеличение прироста запасов на новых территориях и акваториях в структуре воспроизводства минерально-сырьевой базы. Доведение доли континентального шельфа в воспроизводстве запасов:
Разработка и введение специального налогового режима при освоении запасов континентального шельфа России предоставление налоговых каникул на срок проектной окупаемости вложенных инвестиций, а также инвестиционного налогового кредита по нефти до уровня не менее 10-15 процентов; по газу до уровня не менее 20-25 процентов
2. Стимулирование привлечения частных инвестиций в геолого-разведочные работы и недропользование
Устранение избыточных административных барьеров при проведении геолого-разведочных работ на основе введения типовых проектов недропользования и уменьшения количества государственных экспертиз Внедрение рентной системы налогообложения недропользователей, осуществляющих геологоразведочные работы Развитие частно-государственного партнерства в недропользовании
Стабилизация налоговой политики в сфере недропользования и формирование условий для перехода к рентной системе налогообложения недропользователей. Обеспечение прав как владельца недр, так и недропользователя, включая введение прозрачной системы санкций за нарушение лицензионных соглашений Обеспечение соотношения ежегодного прироста разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов в результате проведения геолого-разведочных работ и ежегодного объема добычи по основным видам топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь, уран) > 1 Устойчивый (не менее чем двукратный за период) рост объемов частных инвестиций в недропользование и проведение геолого-разведочных работ (доля частных инвестиций в проведение геолого-разведочных работ - не менее 80 процентов)
3. Стимулирование эффективного недропользования на основе полного и комплексного извлечения углеводородного сырья из недр
Создание национального реестра топливно-энергетических ресурсов на основе гармонизации российской и международной классификации запасов топливно-энергетических ресурсов. Государственная поддержка внедрения новых инновационных технологий добычи углеводородов, повышающих коэффициент извлечения нефти Налоговое стимулирование расширенной добычи сверхвязкой нефти, природных битумов, низконапорного газа старых месторождений и комплексного использования ресурсов угольных месторождений, включая проекты по утилизации дегазационного метана
Совершенствование механизмов государственного контроля за выполнением условий лицензионных соглашений, обеспечение учета вероятностного характера оценки запасов и возможности ее корректировки с целью максимально рациональной эксплуатации месторождений.
Совершенствование налогового законодательства, стимулирующего полное и комплексное извлечение углеводородного сырья. Разработка и внедрение единых принципов управления месторождениями топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях: от поиска топливно-энергетических ресурсов до начала выполнения работ по консервации или ликвидации месторождения в связи с достижением максимально возможного коэффициента извлечения углеводородов при существующем технико-технологическом уровне методов разработки.
Государственная поддержка внедрения новых инновационных технологий добычи углеводородов, повышающих коэффициент извлечения нефти.
Налоговое стимулирование добычи сверхвязкой нефти, природных битумов, низконапорного газа старых месторождений
Поддержание коэффициента извлечения нефти на уровне 30-32 процентов Увеличение коэффициента извлечения нефти до 35-37 процентов
Увеличение доли нетрадиционного газа в общем объеме добычи газа до 10 процентов Увеличение доли нетрадиционного газа в общем объеме добычи газа до 15 процентов
Обеспечение коэффициента утилизации попутного нефтяного газа на уровне не ниже 95 процентов Обеспечение коэффициента утилизации попутного нефтяного газа на уровне не ниже 95 процентов Обеспечение коэффициента утилизации попутного нефтяного газа на уровне не ниже 95 процентов
4. Развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования
Стимулирование формирования российских независимых инжиниринговых компаний. Государственная поддержка импорта ключевых комплексных технологий с обязательствами по их локализации Развитие рынка сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования
Доведение доли независимого сегмента в сфере сервиса и инжиниринга до 20 процентов Доведение доли независимого сегмента в сфере сервиса и инжиниринга до 50 процентов
Развитие внутренних энергетических рынков
5. Совершенствование государственного контроля за уровнем экономической концентрации на энергетических рынках
Ужесточение антимонопольного законодательства в целях пресечения картельных сговоров на рынке топливно-энергетических ресурсов и технологического монополизма (в том числе в вопросах подключения к сетям) Создание интегрированной системы мониторинга энергетических рынков на базе государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Повышение эффективности государственного контроля за уровнем экономической концентрации
Обеспечение прозрачного и недискриминационного доступа к энергетической инфраструктуре (в том числе обязывающее предприятия, управляющие инфраструктурой, раскрывать информацию о наличии или отсутствии свободных мощностей) Создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса Прозрачный и недискриминационный доступ для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре Ликвидация регионального и технологического монополизма
6. Создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов
Стимулирование участия частных компаний в биржевой торговле энергоносителями за счет обязательного резервирования мощности транспортных систем для обеспечения биржевой торговли, обязательного проведения части госзакупок энергоносителей через биржевые механизмы. Разработка нормативной правовой базы, позволяющей интегрировать механизмы ценообразования на бирже в систему ценообразования на энергоносители в целом. Развитие торговли энергетическими деривативами (фьючерсами, опционами и прочее) с использованием валюты Российской Федерации Стимулирование расширения биржевой торговли энергоносителями на российских площадках, осуществляющих расчеты за рубли за счет:
привлечения зарубежных компаний - производителей и потребителей энергоресурсов (в том числе из стран ближнего зарубежья) к работе на российских биржевых площадках;
привлечения широкого круга инвесторов, в том числе населения, к инвестированию в энергетические деривативы российских биржевых площадок
Доведение доли биржевой торговли энергоносителями до 5-10 процентов объема внутреннего рынка Доведение доли биржевой торговли энергоносителями до 15-20 процентов объема внутреннего рынка
7. Формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках
Совершенствование системы адресной социальной защиты населения в рамках мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования. Создание государственных резервов нефти, нефтепродуктов и природного газа для проведения организованных товарных интервенций для стабилизации энергетических рынков в условиях кризисов Формирование устойчивой ценовой политики, отвечающей интересам производителей и потребителей энергоресурсов
Управляемая либерализация цен на энергоносители (в том числе на газ и электроэнергию) на внутреннем рынке при сохранении государственного регулирования тарифов на транспортировку газа и электроэнергии.
Разработка нормативно-правовой базы, определяющей принципы государственного резервирования топливно-энергетических ресурсов для проведения организованных товарных интервенций для стабилизации энергетических рынков в условиях кризисов. Ликвидация перекрестного субсидирования
Завершение либерализации внутренних рынков электроэнергии и газа Завершение либерализации внутреннего рынка тепловой энергии
Формирование рационального топливно-энергетического баланса
8. Снижение доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов и увеличение доли нетопливной энергетики в структуре топливно-энергетического баланса
Разработка и внедрение экономического механизма эффективной межтопливной конкуренции на взаимозаменяемые энергоносители (газ/уголь). Государственная поддержка и прямое финансирование развития атомной генерации в стране. Государственная поддержка развития угольной генерации (стимулирующее налогообложение, ускоренная амортизация, льготное кредитование, страхование рисков, упрощение процедур землеотвода и прочее). Поддержание эффективности и устойчивости межтопливной конкуренции на основе системы опережающего мониторинга цен на взаимозаменяемые энергоносители (газ/уголь). Государственная поддержка развития атомной и угольной генерации Активное развитие возобновляемых источников энергии и неуглеводородной энергетики в целом на основе внедрения передовых технологий и использования механизмов частно-государственного партнерства
Реализация политики развития возобновляемых источников энергии на основе:
создания институциональной основы использования возобновляемых источников энергии в энергетике; стимулирующего налогообложения электростанций и источников теплоснабжения на возобновляемых источниках энергии; внедрения системы гарантированного подключения и доступа к электрическим сетям для электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии
Обеспечение соотношения внутренних цен на газ и уголь 1,8 - 2,2 Обеспечение соотношения внутренних цен на газ и уголь 2,5 - 2,8
Доведение доли газа в топливно-энергетическом балансе до 51-52 процентов Доведение доли газа в топливно-энергетическом балансе до 48-49 процентов Доведение доли газа в топливно-энергетическом балансе до 46-47 процентов
Доведение доли нетопливной энергетики в топливно-энергетическом балансе до 11-12 процентов Доведение доли нетопливной энергетики в топливно-энергетическом балансе до 13-14 процентов
9. Обеспечение рационального соотношения экспорта и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов
Выравнивание вывозных таможенных пошлин на темные и светлые нефтепродукты с целью повышения экономической эффективности внутрироссийских проектов по глубокой переработке нефти. Обеспечение равнодоходности поставок энергоносителей на внутренний рынок и на экспорт за счет: Создание эффективной устойчивой системы оптимизации экспорта и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов на базе учета мировых и внутренних цен, текущих требований обеспечения энергетической безопасности и геополитических интересов страны
рационального регулирования таможенных пошлин; экономически обоснованного повышения внутренних цен на энергоносители
Опережающий рост внутреннего потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь) Снижение темпов роста экспорта топливно-энергетических ресурсов с низкой добавленной стоимостью (нефть, природный газ, необогащенный уголь и прочее)
10. Стимулирование производства, экспорта и внутреннего потребления энергоносителей с высокой добавленной стоимостью
Стимулирование повышения качества моторных топлив и глубины переработки нефти на основе: Стимулирование производства и экспорта продукции газохимии и нефтехимии Государственная поддержка развития производства синтетического жидкого топлива на основе всех видов
ужесточения стандартов качества моторного топлива; энергоресурсов (природный газ, уголь, биомасса и прочее)
дифференциации ставок акцизов, стимулирующей производство качественного топлива;
стимулирования модернизации нефте- и газоперерабатывающих комплексов на территории Российской Федерации
Осуществление комплекса программных мер по развитию нефте- и газохимии в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Государственная поддержка пилотных проектов обогащения и глубокой переработки угля Рост экспорта топливно-энергетических ресурсов с высокой добавленной стоимостью (моторные топлива, продукты нефтехимии, газохимии и углехимии и прочее)
Исключение из оборота топлива с классом ниже 4-го. Обеспечение глубины нефтепереработки не менее 78-79 процентов Исключение из оборота топлива с классом ниже 5-го. Обеспечение глубины нефтепереработки не менее 82-83 процентов Обеспечение глубины нефтепереработки не менее 89-90 процентов
Региональная энергетическая политика
11. Совершенствование взаимодействия федеральных и региональных властей в энергетической сфере
Законодательное разграничение полномочий и ответственности в сфере энергосбережения, в отношении обеспечения надежности и безопасности энергоснабжения, а также мер регулирования в энергетическом секторе между федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Усиление совместного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами федерального и регионального законодательства в сфере энергетики Формирование устойчивой системы взаимодействия региональных и федеральных властей в сфере энергетической политики
Гармонизация федеральных программ и стратегий развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса с программами и стратегиями социально-экономического развития регионов. Оптимизация системы финансовых отношений между федеральным центром и ресурсодобывающими регионами Согласованность федеральных программ развития энергетики и программ социально-экономического развития регионов Эффективная система разделения полномочий и ответственности в энергетической сфере между федеральными, региональными и местными властями
12. Государственная поддержка развития региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры
Государственная поддержка строительства и расширения региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры. Государственная поддержка модернизации и оптимизации режима эксплуатации существующей региональной энергетической инфраструктуры. Государственная поддержка развития региональной энергетической инфраструктуры сообразно с типом регионального энергетического развития. Поддержание устойчивости функционирования существующей и государственная поддержка строительства новой региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры Реализация региональных стратегических инициатив государства и бизнеса на условиях частно-государственного партнерства в части освоения полуострова Ямал, Арктики, Восточной Сибири и Дальнего Востока
Формирование обязательной системы сезонного резервирования топлива для проблемных регионов. Обеспечение достаточной пропускной способности энерготранспортной инфраструктуры (газопроводы, электрические сети) в пиковые периоды энергопотребления
Ликвидация "узких мест" в энергоснабжении регионов Минимизация диспропорций в энергообеспеченности между энергоизбыточными и энергодефицитными регионами страны
13. Стимулирование комплексного развития региональной энергетики
Разработка и реализация региональных энергетических программ (в том числе программ энергосбережения). Стимулирование развития регионального малого и среднего бизнеса в сфере энергетических услуг. Формирование устойчивой системы энергетического обеспечения труднодоступных и удаленных территорий на основе расширенного эффективного использования местных энергоресурсов Формирование региональных энергетических систем на основе экономически эффективного сочетания использования местных и привозных источников энергии, оптимального режима работы региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры,
Стимулирование использования местных топливно-энергетических ресурсов (возобновляемые источники энергии, местные виды топлив, отходы и прочее) с последующим их вовлечением в региональные топливно-энергетические балансы. Оптимизация региональных систем теплоснабжения на основе экономически эффективного сочетания централизованного и децентрализованного теплоснабжения снижения вредного воздействия на окружающую среду
Доведение доли местных источников энергии в региональных топливно-энергетических балансах до 10 процентов Качественное повышение уровня региональной энергетической безопасности Доведение доли местных источников энергии в региональных топливно-энергетических балансах до 20 процентов. Оптимизация территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов
Инновационная и научно-техническая политика в энергетике
14. Создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики
Формирование основ национальной инновационной системы топливно-энергетического комплекса на базе: Опережающее развитие отечественных инновационных технологий в сфере топливно-энергетического комплекса Широкое внедрение отечественных энергетических инноваций на основе принципов проектного управления созданием и внедрением инновационных решений с участием государства и частных компаний
создания системы технологического на основе:
прогнозирования в энергетике; создания технико-внедренческих зон и технопарков;
государственной поддержки импорта ключевых комплексных технологий и покупки инновационных зарубежных активов ("технологических доноров") в сфере топливно-энергетического комплекса;
содействия развитию венчурного бизнеса в сфере инноваций в энергетике
создания единой системы научных и опытно-конструкторских центров, функционирующих на принципах частно-государственного партнерства и обеспечивающих весь процесс от начала разработки до коммерческой реализации инноваций в сфере топливно-энергетического комплекса; Развитие стимулирующего налогообложения для инжиниринговых, проектных фирм, а также для иных компаний (в том числе производственных), внедряющих передовые (инновационные) технологии в энергетике
государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии и исследований, направленных на повышение экономической эффективности проектов использования возобновляемых источников энергии;
разработки и реализации комплекса программных мер по сохранению и развитию кадрового потенциала
Доведение доли российского оборудования мирового технологического уровня в общих поставках оборудования для топливно-энергетического комплекса до 20 процентов Доведение доли российского оборудования мирового технологического уровня до 30 процентов Доведение доли российского оборудования мирового технологического уровня до 50 процентов
Социальная политика в энергетике
15. Обеспечение надежного энергоснабжения населения страны по доступным ценам
Повышение надежности энергообеспечения населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы на основе: Создание эффективной и прозрачной системы механизмов контроля и регулирования темпов роста цен на энергию для населения
совершенствования нормативной правовой базы в целях повышения ответственности за энергоснабжение населения; ликвидации практики ведомственного энергоснабжения населения за счет крупных промышленных предприятий и организаций.
Совершенствование регулирования розничных цен на энергию (газ, электроэнергия, тепло) для населения с учетом развития системы адресной социальной поддержки населения и повышения качества системы нормирования потребления населением топливно-энергетических ресурсов, используемых для бытовых нужд
Минимизация числа энергоаварий и отключений энергии в коммунально-бытовом секторе. Доведение доли затрат на энергию (газ, электроэнергия, тепло) в доходах домохозяйств до уровня Доведение доли затрат на энергию (газ, электроэнергия, тепло) в доходах домохозяйств
Доведение доли затрат на энергию (газ, электроэнергия, тепло) в доходах домохозяйств до уровня не более 15 процентов не более 12-13 процентов до уровня не более 8-10 процентов
16. Расширение реального взаимодействия энергетического бизнеса и общества при решении проблем развития энергетического сектора
Стимулирование создания публичных энергетических компаний за счет обеспечения им льготных условий получения государственных гарантий и кредитов, страхования инвестиций. Поддержка роста численности и расширения спектра деятельности публичных энергетических компаний, стимулирование увеличения финансовых вложений населения в активы энергетических компаний. Создание центров социального контроля деятельности публичных энергетических компаний, обеспечивающих комплексный учет интересов населения при долгосрочном планировании их развития (экология, социальная сфера и другие)
Привлечение населения к участию в управлении публичными компаниями через пенсионные фонды и иные формы организации коллективных инвестиций. Рост числа публичных энергетических компаний.
Рост объемов финансовых вложений населения в активы энергетических компаний
Привлечение населения к обсуждению крупных энергетических проектов в регионах, обязательный учет интересов местного населения при их реализации
17. Развитие и повышение эффективности использования человеческого потенциала в энергетическом секторе
Восстановление единой российской системы подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса на основе развития частно-государственного партнерства в сфере привлечения и подготовки молодых специалистов низшего и среднего звена. Расширенное воспроизводство и привлечение кадрового потенциала для освоения новых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, полуострова Ямал и арктического континентального шельфа на основе: Формирование устойчивой саморегулирующейся системы воспроизводства кадров для топливно-энергетического комплекса на основе стимулирования мобильности персонала и совершенствования принципов проектного управления кадровым потенциалом топливно-энергетического комплекса
создания системы специализированных региональных центров подготовки специалистов в сфере топливно-энергетического комплекса;
обеспечения всех социальных условий работы персонала в сложных природных условиях освоения новых районов, в том числе вахтовым способом за счет использования мобильных систем социальной инфраструктуры
Доведение числа занятых в возрасте моложе 40 лет до 30 процентов. Доведение числа занятых с высшим (профессиональным) техническим образованием до 60 процентов Доведение числа занятых в возрасте моложе 40 лет до 40-50 процентов. Доведение числа занятых с высшим (профессиональным) техническим образованием до 70-80 процентов. Рост мобильности персонала
Внешняя энергетическая политика
18. Отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков
Разработка концепции и программы перестройки энергетических рынков в направлении отражения фундаментальных факторов соотношения спроса и предложения и снижения роли краткосрочных факторов и спекулятивного поведения. Разработка и согласование документов о правилах функционирования энергетических рынков (в формате соответствующих международных организаций), правил доступа энергетических компаний к инфраструктуре и видам деятельности на мировых рынках (как на двусторонней, так и на многосторонней основе) Унификация и гармонизация базовых нормативно-правовых принципов национального законодательства и международного права, регулирующих сотрудничество на мировом энергетическом рынке
Формирование инициативных предложений по корректировке действующих и разработке новых международных юридических документов в сфере энергетики, включая развитие международно признанных правил транзита и создание механизма страхования транзитных рисков
Решение проблем урегулирования правового статуса в спорных регионах, в том числе в Арктике, Каспийском и Южно-Китайском морях и других. Формирование рамочной системы правового регулирования отношений в сфере энергетики, направленной на повышение устойчивости мировых энергетических рынков Создание действующей системы правовых инструментов, обеспечивающих баланс интересов стран - экспортеров, импортеров и транзитеров топливно-энергетических ресурсов
Осуществление комплексного мониторинга международного энергетического сотрудничества. Преодоление негативных последствий мирового экономического кризиса и снижение рисков на рынке энергоносителей
19. Диверсификация экспортных энергетических рынков
Оценка перспективных направлений диверсификации экспортных энергетических рынков Рационализация размещения производства топливно-энергетических ресурсов на территории Российской Федерации с учетом региональных экспортных рынков и расширения участия России в региональных энергетических альянсах Участие России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры, включая расширение инфраструктуры для поставок топливно-энергетических ресурсов на новые рынки и увеличение доли инфраструктуры, не привязанной к определенным маршрутам поставок (порты, супертанкеры, поставки сжиженного природного газа и другие)
Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 16-17 процентов. Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 21-22 процентов. Доведение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 26-27 процентов.
Увеличение объемов российского экспорта газа в страны Европы Сохранение объемов российского экспорта топливно-энергетических ресурсов в Европу Сохранение объемов российского экспорта топливно-энергетических ресурсов в Европу
20. Диверсификация товарной структуры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости
Мониторинг мировых энергетических рынков и регулярная оценка перспективного спроса на российские энергоресурсы высокой степени переработки Стимулирование развития новых технологических возможностей для диверсификации структуры экспорта, включая повышение эффективности процессов преобразования газа в моторное топливо, транспортировку газа в виде сжатого газа, газогидратов и другие Государственная поддержка повышения доли энергоресурсов высокой степени переработки (добавленной стоимости) в общей структуре экспорта российских топливно-энергетических ресурсов (рациональные таможенные пошлины, государственные гарантии, страхование рисков и другие)
Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 6-7 процентов. Доведение доли первичных топливно-энергетических ресурсов в экспорте продукции топливно-энергетического комплекса до уровня не более 85 процентов Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 10-11 процентов. Доведение доли первичных топливно-энергетических ресурсов в экспорте продукции топливно-энергетического комплекса до уровня не более 80 процентов Доведение доли сжиженного природного газа в экспорте газа до 14-15 процентов. Доведение доли первичных топливно-энергетических ресурсов в экспорте продукции топливно-энергетического комплекса до уровня не более 70 процентов
21. Обеспечение стабильных условий на экспортных рынках, включая гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты российского экспорта энергоресурсов
Развитие системы долгосрочных контрактов на поставку российских топливно-энергетических ресурсов и ограничение спекулятивной активности на энергетических рынках. Диверсификация структуры производства энергоресурсов, активное участие российской стороны в технологических разработках и обмене информацией о прогрессе в ключевых технологических разработках Создание эффективной международной системы экспертного анализа и прогнозирования важнейших процессов на энергетических рынках, обеспечивающей повышение устойчивости и объективности соответствующих оценок
Увеличение долевого участия российских компаний в действующей инфраструктуре транзита и доставки российских энергоносителей и строительстве эффективной альтернативной инфраструктуры. Создание российской системы мониторинга и анализа мировых процессов в энергетике и критических угроз на пути обеспечения стабильных условий на экспортных рынках российских энергоресурсов.
Заключение многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений по транзиту топливно-энергетических ресурсов, унификации технических условий работы энергосистем, техническому регулированию в энергетике. Расширение числа биржевых площадок, стимулирование развития международной биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами с расчетами в валюте Российской Федерации.
Формирование национальных ценовых индикаторов российских сортов нефти и нефтепродуктов. Создание государственного нефтяного резерва Российской Федерации
Снижение рисков транзита и транспортировки российских энергоносителей на экспортные рынки. Стабильные и благоприятные условия для экспорта продукции российского топливно-энергетического комплекса
Устойчивый долгосрочный спрос на российские энергоресурсы на экспортных рынках.
Создание системы мониторинга развития и диверсификации производства топливно-энергетических ресурсов
22. Укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом
Развитие взаимовыгодного обмена энергетическими активами и иных форм международного сотрудничества со странами - потребителями российских энергоресурсов. Разработка и реализация скоординированных с другими внешнеэкономическими направлениями программ действий по усилению позиций России в региональном энергетическом сотрудничестве (страны Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближний Восток, Африка, Центральная и Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Китай). Создание глобальных производственно-технологических цепочек в поставках энергоресурсов с участием российских компаний и компаний стран - потребителей российских энергоресурсов.
Заключение межправительственных соглашений о сотрудничестве с учетом продвижения интересов российских энергетических компаний.
Углубление разделения труда и повышение эффективности производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов и энергетических технологий.
Овладение передовым менеджментом и управлением сложными энергетическими проектами, новыми передовыми энергетическими технологиями, в том числе при совместной разработке и внедрении в России экологически безопасных технологий и оборудования
Проведение гибкой политики взаимодействия с транснациональными корпорациями, активное взаимодействие российских компаний с новыми национальными корпорациями и другими игроками на международном рынке (сервисными, финансовыми компаниями). Укрепление позиций российской атомной энергетики на мировых рынках атомной электрогенерации, реакторостроения, фабрикации топлива, добычи природного урана, конверсии, обогащения Стабильное присутствие одной российской компании энергетического сектора в первой тройке ведущих мировых энергетических компаний и в первой пятерке мировых компаний в целом и двух российских компаний в первой десятке обоих рейтингов
Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом Информационная, политическая и экономическая поддержка деятельности российских энергетических компаний за рубежом
23. Обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в том числе по шельфовым проектам в арктических условиях)
Создание благоприятных, стабильных, прозрачных и взаимовыгодных условий для привлечения иностранных инвестиций и компетентных иностранных партнеров в режиме международной кооперации Стимулирование роста конкурентоспособности российских компаний в указанной сфере реализации сложных энергетических проектов
Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 5 процентов Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 8 процентов Доведение доли прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в топливно-энергетическом комплексе до уровня не менее 12 процентов
Достижение рациональных объемов добычи и воспроизводства запасов нефти и газа на континентальном шельфе и в других особо сложных условиях Масштабное участие российских компаний в реализации зарубежных проектов
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р