в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 17.01.97 N 11 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
УКАЗ Президента РФ от 17.01.97 N 11 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"

1. Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов


аспект, тактика отстаивания интересов

Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.

Россия является признанной морской державой, традиционно играющей существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой сотрудничества и противоборства с другими государствами.

В последнее время проблема отстаивания российских интересов в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. После образования на территории бывшего СССР ряда независимых государств часть морских границ России сохраняет статус, установленный в соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Вместе с тем с приобретением независимости Украиной, Грузией и прибалтийскими государствами возникли новые морские границы, которые пока не закреплены международными договорами с Россией и при этом обладают разной степенью защищенности и взрывоопасности. Не завершен процесс разграничения морских пространств с Норвегией, США и Японией. Особые проблемы возникают в отношениях с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном в связи с неурегулированностью правового статуса Каспийского моря, не являющегося в правовом отношении частью Мирового океана и не имеющего сегодня морских границ.

Изменение правового режима морских пространств у побережья России и использование их в новых условиях, динамика геополитических процессов требуют от России адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию в отношении Мирового океана.

Приоритетными направлениями обеспечения международных интересов России в Мировом океане как в настоящее время, так и на длительную перспективу являются:

поддержание мира и безопасности;

защита суверенитета, прав и интересов России в соответствующих морских пространствах, включая их разграничение;

защита и сохранение морской среды с учетом международных обязательств;

развитие экономического, экологического, правового и научно-технического сотрудничества с другими странами и международными организациями по проблемам Мирового океана.

Первостепенное значение в становлении международного правового режима морских пространств имеет вступление в силу 16 ноября 1994 г. Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую Российская Федерация подписала, но еще не ратифицировала.

Конвенция закрепляет свободу судоходства в открытом море, право прохода через проливы, используемые для международного судоходства, свободу рыболовства в открытом море и специальные права прибрежных государств в области использования живых и неживых ресурсов моря, защиты и сохранения морской среды. В соответствии с Конвенцией за Россией закреплен участок морского дна в Тихом океане, содержащий запасы ряда стратегических металлов. Во исполнение положений Конвенции создан и начал работать международный орган по морскому дну.

Что касается тактики отстаивания российских интересов в Мировом океане, то с учетом переживаемых страной экономических трудностей наиболее важным является дальнейшее развитие налаженного в последние десятилетия достаточно тесного сотрудничества в рамках встреч шести ведущих морских держав (России, США, Японии, Германии, Франции, Великобритании). Хотя между Россией и этими государствами еще долго могут сохраняться разногласия по отдельным военно-политическим и экономическим аспектам использования Мирового океана, их объединяет стремление добиваться выполнения положений Конвенции теми развивающимися странами, которые не отказались от попыток неправомерного расширения своей юрисдикции в Мировом океане, включая экономические зоны и международные проливы.

Следует также продолжить налаженное региональное сотрудничество с прибрежными государствами в Балтийском и Баренцевом морях (включая совместное использование острова Шпицберген), в Беринговом и Японском морях, в районе Курильских островов, в Азовском и Черном морях (включая вопрос об обеспечении свободы прохода в черноморских проливах), а также в Арктике и Антарктике.При выработке нового правового статуса Каспия и решении проблем добычи и транспортировки нефтегазовых ресурсов интересы России могут быть обеспечены лишь при активном взаимодействии с другими заинтересованными государствами, и в первую очередь с Туркменистаном и Ираном.

Учитывая широту российских интересов в области использования Мирового океана, необходимо и далее принимать активное участие в обсуждении этих проблем в соответствующих международных организациях. При этом важно оказывать влияние на работу тех неправительственных организаций, в которых зачастую зондируется отношение государств к новым правовым, экономическим и научным концепциям изучения и использования океанов и морей.

Стратегическая линия России по защите государственных интересов в Мировом океане должна базироваться на законодательстве, обеспечивающем необходимую правовую основу для реализации прав и обязанностей Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств.

ФЦП Мировой океан в международно-правовых вопросах, их политическом аспекте, тактике отстаивания интересов России должна предусматривать:

подготовку рекомендаций по использованию морских пространств и ресурсов с учетом современных внутренних и международных экономических и политических условий, долгосрочных национальных и геополитических интересов России, а также по защите интересов России в Мировом океане за пределами ее национальной юрисдикции;

оценку соответствия действующего в России морского законодательства международным правовым нормам и подготовку при необходимости дополнительных законопроектов в области мореплавания и использования морских ресурсов для создания целостной законодательной базы;

обеспечение соблюдения установленного режима морской государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Торговые отношения, обеспечение равных

  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 17.01.97 N 11 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"