в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
отменен/утратил силу Редакция от 20.12.2002 Подробная информация
ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

6. Группировка доходов и расходов.

Как определено в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль доходы текущего отчетного (налогового) периода уменьшаются на расходы, относящиеся к этому текущему отчетному (налоговому) периоду. То есть при определении прибыли исчисляется разница между доходами и расходами, относящимися к текущему периоду. Следовательно, налогоплательщик должен обеспечить учет доходов и расходов, по мере их возникновения согласно статьям 271, 272, 273 НК РФ, отследить их отнесение к доходам и расходам текущего периода, которые и участвуют при расчете налоговой базы.

6.1. Отнесение доходов к доходам текущего периода.

Доходы учитываются в текущем периоде по мере их возникновения.

Доходы от реализации относятся к доходам текущего периода по мере их возникновения. Момент возникновения доходов от реализации описан в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций.

Аналогичным образом определяется отнесение внереализационных доходов к текущему периоду, то есть по мере их возникновения.

6.2. Отнесение расходов к расходам текущего периода.

Отнесение расходов к текущему отчетному (налоговому) периоду регулируются соответствующими статьями НК РФ. Для определения расходов, относящихся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, следует учитывать группировку расходов, приведенную в статьях 252, 253 НК РФ.

В первую очередь, в соответствии со статьей 274 НК РФ в случае, если налогоплательщик наряду с деятельностью, доходы и расходы от которой учитываются при исчислении прибыли, в соответствии с главой 25 НК РФ осуществляет деятельность, доходы и расходы по которой не учитываются при исчислении указанной прибыли, то он обязан вести раздельный учет подобных доходов и расходов.

Что касается учета расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, согласно главе 25 НК РФ, то следует иметь в виду, что нормами главы 25 предусмотрен особый порядок группировки и классификации возникших расходов, связанных с производством и реализацией. Указанный порядок группировки предусмотрен, в частности, статьями 260 - 263, 275.1, 318 - 320 НК РФ.

Таким образом, все расходы должны быть сгруппированы в порядке, предусмотренном нормами главы 25 НК РФ. В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщикам не предоставлено право группировки расходов иным способом, чем предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Указанная группировка заключается в следующем:

отдельно учитываются расходы, формирующие стоимость сырья, материалов, основных средств, нематериальных активов согласно статьям 254, 257 НК РФ. Причем следует учесть, что в соответствии со статьей 257 НК РФ к основным средствам относятся любые виды имущества, используемые в качестве средств труда при производстве товаров (работ, услуг) или для управления организацией, независимо от срока его использования и его стоимости;

выделяются расходы, формирующие налоговую базу, подлежащую налогообложению в особом порядке. К подобным расходам относятся расходы по операциям (деятельности), убытки по которым учитываются для целей налогообложения в особом порядке, то есть оказывающие влияние на налоговую базу отчетного периода только при выполнении особых условий, либо в строго установленном порядке. К подобным убыткам относятся убытки от реализации амортизируемого имущества, убытки от оказания услуг (выполнения работ) обслуживающими производствами и хозяйствами, убытки от операций с ценными бумагами, инструментами срочных сделок и т. п. Особо следует обратить внимание, что определенные виды внереализационных доходов и расходов, которые возникают при осуществлении видов деятельности, по которым формируются убытки, упомянутые в настоящем абзаце, также должны быть учтены при формировании прибыли (убытка) по этим видам деятельности;

расходы распределяются по группам, которые в особом порядке учитываются при исчислении налогооблагаемой базы. К подобным группам относятся расходы связанные с ремонтом основных средств, расходы, связанные с освоением природных ресурсов, расходы на НИОКР, страхование имущества (статьи 260, 324, 261, 325, 262, 263 НК РФ);

все остальные расходы связанные с производством и реализацией, возникшие в текущем отчетном (налоговом) периоде, подразделяются на прямые и косвенные (статья 318 НК РФ), каждые из которых учитываются при расчете налоговой базы в определенном порядке (статья 319 НК РФ).

При этом расходы, учитываемые для целей налогообложения в пределах норм, включаются в указанные группировки в пределах норм, установленных главой 25 НК РФ и исчисленных на соответствующую дату.

При этом следует учесть, что внереализационные расходы, за исключением внереализационных расходов, возникших при осуществлении видов деятельности по которым формируются убытки, упомянутые в седьмом абзаце настоящего раздела, относятся к расходам текущего периода по мере их возникновения.

6.3. Учет различных групп расходов.6.3.1. Расходы, формирующие отдельный финансовый результат.

Расходы, связанные с деятельностью обслуживающих производств.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Все расходы, связанные с реализацией услуг соответствующими подразделениями налогоплательщика, обобщаются и сравниваются с доходами, полученными от реализации этих услуг. При возникновения убытка (отрицательной разницы между подобными доходами и расходами) налогоплательщик должен подтвердить возможность учета этого убытка для уменьшения налоговой базы (увеличения убытка), полученного налогоплательщиком от основной деятельности. Условия, выполнение которых позволит учесть этот убыток в уменьшение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, определены статьей 275.1 НК РФ, согласно которым условия деятельности должны быть сравнимы со специализированными организациями.

Под специализированными организациями следует понимать организации, созданные для осуществления деятельности, в том числе предпринимательской, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в социально-культурной сфере и т. п. При этом налогоплательщик не ограничен в возможности выбора организаций, которые являются специализированными и сравнение с которыми он может произвести.

При этом сравнение производится по каждой услуге оказываемой при использовании объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб.

Если налогоплательщик, в состав которого входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может произвести сравнение по условиям, предусмотренным в статье 275.1 НК РФ, то налогоплательщик вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.

При этом прибыль или убыток по объектам обслуживающих производств за отчетный (налоговый) период определяется исходя из данных по всем объектам, а не по каждому объекту отдельно.

Пример.

Налогоплательщик имеет три подразделения, использующих объекты обслуживающих производств. По каждому из них получены следующие результаты: 1-ый объект - прибыль 100 тыс. руб., 2-ой объект - убыток 80 тыс. руб., 3-ий объект - убыток 100 тыс. руб. Следует учесть, что налогоплательщик может не вести раздельный учет, а определять финансовый результат от деятельности обслуживающих производств сразу по всем объектам. Таким образом, налогоплательщиком получен убыток от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств, в размере 80 тыс. руб. (100 тыс. руб. -80 тыс. - 100 тыс.). При этом условия оказания услуг вторым объектом позволяют учесть указанный убыток для целей налогообложения. В то же время, учитывая, что убыток по обслуживающим производствам определяется по всем объектам, а по третьему объекту условия не выполняются, убыток в размере 80 тыс. руб. будет уменьшать только прибыль, полученную от обслуживающих производств в последующие годы.

Конец примера.

Для налогоплательщиков, являющихся градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются расходы, связанные с обслуживающими производствами в порядке, предусмотренном в последнем абзаце статьи 275.1 НК РФ.

Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

В случае, если объекты обслуживающих производств находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Налогообложение срочных сделок

Под срочными сделками следует понимать сделки, исполнение которых (датой расчетов по которым) осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня ее заключения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 301 НК РФ финансовые инструменты срочных сделок (далее - ФИСС) подразделяются на ФИСС, обращающиеся на организованном рынке, и ФИСС, не обращающиеся на организованном рынке. Особенности формирования доходов и расходов по указанным категориям ФИСС определены в статьях 302 и 303 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 301 НК РФ под операциями хеджирования понимаются операции с ФИСС, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования, при этом под объектами хеджирования признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками.

Порядок учета операций хеджирования для целей налогообложения определяется 25 главой НК РФ (статьи 301, 324 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 304 НК РФ при условии оформления операций хеджирования с учетом требований пункта 5 статьи 301 НК РФ доходы по таким операциям с ФИСС увеличивают, а расходы уменьшают налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования.

Исходя из вышеизложенного, доходы (расходы) по операциям хеджирования с ФИСС, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке, сформированные с учетом особенностей, указанных в статьях 302 и 303 НК РФ, увеличивают (уменьшают) налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования.

Пунктом 2 статьи 301 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с ФИСС либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Кроме того, в пункте 1 статьи 280 НК РФ указано, что если операция с ценными бумагами может быть также квалифицирована как операция с ФИСС, то налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции.

В пункте 3 статьи 301 НК РФ указано, что ФИСС признаются обращающимися на организованном рынке при одновременном соблюдении следующих условий:

порядок их заключения, обращения и исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств;

информация о ценах финансовых инструментов срочных сделок публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с финансовым инструментом срочной сделки.

Если операции с ФИСС проводятся на биржах, имеющих лицензии на осуществление своей деятельности и выпускающих официальные бюллетени о результатах торгов, и если данная информация может быть получена налоговыми органами на основании общедоступной информации независимых источников (в том числе электронных) данной информации (указанных бирж или уполномоченных данными биржами источников информации), то данное условие для признания ФИСС обращающимися на организованном рынке является соблюденным.

При квалификации сделки как операции хеджирования следует иметь в виду, что налогоплательщик - хеджер:

- должен быть непосредственно связан с поставляемым (приобретаемым) товаром (работой, услугой) по роду своей деятельности;

- должен осуществить операции как с объектом хеджирования, так и с финансовым инструментом срочных сделок, базисным активом которого должен быть объект хеджирования;

Подтверждением цели операции с финансовым инструментом срочных сделок (например, страхование ценового, валютного, кредитного, процентного или иного вида рисков) могут быть описанные в подтверждающем расчете планируемые действия налогоплательщика относительно объекта хеджирования (покупка, продажа, иные действия), а также прогнозируемый размер возможных убытков (недополученной прибыли), которую налогоплательщик получил бы через определенный срок в обычных условиях по сделкам с объектом хеджирования в случае, если бы операция с финансовым инструментом срочных сделок не проводилась.

К основным расходам, которые непосредственно связаны с совершением операций с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами при исполнении контрактов путем осуществления взаиморасчетов, относятся:

1) биржевой сбор (комиссия биржи);

2) клиринговый сбор (комиссия клиринговой организации за проведение клиринговых процедур);

3) комиссия брокера, взимаемая за каждую операцию;

4) премии по сделкам с опционами ( как с исполненными так и с не исполненными);

Для контрактов, связанных с осуществлением поставки базисного актива, также необходимо учитывать следующие расходы:

5) депозитарный сбор (комиссия депозитария при исполнении поставочных контрактов);

6) расходы, связанные с переводом неденежных активов для исполнения поставки (базисного актива по сделке).

Кроме того, при совершении операций с финансовыми инструментами срочных сделок могут возникать расходы, непосредственно не связанные с их приобретением или реализацией, к которым можно отнести расходы на информационное обеспечение, уплачиваемые бирже либо информационному агентству, комиссию брокера, взимаемую периодически (например, ежемесячно).

При формировании доходов и расходов по срочным сделкам с иностранной валютой учитываются соответственно, положительные или отрицательные курсовые разницы (понятие курсовых разниц для целей главы 25 НК РФ определено в статьях 250 и 265 НК РФ).

Пример (цифры условные).

20.12.2002 банком заключена сделка "форвард" на покупку 1000000 долл. США по курсу 33 руб. / долл. США. Дата исполнения сделки - 10.01.2003. Иных срочных сделок банк не заключал.

Курс Банка России на 20.12.2002 = 30 руб. / долл. США

Курс Банка России на 31.12.2002 = 31 руб. / долл. США

Курс Банка России на 10.01.2003 = 37 руб. / долл. США

В качестве доходов и расходов покупателя и продавца принимаются:

- разница между курсом сделки и официальным курсом Банка России на дату заключения сделки;

- сальдо разниц, сложившихся за период от даты заключения сделки (либо от последней отчетной даты) до последнего дня отчетного (налогового) периода (или даты исполнения сделки) из-за изменения курса Банка России.

Для расчета доходов и расходов в виде переоценки валютных требований и обязательств под "последним днем отчетного (налогового) периода" понимается последний календарный день этого периода.

При расчете налоговой базы по налогу на прибыль за январь-декабрь 2002 года банк-покупатель на основании пункта 5 статьи 304 НК РФ налоговую базу, определенную по статье 274 НК РФ, формирует с учетом доходом и расходов по данному форвардному контракту:

1) расходы, возникшие на 20.12.2002: (30 - 33) * 1000000 = - 3000000 руб. (подпункт 2 пункта 2 статьи 302 НК РФ);

2) доходы, возникшие на 31.12.2002: (31 - 30) * 1000000 = + 1000000 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 302 НК РФ);

3) убыток по операции с финансовыми инструментами составляет +1000000 - 3000000 = - 2000000 руб.

При расчете налоговой базы по налогу на прибыль за январь 2003 года учитывается финансовый результат от проведения операции по форвардному контракту:

1) доходы на 10.01.2003: (37 - 31) * 1000000 = + 6000000 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 302 НК РФ);

2) расходов в текущем периоде не возникает.

Конец примера.

Налогообложение ценных бумаг.

Доходы и расходы по операциям реализации или прочему выбытию (в том числе погашению) ценных бумаг приведены в статье 280 НК РФ. Положения данной статьи распространяются на все виды ценных бумаг (обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, ценные бумаги эмиссионные и не эмиссионные, процентные и беспроцентные). Правила, предусмотренные данной статьей, действуют и в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг, но с учетом положений статьи 281 НК РФ, определяющей особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами.

Порядок ведения налогового учета по операциям реализации ценных бумаг регламентирован статьей 329 НК РФ, а также статьей 328 НК РФ в части налогового учета доходов и расходов в виде процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Кодексом выделяются две категории ценных бумаг:

- обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг

- не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг

Условия признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг определены в пункте 3 статьи 280 НК РФ.

Данные условия являются исчерпывающими для признания ценной бумаги обращающейся или необращающейся для налогообложения прибыли.

В случае обращения (заключения гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка) ценных бумаг на территории Российской Федерации, термин "национальное законодательство", содержащийся в подпунктах 1 и 3 пункта 3 статьи 280 НК РФ следует понимать как законодательство Российской Федерации. Понятие обращение ценных бумаг определено статьей 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Для признания ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг при заключении сделки на территории Российской Федерации вне организованного рынка, налогоплательщику необходимо иметь информацию от российского организатора торговли или иного уполномоченного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если такой организатор отсутствует либо отсутствует соответствующая информация, то ценная бумага признается не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, т.к. не соответствует критериям приведенным в пункте 3 статьи 280 НК РФ.

В случае, если ценная бумага в первом отчетном периоде налогового периода признавалась не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, а в последующих отчетных периодах налогового периода стала признаваться обращающейся, то ценная бумага будет обладать статусом обращающейся ценной бумаги на организованном рынке ценных бумаг начиная с того отчетного периода в котором произошло признание ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг.

Поскольку пункт 5 и пункт 6 статьи 280 НК РФ предусматривают необходимость корректировки налоговой базы в случае реализации (выбытия) ценной бумаги, а также в связи с тем, что датой признания доходов согласно статье 271 НК РФ является дата реализации (выбытия), то для целей налогообложения признание ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг важно на дату реализации (выбытия) ценной бумаги.

Если ценные бумаги, признанные таковыми в соответствии с правом иностранного государства, обращаются (заключаются гражданско-правовые сделки, влекущие переход прав собственности на ценные бумаги) за пределами Российской Федерации, то для признания ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, налогоплательщику необходимо иметь информацию, указанную в пункте 3 статьи 280 НК РФ, от организатора торговли или иного уполномоченного лица в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого осуществлена сделка с ценной бумагой.

По ценным бумагам с 01.01.2002 применяются пункты 3 и 10 статьи 40 НК РФ с учетом особенностей, установленных главой 25 НК РФ. Данные особенности установлены статьями 274, 280-282, 301-305 НК РФ.

Порядок принятия для целей налогообложения цены реализации или иного выбытия установлен пунктами 5 и 6 статьи 280 НК РФ.

По ценным бумагам (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг) в соответствии с пунктом 2 статьи 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из:

- цены реализации или иного выбытия ценной бумаги;

- суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику;

- суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

В соответствии с пунктом 4 статьи 280 НК РФ датой совершения соответствующей сделки считается дата передачи ценной бумаги.

Для ценной бумаги, которая не обращается на организованном рынке, в качестве рыночной цены реализации или иного выбытия может быть принята фактическая цена, если она удовлетворяет хотя бы одному из требований, установленных пунктом 6 статьи 280 НК РФ.

Под идентичными ценными бумагами в целях главы 25 НК РФ следует понимать ценные бумаги, имеющие одинаковые основные характерные для них признаки, а именно: вид бумаги, валюта платежа, номинал, вид заявленного дохода, срок и условия обращения.

Под однородными ценными бумагами в целях главы 25 НК РФ исходя из совокупности параметров, присущих однородным товарам, следует признавать ценные бумаги, удостоверяющие одинаковые имущественные права.

При этом группировка ценных бумаг по данному признаку может производиться по двум категориям:

долговые ценные бумаги;

долевые ценные бумаги.

Под аналогичными ценными бумагами в целях главы 25 НК РФ следует понимать ценные бумаги, сопоставимые по следующим признакам.

Такими признаками, в частности, могут являться:

вид ценной бумаги;

условия обращения;

вид дохода.

Для определения расчетной цены акции может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ установлен:

- приказом Минфина России и ФКЦБ России от 05.08.1996 NN 71; 149 (за исключением акционерных обществ, осуществляющих страховую и банковскую деятельность);

- приказом Минфина России и ФКЦБ России от 24.12.1996 NN 108; 235 (для акционерных обществ, осуществляющих страховую деятельность);

- Положением Банка России от 26.11.2001 N 159-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций". В соответствии с письмом Банка России от 28.10.96 N 350 чистыми активами признаются активы, свободные от обязательств, что соответствует понятию собственных средств (капитала) применительно к кредитной организации (для акционерных обществ, осуществляющих банковскую деятельность).

Для оценки стоимости чистых активов используется бухгалтерская отчетность на конец отчетного периода, предшествующего операции с долевой ценной бумагой.

Для определения расчетной цены долговых ценных бумаг, в частности, предлагается использовать механизм, использующий метод расчета наращенных (накопленных) сумм процентных выплат (доходов) к получению, например, для дисконтных векселей:

Рц = (N - K) * D + К
T

Рц - расчетная цена;

N - номинальная стоимость приобретенной ценной бумаги;

K - покупная стоимость ценной бумаги ;

T - количество дней от приобретения до погашения ценной бумаги ;

D - количество дней, прошедших после приобретения ценной бумаги до реализации (иного выбытия) векселя.

При погашении долговой ценной бумаги в срок расчетная цена не определяется.

Под рыночной ставкой ссудного процента налогоплательщики могут понимать ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Показатель расчетной цены определяется на дату заключения сделки с ценной бумагой (D) с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения (Т) и цены ценной бумаги (N, K).

Положения статьи 280, 281, 329 НК РФ не регулируют отношения налогоплательщика по поводу собственных долговых обязательств. В данном случае используются статьи 265 и 269 НК РФ. Проценты определяются исходя из предусмотренной условиями договора (условиями ценной бумаги) процентной ставки с учетом положений статьи 269 НК РФ и фактического времени пользования заемными средствами.

К расходам по операциям с ценными бумагами относятся:

- расходы, связанные с реализацией (или иным выбытием) ценных бумаг, определяемые исходя из цены их приобретения в соответствии с условиями договора, расходов, связанных с приобретением и реализацией таких ценных бумаг. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (пункт 1 статьи 252 НК);

- сумма накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченная налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении (пункт 2 статьи 280 НК);

- оплаченная стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате новации.

На финансовый результат при реализации (выбытии) ценных бумаг относятся расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг по данной категории.

Налогоплательщик - акционер, реализующий акции, полученные им при увеличении уставного капитала акционерного общества, определяет доход как разницу между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью акции, скорректированной с учетом изменения количества акций в результате увеличения уставного капитала.

Пример.

На балансе организации числится 100 акций акционерного общества А номинальной стоимостью 100 рублей, приобретенных по цене 120 рублей, всего на сумму 12000 рублей.

В результате увеличения уставного капитала за счет собственных средств (фонд переоценки, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль) акционерного общества А организацией получено еще 50 акций той же номинальной стоимостью (100 рублей). Стоимость акций (увеличение номинальной стоимости), полученных акционером при увеличении уставного капитала за счет собственных средств акционерного общества налогом на прибыль в момент получения не облагается (пункт 15 статьи 251).

Из общего количества акций реализовано 60 штук по цене 110 рублей на сумму 6600 рублей.

Определяем первоначально оплаченную стоимость с учетом акций, полученных без оплаты: 12000 руб. : (100 шт. + 50 шт.) = 80 руб.

Определяем прибыль от реализации для целей налогообложения: 6600 руб. - (60 шт. х 80 руб.) = 6600 руб. - 4800 руб. = 1800 руб.

Конец примера.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике для целей налогообложения должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг (обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные доходы и расходы, определенные в соответствии с главой 25 НК РФ.

Налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 НК РФ.

При этом перенос убытков по обращающимся на организованном рынке ценным бумагам, и ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указанным категориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной от операций с такими ценными бумагами. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Налогоплательщики (включая банки), осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, при определении налоговой базы и переносе убытка на будущее в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 НК РФ, формируют налоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее с учетом всех доходов (расходов) и суммы убытка, которые получены от осуществления предпринимательской деятельности. В течение налогового периода перенос на будущее убытков, полученных указанными налогоплательщиками в соответствующем отчетном периоде текущего налогового периода, может быть осуществлен в пределах суммы прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности.

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

1) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

2) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

3) по стоимости единицы.

Вышеуказанные методы применяются к эмиссионным ценным бумагам при их поступлении, перемещении (выбытии) из одного портфеля в другой по каждому из портфелей - торговому, инвестиционному или портфелю контрольного участия.

При этом при перемещении из одного портфеля в другой до момента реализации или иного выбытия ценных бумаг финансовый результат не определяется. При реализации или выбытии векселей и других неэмиссионных ценных бумаг применяется метод списания на расходы по стоимости единицы. Метод "по стоимости единицы" не является "методом средней себестоимости".

При реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов. Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется данный порядок, доведена приказом Минфина России от 05.08.2002 N 80н.

По государственным и муниципальным ценным бумагам доход в виде процентов определяется в соответствии со статьями 271, 273 и 328 НК РФ и может быть признан на дату их реализации на основании договора купли - продажи, либо на дату выплаты процентов на основании выписки банка, либо на последнюю дату отчетного периода в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. Проценты подлежат отражению в налоговом учете на основании справки ответственного лица, которое исчисляет прибыль по операциям с ценными бумагами.

С процентного дохода по государственным ценным бумагам Российской Федерации, полученным российскими организациями - первичными владельцами указанных ценных бумаг в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.1998 N 843 "О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации", налог взимается по ставке 15 процентов за время владения такими ценными бумагами с даты обмена до даты их реализации или иного выбытия.

К доходам, полученным российскими организациями при выплате в соответствии с условиями эмиссии по государственным ценным бумагам Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами территории Российской Федерации, процентного дохода, применяется налоговая ставка в размере, установленном пунктом 1 статьи 284 НК РФ, т.е. 24 процента (статья 8 Закона N 110-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 328 НК РФ по векселю сумма дохода в виде процента, включая процент в виде дисконта, причитающегося в соответствии с условиями выпуска векселя или передачи (продажи), учитывается по каждому векселю. При этом процентный доход, предусмотренный условиями передачи (продажи), определяется исходя из цены сделки, номинала векселя и срока, остающегося до его предъявления к погашению.

Для расчета наращенных (накопленных) сумм процентных выплат (доходов) к получению по приобретенным (учтенным) дисконтным векселям рекомендуется использовать следующие формулы:

1) процентная ставка для наращения процентов рассчитывается как:

H (%) = (N - K) * 365
К Т

2) сумма, подлежащая отражению в налоговом учете на счете доходов в последний день отчетного периода, определяется как:

С = К * Н (%) * D / 365

где:

H (%) - ставка для наращения доходов;

N - номинальная стоимость приобретенного (учтенного) векселя;

K - покупная стоимость дисконтного векселя;

T - количество дней от приобретения до погашения векселя;

D - количество дней, прошедших после приобретения векселя до отчетной даты;

С - сумма процентного дохода.

Особенности определения налоговой базы по сделкам РЕПО с ценными бумагами

Порядок формирования налоговой базы при осуществлении сделок РЕПО предусмотрен статьей 282 НК РФ.

1. Понятие эмиссионных ценных бумаг приведено в статье 2 Закона N 39-ФЗ.

Сделки по продаже с последующей покупкой неэмиссионных ценных бумаг (например, векселей) не могут быть квалифицированы как сделки РЕПО, поэтому налогообложение таких сделок производится в общеустановленном (статья 280 НК РФ) порядке.

Операцией РЕПО могут считаться сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг в случае, если в договоре на продажу (покупку) таких бумаг по первой части РЕПО оговорена обязанность сторон по проведению обратных сделок (второй части РЕПО).

Правила, установленные статьей 280 НК РФ, в частности, в отношении рыночной цены реализуемых ценных бумаг, не применяются при совершении сделок купли - продажи с обратной покупкой лишь в том случае, если совершаемые сделки являются операциями РЕПО.

2. При применении положений пункта 8 статьи 282 НК РФ, касающихся дат первой и второй части РЕПО, следует принимать во внимание и то, что даты покупки (продажи) являются датами реализации данных ценных бумаг, которые определяются по правилам статьи 39 НК РФ.

В случае пролонгации первоначально установленного срока действия РЕПО (то есть срока действия РЕПО, установленного на дату первой части РЕПО) на количество дней, превышающее количество дней от даты исполнения второй части РЕПО (то есть даты, установленной на дату первой части РЕПО, без учета дальнейших пролонгаций) до конца отчетного периода (на который по первоначально установленным условиям приходится дата окончания второй части РЕПО и который определяется по правилам статьи 285 НК РФ), такая операция не считается операцией РЕПО, и, соответственно, облагается по правилам, изложенным в пункте 1 настоящего подраздела "Налоговая база по сделкам РЕПО".

3. Расчет налоговой базы по операциям РЕПО осуществляется как продавцом, так и покупателем отдельно друг от друга, при этом доходы и расходы определяются сторонами РЕПО по правилам статьи 282 НК РФ исходя из условий договора на продажу ценных бумаг с обязательством обратного выкупа, а также условий эмиссии ценных бумаг.

3.1. Доходы (убытки) от реализации ценных бумаг по первой части операции РЕПО не учитываются при определении налоговой базы. Налоговая база по процентным (купонным) доходам определяется в соответствии с пунктами 4, 5 и 7 статьи 282 НК РФ. Налогообложение указанных доходов осуществляется по ставкам, установленным статьей 284 НК РФ.

3.2. Если сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг не соответствуют положениям статьи 282 НК РФ, то налогообложение этих сделок осуществляется в общем порядке, установленном для операций с ценными бумагами.

Пример (цифры условные).

Заключена сделка РЕПО с акциями:

Дата сделки РЕПО Цена договора купли-продажи по сделке РЕПО
1 часть РЕПО 01.03.2002 100 руб.
2 часть РЕПО 31.05.2002 104 руб.

Обе стороны сделки РЕПО (и продавец, и покупатель) рассчитывают ставку РЕПО:

ставка РЕПО = (104 - 100) * 365 = 16,045%
100 91

Отчетный период у 1 стороны РЕПО (далее - продавца по первой части РЕПО) - квартал, полугодие и так далее, у второй стороны РЕПО (покупателя по РЕПО) - месяц, два месяца и так далее.

Для налогоплательщиков, определяющих налоговую базу методом начислений (статьи 271, 272 НК РФ), производится следующий расчет.

Для 1 стороны РЕПО

При определении налоговой базы по налогу на прибыль за январь - март 2002 г. в состав внереализационных расходов включаются проценты в размере 1,38 руб. (100 * 16,045% * 30 / 365).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль за январь - июнь 2002 г. в состав внереализационных расходов включаются проценты в размере 4 руб. (1,38 руб. + 100 * 16,045% * 61 / 365).

Одновременно следует учитывать, что указанные расходы учитываются при расчете налога на прибыль в пределах ставки, рассчитанной по статье 269 НК РФ.

Для 2 стороны РЕПО

При определении налоговой базы по налогу на прибыль за январь - март 2002 г. в состав внереализационных доходов включаются проценты в размере 1,38 руб. (100 * 16,045% * 30 / 365).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль за январь - апрель 2002 г. в состав внереализационных доходов включаются проценты в размере 2,63 руб. (1,38 + 100 * 16,045% * 30 / 365).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль за январь - май 2002 г. в состав внереализационных доходов включаются проценты в размере 4 руб. (2,63 + 100 * 16,045% * 31 / 365).

Конец примера.

6.3.2. Расходы, относящиеся к группам расходов, учитываемых в особом порядке.

К указанным группам относятся отдельные виды расходов, которые в течении определенного промежутка времени формируют суммарный показатель, который при наступлении соответствующего события учитывается в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода по правилам, предложенным соответствующими статьями НК РФ.

Расходы на ремонт.

Порядок учета подобных расходов определен статьями 260, 324 НК РФ. Показатель определяется путем суммирования всех расходов налогоплательщика, связанного с ремонтом основных средств. Данный показатель формируется в течении текущего месяца и включается в состав прочих расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Если налогоплательщик принял решение о формировании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, то фактически осуществленные расходы на ремонт основных средств в течении налогового периода не уменьшают налоговую базу. Данный показатель может быть учтен в составе расходов только по окончании налогового периода, если сумма фактически осуществленных расходов окажется больше суммы созданного резерва. Порядок формирования резерва определяется статьей 324 НК РФ и разделом 5.5.3 настоящих Методических рекомендаций.

В связи с ведением бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и целевых поступлений, от доходов (расходов), связанных с производством и реализацией, и внереализационных доходов и расходов, расходы по ремонту основных средств, приобретенных за счет доходов, полученных от коммерческой деятельности и используемых для осуществления такой деятельности, в отчетном (налоговом) периоде учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, определенном статьей 260 НК РФ.

Освоение природных ресурсов.

Порядок учета расходов, связанных с освоением природных ресурсов, определен статьями 261, 325 НК РФ. Показатель определяется путем суммирования всех расходов налогоплательщика, связанного с геологическим изучением недр, разведкой полезных ископаемых. Данный показатель формируется в течении периода осуществления подобных работ на соответствующем участке и по окончании указанных работ (что должно быть подтверждено соответствующим актом) включается в состав прочих расходов в течении периода, предусмотренного пунктом 2 статьи 261 НК РФ. Для раздельного учета расходов по соответствующей части территории (акватории) необходимо учитывать, что границы указанной части должны быть установлены в соответствии со статьей 7 Закона о недрах.

При определении понятия "освоение природных ресурсов" в целях реализации статьи 261 НК РФ следует учитывать положения статьи 6 Закона о недрах.

К расходам на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания относятся расходы пользователя недр на самостоятельное осуществление указанных видов деятельности.

К расходам на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах, относятся затраты, предусмотренные Законом о недрах, в частности, статьей 27.

Расходы на освоение природных ресурсов принимаются при наличии у организации лицензии, предусмотренной статьей 11 Закона о недрах.

Расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности принимаются в рамках требований, предусмотренных статьей 24 Закона о недрах.

К расходам по охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, осуществляемых при освоении природных ресурсов, а также к перечисленным в указанном пункте расходам на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, относятся затраты, связанные с выполнением требований, установленных Законом N 7-ФЗ и статьей 50 Закона о недрах.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом управления государственным фондом недр. Названное Министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Расходы на НИОКР.

Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки определен статьей 262 НК РФ. Показатель определяется путем суммирования всех расходов налогоплательщика, связанного с научно-исследовательскими работами, в которых налогоплательщик выступает в роли заказчика, либо осуществляет работы собственными силами для собственных нужд. Данный показатель формируется в течении периода осуществления подобных работ по определенному договору (теме) и по окончании указанных работ, либо этапа работ (что должно быть подтверждено соответствующим актом) включается в состав прочих расходов ежемесячно в течении последующих трех лет в размере 1/36 данного показателя ежемесячно. Для учета указанных расходов необходимо подтверждение налогоплательщиком использования результатов этих работ в его производственной деятельности. Если указанное подтверждение может быть обеспечено только через определенный промежуток времени, то вся сумма осуществленных расходов будет учитываться для налогообложения в течении срока, оставшегося до окончания трехлетнего срока, исчисляемого с даты окончания соответствующих работ, равномерно.

Если указанные результаты не будут учитываться в его производственной деятельности, то данный показатель в размере 70 процентов будет включаться в расходы текущего отчетного (налогового) периода в размере 1/36 ежемесячно.

При определении расходов на изобретательство следует руководствоваться Законом СССР N 2213-1, в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.

При осуществлении отчислений на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, следует руководствоваться перечнем указанных фондов, утвержденных Правительством Российской Федерации.

При определении предельных величин по подобным отчислениям в отчетном (налоговом) периоде следует учитывать показатель выручки от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ на отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода нарастающим итогом. Сумма отчислений на формирование фондов, перечисленных в статье 262 НК РФ, для определения предельной величины, учитываемой для целей налогообложения, также определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Расходы на страхование (статья 263 НК РФ).

Страховые премии (взносы) по обязательному страхованию могут быть признаны для целей налогообложения прибыли, если имеется закон об обязательном страховании, в котором предусмотрены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, а у страховой организации имеется лицензия на соответствующий обязательный вид страхования.

При признании расходов налогоплательщиком методом начисления, расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (пункт 6 статьи 272 НК РФ). Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Если подобная уплата осуществляется не разовым платежом, то подобные расходы включаются в состав расходов текущего периода по мере их оплаты.

Пример.

Организация, уплачивающая ежеквартальные авансовые платежи, заключила 25 июня 2002 года договор страхования имущества сроком до 24 июня 2004 года (включительно). Страховая премия уплачена единовременно 25 июня 2002 года в размере 48 тыс. руб.

Поскольку договор страхования приходится на несколько отчетных периодов и по условию договора страхования страховой платеж уплачен единовременно, то расходы по страхованию признаются равномерно в течение срока действия договора, согласно пункту 6 статьи 272 НК РФ.

Ежеквартальный признанный расход по страхованию имущества составляет 48000:8=6000 руб.

Поскольку течение срока договора страхования имущества начинается не с начала квартала, то затраты, приходящиеся на 6 дней 2 квартала 2002 года, будут рассчитываться следующим образом:

6000:91х6=396 руб.

Аналогичная ситуация возникает и в июне 2004 года.

Затраты, приходящиеся на II квартал 2004 года - 85 дней, будут составлять: 6000 : 91 x 85 = 5604 руб.

Период Признанные расходы по добровольному страхованию, руб.
Полугодие 2002 года 396
9 месяцев 2002 года 6396
2002 год 12396
1 квартал 2003 года 6000
Полугодие 2003 года 12000
9 месяцев 2003 года 18000
2003 год 24000
1 квартал 2004 года 6000
Полугодие 2004 года 11604
Итого 12396 + 24000 + 11604 = 48000

Конец примера.

6.3.3. Прямые и косвенные расходы.

Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода подразделяются на прямые и косвенные, в соответствии с пунктом 2 статьи 252 НК РФ и требованиями статей 318, 320 НК РФ. При этом указанной группировке подлежат все расходы, связанные с производством и реализацией, не относящиеся к расходам на производство и реализацию, поименованным в предыдущих подразделах раздела 6.3 настоящих Методических рекомендаций.

Перечень прямых расходов, приведенный в статье 318 НК РФ, является закрытым и только указанные расходы подлежат распределению в соответствии с нормами статьи 319 НК РФ. Все иные расходы являются косвенными и относятся к расходам текущего периода по мере их возникновения, исходя из условий сделок.

При формировании прямых расходов в соответствии со статьей 318 НК РФ следует иметь в виду следующее.

При определении расходов на оплату труда, относящихся к прямым расходам, следует учесть, что к подобным расходам, в частности, не относятся расходы на оплату труда персонала аппарата управления организацией, а также оплата труда персонала подразделения, занятого исключительно либо хранением товаров, либо заготовлением материально-производственных запасов, либо сбытом товаров, работ, услуг и т. п. Аналогичный подход следует применять при определении основных средств, амортизация по которым включается в состав прямых расходов. Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым, в частности, для управления организацией, и по нематериальным активам учитываются в составе косвенных расходов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 318 НК РФ.

Следует учесть, что в состав прямых расходов не включаются расходы по добровольному страхованию всех работников организации (независимо от их участия в производственном процессе), учитываемые для целей налогообложения в соответствии с пунктом 16 статьи 255 НК РФ.

В состав косвенных расходов включаются также расходы, осуществленные налогоплательщиком в течении предыдущих отчетных (налоговых) периодов, и сформировавшие определенные группы расходов, часть которых, согласно требованиям главы 25 НК РФ, включаются в состав расходов текущего периода (в частности, расходы, связанные с освоением природных ресурсов, расходы на осуществление НИОКР).

Согласно нормам пункта 1 статьи 257 НК РФ в случае, когда налогоплательщик использует изготовленную им продукцию в качестве объектов основных средств, первоначальная стоимость такого объекта определяется по той же стоимости, по которой формируется стоимость готовой продукции в соответствии со статьей 319 НК РФ. Согласно этой статье данная стоимость формируется исходя не из всех расходов, связанных с ее производством (изготовлением), а только на основе расходов, относящихся к прямым. При этом пунктом 4 статьи 254 НК РФ определено, что определение стоимости сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и т. п. объектов, созданных самим налогоплательщиком, осуществляется исходя из тех же принципов, то есть на основании расходов, относящихся в соответствии со статьей 318 НК РФ к прямым расходам. В аналогичном порядке определяется стоимость результатов работ или услуг структурных подразделений налогоплательщика, относящихся в состав материальных расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ и являющихся косвенными расходами.

Учитывая вышеизложенное, если в процессе производства конечной продукции (работ, услуг) у организации на определенном промежуточном этапе общего технологического процесса получается товарная продукция (работы, услуги), реализуемая (либо которую можно реализовать) на сторону, то расчет незавершенного производства ведется в отношении каждого вида промежуточной товарной продукции.

При этом стоимость продукции, потребляемой на последующих стадиях производства, принимается в оценке по прямым затратам.

Следует иметь в виду, что прямые расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, включаются в стоимость этой изготавливаемой продукции, причем их распределение по фазам производства осуществляется пропорционально доле сырья по каждой фазе производства. Для этого организация обязана обеспечить данные о количестве исходного сырья в единице производимой продукции на каждой фазе (этапе) производства. В случае, если организация занимается различными видами деятельности или выпускает различные виды продукции, то механизм распределения применяется в рамках производства каждого изделия. Таким образом, прямые расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, включаются в стоимость этой изготавливаемой продукции. В случае, если производство каждого вида товарной продукции в рамках одного технологического процесса изготовления конечной продукции относится к различным сферам деятельности, к которой применяются различные способы оценки незавершенного производства, то налогоплательщик вправе использовать единый способ распределения прямых затрат, предложенный статьей 319 НК РФ, по собственному выбору.

Принципы оценки остатков готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции не зависят от отраслевой специфики налогоплательщика.

Учитывая изложенное, налогоплательщик обязан обеспечить формирование стоимости товарной продукции, изготавливаемой каждым цехом. При этом подобная стоимость формируется на основании только прямых расходов, относящихся к производству продукции этим цехом. При этом, если цех изготавливает полуфабрикаты, то их стоимость в свою очередь является прямыми расходами и включается в стоимость готовой продукции, изготавливаемой с применением указанных полуфабрикатов. В случае, когда вспомогательное производство выполняет работы (оказывает услуги) для основного производства, то их стоимость формируется также на основании прямых расходов, относящихся к деятельности этого цеха, но сама стоимость этих работ, услуг является косвенными расходами и в стоимость изготавливаемой продукции, работ, услуг основного производства не включается, а учитывается в составе косвенных расходов текущего периода.

В случае, когда невозможно определить отнесение возникших у налогоплательщика прямых расходов к конкретному производственному процессу, направленному на изготовление данного вида продукции, выполнения работы, оказания услуги, налогоплательщик в своей учетной политике определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

При применении механизма распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных, предусмотренного статьей 319 НК РФ, следует учитывать, что суммы остатков незавершенного производства, готовой продукции и отгруженной продукции, определенные на конец месяца учитываются при распределении прямых расходов в следующем месяце.

Пример. (для организаций, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья).

Условия:

1.Количество исходного сырья в остатках НЗП в натуральном выражении (по данным инвентаризации):

на начало месяца - 24 тонны (по итогам предыдущей инвентаризации);

на конец месяца - 20 тонн.

2.Списано сырья в производство за отчетный месяц в натуральных показателях (по данным ведомостей учета остатков товаро-материальных ценностей в местах хранения, отчетов о движении товаро-материальных ценностей в местах хранения, требований и требований-накладных на отпуск материалов, лимитно-заборных карт и т.п.) - 100 тонн.

3.Стоимость (в оценке по прямым статьям расходов) остатка НЗП на начало месяца - 1934000 рублей ( из расчета за предшествующий месяц).

4. Прямые затраты текущего месяца (из регистра налогового учета) - 9514000 рублей.

Расчет стоимости остатка НЗП на конец месяца.

Д* = 20 : (24 + 100) = 0,1613

НЗП к.м. = (1934000 + 9514000) x 0,1613 = 1846562

Конец примера.

Пример (для организаций, производство которых связано с выполнением работ, оказанием услуг).

Условия:

1.Стоимость остатка НЗП на начало месяца (из расчета за предшествующий месяц) -12000 руб.

2.Прямые затраты за отчетный месяц 80000 рублей (из регистра налогового учета).

3.Договорная стоимость трех незавершенных на конец месяц договоров на оказание услуг 18000 рублей (журнал регистрации договоров).

4. Договорная стоимость всех выполняемых в отчетном месяце договоров 90000 рублей (13 договоров) (всех заключенных 130000 рублей (16 договоров)) (журнал регистрации договоров).

В скобке дана стоимость всех заключенных договоров для того, чтобы было понятно, что принимаются в расчет не все заключенные договоры, а только те договоры, по которым осуществляются работы в отчетном периоде.

Расчет стоимости остатка незавершенного производства на конец месяца.

Д = 18000 : 90000 = 0,2

НЗП к.м. = (12000 + 80000) x 0,2 = 18400

Конец примера.

При определении объема выполняемых заказов налогоплательщик может выбрать один из следующих показателей: стоимость заказов (при этом указанная стоимость может определяться как цена этих заказов по договорной стоимости, сметной стоимости без учета нормы прибыли или как их стоимость, формируемая на основании прямых расходов, относящихся непосредственно к каждому заказу) либо натуральные показатели, если работы, услуги могут быть измерены в подобных показателях и эти показатели по различным заказам являются сопоставимы.

Данный выбор должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения по каждой категории заказов.

Пример (для прочих налогоплательщиков)

Условия:

1.Нормативная производственная себестоимость за отчетный месяц (по смете) с учетом входного НЗП - 1200000 рублей,

прямые расходы текущего месяца с учетом стоимости НЗП исчисленного по прямым расходам на конец предыдущего месяца - 700000 рублей.

2.Нормативная стоимость остатка НЗП на конец месяца - 32000 рублей.

Расчет стоимости остатка НЗП (по прямым расходам) на конец месяца.

Д=700000 : 1200000=0,5833

НЗП к.м.=32000 * 0,5833=18666 руб.

Конец примера.

Следует учесть, что если налогоплательщик определяет нормативную (плановую, сметную) стоимость НЗП, готовой продукции на складе только в разрезе элементов, относящихся к прямым расходам, то сформированная таким образом фактическая стоимость, учитывается как стоимость НЗП, готовой продукции исчисленная в соответствии с порядком, изложенным в статье 319 НК РФ.

Пример.

За апрель организация осуществила следующие расходы, тыс. руб.:

расходы на оплату труда аппарата управления - 300;

расходы на оплату труда цеха N1 - 200;

расходы на оплату труда цеха N2 - 250;

расходы на оплату труда цеха N3 - 100;

расходы на оплату труда транспортного цеха - 100;

единый социальный налог, начисленный на вышеупомянутые расходы, составляет, соответственно, - 106,8; 71,2; 89; 35,6; 35,6;

списано сырья в цех N1 - 400 (1000 кг);

комплектующие изделия, списанные в цех N3 - 120;

амортизация объектов основных средств аппарата управления - 100;

амортизация объектов основных средств цеха N1 -150;

амортизация объектов основных средств цеха N2 - 100;

амортизация объектов основных средств цеха N3 - 20;

амортизация объектов основных средств транспортного цеха - 24,4;

расходы на оплату электроэнергии, тепла, воды - 250, из них

по цеху N1 - 100;

по цеху N2 - 30;

по цеху N3 - 70;

по транспортному цеху - 20;

по аппарату управления - 30.

Объем услуг, оказанных в течение месяца транспортным цехом, в натуральном выражении составляет 3 200 км, из них:

Потреблено для целей производства - 2 000 км,

Реализовано на сторону - 1 000 км,

Оказано безвозмездно - 200 км.

Технологический процесс налогоплательщика заключается в следующем:

В цехе N1 путем переработки сырья изготавливаются полуфабрикаты, из которых в цехе N2 изготавливается готовая продукция А. Согласно технологическому процессу из 1кг исходного сырья изготавливается единица полуфабриката, из которой делается единица готовой продукции А.

Цех N3 осуществляет изготовление продукции Б путем сборки комплектующих.

1) Расчет по цеху N1.

На начало месяца стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N1 составит - 45 тыс. руб.,

количество сырья в остатках НЗП на начало месяца - 100кг.

количество сырья использованного при изготовлении полуфабрикатов, которые затем были переданы в апреле в цех N2, - 900кг.

Стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N1 на конец месяца составит:

(45 + 400 + 200 + 71,2 + 150) x(100 + 1000 - 900) / (100 + 1000) = 866,2 x 200 / 1100 = 157,5 тыс. руб.

Стоимость переданных в цех N2 полуфабрикатов составит 866,2 - 157,5 = 708,7 тыс. руб.

2) Расчет по цеху N2.

На начало месяца стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N2 составит - 100 тыс. руб.,

количество полуфабрикатов в остатках НЗП на начало месяца - 150 ед.

В апреле изготовлено 1000 единиц готовой продукции А.

Стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N2 на конец месяца составит

(100 + 708,7 + 250 + 89 + 100) x(150 + 900 - 1000) / (150 + 900) = 1247,7 x 50 / 1050 = 59,4 тыс. руб.

Стоимость готовой продукции А, изготовленной цехом N2, в апреле составит 1247,7 - 59,4 = 1188,3 тыс. руб.

3) Расчет по цеху N3.

На начало месяца стоимость прямых расходов в остатках НЗП по цеху N3 составляет - 47 тыс. руб.

Нормативная стоимость НЗП на начало месяца составляет 50 тыс. руб.

Нормативная стоимость расходов, осуществленных в апреле, составила 300 тыс. руб.

Нормативная стоимость изготовленной в апреле продукции Б - 320 тыс. руб.

Стоимость незавершенного производства на конец месяца по нормативной стоимости составила - 30 тыс. руб. (50 + 300 - 320),

Стоимость прямых расходов в остатках НЗП на конец месяца определяется следующим образом:

(47 + 120 + 100 + 35,6 + 20) x30 / (50 + 300) = 27,6 тыс. руб.

Следовательно, стоимость готовой продукции Б в апреле составит 295 тыс. руб. (322,6-27,6). Количество готовой продукции по данным учета - 165 ед.

4) Расчет по транспортному цеху.

Сумма прямых расходов по транспортному цеху за апрель составила (100 + 35,6 + 24,4) = 160 тыс. руб.

Из них сумма прямых расходов, относящихся к услугам производственного характера структурного подразделения, используемого в рамках производства продукции (согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ), в апреле месяце составила 100 тыс. руб. (160 x2000 / 3200). Эти расходы в соответствии с классификацией Главы 25 НК РФ, признаются косвенными расходами.

В связи с тем, что услуги транспортным цехом на сторону оказаны, в составе расходов, учитываются также расходы, связанные с реализацией услуг на сторону в сумме 50 тыс. руб. (160 x1000 / 3200).

Не будут учтены для целей налогообложения расходы в сумме 10 тыс. (160 x200 / 3200), как расходы, связанные с безвозмездной передачей услуг (согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ).

5). Движение продукции по складу.

На начало месяца на складе было:

300 ед. готовой продукции А по стоимости 700 тыс. руб.

25 ед. готовой продукции Б по стоимости 45 тыс. руб.

Реализовано в апреле 900 ед. готовой продукции А и 170 ед. готовой продукции Б.

Стоимость остатков готовой продукции на складе на конец месяца определяется следующим образом.

Остаток готовой продукции А на конец апреля составил 400 ед. (300 + 1000 - 900), его стоимость составляет (700 + 1188,3) x400 / (300 + 1000) = 581 тыс. руб.

Остаток готовой продукции Б на конец апреля составил 20 ед. (25 + 165 - 170), его стоимость составляет (45 + 295) x20 / (25 + 165) = 35,8 тыс. руб.

Итак, по работам за апрель итоговые результаты составили:

Прямые расходы за месяц по данным налогового учета составили

(200 + 250 + 100 + 100 + 71,2 + 89 + 35,6 + 35,6 + 400 + 120 + 150 + 100 + 20 + 24,4) = 1695,8 тыс. руб.

Косвенные расходы за месяц по данным налогового учета составили (без учета стоимости работ (услуг) структурных подразделений самого налогоплательщика)

(300 + 106,8 + 100 + 100 + 30 + 70 + 20 + 30) = 756,8 тыс. руб.

К прямым расходам текущего месяца относятся также стоимость НЗП и готовой продукции на складе на начало месяца:

(45 + 100 + 47 + 700 + 45) = 937 тыс. руб.

При этом следует иметь в виду, что из состава прямых расходов будут исключены для учета в составе косвенных расходов суммы прямых расходов, относящихся к потребленным для производства и реализации услугам транспортного цеха - 100 тыс. руб. (подпункт 4 настоящего примера). Кроме того, в целях налогообложения следует исключить суммы прямых расходов, относящихся к услугам, оказанным на сторону безвозмездно - 10 тыс. руб.

Остатки НЗП и готовой продукции на складе в оценке по прямым расходам на конец месяца - 861, 3 тыс. руб. (157,5 + 59,4 + 27,6 + 581 + 35,8)

Таким образом, в составе расходов текущего периода будет учтена следующая сумма:(1695,8 + 937 - (100 + 10) - 861,3) + 756,8 + 100 = 2518,3 тыс. руб.

Конец примера.

Варианты учета стоимости изготавливаемой продукции (работ, услуг) определяются налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике и применяются в течении ряда лет (налоговых периодов).

При распределении прямых расходов налогоплательщиками, осуществляющими оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, следует иметь в виду следующее.

Распределение прямых расходов в виде транспортных расходов, связанных с приобретением, осуществляется в порядке, изложенном в последних четырех абзацах статьи 320 НК РФ. Прямые расходы в виде покупной стоимости товаров распределяются в соответствии с порядком, изложенным в подпункте 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ.

  • Главная
  • ПРИКАЗ МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"