в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 20.12.2002 Подробная информация
ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

5.5. Расходы в виде резервов.

Главой 25 НК РФ разрешено включать в состав расходов отчисления в резервы на предстоящие расходы, в частности,

резервы по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ);

резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (статья 267 НК РФ);

резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (статья 324 НК РФ);

резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, и по итогам работы за год (статья 324.1);

резерв на возможные потери по ссудам (статья 292 НК РФ);

резерв под обесценение ценных бумаг (статья 300 НК РФ).

Порядок формирования соответствующих резервов (включение их в состав расходов текущего периода) определен соответствующими статьями НК РФ. Примеры формирования указанных резервов изложены ниже.

5.5.1. Расчет резерва по сомнительным долгам.

Пример.

По состоянию на 30.06.2002 года сомнительная задолженность перед организацией составляет 1700000 руб.,

из них

100000 руб. с датой возникновения 15.05.1999;

150000 руб. с датой возникновения 18.09.2001;

250000 руб. с датой возникновения 26.02.2002;

700000 руб. с датой возникновения 13.05.2002;

500000 руб. с датой возникновения 05.06.2002.

По состоянию на 01.04.2002 отчисления в резерв сомнительных долгов составили 180000 руб. Организация в 2001 году выручку для целей налогообложения определяла по мере оплаты. По состоянию на 01.07.2002 года доходы от реализации составили 3700000 руб.

Расходы за счет формирования резерва сомнительных долгов составили:

По состоянию на 30.06.2002 организация решила списать задолженность с истекшим сроком исковой давности с даты возникновения. Списание осуществлено за счет резерва сомнительных долгов. Неиспользованный остаток резерва составил 80000 руб. (180000 - 100000).

Расчет отчислений в резерв сомнительных долгов второго отчетного периода состоит в следующем:

Задолженность, участвующая при расчете резерва - (250000 + 700000*0,5) = 600000 руб.. Сомнительная задолженность с датой возникновения 18.09.2001 не участвует при расчете резерва сомнительных долгов, так как она была учтена при расчете налоговой базы переходного периода (пункт 6 статьи 10 Закона 110-ФЗ). 10 процентов от 3700000 руб. составляет 370000 руб., то есть резерв сомнительных долгов по второму отчетному периоду не может превышать сумму в размере 370000 руб. Сумма отчислений дополнительно включенная в состав расходов при составлении отчетности второго отчетного периода составит (370000 - 80000) = 290000 руб.

По состоянию на 30.09.2002 года сомнительная задолженность у организации составляет 1050000 руб.,

из них

150000 руб. с датой возникновения 18.09.2001;

20000 руб. с датой возникновения 13.05.2002;

180000 руб. с датой возникновения 05.06.2002;

200000 руб. с датой возникновения 29.07.2002;

400000 руб. с датой возникновения 17.09.2002.

По состоянию на 1.10.2002 года доходы от реализации составили 4700000 руб.

Расчет отчислений включаемых в расходы третьего отчетного периода состоит в следующем:

Задолженность, участвующая при расчете резерва - (20000 + 180000 + 200000*0,5) = 300000 руб. 10 процентов от 4700000 руб. составила 470000 руб., то есть резерв сомнительных долгов по третьему отчетному периоду не может превышать сумму в размере 470000 руб., но размер дебиторской задолженности, участвующий при расчете резерва сомнительных долгов меньше, следовательно указанное ограничение не играет роли по итогам за третий отчетный период. Резерв сомнительных долгов по итогам третьего отчетного периода стал меньше, чем по итогам второго отчетного периода. Следовательно разница подлежит включению в состав доходов третьего отчетного периода в размере (370000 - 300000) = 70000 руб.

Конец примера.

5.5.2. Расчет по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Пример.

Налогоплательщик принимает решение о создании в 2002 году указанного резерва. В учетной политике он определяет предельный размер отчислений в этот резерв в размере 0,04.

Для определения предельного размера создаваемого резерва необходимо обеспечить учет следующих показателей:

общую сумму расходов по гарантийному ремонту товара, по которому предусмотрено гарантийное обслуживание за предшествующие текущему налоговому периоду три года;

общую сумму выручки от реализации товаров, по которым предусмотрено гарантийное обслуживание за предшествующие текущему налоговому периоду три года.

За период с 01.01.1999 по 01.01.2002 налогоплательщик осуществил расходы на гарантийный ремонт в сумме 100000 руб.. Объем выручки от реализации товаров, по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока, за этот период составил 5000000 руб.. Предельный коэффициент равен (100000/5000000) = 0,02.

По итогам за первый отчетный период 2002 года выручка от реализации товаров, по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока, составила 800000 руб.. Таким образом, отчисления в резерв на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, включенные в состав прочих расходов первого отчетного периода 2002 года составят 16000 руб. = 800000* 0,02.

При составлении отчетности за второй отчетный период 2002 года резерв на гарантийный ремонт не может быть больше следующего показателя.

30000 руб. = (1500000 * 0,02), где 1500000 руб. выручка за второй отчетный период 2002 года (нарастающим итогом). Следовательно, дополнительно в состав расходов включается сумма в размере 14000 руб. = (30000 - 16000).

Фактически осуществленные расходы на гарантийный ремонт списываются за счет указанного резерва. Если по итогам налогового периода сумма расходов на гарантийный ремонт окажется больше чем созданный резерв, подобное превышение включается в состав расходов по итогам налогового периода.

Если сумма резерва на гарантийный ремонт по итогам налогового периода не была использована, то указанная сумма переносится на следующий год. Предположим, что сумма неиспользованного резерва по итогам 2002 года составила 15000 руб.

Для формирования резерва в 2003 году необходимо определить два показателя:

общую сумму расходов по гарантийному ремонту товара, по которому предусмотрено гарантийное обслуживание за предшествующие текущему налоговому периоду три года;

общую сумму выручки от реализации товаров, по которым предусмотрено гарантийное обслуживание за предшествующие текущему налоговому периоду три года.

Указанные показатели составили, соответственно, 200000 руб. и 4000000 руб. Предельный коэффициент равен (200000/4000000) = 0,05.

Следовательно, при формировании выручки от реализации товаров, по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока, в размере 350000 руб., отчисления в резерв составят 14000 руб. = (350000 * 0,04). Выручка умножается на коэффициент в размере 0,04 в связи с тем, что указанная предельная величина заявлена в учетной политике налогоплательщика.

Так как сумма вновь создаваемого резерва меньше суммы остатка резерва, созданного в предыдущем году, в состав доходов первого отчетного периода включается сумма в размере 1000 руб. = (15000 - 14000).

Конец примера.

5.5.3. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.

Возможность формирования указанных резервов предусмотрена статьей 260 НК РФ. Порядок формирования определен статьей 324 НК РФ. Согласно этим нормам в случае, если налогоплательщик принимает решение о формировании данного резерва, то фактически осуществленные расходы на ремонт основных средств в состав расходов текущего периода не включаются. Только по окончании налогового периода сумма превышения фактически осуществленных расходов над созданным в течении налогового периода резервом включается в состав прочих расходов.

Для правильного формирования подобного резерва налогоплательщик должен обеспечить учет следующих данных:

первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на начало налогового периода;

фактическую сумму расходов на ремонт за предыдущие три года и частное от этой суммы при делении на три;

график проведения ремонтов, в том числе приходящихся на текущий налоговый период;

сметная стоимость указанных ремонтов;

перечень основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;

график проведения ремонта указанных основных средств, в котором указывается период осуществления ремонтных работ и их сметная стоимость.

Организации, принявшие решение о создании подобных резервов на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта приходящегося на текущий налоговый периоде. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основой для определения отчислений в указанный резерв.

В случае, если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений, определенной в порядке, изложенном в предыдущем абзаце. Общая сумма равномерно включается в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода, то есть в зависимости от того как налогоплательщик рассчитывается с бюджетом указанная сумма включается по 1/12 ежемесячно, либо по ежеквартально в состав расходов.

По окончании налогового периода налогоплательщик должен сравнить фактически осуществленные расходы на ремонт (при этом вести отдельно учет расходов на особо сложные и дорогие виды ремонтов). Резерв в виде отчислений на сложные виды ремонта не восстанавливается, если сумма фактически осуществленных расходов на подобные расходы не превышает сумму отчислений на эти виды ремонта.

Часть резерва, в части сформированной под расходы на ремонты, не под особо сложные и дорогие виды ремонта, в части превышающей фактически осуществленные расходы на ремонт в текущем налоговом периоде включается в состав доходов по итогам налогового периода.

Пример.

Сумма фактически осуществленных расходов на ремонт за предыдущие три года составила 240000 руб., исходя из наличия основных средств, графика их ремонта, их сметной стоимости предполагаемый объем ремонтных работ на год составил 90000 руб. Учитывая, что отчисления в резерв не должны превышать 80000 руб. отчисления в резерв исчисляются исходя из этой суммы. При этом в составе объектов основных средств числится оборудование, которое согласно технической документации на это оборудование подлежит ремонту каждые четыре года. Стоимость подобного ремонта составляет 120000 руб. Следовательно, отчисления в течение одного года составят 30000 руб.

Таким образом, в текущем году резерв может быть сформирован в размере 110000 руб. (80000+30000). Ежеквартальные отчисления в указанный резерв и, соответственно, включение в состав расходов - 27500 руб.

По окончании года фактически осуществленные расходы на ремонт составили 75000 руб. Не восстанавливается резерв в сумме 30000 руб., а в состав доходов по итогам текущего налогового периода включается сумма в размере 5000 руб. (80000 - 75000).

Конец примера.

5.5.4. Резервы на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 291 НК РФ определено, что к расходам банка относятся суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном статьей 292 НК РФ.

В данной статье предусмотрено, что не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Банком России, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банком векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

Критерии отнесения задолженности к стандартной определены Инструкцией Банка России от 30.06.1997 N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам". В случае, если ссуда при выдаче была отнесена к 1 группе риска и классифицировалась как стандартная, то при изменении группы риска по указанной ссуде на отчетную дату (отнесении ссуды к более высокой группе риска) сумма отчислений в резерв, сформированная в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 30.06.1997 N 62а, признается расходом.

Следует иметь в виду, что т.к. средства, размещенные на корреспондентских счетах, не предназначены для кредитования, поскольку порядок их использования регулируется правилами главы 45 ГК РФ "Банковский счет", то расходы на формирование резерва по средствам, размещенным на корреспондентских счетах, формируемых в соответствии с Положением Банка России от 12.04.2001 N 137-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери", не учитываются при расчете налоговой базы банков.

Не учитываются в составе расходов для целей налогообложения отчисления в резервы, формируемые банками в соответствии с указанием Банка России от 13.07.1999 N 606-У "О формировании резерва под операции кредитных организаций Российской Федерации с резидентами офшорных зон".

5.5.5. Резервы под обесценение ценных бумаг.

Статьей 300 НК РФ установлен порядок отнесения суммы резервов под обесценение ценных бумаг, сформированных организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность к расходам признаваемым в целях налогообложения. Данные отчисления относятся к внереализационным расходам. Эта статья предусматривает возможность признания в целях налогообложения расходов на формирование резервов под обесценение ценных бумаг, приобретаемых с целью получения дохода от их реализации (перепродажи), только профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность. Порядок формирования резервов, предусмотренный статьей 300 НК РФ, применяется налогоплательщиками, которые на 01.01.2002 признавались профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность.

Если налогоплательщик имеет лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего дилерскую деятельность, но данная деятельность не осуществляется, то отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг будут признаваться расходами в целях налогообложения, только начиная с того отчетного периода, когда дилерская деятельность будет осуществляться.

  • Главная
  • ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"