в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "КОММЕНТАРИИ К "ПРАВИЛАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ", УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОССТАНДАРТА РОССИИ ОТ 01.04.98 N 19" (утв. Госстандартом РФ 16.04.99)
действует Редакция от 16.04.1999 Подробная информация
"КОММЕНТАРИИ К "ПРАВИЛАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ", УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОССТАНДАРТА РОССИИ ОТ 01.04.98 N 19" (утв. Госстандартом РФ 16.04.99)

4. Особенности процедуры оформления "Одобрения типа транспортного средства" при вступлении в силу новых технических требований

Настоящий комментарий поясняет принципы установления технических требований и сроков действия документов, оформляемых при сертификации транспортных средств, в период смены этих требований.

В общем случае при установлении перечня и уровня требований руководствуются Приложением 2 к "Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов".

В то же время процедура сертификации по Правилам ЕЭК ООН предусматривает так называемые "переходные положения", устанавливающие регламент перехода на новый уровень технических требований выпускаемых автомобилей, ранее уже получивших "Одобрение типа...", и, в частности, срок этого перехода, необходимый производителю для технической перестройки производства.

Указанный регламент может использоваться и в российской Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, причем как при оформлении сертификатов соответствия по отдельным требованиям, так и при оформлении "Одобрений типа транспортного средства".

Необходимо отметить, что Приложение 2 к "Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" информирует об изменениях в технических требованиях двух видов:

- изменения уровня требований уже существующих нормативных документов, включенных в перечни обязательных требований для получения российских "Одобрений типа транспортного средства";

- появление новых нормативных документов, не входящих в перечни обязательных требований.

Для первой категории требований может быть установлен переходный срок, как правило, в течение 2-х лет, с момента введения в действие этих новых уровней уже существующих требований. Дата перехода на новые требования согласно Приложению 2 к "Правилам..." с 1 января 1999 г. или 1 января 2000 г.

Для второй категории требований понятие переходного периода может применяться в случае перевода каких-либо из них из разряда факультативных в обязательные и введение их в перечни требований, обязательных при получении "Одобрения типа транспортного средства". Продолжительность переходного периода при этом в каждом конкретном случае будет увязана с продолжительностью переходного периода для каждого стандарта (Правила ЕЭК ООН).

Началом переходного периода будет считаться дата вступления в силу нового требования в качестве обязательного для получения российского "Одобрения типа транспортного средства". Об этой дате будет объявлено путем публикации в официальном издании.

4.1. Во всех случаях установления требований при заявлении на сертификацию нового семейства впервые либо продлении или распространении действующего "Одобрения типа..." перечень и уровень требований должны соответствовать действующим на момент подачи (регистрации) заявки на данный вид работы.

В реальной деятельности по сертификации в соответствии с Приложением 2 "Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" Орган по сертификации вправе, при наличии достаточных оснований, применить следующие переходные положения.

4.1.1. При заявке на распространение действующего "Одобрения типа..." к дополнительно сертифицируемым модификациям могут применяться требования, примененные к ранее сертифицированному основному представителю типа, несмотря на то, что за прошедший период вступили в силу требования более высокого уровня.

Пример: "Одобрение типа..." базового представителя - с кузовом типа "седан", выдано в период действия требований Правил N N 13-05, 51-01, 83-02А. Подана заявка на распространение этого "Одобрения типа..." на модификацию с кузовом типа "хэтчбек". За период, прошедший с момента одобрения базового автомобиля, вступили в силу требования Правил N N 13-08, 51-02, 83-02В. При этом на период действия базового "Одобрения типа..." оно может быть распространено на эту модификацию по "старым" требованиям. Такой же подход может быть применен при модификации за счет изменения конструкции, связанного с изменением одного из требований.

Пример: решено дополнить ранее одобренный тип транспортного средства без катализатора модификацией с катализатором. В этом случае Орган по сертификации может, наряду с новым требованием по выбросам Правил N 83-02В, применить требование по внешнему шуму Правил N 51-01, если по ним выдано базовое "Одобрение типа...".

Этот подход действителен при распространении "Одобрений типа..." со сроком действия до 3-х лет и 1 год, а также для "Одобрений типа..." на транспортные средства, изготовленные на шасси или с использованием базового транспортного средства; "Одобрений типа..." на транспортные средства, собираемые из комплектов.

4.1.2. При заявке на продление действующего "Одобрения типа...", ранее выданного на срок до 3-х лет, либо оформление "Одобрения типа..." со сроком действия до 3-х лет, после окончания действия ранее выданного "Одобрения типа..." со сроком действия до 1-го года, в случае, если в силу вступают требования нового уровня, Орган по сертификации принимает во внимание срок вступления в силу этих требований.

4.1.2.1. Если заявка на продление или выдачу "Одобрения типа..." подана до вступления в силу новых требований, то для продления используются требования, действовавшие на момент подачи заявки (см. п. 4.1). При этом, как и в случае вступления в силу новых требований после выдачи продленного "Одобрения типа...", последнее действует до конца назначенного срока.

Пример: Заявка подана в ноябре 1998 г., "Одобрение типа..." выдано (продлено) 30.12.1998 сроком до 31.12.2001 с учетом требований Правил N 51-01, а с 01.01.1999 вступили в силу требования Правил N 51-02. Это означает, что заявитель может производить и реализовывать транспортные средства с уровнем внешнего шума по Правилам N 51-01 до 30.12.2001.

4.1.2.2. Если заявка на продление "Одобрения типа..." подана после вступления в силу новых требований, то при назначении срока действия продленного "Одобрения типа..." или уровня требований принимается во внимание упомянутый выше переходный срок для применения нового уровня требований таким образом, чтобы с момента вступления в силу новых требований до момента прекращения действия продленного "Одобрения типа..." прошло не более 2-х лет.

Пример: С 01.01.1999 вступили в силу требования Правил N 51-02. Предыдущее "Одобрение типа...", выданное на 3 года с учетом требований Правил N 51-01, заканчивает действие 01.01.2000. В этом случае заявитель может рассчитывать на продление "Одобрения типа..." лишь до 01.01.2001, т.к. у него будет к этому времени 2 года для перестройки производства серийной продукции.

Этот подход действителен также для "Одобрений типа..." по минимальному перечню, выдаваемых второй и третий раз, для "Одобрений типа..." на транспортные средства, изготовленные на шасси или с использованием базового транспортного средства, а также "Одобрения типа..." на транспортные средства, собираемые из комплектов.

4.2. Как указывалось выше, при определении перечня и уровня требований они устанавливаются в соответствии с действующими на момент подачи заявки на выдачу или продление "Одобрения типа...".

Однако, если по вине заявителя после регистрации заявки работа по сертификации не закончена в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу новых требований (не представлены документация и образцы, отрицательные результаты, вызвавшие необходимость доработки конструкции или переделки образца и т.д.), Орган по сертификации вправе установить новый уровень требований либо специальный срок действия "Одобрения типа...", о чем письменно извещает заявителя.

Пример: Заявка на выдачу "Одобрения типа..." со сроком действия до 3-х лет подана в ноябре 1998 г., в период действия требований Правил N 51-01. Оформление "Одобрения типа..." должно быть проведено в мае 1999 г., после окончания срока действия ранее выданного "Одобрения типа..." со сроком действия до 1-го года и вступления в силу Правил N 51-02. Срок действия "Одобрения типа..." в этом случае начисляется с 31.12.98, т.е. с момента вступления в силу требований Правил N 51-02.

4.3. Изложенные выше комментарии действительны, если переходные положения при введении того или иного стандарта (Правил ЕЭК ООН) в Российской Федерации не предусматривают другого.

Например, не предусматривалось переходного срока при введении требований по местам установки номерных знаков (ГОСТ Р 50577 пп. 4.12, 4.13, 4.16). Здесь имел место случай немедленного и полного применения требования.

С другой стороны, возможны случаи "пролонгированного" введения в силу требований, если это связано с условиями реальной эксплуатации. К такому случаю следует отнести особенности введения в силу требований Правил N 83-02В.

4.3.1. Особенности введения в силу Правил N 83-02В.

Технически выполнение требований Правил N 83-02В на автомобилях с бензиновыми двигателями связано с применением каталитических нейтрализаторов отработавших газов, которое, в свою очередь, возможно лишь при безусловном применении бензинов без содержания соединений свинца, фосфора и т.д., отравляющих катализатор. Таким образом, помимо изготовления автомобилей, соответствующих требованиям Правил N 83-02В, надо обеспечить условия его эксплуатации, что возможно пока не во всех регионах России. Поэтому, наряду с действительностью для этих Правил ЕЭК ООН положений, изложенных выше в п. п. 4.1 и 4.2, в этом случае Центральный орган по сертификации дополнительно в конкретных случаях может принять специальное решение, устанавливающее для конкретного производителя (импортера) соотношение поставляемых на рынок автомобилей с катализаторами и без них, в зависимости от готовности инфраструктуры регионов поставки. Порядок принятия таких решений будет изложен в соответствующих документах Госстандарта России.

4.3.2. В действующем "Перечне требований..." упомянутые здесь ГОСТ Р 50577 и Правила N 83-02В являются пока исключениями по особенностям применения.

  • Главная
  • "КОММЕНТАРИИ К "ПРАВИЛАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ", УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОССТАНДАРТА РОССИИ ОТ 01.04.98 N 19" (утв. Госстандартом РФ 16.04.99)