Последнее обновление: 13.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ МИД РФ от 30.03.2012 N 4236 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ДАЧЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
V. ДОСУДЕБНЫЙ (ВНЕСУДЕБНЫЙ) ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ УСЛУГУ, А ТАКЖЕ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
62. Заявитель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) Министерства и его должностных лиц в досудебном (внесудебном) порядке.
63. Для обжалования решений и действий (бездействия) Министерства или его должностных лиц в досудебном (внесудебном) порядке заявитель вправе направить в Министерство жалобу в письменной форме или электронном виде.
Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы64. Жалоба должна содержать:
наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Министерства, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
фамилия, имя, отчество (при наличии) запрашивающего физического лица либо полное наименование запрашивающего юридического лица и должность, фамилия, имя, отчество его уполномоченного представителя, обращающегося с запросом; почтовый адрес либо электронный адрес, по которому следует направлять ответ.
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Министерства, должностного лица Министерства;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Министерства, должностного лица Министерства. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования65. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) Министерства или его должностных лиц, принятые и осуществленные с нарушением стандарта предоставления государственной услуги, а также ненадлежащее исполнение должностными лицами их должностных обязанностей, установленных настоящим Регламентом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
66. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказ Министерства или его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается67. Рассмотрение жалобы приостанавливается либо ответ на жалобу не дается в следующих случаях:
если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, - ответ на жалобу не дается;
если в полученной жалобе обжалуется судебное решение - жалоба возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
если в полученной письменной жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи - должностное лицо вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и заявителю, направившему жалобу, сообщить о недопустимости злоупотребления правом;
если текст письменной жалобы не поддается прочтению - ответ на жалобу не дается, и она не подлежит рассмотрению, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы и обстоятельства - уполномоченное должностное лицо Министерства вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направленные жалобы направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу, предоставляющему государственную услугу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу;
если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или охраняемую федеральным законом тайну, - заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
68. В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в Министерство или соответствующему должностному лицу, предоставляющему государственную услугу.
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования69. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в Министерство жалобы заявителя в письменной форме или в электронном виде.
Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы70. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
71. При рассмотрении жалобы заявитель имеет право:
представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронном виде;
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 67 настоящего Регламента, уведомление о переадресации письменной жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов;
обращаться с жалобой на принятое по жалобе решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке72. Жалобы на решения и действия (бездействия), осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги должностным лицом Министерства, направляются Министру, его заместителям.
Сроки рассмотрения жалобы73. Жалоба, поступившая в Министерство, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Министерства в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования74. По результатам рассмотрения жалобы Министерство принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Министерством опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
отказывает в удовлетворении жалобы.
75. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 74 настоящего Регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронном виде направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
76. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с пунктом 72 настоящего Регламента, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
- Главная
- ПРИКАЗ МИД РФ от 30.03.2012 N 4236 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ДАЧЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СВЯЗИ С ЗАПРОСАМИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
