Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- УКАЗ Президента РФ от 17.01.97 N 11 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
9. Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики
Арктика - это единая сложная региональная система, где переплетаются интересы России и других государств.
Интерес к Арктике обусловливается возможностью использования данного региона в транспортных целях; наличием запасов нефти, газа, других природных ресурсов, многие виды которых могут быть освоены уже в настоящее время; необходимостью проведения научных исследований природы региона, влияющей на состояние погоды и климата земного шара; обострением проблемы сохранения экологического равновесия.
Северный морской путь является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, при этом он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Для некоторых районов арктической зоны (Чукотка, острова арктических морей и ряд населенных пунктов побережья Красноярского края и Тюменской области) морской транспорт является единственным средством обеспечения массовых перевозок грузов.
Запасы минерального сырья на шельфе Севера России весьма значительны и сконцентрированы в уникальных по своим масштабам месторождениях. Такие ресурсы, как углеводороды, благородные, цветные и редкие металлы, ценные минералы и лес являются определяющими в народно-хозяйственном балансе России. В современных условиях экономика страны не может обойтись без ряда полезных ископаемых, добываемых в районах Севера и его арктической зоны. Освоение природных ресурсов и развитие производительных сил в районах Севера (включая арктическую зону) является важной частью экономической стратегии государства на длительный период.
Международные интересы России в Арктике заключаются в обеспечении благоприятных внешних условий для осуществления политических, экономических, социальных и других преобразований внутри страны. При этом необходимо подчеркнуть важность международного сотрудничества в решении экономических и юридических проблем в рамках создаваемого Арктического Совета, а также Совета Баренцева моря и его рабочей группы по Северному морскому пути, Арктической инициативы, Стратегии защиты окружающей среды Арктики.
Антарктика, имеющая определяющее значение для формирования климатических процессов на Земле, является наименее изученным регионом. В настоящее время отсутствует оценка ее хозяйственного потенциала и последствий масштабного освоения. Следует при этом иметь в виду, что добыча минеральных ресурсов на материке и шельфе в настоящее время запрещена Протоколом об охране окружающей среды от 1991 года к Договору об Антарктике 1959 года. В связи с этим выбор путей экологически безопасного развития разрешенной рыбопромысловой, научной и туристской деятельности в регионе зачастую приходится делать в условиях отсутствия достоверной информации и, соответственно, достаточно большой неопределенности.
В отношении Антарктики, где в настоящее время работают национальные экспедиции многих государств (и их список будет расширяться впредь), не решены территориальные проблемы. Территориальные претензии государств в настоящее время заморожены. Нельзя, однако, исключать, что выявление значительных ресурсов в этом регионе и появление средств их экономически эффективного извлечения могут вызвать в будущем серьезные конфликты.
Учитывая народно-хозяйственное, политическое, международное, экологическое и социальное значение освоения Арктики и Антарктики Россией, а также военное значение Арктики, в ФЦП Мировой океан необходимо:
а) сформулировать:
принципы единой государственной политики в отношении Арктики как особого региона, имеющего долговременные, жизненно важные национальные интересы для России, затрагивающие многие стороны ее жизни;
требования к развитию энергетической базы для надежного обеспечения социального и экономического развития районов Арктики, включая расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
задачи развития транспортно-технологической системы Северного морского пути;
б) определить:
меры по развитию и совершенствованию международного сотрудничества в районе Северного морского пути с учетом возрастающего интереса к его использованию со стороны зарубежных государств, в первую очередь для осуществления транзитных перевозок грузов между европейскими и азиатскими портами, а также меры по защите морской среды Арктики от загрязнения в процессе судоходства с учетом особой уязвимости природы Крайнего Севера;
меры по сохранению существующего статуса Антарктики, закрепленного в Договоре об Антарктике 1959 года, и обеспечению долгосрочных интересов дальнейшего присутствия и практической деятельности России в этом регионе.
10. Создание единой общегосударственной системы
- Главная
- УКАЗ Президента РФ от 17.01.97 N 11 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"