Последнее обновление: 24.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 13.11.95 N 147 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ"
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Настоящий Порядок разработан на основании статей 24, 26, 27, 29 и пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О рекламе" (N 108-ФЗ от 18.07.95) и устанавливает процедуру и сроки рассмотрения дел Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП России) и его территориальными управлениями по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - законодательство о рекламе) и принятие по ним соответствующих решений.
Раздел 1. Общие положения1.1. Для рассмотрения каждого конкретного дела по признакам нарушения законодательства о рекламе образуется Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия).
Председателем Комиссии является председатель ГКАП России (начальник территориального управления) либо заместитель председателя ГКАП России (заместитель начальника территориального управления), утвержденный приказом председателя ГКАП России (начальника территориального управления).
Персональный состав членов Комиссии утверждается председателем ГКАП России (начальником территориального управления).
В состав Комиссии включаются специалисты ГКАП России (территориального управления).
Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех человек.
Комиссия считается правомочной, если на ее заседании присутствует не менее двух третей общего количества членов Комиссии, включая председателя Комиссии, но не менее трех человек.
1.2. В ходе подготовки, рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, а также исполнения принятых Комиссией решений и предписаний ГКАП России и его территориальные управления вправе:
запрашивать от рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и приобщения их к материалам дела;
проводить собеседования с заявителем, а также с рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем, в отношении которых возбуждено дело;
запрашивать письменные объяснения от рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, а также их должностных лиц по существу дела;
привлекать к участию в деле заинтересованных лиц;
привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов.
1.3. Комиссия обязана, не ограничиваясь представленными материалами и объяснениями, принимать все предусмотренные Законом "О рекламе" и настоящим Порядком меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.
1.4. Рассмотрение дела ведется председателем Комиссии.
1.5. Ход заседания Комиссии фиксируется в протоколе, который подписывается председателем Комиссии.
1.6. Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматриваются в присутствии заявителя, а также рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, в отношении которых возбуждено данное дело (далее - стороны), или их доверенных представителей, а также с участием заинтересованных лиц.
К участию в деле могут быть привлечены органы саморегулирования в области рекламы.
1.7. В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены юридические и физические лица, на объем прав и обязанностей которых в отношении сторон может повлиять решение Комиссии.
1.8. В отсутствие сторон (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела.
1.9. Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению дела.
1.10. Правом на обжалование решения (предписания) Комиссии обладают рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель, являющийся стороной по делу, в отношении которого вынесено указанное решение (предписание).
Обжалование осуществляется в форме обращения указанных лиц в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решения об осуществлении контррекламы, решения о полном или частичном приостановлении рекламы, а также об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.
Подача заявления не приостанавливает исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решения об осуществлении контррекламы, решения о полном или частичном приостановлении рекламы, постановления о наложении штрафа, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов ГКАП России (территориального управления).
1.11. Одновременно с вынесением решения по существу дела или в порядке его исполнения Комиссия вправе обратиться к председателю ГКАП России (начальнику территориального управления) с предложением:
о предъявлении исков в суды, арбитражные суды по фактам нарушения законодательства о рекламе;
о направлении материалов о нарушении законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
о направлении в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
1.12. Материалы о факте нарушения законодательства о рекламе, направленные в органы, выдавшие нарушителю лицензию, с целью решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности подлежат обязательному рассмотрению этими органами в установленные сроки с привлечением к рассмотрению ГКАП России (территориального управления).
Раздел 2. Возбуждение и предварительный порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе2.1. Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматриваются ГКАП России и его территориальными управлениями по заявлениям юридических и физических лиц, чьи права и законные интересы нарушены в связи с этим, а также по собственной инициативе.
2.2. ГКАП России (территориальное управление) рассматривает дело по собственной инициативе при получении его должностными лицами сведений, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от физических и юридических лиц, через средства массовой информации или иным способом.
2.3. Дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассматривается соответствующим территориальным управлением по местонахождению (месту регистрации) рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя, совершившего нарушение, за исключением случаев, когда дело принимает к рассмотрению ГКАП России.
ГКАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению.
2.4. Заявления представляются в ГКАП России (территориальное управление) в письменной форме.
В заявлении в обязательном порядке должны содержаться сведения:
наименование (фамилия, имя, отчество - для физических лиц) заявителя;
место нахождения (место жительства - для физических лиц) заявителя;
наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;
описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе;
существо требований.
При отсутствии указанных сведений заявление к рассмотрению не принимается.
К заявлению могут быть приложены дополнительные сведения: материалы, документы в подлинниках или надлежаще заверенных копиях, а также вещественные доказательства (в том числе видео- и звукозаписи), свидетельствующие о признаках нарушения законодательства о рекламе.
2.5. Заявление, поступившее в ГКАП России (территориальное управление), рассматривается председателем ГКАП России, заместителем председателя ГКАП России (начальником территориального управления, заместителем начальника территориального управления) в месячный срок.
При недостаточности или отсутствии дополнительных сведений, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе, они могут быть затребованы у заявителя, а также у рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя.
2.6. В случае неподтверждения сведений о признаках нарушения законодательства о рекламе, председатель ГКАП России, заместитель председателя ГКАП России (начальник территориального управления, заместитель начальника территориального управления) отказывает в возбуждении производства по делу с указанием мотивов, о чем письменно информирует заявителя.
2.7. Если представленные в территориальное управление документы содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, заместитель начальника территориального управления представляет начальнику территориального управления служебную записку с обоснованием необходимости возбуждения производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе и принятия его к рассмотрению территориальным управлением.
2.8. Если представленные в ГКАП России документы содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, заместитель председателя ГКАП России представляет председателю ГКАП России служебную записку с обоснованием необходимости возбуждения производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе и принятия его к рассмотрению ГКАП России либо направления материалов в территориальное управление по месту нахождения (месту регистрации) рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, нарушившего законодательство о рекламе.
2.9. Председатель ГКАП России (начальник территориального управления) издает приказ о формировании Комиссии, если находит доводы, изложенные в служебной записке, а также материалы, собранные для возбуждения производства по делу, достаточными.
В приказе утверждается персональный состав членов Комиссии и ее председатель, если он назначается из числа заместителей председателя ГКАП России (заместителя начальника территориального управления).
2.10. После издания приказа председателя ГКАП России (начальника территориального управления) председатель Комиссии в пятидневный срок выносит определение о возбуждении производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе, которое направляется всем лицам, привлеченным к участию в деле.
В определении о возбуждении производства по делу:
- истребуются дополнительные документы и материалы;
- определяются дата и место рассмотрения дела по существу;
- указываются лица, которые привлекаются к участию в деле.
Форма определения о возбуждении производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе - Приложение N 1.
Раздел 3. Рассмотрение Комиссией дел по признакам нарушения законодательства о рекламе3.1. Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматриваются в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе.
В исключительных случаях по решению Комиссии указанный срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на три месяца. Продление срока рассмотрения дела оформляется определением с указанием мотивов его продления.
Определение подписывается председателем и членами Комиссии и его копия в пятидневный срок направляется сторонам и заинтересованным лицам, привлеченным к участию в деле.
Форма определения - Приложение N 2.
3.2. На заседании заслушиваются представители сторон, а также иные лица, привлеченные к участию в деле.
Стороны вправе:
знакомиться с материалами дела, за исключением сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну;
представлять доказательства;
участвовать в исследовании доказательств;
задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, экспертам и специалистам;
заявлять ходатайства;
давать устные и письменные объяснения Комиссии;
представлять доводы и соображения по всем вытекающим в ходе рассмотрения дела вопросам.
3.3. Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, Комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов.
3.4. Эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, необходимыми для дачи заключения, а также просить Комиссию о представлении ему дополнительных материалов.
3.5. До вынесения решения ГКАП России (территориального управления) заявитель может изменить содержание своих требований либо отказаться от них.
Рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, на действия которого поступило заявление, может добровольно устранить нарушение законодательства о рекламе, о чем обязан незамедлительно письменно проинформировать ГКАП России (территориальное управление) и заявителя.
Комиссия не принимает отказ от заявленных требований, если это противоречит закону или нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы.
3.6. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока) по мотивированному ходатайству стороны, в связи с необходимостью получить дополнительные сведения, привлечь к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых по мнению Комиссии обязательно, а также в тех случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании.
3.7. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:
нахождения на рассмотрении в ГКАП России, его территориальном управлении, суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;
необходимости получения заключения организации или проведения экспертизы.
3.8. Об отложении либо приостановлении рассмотрения дела выносится определение, подписываемое председателем и членами Комиссии, копия которого в пятидневный срок направляется сторонам, заинтересованным лицам.
Форма определения об отложении слушания дела - Приложение N 3.
Форма определения о приостановлении производства по делу - Приложение N 4.
3.9. Стадия рассмотрения дела по существу завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, и выводы, к которым приходит Комиссия в результате рассмотрения дела.
Решение состоит из мотивировочной и резолютивной частей.
Форма решения - Приложение N 5.
3.10. Решение принимается Комиссией в отсутствие сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле.
3.11. Решение принимается простым большинством голосов открытым голосованием.
Председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. Председатель подает свой голос последним.
3.12. Решение подписывается председателем Комиссии и членами Комиссии.
Если член Комиссии не согласен с решением, он обязан подписать его и вправе изложить особое мнение, которое приобщается к делу.
3.13. Решение Комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела.
По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более 5 дней, но резолютивную часть решения Комиссия объявляет в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Она должна быть подписана председателем и всеми членами Комиссии и приобщена к делу.
3.14. Копия мотивированного решения направляется сторонам, заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его составления.
3.15. На основании мотивированного решения Комиссия выдает:
предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе и (или) решение об осуществлении контррекламы.
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решение об осуществлении контррекламы подписывается председателем Комиссии, членами Комиссии.
3.16. В предписании о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решении об осуществлении контррекламы должны содержаться указания на срок его исполнения, а также на порядок его обжалования.
Форма предписания - Приложение N 6.
Форма решения об осуществлении контррекламы - Приложение N 7.
3.17. В предписании о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решении об осуществлении контррекламы должен быть установлен разумный срок для его исполнения и представления необходимых доказательств о его исполнении.
3.18. Если при вынесении решения об осуществлении контррекламы Комиссия приходит к выводу о невозможности или нецелесообразности осуществления контррекламы посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама, то Комиссия может принять решение об осуществлении контррекламы с заменой средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы с конкретным указанием в решении соответствующей замены и обоснованием решения о замене.
3.19. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решение об осуществлении контррекламы направляются нарушителю в трехдневный срок со дня их вынесения по почте с уведомлением о вручении либо вручаются руководителям организаций или их доверенным представителям под расписку. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о направлении предписания (решения), приобщаются к материалам дела.
Копия предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе направляется другой стороне, заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его вынесения.
Копия решения об осуществлении контррекламы направляется другой стороне, рекламораспространителю (рекламораспространителям), если нарушителем является рекламодатель и (или) рекламопроизводитель, заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня вынесения решения.
Раздел 4. Порядок исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе и решения об осуществлении контррекламы4.1. Контроль за исполнением решения об осуществлении контррекламы или предписания о нарушении законодательства о рекламе возлагается председателем Комиссии на одного из членов Комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания Комиссии.
4.2. Предписание или решение Комиссии исполняется лицом, обязанным совершить определенные действия, добровольно в установленный срок.
4.3. Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение, либо несвоевременное исполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, либо непредоставление в срок достаточных доказательств того, что предписание Комиссии исполнено.
Под неисполнением в срок решения об осуществлении контррекламы понимается уклонение от исполнения либо несвоевременное исполнение, либо несоблюдение в установленные решением сроки указанных в нем средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы, либо непредоставление в срок достаточных доказательств осуществления контррекламы.
4.4. В случае неисполнения нарушителем решения Комиссии об осуществлении контррекламы Комиссия вправе в порядке обеспечения исполнения этого решения принять решение о полном или частичном приостановлении любой рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы и (или) о наложении штрафа.
4.5. При принятии решения о полном или частичном приостановлении рекламы, а также о наложении штрафа учитывается степень вины нарушителя, наступившие последствия.
При принятии решения о полном или частичном приостановлении рекламы необходимо учитывать, является ли осуществление рекламы основным видом деятельности нарушителя или обслуживающим его основную деятельность.
4.6. Решение о полном или частичном приостановлении рекламы принимается на заседании Комиссии при соблюдении требований п. п. 3.10 - 3.13 настоящего Порядка.
4.7. В решении о полном или частичном приостановлении рекламы указываются:
наименование (фамилия, имя, отчество - для физических лиц) нарушителя;
место нахождения (место жительства - для физических лиц) нарушителя;
реклама (как вид деятельности), которая подлежит приостановлению полностью или в соответствующей части (указать в какой части);
описание фактов, свидетельствующих о неисполнении в указанный срок решения Комиссии об осуществлении контррекламы;
описание нарушений, допущенных при исполнении решения об осуществлении контррекламы: в отношении чего (средства распространения, характеристики продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы) имели место нарушения;
порядок обжалования.
Форма решения о полном (частичном) приостановлении рекламы - Приложение N 8.
4.8. Комиссия обязана незамедлительно поставить в известность о принятом решении о полном или частичном приостановлении рекламы все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы имеющимися у нее в распоряжении средствами связи.
Копия решения о полном или частичном приостановлении рекламы направляется сторонам по делу, а также рекламораспространителю, если нарушителем является рекламодатель и (или) рекламопроизводитель в трехдневный срок со дня его вынесения.
4.9. Полное или частичное приостановление рекламы прекращается при исполнении нарушителем решения об осуществлении контррекламы.
4.10. За неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе и решений об осуществлении контррекламы Комиссии в порядке обеспечения исполнения своих предписаний и решений вправе вынести решение о наложении штрафа на рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя в форме постановления.
Стороны извещаются о времени и месте рассмотрения вопроса о наложении штрафа.
4.11. Штраф налагается в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленном Федеральным законом "О рекламе" (п. 3 ст. 31).
Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения, степени вины нарушителя и наступивших последствий.
4.12. Постановление о наложении штрафа на рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя) выносится в 15-дневный срок со дня истечения срока исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решения об осуществлении контррекламы.
В постановлении указываются:
время и место рассмотрения дела, состав Комиссии, рассматривающей дело, наименование хозяйствующего субъекта, фамилия, имя, отчество и должность его представителя;
конкретный размер штрафа;
срок уплаты штрафа;
порядок обжалования постановления.
Постановление о наложении штрафа выносится в письменной форме и подписывается председателем Комиссии и членами Комиссии.
Форма постановления о наложении штрафа - Приложение N 10.
4.13. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Постановление направляется нарушителю в 5-дневный срок с момента его вынесения.
4.14. Нарушитель уплачивает 40 процентов суммы штрафа в федеральный бюджет и 60 процентов суммы штрафа - в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован нарушитель (п. 3 ст. 31 Федерального закона "О рекламе"), в 30-дневный срок, о чем в 3-дневный срок после уплаты представляет надлежаще заверенные копии платежных документов в ГКАП России (территориальное управление).
4.15. Уплата штрафа нарушителем не освобождает его от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решения об осуществлении контррекламы.
4.16. При уклонении от уплаты штрафа в установленный постановлением срок или неуплате штрафа в полном размере ГКАП России (территориальное управление) вправе взыскать штраф в судебном порядке.
Раздел 5. Прекращение производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе5.1. Производство по делу может быть прекращено до вынесения решения по существу в случае, если рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель), допустивший нарушение законодательства о рекламе, документально подтвердит добровольное исправление нарушения, а также в случае отказа заявителя от своих требований, если он принят Комиссией.
5.2. Производство по делу прекращается в случае исполнения предписания, решения Комиссии при представлении необходимых доказательств об устранении нарушения.
5.3. Производство по делу прекращается определением, которое подписывается председателем и членами Комиссии.
Форма определения о прекращении производства по делу - Приложение N 9.
5.4. Копия определения в пятидневный срок высылается сторонам, заинтересованным лицам.
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 13.11.95 N 147 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ"