"/> III. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ОТ ПРОСТОЯ КОЕК ПИСЬМО Минздрава СССР от 08.04.74 N 02-14/19 (ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И АНАЛИЗУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА СТАЦИОНАРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ", УТВ. МИНЗДРАВОМ СССР 05.04.74)>
в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.08.2022

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО Минздрава СССР от 08.04.74 N 02-14/19 (ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И АНАЛИЗУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА СТАЦИОНАРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ", УТВ. МИНЗДРАВОМ СССР 05.04.74)>
действует Редакция от 08.04.1974 Подробная информация
ПИСЬМО Минздрава СССР от 08.04.74 N 02-14/19 (ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И АНАЛИЗУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА СТАЦИОНАРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ", УТВ. МИНЗДРАВОМ СССР 05.04.74)>

III. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ОТ ПРОСТОЯ КОЕК

Простой койки в больницах не только сокращает объем стационарной помощи, оказываемой населению, и ухудшает медицинское обслуживание в целом, но и вызывает значительные экономические потери. Связано это с тем, что затраты на содержание больничных коек, за исключением расходов на питание больных и приобретение медикаментов, производятся и в тех случаях, когда койки не функционируют.

Методика расчета величины экономических потерь в денежном выражении предусматривает определение расчетной и фактической стоимости одного койко-дня путем деления расходов по содержанию стационара на соответствующее число койко-дней (расчетное и фактическое). При этом исключаются расходы на питание и приобретение медикаментов, которые, как известно, не влияют на величину потерь от простоя коек, поскольку они производятся только на койку, занятую больным. Разность между расчетной и фактической стоимостью одного койко-дня дает представление о величине экономических потерь в результате простоя коек. При этом под расчетным числом койко-дней следует понимать такое число, которое получено на основе оптимальной занятости койки в течение года.

Так, например, по Н-ской центральной районной больнице расчетно определено оптимальное среднее время занятости койки на уровне 325 дней, фактически койка была занята в среднем 320 дней, следовательно, простой каждой койки составил 5 дней в течение года. Умножая число дней простоя одной койки на число среднегодовых коек, определяем общее число койко-дней простоя коек по больнице в целом:

5 дней x 300 коек = 1500 койко-дней.

Фактические расходы за год на содержание стационара этой больницы (без учета расходов по статьям 9 и 10) составили 413160 руб. при 95944 исполненных койко-днях. Расчетно эта больница должна была выполнить 97500 койко-дней (325 дней x 300 среднегодовых коек).

Исходя из этих данных, проведем расчет экономических потерь от простоя коек в Н-ской больнице:

Фактические расходы на один койко-день Затраты на один койко-день по расчетным данным
413160 руб.= 4 руб. 31 коп. 413160 руб.= 4 руб. 24 коп.
95944 койко-дня 97500 койко-дней

Разница между фактической и расчетной стоимостью одного койко-дня составляет: 4 руб. 31 коп. - 4 руб. 24 коп. = 0 руб. 07 коп.

Иначе говоря, каждый исполненный койко-день обошелся дороже на 7 коп. по сравнению со стоимостью койко-дня в условиях рационального использования коек.

В целом по больнице экономические потери от простоя коек в течение года составили:

7 коп. x 95944 койко-дня = 6716 руб.

По О-ской центральной районной больнице должно быть выполнено за год 85800 койко-дней (330 дней x 260 коек). Фактически выполнено 83789 койко-дней. Израсходовано на содержание стационара 290416 руб. (без расходов на питание больных и приобретение медикаментов).

Приводим расчет:

Фактические расходы на один койко-день Затраты на один койко-день по расчетным данным
290416 руб.= 3 руб. 47 коп. 290416 руб.= 3 руб. 38 коп.
83789 койко-дней 85800 койко-дней
3 руб. 47 коп. - 3 руб. 38 коп. = 0 руб. 09 коп.
9 коп. x 83789 = 7541 руб.

Потери от простоя коек в О-ской больнице составили за год 7541 руб.

Приведенная методика оценки использования больничных коек должна помочь главным врачам учреждений, а также всем организаторам здравоохранения систематически контролировать показатели занятости коечного фонда и принимать меры к его более рациональному использованию. При этом следует иметь в виду, что одной из причин низкого использования коечного фонда является наличие большого количества мелких учреждений. Так, на начало 1973 года 53% городских больниц и 46% сельских центральных районных больниц имели среднюю мощность не выше 100 коек, а 60% участковых больниц не превышали 25 коек.

По данным годовых статистических отчетов отдельных больниц Грузинской ССР, в 26 учреждениях общей мощностью на 350 коек использование коечного фонда в 1970 году было менее 100 дней; в 35 учреждениях на 1153 койки использование составляло от 101 до 150 дней и в 70 учреждениях на 9295 коек - от 151 до 200 дней. При улучшении организации работы этих учреждений в них можно было бы дополнительно госпитализировать в течение года около 40 тыс. больных.

В то же время органы здравоохранения еще недостаточно уделяют внимания укрупнению лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, в ряде республик имеет место порочная практика создания в городских районных больницах маломощных специализированных отделений, что приводит к неправильному использованию коек, кадров и оборудования, а также снижает качество медицинской помощи. Необоснованная профилизация коек приводит к неравномерной нагрузке маломощных стационаров в течение года и к отказам в госпитализации больным при наличии свободных коек.

На показатели использования больничных коек влияют также неточности в определении среднегодового числа коек, особенно в учреждениях, в которых происходило в течение года изменение коечного фонда.

Так, например, в Детской больнице N 4 (г. Тбилиси) по состоянию на 1 января 1970 г. было развернуто 100 коек. 21 сентября этого года был введен новый корпус, в котором дополнительно развернуто хирургическое отделение на 50 коек. Однако несмотря на то что новое отделение начало функционировать в конце сентября, в годовом отчете за 1970 год показано 150 среднегодовых коек и, таким образом, резко снижен до 234 дней показатель занятости коек в этой больнице против фактической занятости, равной 305 дням.

В отчете врачебно-физкультурного диспансера N 1 (г. Тбилиси) за 1970 год показано 25 среднегодовых коек. Однако при обследовании в учреждении было развернуто 16 коек. Возможности и необходимости к развертыванию большего числа коек в диспансере нет, а отсутствие части плановых коек привело к тому, что показатель занятости коек за год составил 126 дней.

В Детской больнице им. Нариманова (г. Баку) вместо 175 фактически развернутых коек, наличие которых подтверждено при проверке, в отчете показано 225 коек, т.е. больше на 50, или на 28,5%, в том числе 30 коек для больных туберкулезом и 20 педиатрических коек.

В Клинической больнице им. Джапаридзе (г. Баку) в число среднегодовых коек родильного отделения ошибочно были включены 18 коек предродовых палат.

В некоторых учреждениях, где площадь палат не позволяет развернуть предусмотренное планом число коек, в число фактически развернутых включаются койки и даже топчаны, стоящие в коридорах и вестибюлях. Так, например, в Хачмасской центральной районной больнице (Азербайджанская ССР) из 80 коек хирургического отделения лишь 65 коек были размещены в палатах. Аналогичное положение сложилось и в терапевтическом отделении этой больницы.

Отрицательно влияет на показатели использования коечного фонда затягивание сроков проведения ремонта лечебно-профилактических учреждений. Так, в Детском врачебно-физкультурном диспансере N 2 на 50 коек (г. Тбилиси) капитальный ремонт продолжался свыше 2 лет, а в отчете его койки показывались в графе "число коек (фактически развернутых + свернутых на ремонт)", число койко-дней закрытия определялось расчетно. Также около 2 лет проводилась реорганизация больницы скорой медицинской помощи на 470 коек в г. Тбилиси.

В письме Министерства здравоохранения СССР "О планировании и рациональном использовании акушерских и гинекологических коек" (1971 г.) даны рекомендации руководителям органов здравоохранения по более правильному планированию и использованию коечного фонда. Так, например, в письме указано, что несоответствие мощностей отделений в некоторых родильных домах вызывает значительный простой коек в физиологических послеродовых отделениях при перегрузке в отделениях патологии беременности. Из-за недостаточного обследования больных в женских консультациях значительно удлиняется пребывание женщин в стационаре до операции. Особенно много необследованных больных поступает в стационары из сельских местностей. Как показало специальное исследование, длительность первичного обследования больных в некоторых районных больницах занимает 15-20% всего времени пребывания больных в стационаре. Случаи необоснованной задержки больных в стационаре по причинам организационного характера (недостаточное обследование, позднее установление диагноза, ожидание перевода в дом инвалидов и т.д.) и из-за неблагоприятных бытовых и семейных условий хотя и составляют около 3% от числа выписанных больных, также дают значительные потери койко-дней, т.к. на каждый такой случай приходится задержка в среднем на 23 дня.

Изучение средней длительности пребывания больных в стационаре показывает, что еще часто отсутствуют единые подходы к обследованию и лечению больных при аналогичных заболеваниях, в результате чего отмечаются большие колебания в сроках лечения в отдельных стационарах.

Так, например, среднее пребывание беременных на койке при угрозе недонашивания в г. Черновцы составляло 25 дней, а в г. Ровно - 4,9 дня; при токсикозах второй половины беременности в Волынской области - 29 дней, а в г. Вильнюсе - 8,3 дня; при экстрагенитальных заболеваниях в г. Баку - 21 день, а в г. Вильнюсе - 7,4 дня и т.д.

Значительным препятствием в рациональном использовании коечного фонда является перевод стационаров больниц, особенно малой мощности, в условия пятидневной рабочей недели. Это приводит к нарушению непрерывности поступления и выписки больных (субботние и воскресные дни), затягивает сроки первичного обследования и лечения больных.

Таким образом, в целях повышения использования имеющихся у здравоохранения средств необходимо руководителям органов и учреждений здравоохранения систематически уделять внимание дальнейшему улучшению организации работы лечебно-профилактических учреждений, их правильному размещению и рациональной структуре по специальностям. В этих целях следует осуществлять строительство крупных специализированных и многопрофильных больниц, укрупнение, модернизацию существующих стационаров, реорганизацию мелких участковых больниц в амбулаторные учреждения.

Кроме того, руководителям органов и учреждений здравоохранения следует разработать, с учетом местных условий, мероприятия по обеспечению четкой системы госпитализации плановых и экстренных больных в масштабе города, района, а также преемственности в работе поликлиник и стационаров; по сокращению сроков диагностического и предоперационного периодов за счет лучшей организации работы и ликвидации неоправданных повторений исследований, проведенных в поликлинике; по более широкому применению комплексного лечения больных в стационаре, имея в виду лечение не только основного, но и сопутствующих заболеваний; при работе больниц в условиях пятидневной рабочей недели необходимо обеспечивать поступление и выписку больных во все дни недели, своевременную диагностику и лечение, начиная с первого дня поступления больного в стационар; больше уделять внимания правильному составлению статистических отчетов и контролю за выполнением плана развития сети учреждений здравоохранения.

Заместитель Начальника
Планово-финансового управления
В.А.ДЕМЬЯНОВА

  • Главная
  • ПИСЬМО Минздрава СССР от 08.04.74 N 02-14/19 (ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И АНАЛИЗУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА СТАЦИОНАРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ", УТВ. МИНЗДРАВОМ СССР 05.04.74)>