Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011-2015 ГОДЫ"
ПОДПРОГРАММА "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается острейшей социальной проблемой.
Одним из наиболее эффективных способов жилищного обеспечения указанных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством предоставления государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты).
При реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы данный механизм жилищного обеспечения реализовывался в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
По состоянию на 1 января 2006 г. 510896 семей указанных категорий граждан нуждались в улучшении жилищных условий.
В рамках указанной подпрограммы в 2006 - 2010 годах государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья предоставлялись следующим категориям граждан:
военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица - с 1 января 2006 г. на учете стояли 186472 семьи, из которых 58734 семьи по состоянию на 31 декабря 2010 г. обеспечены жильем, что составляет 31,5 процента общей потребности, или 93,1 процента планового количества;
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица - с 1 января 2006 г. на учете стояли 44085 семей, из которых 17627 семей по состоянию на 31 декабря 2010 г. обеспечены жильем, что составляет 40 процентов общей потребности, или 96 процентов планового количества;
граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур", - с 1 января 2006 г. на учете стояли 392 семьи, из которых 80 семей по состоянию на 31 декабря 2010 г. обеспечены жильем, что составляет 20,4 процента общей потребности, или 88 процентов планового количества;
граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица - с 1 января 2006 г. на учете стояли 26730 семей, из которых 9096 семей по состоянию на 31 декабря 2010 г. обеспечены жильем, что составляет 34 процента общей потребности, или 91 процент планового количества;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, - с 1 января 2006 г. на учете стояли 38445 семей, из которых 4258 семей по состоянию на 31 декабря 2010 г. обеспечены жильем, что составляет 11,1 процента общей потребности, или 98 процентов планового количества;
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - с 1 января 2006 г. на учете стояли 214772 семьи, из которых 13598 семей по состоянию на 31 декабря 2010 г. обеспечены жильем, что составляет 6,3 процента общей потребности, или 85 процентов планового количества.
В этих показателях отражено количество государственных жилищных сертификатов, предусмотренных графиком выпуска и распределения в 2010 году.
На момент окончания реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы посредством выдачи сертификатов планируется обеспечить жильем около 100 тыс. семей граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Министерство регионального развития Российской Федерации провело в 2009 году инвентаризацию очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам инвентаризации и с учетом реализации указанной подпрограммы в 2010 году по состоянию на 1 января 2011 г. 428791 семья указанных категорий граждан является нуждающейся в жилых помещениях, в том числе:
156993 семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;
20135 семей граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц;
1004 семьи граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
12609 семей граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц;
24294 семьи вынужденных переселенцев;
213756 семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) планируется применить основные принципы и механизмы обеспечения жильем граждан, успешно реализованные в рамках выполнения федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
При этом учтены новые принципы обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, действующие с 1 января 2011 г.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить жильем до 2015 года включительно 86192 семьи, или 20 процентов нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством.
Задача устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий категорий граждан, установленных федеральным законодательством, определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку она:
является одной из приоритетных при формировании федеральных целевых программ;
носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального центра;
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Решение жилищной проблемы указанных категорий граждан позволит обеспечить улучшение качества жизни населения, создать условия для функционирования и развития рынка жилья.
Вместе с тем применение программно-целевого метода сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке жилья, а также в жилищном строительстве.
II. Цель и задачи подпрограммыЦелью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция).
Реализация подпрограммы осуществляется в 2011 - 2015 годах.
Гражданами - участниками подпрограммы являются:
граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).
Граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счет средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз.
Участие в подпрограмме добровольное.
Подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней.
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:
военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, либо ликвидация предприятия (учреждения, организации), либо сокращение численности или штата работников, либо состояние здоровья;
граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Распределение годового объема финансирования между категориями граждан - участников подпрограммы осуществляется пропорционально общим объемам финансирования в отношении указанных категорий в соответствии с разделом IV настоящей подпрограммы.
Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы могут быть досрочное достижение цели и выполнение задач подпрограммы.
III. Перечень мероприятий подпрограммыМероприятия подпрограммы подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия и мероприятия по финансовому обеспечению улучшения жилищных условий граждан, отнесенных к категориям, установленным федеральным законодательством. В качестве критериев успешного решения поставленных задач будут использоваться следующие индикаторы:
доля граждан, улучшивших жилищные условия, в общем количестве граждан, отнесенных к категориям, установленным федеральным законодательством;
удельные бюджетные расходы на обеспечение жильем одного получателя социальной выплаты из числа граждан, отнесенных к категориям, установленным федеральным законодательством.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы, а также внесение изменений в действующие нормативные правовые акты.
Организационные мероприятия подпрограммы направлены на дальнейшее совершенствование системы управления и контроля за реализацией подпрограммы, на оказание конкретной помощи гражданам - участникам подпрограммы в регионах, формирование единой базы данных о гражданах - участниках подпрограммы, ведение единого реестра выданных и оплаченных сертификатов и единого реестра граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет субвенции, а также на проведение информационно-разъяснительной работы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммыОбщий объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2015 годах составит 175203,85 млн. рублей, в том числе:
72682,57 млн. рублей - в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, включая граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;
36130,18 млн. рублей - в отношении граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц;
1997 млн. рублей - в отношении граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
24941,7 млн. рублей - в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц;
6393,1 млн. рублей - в отношении вынужденных переселенцев;
33059,3 млн. рублей - в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2015 годах приведены в приложении N 2 и ежегодно будут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год.
Финансирование подпрограммы будет осуществляться только за счет средств федерального бюджета.
Исходя из планируемого финансового обеспечения расчетное число семей граждан - участников подпрограммы составляет 86912 семей.
Количество семей граждан, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации подпрограммы, приведено в приложении N 3.
V. Механизм реализации подпрограммыОсновным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Порядок выпуска и реализации сертификатов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Отбор банков будет осуществляться государственным заказчиком подпрограммы на конкурсной основе. Условия конкурса будут определены государственным заказчиком подпрограммы.
Граждане - участники подпрограммы могут приобретать на рынке жилья у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет социальной выплаты, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств.
Получателям государственных жилищных сертификатов будет оказываться методическое и организационное содействие в приобретении жилья экономкласса на первичном рынке.
Граждане - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.
Отбор уполномоченных организаций осуществляется государственным заказчиком подпрограммы и сведения о таких организациях доводятся до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы.
Предполагается, что приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) будет оформляться в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. При приобретении 2 или более жилых помещений право собственности на приобретаемые жилые помещения реализуется по договоренности членов семьи.
В случае приобретения гражданином - участником подпрограммы жилого помещения (жилых помещений) за счет заемных (кредитных) средств, полученных на эти цели в соответствии с договором займа (кредитным договором), средства социальной выплаты могут направляться на погашение займа (кредита) заимодателю (кредитору). Допускается оплата за счет средств выделенной социальной выплаты услуг по подбору жилого помещения и оформлению правоустанавливающих документов, если данное условие будет предусмотрено в договоре на приобретение жилого помещения.
После перечисления средств социальной выплаты с банковского счета на выплату обязательств по приобретению жилья граждане - участники подпрограммы исключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) за счет средств федерального бюджета.
В случае если владелец сертификата по какой-либо причине не воспользовался правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он сохраняет право на улучшение жилищных условий (остается в списках нуждающихся в жилых помещениях), в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях).
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.
Объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма либо предоставления им единовременной денежной выплаты будет определяться законодательством субъектов Российской Федерации.
Государственный заказчик подпрограммы осуществляет общее руководство подпрограммой, выпуск сертификатов, контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
Для управления реализацией подпрограммы государственный заказчик может возложить на федеральное государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации следующие функции:
подготовка проекта графика выпуска и распределения сертификатов;
ведение учета выданных и оплаченных сертификатов;
представление информации об оплате сертификатов органам исполнительной власти, выдавшим их;
обеспечение через банки своевременной оплаты договоров на приобретение жилья, предъявленных владельцами сертификатов;
перечисление средств, выделяемых в виде социальной выплаты, в банк;
ведение учета граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет субвенций;
сбор и анализ информации о ходе реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой, и представление аналитической информации государственному заказчику подпрограммы;
проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется по следующим показателям:
количество сертификатов, выданных гражданам - участникам подпрограммы, и размер средств федерального бюджета, предусмотренных на их реализацию;
количество реализованных сертификатов и объем средств федерального бюджета, израсходованных на предоставление социальных выплат;
объем субвенций, предусмотренный на обеспечение жилыми помещениями;
количество граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет субвенций, и объем субвенций, использованный на указанные цели.
В целях совершенствования механизма обеспечения жильем граждан - участников подпрограммы предусматривается подготовка соответствующих предложений.
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммыЭффективность реализации подпрограммы и использования средств федерального бюджета обеспечивается за счет:
прозрачности прохождения средств федерального бюджета;
государственного регулирования порядка расчета и предоставления социальной выплаты;
адресного предоставления средств федерального бюджета;
возможности привлечения собственных или заемных (кредитных) средств граждан для приобретения жилья.
Оценка объема и эффективности выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан - участников подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам - участникам подпрограммы;
размер средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление социальных выплат;
количество реализованных государственных жилищных сертификатов;
размер средств федерального бюджета, выделенных на их погашение;
объем субвенций, предусмотренный на обеспечение жилыми помещениями граждан;
количество граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет субвенций;
объем субвенций, использованный на указанные цели.
Реализация подпрограммы позволит:
обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета 86912 семей граждан - участников подпрограммы;
увеличить спрос на жилье за счет его приобретения гражданами - участниками подпрограммы;
способствовать развитию системы ипотечного жилищного кредитования;
полностью исполнить государственные обязательства по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур" и подлежащих отселению.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011-2015 ГОДЫ"