в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 17.01.97 N 11 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
УКАЗ Президента РФ от 17.01.97 N 11 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"

8. Транспортные коммуникации России в Мировом океане

В последние годы для России сложилась совершенно новая транспортно-коммуникационная ситуация. Она характеризуется тем, что:

сведены к минимуму выходы России к Балтийскому и Черному морям и тем самым затруднен ее доступ к основным торговым морским путям;

концевые магистрали системы сухопутных коммуникаций в Европе и Средней Азии оказались в других странах, в частности в Украине, Казахстане, прибалтийских государствах. В результате Россия была существенно отодвинута в глубь Евразии в северо-восточном направлении;

по западному периметру постсоветского пространства располагаются страны, которые, по существу, стремятся использовать свое геополитическое положение для получения политических и иных выгод;

внутренние и зарубежные пути, связывающие Россию с внешним миром, в особенности на юге и западе, частично оказались в зоне конфликтов (Закавказье, Таджикистан) либо в зонах как потенциальной, так и реальной нестабильности.

Около половины российских экспортно-импортных грузов перевозится морем, при этом подавляющая часть этого грузопотока проходит через балтийские и черноморские порты.

У России осталось лишь два (вместо прежних семи) порта на Балтике - Калининград и Санкт-Петербург, причем Калининград отрезан от России территорией Литвы, а акватория Санкт-Петербурга замерзает в холодное время года.

На Черном море Россия сохранила за собой из наиболее важных портов только Новороссийск и Туапсе, возможности которых ограничены. Одесса, Ильичевск и другие порты, всегда игравшие значительную роль в морской торговле страны, остались за пределами России. Порты Рени и Измаил, которые раньше обеспечивали России доступ к Дунаю, а следовательно и к важному водному пути в Центральную Европу по каналу Дунай-Майн-Рейн, также оказались потерянными. Оставшиеся у России морские порты могут обеспечить не более 60 процентов перевалочной портовой работы. Положение усугубляется и линией Турции на введение ограничений свободы судоходства через черноморские проливы, особенно в отношении крупнотоннажных танкеров.

В результате Россия вынуждена прибегать к транзитным перевозкам через порты прибалтийских государств и Украины. Стоимость транзита, решение связанных с ним организационных и других вопросов в значительной мере зависят от позиции этих государств.

Северные рубежи России из-за суровых природных условий и по другим причинам не могут компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей на западе и на юге (хотя и нуждаются в серьезном развитии).

Таким образом, перед Россией встала задача предотвратить оттеснение ее от мировых транспортных путей и перекрытие ряда ее важнейших коммуникаций.

Радикальные геополитические изменения привели к установлению очень жестких пределов любых возможных усилий со стороны России по использованию западного, южного и северного направлений мореходства.

В этих условиях для России особое значение приобретает дальневосточное направление, сохранение свободного выхода на пространства Тихого океана.

Россия, как никогда, заинтересована в более рациональной эксплуатации своих богатств и территорий. Территория российского Дальнего Востока превышает 6 млн.кв.километров. Береговая линия Японского и Охотского морей, принадлежащая России, превышает 4 тыс.километров. Наличие большого количества бухт позволяет обеспечить дальнейшее развитие портового хозяйства. Восточные земли России, тяготеющие к Тихому океану, чрезвычайно богаты в природном отношении, но мало населены и недостаточно освоены.

Быстрое экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона делает его перспективным для сотрудничества. Связи со странами этого региона становятся все более интенсивными, что не исключает необходимости серьезной работы и на других направлениях - Балтика, Черное море, Каспий, Северный Ледовитый океан.

В целях устранения угрозы транспортной (а следовательно и экономической) изоляции России ФЦП Мировой океан должна быть направлена на:

экономически обоснованное и экологически допустимое развитие новых портовых систем на Балтийском и Черном морях и Кольском полуострове;

обеспечение свободы судоходства в черноморских проливах;

решение вопроса о создании интегрированного транспортного центра на Тихом океане.

9. Освоение и использование Арктики, изучение

  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 17.01.97 N 11 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"