Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 12.09.2011) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011-2015 ГОДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011 N 575, от 12.09.2011 N 771)
Паспорт федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годыНаименование Программы | - федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство регионального развития Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575) | |
Основной разработчик Программы | - Министерство регионального развития Российской Федерации |
Цели и задачи Программы | - основные цели Программы: |
формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; | |
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. | |
Основными задачами Программы являются: | |
создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; | |
повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; | |
обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - годовой объем ввода жилья в 2015 году - 90 млн. кв. метров общей площади жилья; |
количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в 2011 - 2015 годах, - 86,9 тыс. семей; | |
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах, - 172 тыс. семей | |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2011 - 2015 годы |
Перечень подпрограмм и мероприятий Программы | - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"; |
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"; | |
подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; | |
подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации"; | |
мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; | |
мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, включая предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования; | |
научно-исследовательские работы | |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 620,69 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей; |
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 109,96 млрд. рублей; | |
за счет средств внебюджетных источников 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - 0,39 млрд. рублей, молодых семей - 219,19 млрд. рублей | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом): |
улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека); | |
повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году - 4,8 года); | |
увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 12 до 30 процентов; | |
увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства"; | |
строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства"; | |
увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов; | |
содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах 172 тыс. молодых семей; | |
улучшение жилищных условий в 2011 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством; | |
завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов; | |
завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры; | |
совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения; | |
создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе; | |
переселение в 2011 - 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" |
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей и повышение качества оказываемых коммунальных услуг.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) предусматривает:
формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда.
В рамках реализации Программы планируется отработать комплексный подход при строительстве жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки как спроса, так и предложения жилья экономкласса на рынке жилья. Указанный подход сбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода жилья экономкласса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечило возможность успешной реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 - 2010 годах, когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 2006 - 2009 годы увеличилась с 33 до 87,2 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 12,8 процента.
По сведениям органов государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки с недвижимостью, в которые вовлечено порядка 5,3 процента жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем развития рынка жилья.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные, в том числе индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме введенного жилья в 2009 году составила 47,8 процента.
Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства. Если в IV квартале 2005 г. после установления законодательного требования о предоставлении земельных участков для жилищного строительства на открытых аукционах лишь 10 процентов земельных участков было предоставлено на аукционах, то в IV квартале 2009 г. на аукционах было предоставлено уже 82 процента земельных участков (без учета земельных участков для индивидуального жилищного строительства).
Ограниченные возможности так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующей инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры подтвердили правильность выбранного направления по реализации комплексного подхода к освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства, осуществлявшегося в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Последовательно проводится политика по снижению административных барьеров в жилищном строительстве. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
В целях обеспечения опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" были осуществлены мероприятия, направленные на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в различных регионах Российской Федерации.
Государственная поддержка осуществлялась в виде субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
В 2006 - 2009 годах в рамках подпрограммы реализовывалось 283 инвестиционных проекта в 65 субъектах Российской Федерации.
Общий объем привлеченной в жилищную сферу кредитной массы в 2008 году составил 13,7 млрд. рублей. Дополнительный объем ввода жилья составил 2,8 млн. кв. метров.
Общий объем привлеченной кредитной массы в 2009 году составил 6,3 млрд. рублей. Дополнительный ввод жилья составил 1,8 млн. кв. метров.
В 2010 году в рамках подпрограммы осуществлялась реализация 42 инвестиционных проектов в 10 субъектах Российской Федерации. Планируемый дополнительный ввод жилья составит 1,8 млн. кв. метров.
Основными проблемами реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" на начальном этапе в 2006 - 2007 годах явились:
низкая заинтересованность, а в большинстве случаев и недостаток возможностей у местных органов власти в привлечении кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
небольшой опыт у российских кредитных организаций в отношении практики кредитования проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой;
неготовность юридических лиц к привлечению кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в связи с отсутствием практики залогового обеспечения кредита, а также в связи с отсутствием кредитных историй и опыта работы с банками.
В рамках реализации указанной подпрограммы в 2007 - 2008 годах были достигнуты положительные результаты, в том числе у юридических лиц появилась заинтересованность в привлечении кредитных ресурсов при реализации инвестиционных проектов в целях обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Так, в 2009 году для участия в отборе субъектов Российской Федерации и инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки было представлено 187 проектов из 46 субъектов Российской Федерации, из которых средства федерального бюджета были направлены на реализацию 56 проектов в 19 субъектах Российской Федерации.
Кредитные организации начали развивать новый кредитный продукт в виде проектного финансирования развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства.
Анализ результатов реализации этой подпрограммы показал, что механизм ее реализации обеспечивает эффективный контроль над целевым использованием средств и формирует прозрачность процедуры обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Таким образом, целесообразно продолжить реализацию выбранного направления в 2011 - 2015 годах в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации", в которой планируется реализация следующих мероприятий, направленных на поддержку региональных программ развития жилищного строительства:
комплексная градостроительная планировка территорий в целях массового строительства жилья;
развитие строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;
развитие социальной инфраструктуры параллельно со строительством жилья экономкласса;
выделение в отдельный бизнес развития инженерной инфраструктуры на застраиваемых участках;
упрощение порядка предоставления кредитов застройщикам, жилищным некоммерческим объединениям граждан, в том числе жилищно-строительным кооперативам, для обеспечения строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного.
Таким образом, жилье экономкласса, построенное в рамках реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации", будет использоваться для обеспечения жильем молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", граждан, получающих государственную поддержку на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Кроме того, построенное жилье экономкласса также будет приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов.
Предусмотренные подпрограммой "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" формы государственной поддержки реализации проектов будут предоставляться при условии реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы стимулирования развития жилищного строительства.
При реализации программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации будет отработан комплексный подход оказания различных мер государственной поддержки.
В целях развития промышленности строительных материалов в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" планируется реализовать мероприятия, направленные на модернизацию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий стройиндустрии, которые будут выпускать энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия.
Это обусловлено тем, что в настоящее время уровень изношенности основных средств производства в некоторых организациях промышленности строительных материалов достигает от 40 до 80 процентов и продолжает увеличиваться. В организациях используются устаревшие, энергозатратные технологии по производству строительных материалов, изделий и конструкций, при строительстве жилья используются устаревшие и неэффективные технологии и строительные материалы. Все это отрицательно влияет на себестоимость выпускаемой продукции и, как следствие, приводит к увеличению стоимости жилья.
Основными целями подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы являлись повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
За 2006 - 2010 годы достигнуты следующие позитивные результаты выполнения подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры":
преодоление снижения уровня надежности работы жилищно-коммунального комплекса;
стабилизация финансового положения организаций коммунального комплекса;
появление на рынке коммунальных услуг организаций частных форм собственности.
Финансирование мероприятий подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в 2006 - 2010 годах предусматривалось в объеме 91,17 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28,24 млрд. рублей, из них на строительство и модернизацию объектов коммунальной отрасли - 24,14 млрд. рублей, на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа - 4,1 млрд. рублей.
В 2006 - 2010 годах в рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах Российской Федерации.
Реконструированы более 10000 км сетей водоснабжения и канализации, отопительные котельные общей мощностью более 25000 Гкал/ч, очистные сооружения на объектах водоснабжения и канализации общей производительностью более 5000 тыс. куб. метров в сутки.
В реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа в рамках подпрограммы принимали участие 79 субъектов Российской Федерации.
На реализацию этих мероприятий подпрограммы за счет всех источников финансирования в 2006 - 2010 годах предусмотрено 16,6 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета составляют 5,51 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средства внебюджетных источников - 11,3 млрд. рублей.
Ликвидированы ветхие и аварийные жилые дома общей площадью 513,9 тыс. кв. метров, из них переселено более 35185 семей.
В рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" предусмотрено софинансирование мероприятий по завершению строительства и реконструкции объектов, которые были начаты при реализации аналогичной подпрограммы в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в период 2006 - 2010 годов и финансировались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации.
Реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2006 - 2009 годах продемонстрировала ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы. Так, на 1 января 2010 г. участвовать в подпрограмме изъявили желание 217,2 тыс. молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В течение 4 лет (2006 - 2009 годы) в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов более 130 тыс. молодых семей.
За 2006 - 2009 годы возросло число субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия подпрограммы. В 2005 году таких субъектов было 43, в 2009 году - 80.
Реализация указанной подпрограммы способствовала разработке и принятию в субъектах Российской Федерации не только программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий, но и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования. Если на начало 2006 года 55 субъектов Российской Федерации имели программы развития ипотечного жилищного кредитования, то в течение 3 лет еще 25 субъектов Российской Федерации разработали и утвердили новые региональные программы по развитию ипотечного жилищного кредитования. Всего на сегодняшний день такие программы действуют в 80 субъектах Российской Федерации.
Значительно увеличился объем средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на финансирование мероприятий подпрограммы. В 2006 году в бюджетах субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат (субсидий) молодым семьям предусматривалось 3,8 млрд. рублей, в 2009 году - 12,5 млрд. рублей.
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов.
На этапе реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы механизм обеспечения жильем реализовывался в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
По состоянию на 1 января 2006 г. 510896 семей указанных категорий граждан нуждались в улучшении жилищных условий, из которых в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" за период с 2006 по 2010 год с учетом государственных жилищных сертификатов, предусмотренных графиком выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов в 2010 году, обеспечены жильем 103393 семьи, что составляет 20,2 процента общей потребности, или 92 процента планового количества.
В рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" удалось применить единые принципы и механизмы выполнения государственных обязательств в отношении почти всех установленных категорий граждан (за исключением граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) на основе выдачи им государственных жилищных сертификатов. Это позволило создать эффективный механизм обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета установленных категорий граждан.
В 2009 году Министерство регионального развития Российской Федерации провело инвентаризацию числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам инвентаризации 428791 семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе:
156993 семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;
20135 семей граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) в органах местного самоуправления;
1004 семьи граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
12609 семей граждан, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц;
24294 семьи граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами;
213756 семей граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным ипотечным кредитам увеличился за 2006 - 2009 годы с 52,8 млрд. рублей до 1010,9 млрд. рублей, то есть почти в 20 раз.
В 2006 - 2009 годах открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) рефинансировало 136499 ипотечных кредитов в 80 субъектах Российской Федерации на сумму 122 млрд. рублей.
Согласно прогнозам объем рынка ипотечного жилищного кредитования в 2010 году составит 320 млрд. рублей.
В 2009 - 2010 годах обеспечена потребность в заемных средствах за счет предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям Агентства в размере 80 млрд. рублей (36 млрд. рублей в 2009 году и 44 млрд. рублей в 2010 году), а также предусмотрено предоставление кредитных средств в размере до 40 млрд. рублей.
Данные социологических исследований на 2009 год показывают, что жилищная проблема стоит перед 60 процентами российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями, при этом для 32 процентов семей жилищная проблема является наиболее острой и требует решения в ближайшие 3 года. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет около 1570 млн. кв. метров, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для дальнейшего развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, рынка ипотечных ценных бумаг.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования в 2009 году составляло 8 лет, в 2010 году составит 5 - 7 лет.
Улучшению жилищных условий граждан будут способствовать предоставление в установленном порядке органами государственной власти или органами местного самоуправления по желанию граждан земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также развитие новых форм жилищно-строительной кооперации и иных жилищных некоммерческих объединений граждан с обеспечением мер дополнительной поддержки граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, и других льготных категорий граждан.
Согласно статистическим данным на конец 2008 года в Российской Федерации объем ветхого и аварийного жилищного фонда составлял более 99,5 млн. кв. метров.
В зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ), включающей территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области и Иркутской области, по состоянию на 1 января 2010 г. в ветхом жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, проживает 40,5 тыс. человек или 15 тыс. семей. Фактическая площадь, занимаемая проживающими в ветхом и аварийном жилищном фонде, составляет 828,6 тыс. кв. метров.
На сегодняшний день сложившаяся в субъектах Российской Федерации социальная и экономическая ситуация не позволяет обеспечить население, проживающее в зоне, прилегающей к БАМу, качественным и доступным жильем, следовательно, проблема может быть решена с привлечением средств федерального бюджета и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в г. Волгодонске (Ростовская область) вследствие ряда причин, включая несовершенство нормативной базы, ошибки и просчеты научных, изыскательских, проектных, строительных организаций и эксплуатирующих служб, некомплексность застройки микрорайонов города, незавершенность вертикальной планировки и т.д., происходит замачивание просадочной толщи грунтов. В застраиваемой при строительстве на просадочных грунтах части города начался интенсивный неравномерный (куполообразный) подъем уровня подземных вод, вызывая неравномерные просадки оснований фундаментов зданий и сооружений, а также повреждения водонесущих инженерных сетей, построенных без учета просадочных грунтов. Для приведения объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей, необходимо оказать поддержку бюджету Ростовской области за счет средств федерального бюджета.
В Программе предусмотрены мероприятия по переселению граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в целях реализации соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством регионального развития Российской Федерации, правительством Красноярского края, муниципальным образованием город Норильск и открытым акционерным обществом "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" по переселению граждан, проживающих в г.г. Норильске и Дудинке, и модернизации коммунальной инфраструктуры г. Норильска.
В 2009 году в рамках развития приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" была поставлена задача реализовать антикризисные меры, в том числе сохранить достигнутый в 2008 году уровень доступности жилья для населения и создать условия для его дальнейшего повышения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Вместе с тем достигнутые результаты и сложившаяся на рынке жилья ситуация обусловливают необходимость согласования целей и задач Программы, направленных на преодоление существующих проблем в жилищной сфере, с долгосрочными стратегическими целями и приоритетами государственной жилищной политики. Реализация Программы должна обеспечить продвижение по направлению достижения долгосрочной стратегической цели государственной жилищной политики.
Стратегической целью государственной жилищной политики и ее приоритетными задачами, изложенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Задача создания условий для новых форм улучшения гражданами жилищных условий требует от федерального центра совершенствования нормативной правовой базы в жилищном секторе и стимулирования проведения преобразований на местах.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
отражены в основных направлениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и приоритетах для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения и эффективного функционирования рынка жилья;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов до 2015 года включительно;
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
Вместе с тем применение программно-целевого метода в решении поставленных Программой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке жилья, а также в отрасли жилищного строительства.
II. Основные цели и задачи ПрограммыЦели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями (33 кв. метра общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек, по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более) (далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
Приоритетными направлениями Программы являются:
стимулирование развития жилищного строительства;
поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
повышение качества коммунальной инфраструктуры;
проведение научно-исследовательских работ.
По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.
Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач:
формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;
обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;
государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;
разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;
модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов.
Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи:
упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;
комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;
поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.
Кроме того, в рамках Программы необходимо:
обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;
совершенствовать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);
совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
В области выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, необходимо в первую очередь обеспечить координацию государственного спроса на рынке жилья.
Основные приоритетные направления реализации Программы и ее подпрограмм, задачи и мероприятия Программы подлежат уточнению ежегодно по итогам реализации мероприятий Программы и национального проекта за год, а также в случае утверждения новых стратегических приоритетов государственной жилищной политики.
Целевые индикаторы реализации Программы представлены в разделе VI.
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений государственной жилищной политики.
III. Мероприятия ПрограммыМероприятия Программы направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также на мероприятия по финансированию капитальных вложений и прочих нужд.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета приведены в приложении N 1.
Ожидаемые результаты обеспечения жильем в 2011 - 2015 годах граждан - участников подпрограмм и мероприятий Программы приведены в приложении N 2.
Перечень мероприятий по реализации Программы, не требующих финансирования за счет средств федерального бюджета, приведен в приложении N 3.
Объемы финансирования Программы по источникам и направлениям финансирования приведены в приложении N 4.
Объемы финансирования мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан приведены в приложении N 5.
Среди направлений, связанных с совершенствованием нормативной правовой базы, наиболее важными являются:
содействие развитию строительства жилья экономкласса;
поэтапное внедрение стандартов жилья экономкласса при реализации государственного спроса на жилье и при строительстве жилья за счет бюджетных средств;
поддержка обеспечения земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой для строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного;
создание условий для банковского кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, в том числе жилищных некоммерческих объединений граждан, индивидуальных застройщиков, участников долевого строительства;
содействие развитию жилищного строительства жилищными некоммерческими объединениями граждан, в том числе жилищно-строительными кооперативами;
совершенствование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета в целях усиления защиты прав граждан на жилье;
создание условий для привлечения средств инвесторов в развитие коммунальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жилищного строительства;
развитие малоэтажной жилищной застройки территорий и развитие жилищного строительства жилищными некоммерческими объединениями граждан.
Организационные мероприятия будут направлены на:
создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования, создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Динамика распределения необходимой государственной и муниципальной поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода жилья в ближайшие годы, так как механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в строительство коммунальной инфраструктуры пока не получили развития.
Подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" будет реализовываться в 2011 - 2015 годах, что позволит обеспечить массовое строительство жилья экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, сформировать новый сегмент жилья на рынке, развить производственную базу для внедрения новых современных технологий и строительных материалов для строительства жилья экономкласса.
В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" будут реализованы мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, которые могут быть использованы на:
возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в российских кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575)
возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) юридическими лицами в российских кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575)
строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по строительству жилья экономкласса;
строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса.
Кроме того, в рамках этой подпрограммы могут быть предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд).
Предусмотренные подпрограммой формы государственной поддержки предоставляются при условии реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы развития жилищного строительства, предусматривающей введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство, разработку документов территориального планирования, комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса, стимулирование частной инициативы граждан, формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов, развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий (далее - региональные программы).
В целях поддержки строительства жилья экономкласса Агентством при участии Фонда и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации будут реализованы мероприятия по осуществлению целевого финансирования кредитных организаций для кредитования застройщиков, осуществляющих реализацию проектов строительства жилья экономкласса, и физических лиц, приобретающих жилые помещения в рамках таких проектов. После завершения жилищного строительства погашение целевых займов Агентству будет осуществляться за счет средств граждан, приобретающих построенное в рамках проектов жилье с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования, либо за счет средств гаранта по сбыту данного жилья, функции которого могут быть возложены на Фонд, иные организации, уполномоченные федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация указанных мероприятий будет способствовать развитию кредитования застройщиков, осуществляющих строительство жилья экономкласса, повышению доступности приобретения гражданами жилья на первичном рынке с помощью ипотечных жилищных кредитов, стабилизации цен на такое жилье и обеспечению гарантий прав граждан, участвующих в долевом строительстве жилья. Финансирование мероприятий будет осуществляться Агентством.
При этом планируется, что жилье экономкласса будет приобретаться молодыми семьями, получающими государственную поддержку в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", гражданами, получающими государственную финансовую поддержку в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", а также отдельными категориями граждан.
Развитие сегмента рынка жилья экономкласса, прежде всего малоэтажного, будет осуществляться в том числе в рамках деятельности Фонда путем предоставления под жилищное строительство земельных участков, обеспеченных комплексом инженерной инфраструктуры.
Также Фондом планируется ежегодно вовлекать в оборот необходимое количество земельных участков, обеспечивающих рост производства современных строительных материалов, изделий и конструкций в первую очередь для малоэтажного домостроения, отвечающих стандартам энергоэффективности и экологичности, и содействовать созданию на этих участках современных производственных мощностей.
Таким образом, Фонд должен одновременно активно работать по 3 направлениям: развитие рынка земельных участков под жилищное строительство, развитие жилищного строительства, развитие промышленности строительных материалов.
Наиболее важными являются направления по сохранению сформированной надежной инфраструктуры рынка ипотеки и ее дальнейшее развитие, поддержание конкуренции на рынке и обеспечение условий для продолжения выдачи и обслуживания ипотечных кредитов региональными банками.
Планируется совершенствование нормативных правовых актов по активизации содействия формированию рынка доступного жилья, в том числе в части совершенствования законодательного регулирования рынка ипотечных ценных бумаг, привлечения средств пенсионных накоплений и средств страховых резервов на рынок ипотечных ценных бумаг, страхования ипотечных жилищных кредитов, деятельности бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов, системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, защиты прав добросовестного приобретателя жилого помещения.
Будут проводиться организационные мероприятия, связанные с содействием использованию материнского (семейного) капитала на погашение ранее взятых и получение новых ипотечных жилищных кредитов.
Агентством будут реализовываться первоочередные антикризисные меры и меры, обеспечивающие перспективное развитие ипотечного кредитования и других механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе преодоление последствий текущих кризисных явлений и создание условий для предотвращения и смягчения возможных будущих кризисных явлений, создание эффективного первичного рынка ипотечного кредитования, обеспечивающего баланс интересов кредиторов и заемщиков, формирование устойчивой системы привлечения долгосрочных ресурсов с рынка капитала на рынок ипотеки, создание надежной и эффективной инфраструктуры рынка ипотеки, развитие иных механизмов жилищного строительства.
В рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год будут предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям Агентства на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования.
В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" предусмотрено предоставление кредита Агентству на общую сумму не более 40 млрд. рублей на срок до 10 лет (до 1 июня 2020 г.) за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных во Внешэкономбанке на депозитах на тот же срок.
Указанный кредит предназначен для поддержки рынка ипотечного кредитования - выкупа закладных у кредитных организаций (банков) в целях стимулирования кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья экономкласса, увеличения предложения ипотечных кредитов гражданам, приобретающим жилье.
Наблюдательным советом Внешэкономбанка принято решение о поддержке строительства доступного жилья и ипотеки в 2010 - 2012 годах и инвестировании средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка как государственной управляющей компании, в облигации с ипотечным покрытием в объеме до 100 млрд. рублей и в гарантированные государственные облигации Агентства в объеме до 60 млрд. рублей, а также решено инвестировать собственные средства Внешэкономбанка в облигации с ипотечным покрытием в объеме до 50 млрд. рублей.
Полученные в результате указанных мер средства в объеме до 250 млрд. рублей позволят рефинансировать ипотечные кредиты, выдаваемые региональными банками, и направить значительные ресурсы на стимулирование кредитования жилищного строительства.
В 2011 - 2015 годах смогут улучшить жилищные условия 172 тыс. молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается указанной подпрограммой.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации этой подпрограммы, дополнительно предоставляют молодой семье - участнику подпрограммы социальную выплату в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья экономкласса при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита или займа, предоставленного на приобретение или строительство жилья экономкласса, в том числе ипотечного жилищного кредита, либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилья экономкласса.
Организационные мероприятия включают в себя совершенствование единой системы предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством, с использованием механизма выдачи государственных жилищных сертификатов.
Будет оказываться методическое и организационное содействие получателям государственных жилищных сертификатов в приобретении жилья экономкласса на первичном рынке.
Граждане - участники подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" могут обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономкласса на первичном рынке жилья.
Отбор уполномоченных организаций осуществляется государственным заказчиком этой подпрограммы, и информация об этих организациях доводится до органов исполнительной власти, участвующих в реализации подпрограммы.
В целях реализации единой государственной политики при приобретении жилья за счет бюджетных средств будет проводиться совершенствование механизмов координации государственного спроса при приобретении жилых помещений.
Мероприятия Программы, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", а также в рамках мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В рамках указанной подпрограммы улучшат жилищные условия следующие категории граждан:
военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица;
граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска;
граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Полностью будут исполнены государственные обязательства по обеспечению жильем:
граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц;
граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур" и подлежащих отселению.
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
В целом за период 2011 - 2015 годов государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем будут выполнены в отношении 86,9 тыс. семей, что составляет 20 процентов общего количества нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, установленных федеральным законодательством (без учета реализации мероприятий по переселению граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке).
В рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан предусмотрено финансирование следующих мероприятий:
обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих. Распределение средств между государственными заказчиками этого мероприятия будет осуществляться государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий период в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели Программой;
обеспечение жильем прокуроров и следователей органов прокуратуры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями";
предоставление социальных выплат молодым ученым для приобретения жилья. Правила предоставления молодым ученым социальных выплат на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Программы приведены в приложении N 6;
завершение строительства общежитий для студентов и аспирантов, ранее начатого в ходе реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Перечень объектов, строительство которых подлежит завершению в рамках мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, приведен в приложении N 7;
обеспечение жильем спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также семьей погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей указанных категорий спасателей в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Обеспечение жильем спасателей Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий будет осуществляться посредством предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по договорам социального найма и найма специализированных жилых помещений.
Ожидаемые результаты обеспечения жильем в 2011 - 2015 годах граждан - участников подпрограмм "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Обеспечение жильем молодых семей" и участников мероприятий по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих, молодых ученых, прокуроров и следователей, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приведены в приложении N 2 к Программе.
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370 будет осуществляться Управлением делами Президента Российской Федерации по следующим группам:
обеспечение жильем категорий лиц, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370;
строительство общежития подведомственного учреждения Управления делами Президента Российской Федерации;
строительство жилья для подведомственных учреждений Управлением делами Президента Российской Федерации на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2011 N 771)
Будут осуществлены мероприятия по обеспечению жильем иных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, в том числе:
предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Ростовской области на софинансирование мероприятий по приведению объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Ростовской области на софинансирование мероприятий по приведению объектов г. Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей, приведены в приложении N 8;
переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов). Правила предоставления субсидий, предназначенных для реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов) приведены в приложении N 9;
обеспечение жильем сотрудников Российской академии наук и ее региональных отделений путем покупки (строительства) жилых помещений экономкласса для формирования фонда специализированных жилых помещений Российской академии наук и ее региональных отделений и предоставления этих помещений указанным сотрудникам, прежде всего молодым ученым. Приобретение (строительство) указанного жилья и выполнение мероприятий, связанных с государственной регистрацией прав собственности Российской Федерации на эти жилые помещения, будут осуществляться Российской академией наук и ее региональными отделениями. Распределение средств между региональными отделениями Российской академии наук на реализацию этого мероприятия будет осуществляться государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с предложениями Российской академии наук при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий период начиная с 2012 года в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели Программой. Содействие в приобретении жилья сотрудниками государственных академий наук будет также осуществляться путем предоставления молодым ученым социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с Правилами, приведенными в приложении N 6 к Программе. Кроме того, Агентством будут разработаны ипотечные жилищные программы для молодых ученых;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575)
переселение граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке, в районы с благоприятными климатическими условиями. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на осуществление социальных выплат гражданам, проживающим в гг. Норильске и Дудинке, в целях их переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведены в приложении N 10. Долгосрочной целевой программой Красноярского края предусматриваются мероприятия, реализуемые с привлечением средств открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", итогом реализации которых является переселение граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке, в количестве, указанном в приложении N 2 к Программе. Формы участия открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" по отселению граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке, определяются в долгосрочной целевой программе Красноярского края;
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры г. Норильска. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры г. Норильска приведены в приложении N 11.
На финансирование мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2015 годах предусматривается 50,52 млрд. рублей. Их реализация позволит улучшить жилищные условия более 32,37 тыс. семей и построить более 1,7 млн. кв. метров жилья экономкласса.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575)
Государственные заказчики мероприятий по обеспечению жильем граждан, осуществляемых в рамках Программы в пределах средств, предусмотренных на реализацию этих мероприятий, будут расходовать их:
на предоставление гражданам в виде социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на строительство и приобретение в федеральную собственность жилых помещений, подлежащих использованию в качестве специализированного жилищного фонда, в том числе общежитий, в случае, если государственные заказчики наделены полномочиями по формированию и содержанию такого жилищного фонда;
на строительство и приобретение в федеральную собственность жилых помещений жилищного фонда социального использования, предназначенных для обеспечения жильем граждан (за исключением прокуроров, следователей прокуратуры и судей), которые приняты в установленном порядке до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью последующего предоставления им жилых помещений в соответствии с договором социального найма.
Размеры бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат гражданам или на предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства определяются государственными заказчиками в пределах средств, предусмотренных им на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, построенные (приобретенные) за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, осуществляемых в рамках Программы, и предоставленные в соответствии с договором социального найма гражданам, будут переданы в муниципальный жилищный фонд социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для передачи находящегося в федеральной собственности имущества в муниципальную собственность.
В рамках реализации Программы средства федерального бюджета направляются только на строительство и приобретение жилья экономкласса с учетом стоимости 1 кв. метра жилья, утвержденной на соответствующий период федеральным органом государственной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и нормативное правовое регулирование в этой сфере.
В рамках Программы будет осуществляться софинансирование мероприятий по завершению строительства и реконструкции объектов, которые были начаты в период 2006 - 2010 годов и входят в состав региональных программ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, при условии, что финансирование их строительства или реконструкции будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В рамках реализации Программы будет разработана система управления ее мероприятиями, учитывающая особенности целей, задач и полномочия участников Программы.
Система управления мероприятиями будет основываться на достижении согласованной позиции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также с Агентством, Фондом, Внешэкономбанком и государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках различных программ и проектов, что в конечном итоге улучшит качество реализации Программы.
В целях оказания организационного сопровождения создания жилищных некоммерческих объединений граждан и увеличения доли ввода малоэтажного жилья будут разработаны научно обоснованные предложения по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, в том числе и децентрализованной, при реализации проектов малоэтажной жилищной застройки, а также будут разработаны проекты бизнес-планов по комплексному освоению территорий в целях малоэтажного жилищного строительства.
Обеспечение энергетической эффективности и экологичности жилья экономкласса, механической и пожарной безопасности жилья, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, безопасности проживания и пребывания в жилых зданиях и сооружениях граждан, доступности жилых зданий для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возможно только при соблюдении требований, установленных нормативными документами в области строительства. В первую очередь это определяется рядом строительных норм и правил, устанавливающих требования к проведению инженерных изысканий, проектированию и строительству жилых зданий и связанной с ними инфраструктуры, которые включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р.
Необходимо отметить, что строительные нормы и правила (СНиП), включенные в этот перечень, были разработаны 20 - 25 лет назад. С целью обеспечения условий для формирования рынка доступного жилья в рамках Программы будут выполняться работы по актуализации строительных норм и правил, обеспечивающие:
учет достижений строительной науки и техники (новых материалов, технологий проектирования и строительства, методов расчетов и методов испытаний);
учет возможных климатических изменений, а также изменений природных и техногенных воздействий;
переработку или исключение положений, в практике применения которых выявилась невозможность или нецелесообразность их выполнения;
учет положений взаимосвязанных нормативных документов, которые за время, прошедшее после утверждения такого нормативного документа, претерпели существенные изменения и требуют соответствующей корректировки;
актуализацию ссылок на взаимосвязанные документы, на другие нормативные документы и национальные стандарты;
исключение положений, утративших актуальность;
сближение (гармонизацию) с международными и европейскими стандартами, а также с национальными нормами и стандартами зарубежных стран.
Перечень научно-исследовательских работ, запланированных к проведению в рамках Программы, и объемы их финансирования приведены в приложении N 12.
IV. Ресурсное обеспечение ПрограммыПредполагается, что общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы - 0,46 млрд. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 109,96 млрд. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - 0,39 млрд. рублей, молодых семей - 219,19 млрд. рублей.
V. Механизм реализации ПрограммыУправление реализацией Программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения обеспечиваются государственным заказчиком - координатором Программы и входящих в ее состав подпрограмм.
В целях текущего управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм Министерство регионального развития Российской Федерации может возложить на федеральное государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации следующие функции:
внедрение информационных технологий управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а также осуществление контроля за ходом реализации мероприятий Программы, создание в информационно-телекоммуникационной сети Интернет специализированного сайта Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
организация в установленном порядке отбора исполнителей Программы и входящих в ее состав подпрограмм (при необходимости);
обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с юридическими лицами, участвующими в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм;
оплата изготовления бланков государственных жилищных сертификатов за счет средств, предусмотренных на управление реализацией Программы.
Финансирование исполнения федеральным государственным учреждением "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации функций по управлению реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а также мероприятий, которые могут быть на него возложены, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на управление реализацией Программы.
Предполагается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, будут представлять ежеквартально в Министерство регионального развития Российской Федерации отчеты о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм. Ход выполнения мероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм анализируется Министерством регионального развития Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Государственные заказчики мероприятий ежеквартально обобщают указанные отчеты, подготавливают и представляют сводный отчет о выполнении мероприятий Программы государственному заказчику - координатору Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы представляет по итогам года в Министерство экономического развития Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм и предложения по совершенствованию их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Управление реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм предусматривает участие в этом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На федеральном уровне осуществляются:
формирование нормативной правовой и методологической базы;
реализация совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления входящих в состав Программы подпрограмм;
предоставление средств федерального бюджета для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, а также межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
координация деятельности исполнителей мероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм.
На уровне субъектов Российской Федерации осуществляются:
развитие нормативной правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории;
организация и проведение информационной работы среди населения;
разработка и реализация региональных программ;
проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом региональных особенностей и передового опыта.
На уровне органов местного самоуправления осуществляются:
разработка и реализация муниципальных программ;
проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.
Основным критерием участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм наряду с соблюдением требований по финансированию мероприятий Программы (в случае наличия таких требований) является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.
В рамках подпрограмм "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" и "Обеспечение жильем молодых семей" средства федерального бюджета будут распределяться по субъектам Российской Федерации, определенным в соответствии с процедурами отбора, установленными этими подпрограммами.
В рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" к субъектам Российской Федерации предъявляются требования по предоставлению соответствующих заявок в установленном порядке, а также по целевому использованию социальных выплат и субвенций, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.
Проведение информационно-разъяснительной работы путем использования печатных и электронных средств массовой информации, проведения выставок, конференций и семинаров, а также разработка методических, проектных и нормативных документов организуются Министерством регионального развития Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на управление реализацией Программы.
VI. Оценка социально-экономической эффективности ПрограммыОценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система целевых индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Мониторинг реализации Программы будет проводиться в субъектах Российской Федерации ежегодно с предоставлением информации о достигнутых результатах в Министерство регионального развития Российской Федерации в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Значения целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 13.
Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении N 14.
Успешная реализация Программы к 2015 году позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий населения, увеличение уровня обеспеченности жильем до 24,2 кв. метра на человека;
повышение доступности приобретения жилья, при этом средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года;
возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств, ипотечных кредитов и займов, для 30 процентов семей;
улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат 172 тыс. молодых семей;
рост годового объема ввода жилья до 90 млн. кв. метров общей площади;
улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, связанной с формированием рынка доступного жилья для населения;
создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 12.09.2011) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011-2015 ГОДЫ"