в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 08.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2005 ГОДА" (Утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.03.2006)
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
"ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2005 ГОДА" (Утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.03.2006)

ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

1. Взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа.

Определением областного суда от 22 августа 2005 года разрешено принудительное исполнение на территории Российской Федерации решения иностранного суда от 18 апреля 1999 года о взыскании с должника Ж., гражданина Российской Федерации, в пользу М., заявившей ходатайство, алиментов на содержание сына, 9 мая 1997 года рождения, в размере 1/4 части всех видов дохода, но не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан ежемесячно, начиная с 23 сентября 2004 года, и до достижения сыном совершеннолетия.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации изменила определение областного суда, указав следующее.

Согласно части 1 статьи 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Российская Федерация и Республика Казахстан (гражданкой которой является заявительница) являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (далее - Конвенция).

В соответствии со статьями 53, 54 Конвенции суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. В случае, если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении. Основания к отказу в признании и исполнении решений судов Договаривающихся Сторон называет статья 55 Конвенции и часть 1 статьи 412 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя ходатайство М. о признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения иностранного суда от 18 апреля 1999 года, областной суд правомерно исходил из того, что основания для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда отсутствуют.

Вместе с тем в определении суда содержалось указание о взыскании алиментов с должника Ж., начиная с 23 сентября 2004 года.

В пункте 3 статьи 54 Конвенции предусмотрено, что порядок принудительного исполнения определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

Исполнение решения иностранного суда в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". В силу статьи 70 данного Закона порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам определяется Семейным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

Устанавливая взыскание алиментов с должника Ж. на территории Российской Федерации с 23 сентября 2004 года, суд не учел вышеприведенные нормы Конвенции и Семейного кодекса Российской Федерации. Поэтому указание суда о взыскании алиментов с Ж. с 23 сентября 2004 года признано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации неправильным.

Кроме того, в резолютивной части обжалуемого определения суда постановлено взыскивать с должника алименты в размере не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан. Однако в решении суда, о разрешении принудительного исполнения которого М. заявлено ходатайство, такого указания не содержится. Таким образом, в данном случае областной суд фактически изменил решение иностранного суда. Между тем Конвенцией и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации суд не наделен таким полномочием в отношении решения иностранного суда. Между тем Конвенцией и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации суд не наделен таким полномочием в отношении решения иностранного суда.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации изменила определение областного суда от 22 августа 2005 года, исключив из резолютивной части указание о взыскании алиментов с Ж., начиная с 23 сентября 2004 года, в размере не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан.

Определение N 82-Г05-11

Дела, возникающие из трудовых правоотношений

2. Трудовой договор с работником подлежит прекращению в случае восстановления по решению суда на работе работника, ранее занимавшего эту должность.

Е. уволена с должности главного бухгалтера администрации района распоряжением главы администрации района от 24 марта 2003 года на основании статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с восстановлением по решению суда на работе работника, ранее выполнявшего эту работу).

Не согласившись с увольнением, Е. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы, сославшись на то, что уволена она незаконно, в период беременности.

Решением районного суда от 21 мая 2003 года, с ответчика в ее пользу взыскана заработная плата за время вынужденного прогула.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации удовлетворила представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, отменив состоявшиеся по делу судебные постановления и направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Е. была принята на работу 15 декабря 2002 года на должность главного бухгалтера администрации района после увольнения с данной должности Х.

Решением районного суда от 7 февраля 2003 года Х. восстановлена в должности главного бухгалтера администрации района (в ранее занимаемой должности), а поэтому Е. распоряжением главы администрации района от 24 марта 2003 года уволена с этой должности в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

При удовлетворении иска Е. о восстановлении на работе судебные инстанции исходили из того, что не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами (пункт 1 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако при данных обстоятельствах с выводом о необходимости восстановления на работе Е. согласиться нельзя, так как он основан на неверном толковании норм материального права, которое привело к неверному принятию решения.

Согласно пункту статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит безусловному прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в числе которых (подпункт 2 пункта 1 части 1 данной статьи) прекращение договора в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда. При этом прекращение договора допускается при невозможности перевода на другую работу.

Как видно из материалов дела, с Е. расторгнут трудовой договор в связи с восстановлением на работе работника, ранее занимавшего данную должность. Поскольку увольнение имело место не по инициативе работодателя, ссылка судебных инстанций на пункт 1 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающий расторжение трудового договора с беременными женщинами именно по инициативе работодателя, является безосновательной. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о невозможности перевода на дату увольнения Е. на другую работу.

Определение N 26-ВПР05-4

Дела, возникающие из пенсионных правоотношений

3. Увеличение размера начисленной пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на районный коэффициент, предусмотренный статьей 30 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", действовавшей на момент рассмотрения дела, признано незаконным.

Ч. обратилась в суд с иском к районному отделу Пенсионного фонда Российской Федерации о перерасчете пенсии и взыскании недоплаченной пенсии, сославшись на то, что в нарушение требований Федерального закона от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" ей назначена и выплачивается пенсия без учета установленного на территории Чукотского автономного округа районного коэффициента 2,0.

Решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам суда автономного округа и постановлением президиума того же суда, иск удовлетворен, в пользу истицы взыскана недоплаченная пенсия в определенном размере. Кроме того, суд обязал ответчика произвести перерасчет назначенной Ч. пенсии с применением районного коэффициента 2,0.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований Ч. к районному отделу Пенсионного фонда Российской Федерации и перерасчете пенсии и взыскании недоплаченной пенсии отказала, отметив следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного Закона, по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пересчитываются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. Данный перерасчет предусматривает преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, в расчетный пенсионный капитал.

Пунктом 4 статьи 29 указанного Закона установлено, что если при перерасчете трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом N 173-ФЗ, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день его вступления в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере, то есть предусмотрен порядок, не допускающий снижения размера пенсионного обеспечения.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет по формуле:

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной плате в Российской Федерации (ЗП/ЗР) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона).

При этом если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Как усматривается из материалов дела, Ч. назначена и выплачивается пенсия, исходя из указанных положений закона.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", действовавшей на момент рассмотрения дела, для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента к заработной плате, следовательно, по мнению судебных инстанций, начисленная истице пенсия подлежит увеличению на коэффициент 2,0.

Между тем судами при разрешении спора неправильно истолкованы и применены положения названных законов.

При расчете пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, в том числе с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9). Таким образом, после введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" районный коэффициент участвует также в формировании размера трудовой пенсии по старости путем применения при расчетах соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.

Увеличение пенсии, начисленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на районный коэффициент действующее законодательство не предусматривает.

Определение N 94-В05-1

4. Одновременное получение лицами из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья, полученного в период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсии по инвалидности и пенсии по старости, указанных в статье 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не допускается.

Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии по возрасту, ссылаясь на то, что он является инвалидом первой группы вследствие увечья, полученного в период работы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем в 1995 году ему была назначена и выплачивается пенсия по инвалидности. Пунктом 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. По достижении возраста 50 лет Г. обратился к ответчику за назначением ему пенсии по возрасту как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС, в чем ему было отказано. Однако, по его мнению, данный отказ следует признать незаконным, поскольку в силу закона граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности и по старости.

Разрешая спор и удовлетворяя иск Г., суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года) гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и подпункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, может быть назначена пенсия по старости по достижении 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Суд кассационной и надзорной инстанции согласились с доводами и решением суда первой инстанции.

При этом президиум Верховного суда республики указал, что систематическое толкование вышеприведенных норм закона в совокупности со статьями 4, 5 этого же Закона свидетельствует о том, что указанной категории граждан гарантируется одновременное получение двух видов государственного пенсионного обеспечения - пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а не трудовой пенсии, назначение и выплата которой регулируется Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и вынесла новое решение об отказе Г. в иске, указав следующее.

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из материалов дела следует, что к моменту обращения за назначением второй пенсии по возрасту Г. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в силу приведенного правовой нормы у истца отсутствует.

Однако при рассмотрении дела судами не были учтены положения пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, согласно которым граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи.

Таким образом, одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не допускается.

Определение N 42-В05-11

5. Право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста на 10 лет, гарантированное статьей 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на лиц из числа военнослужащих, принимавших участие в 1998 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", не распространяется.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца Х. о назначении ему досрочной пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что Х., принимавший участие в 1988 году в работах по объекту "Укрытие", относится к категории граждан, указанных в приведенном пункте 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон), указав при этом, что истец, как и лица, принимавшие участие в ликвидации последствий ЧАЭС в 1986 - 1987 годах, отнесены к одной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Таким образом, учитывая положения статьей 18, 19, 39 Конституции Российской Федерации и статьи 30 указанного Закона, суд пришел к выводу о том, что Х. имеет право на назначение пенсии со снижением возраста на 10 лет в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", так как иное толкование привело бы к нарушению его конституционного права на пенсионное обеспечение.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда и отказывая Х. в иске, мотивировал свое решение тем, что истец не может быть отнесен к категории граждан, которым пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона предоставляется право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет, поскольку в нее включаются военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы лишь в 1986 - 1987 годах, а истец принимал участие в таких работах по объекту "Укрытие" в 1988 году.

Президиум областного суда не согласился с доводами суда кассационной инстанции, признав правильным решение суда первой инстанции.

При этом суд надзорной инстанции указал, что системное толкование вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что лица, работавшие на таком объекте как "Укрытие" приравниваются к лицам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила основанные на неправильном толковании норм материального права решение районного суда и постановление президиума областного суда, оставив в силе определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда, по следующим основаниям.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Согласно подпункту 2 пункта 2 указанной выше статьи гражданам, перечисленным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 названной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В силу пункта 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец Х., как военнослужащий, принимавший участие в работах по объекту "Укрытие", относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Однако согласно вышеприведенному пункту 1 части 1 статьи 30 Закона гражданам, перечисленным в пункте 3 части первой статьи 13, пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста на 10 лет при условии, что они принимали участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 - 1987 годах.

Таким образом, на военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", к которым и относится истец, данный пункт Закона не распространяется.

Пенсионное обеспечение данной категории лиц регулируется пунктом 1 частью 2 статьи 30 указанного Закона как военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ (перечислены в пункте 4 части 1 статьи 13), которым пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - не менее 20 лет. С учетом изложенного, назначение Х. пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет действующим законодательством не предусмотрено. Вместе с тем в силу статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суммы пенсии, выплаченные истцу, возврату не подлежат.

Определение N 57-В05-12

Дела, возникающие из публичных правоотношений

6. Прекращение производства по делу об оспаривании закона субъекта Российской Федерации, принятого в текущем году, которым внесены изменения в закон о бюджете субъекта Российской Федерации предыдущего года, по тому основанию, что действие основного закона прекращено, признано незаконным.

Прокурор области обратился в областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим закона области от 3 марта 2005 года, которым внесены изменения в закон области "Об областном бюджете на 2004 год" в части включения в него статьи 18.1.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования и просил признать недействующей статью 18.1 закона области "Об областном бюджете на 2004 год" (в редакции закона от 3 марта 2005 года).

Определением областного суда производство по делу прекращено.

Прокурор области в представлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации, просил определение отменить как незаконное и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение областного суда и направила дело для рассмотрения по существу по следующим основаниям.

Прекращая производство по данному делу, суд указал, что поскольку оспариваемый закон области "Об областном бюджете на 2004 год" прекратил свое действие в связи с истечением финансового года, сам по себе не может выступать предметом непосредственного судебного обжалования.

С выводом суда согласиться нельзя, поскольку предметом оспаривая в данном деле является статья 18.1 закона области "Об областном бюджете на 2004 год" в редакции закона области от 3 марта 2005 года "О внесении изменений в закон "Об областном бюджете 2004 год". То есть по существу оспаривается закон области от 3 марта 2005 года, которым внесены изменения в закон "Об областном бюджете 2004 года" - нормативный правовой акт, действие которого не прекращено.

Определение N 72-Г05-12

  • Главная
  • "ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2005 ГОДА" (Утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.03.2006)