в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2013 N 43-ФЗ "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ ТЕРРИТОРИЙ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
не вступил в силу Редакция от 05.04.2013 Подробная информация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2013 N 43-ФЗ "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ ТЕРРИТОРИЙ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Статья 16. Содержание сервитута, установленного для размещения объектов федерального значения или регионального значения

1. На присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территориях допускается установление сервитутов для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

2. Сервитуты наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться для:

1) строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации линейных объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением автомобильных дорог, железнодорожных линий и иных объектов, размещение которых делает невозможным использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования);

2) обеспечения строительства и (или) эксплуатации объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в том числе:

а) прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;

б) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов;

3) проведения изыскательских, исследовательских и других работ для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;

5) проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений.

3. Обременение земельного участка или его части сервитутом не лишает собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка прав владения, пользования и распоряжения таким земельным участком или его частью. Сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для земельного участка.

4. Лицо, в интересах которого установлен сервитут (далее - обладатель сервитута), имеет право осуществлять любую необходимую для достижения целей установления сервитута деятельность, в том числе в установленных границах зоны действия сервитута имеет право:

1) свободного доступа на земельный участок по согласованному с правообладателем обремененного земельного участка графику или при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя указанного земельного участка;

2) осуществлять доставку и вывоз техники, материалов, инструментов;

3) осуществлять строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию или ликвидацию сооружений, для использования которых установлен сервитут;

4) выполнять земляные работы;

5) осуществлять рубку лесных насаждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Обладатель сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с видом разрешенного использования, после завершения строительства, ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации или ликвидации сооружений, проведения изыскательских или исследовательских работ.

6. В случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования, собственник земельного участка вправе требовать выкупа данного земельного участка или соответствующей его части, а иной правообладатель земельного участка - соразмерного возмещения убытков. Указанные требования предъявляются к обладателю сервитута, установление которого привело к невозможности использовать земельный участок, а при наличии нескольких сервитутов - к обладателю того сервитута, установление которого привело к использованию земельного участка наиболее обременительным образом.

7. Правообладатель земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, не вправе осуществлять действия, которые исключают или затрудняют осуществление обладателем сервитута деятельности, связанной с размещением и (или) эксплуатацией объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

8. Сервитут, устанавливаемый в соответствии с настоящей главой, считается установленным с момента внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

9. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на обремененный земельный участок к другому правообладателю, а также в случаях образования земельного участка из земельного участка, обремененного данным сервитутом.

10. Предусмотренные частью 2 настоящей статьи сервитуты могут отображаться в проекте планировки территории, проекте межевания территории, которыми предусмотрено размещение объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. Такие сервитуты устанавливаются решениями уполномоченного органа исполнительной власти.

Статья 17. Принятие решения об установлении сервитута

1. Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, направляет в уполномоченный орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы заявление об установлении сервитута, в котором указывает:

1) кадастровые номера земельных участков, права на которые подлежат ограничению;

2) цель установления сервитута;

3) предполагаемые границы зоны действия сервитута;

4) реквизиты проекта планировки территории, проекта межевания территории, в соответствии с которыми предусмотрено установление сервитута (при наличии указанной документации).

2. В случае, если требуется установление сервитута на срок более чем пять лет, заявление об установлении сервитута направляется с приложением карты (плана), согласованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, содержащей сведения о границах зоны действия сервитута и подготовленной в соответствии с данными, содержащимися в проекте планировки территории, проекте межевания территории, в которых отображаются устанавливаемые сервитуты. Изготовление указанной карты (плана) осуществляется по инициативе лица, заинтересованного в установлении сервитута, и за его счет.

3. Уполномоченный орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы рассматривает заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, и при наличии оснований для установления сервитута и невозможности оформления прав на земельный участок иным образом в двадцатидневный срок с момента поступления указанного заявления принимает решение об установлении сервитута в целях, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Заверенная копия такого решения выдается заявителю.

4. Решение об установлении сервитута должно содержать:

1) сведения об обладателях сервитута;

2) цели установления сервитута;

3) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;

4) срок, на который устанавливается сервитут;

5) границы зоны действия сервитута.

5. Сервитут устанавливается при условии, что:

1) деятельность, для осуществления которой устанавливается сервитут, не запрещена на земельном участке, обремененном сервитутом;

2) деятельность, для осуществления которой устанавливается сервитут, не повлечет за собой невозможность использования в течение длительного времени (шести и более месяцев) всего обремененного сервитутом земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в соответствии с видом разрешенного использования такого земельного участка;

3) деятельность, для осуществления которой устанавливается сервитут, не повлечет за собой невозможность осуществления в течение длительного времени деятельности иного обладателя сервитута;

4) строительство сооружения, в том числе линейного объекта, которое предполагается осуществить на условиях сервитута, предусмотрено утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектом планировки территории и (или) утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектом межевания территории.

6. В государственный кадастр недвижимости подлежат внесению следующие сведения:

1) цели установления сервитута и ограничения, возникающие в связи с установлением сервитута;

2) срок действия сервитута;

3) информация об обладателе сервитута;

4) реквизиты решения об установлении сервитута.

7. В отношении сервитута, установленного на срок более чем пять лет, в государственный кадастр недвижимости также подлежат внесению сведения о границах зоны действия сервитута в качестве сведений о зоне с особыми условиями использования территории. По инициативе органа исполнительной власти, принявшего решение об установлении сервитута, или лица, в интересах которого устанавливается сервитут, указанные в настоящей части сведения о границах зоны действия сервитута могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении сервитута, установленного на срок менее чем пять лет.

8. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, не требуется.

9. Сервитут подлежит установлению в отношении всего земельного участка. Границы зоны действия сервитута отображаются на схеме земельного участка. Указанная схема, утвержденная в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, является приложением к решению об установлении сервитута.

10. В течение семи дней со дня принятия решения об установлении сервитута оно должно быть опубликовано в печатном средстве массовой информации, предназначенном для опубликования (обнародования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, и размещено на официальном сайте органа исполнительной власти, принявшего решение об установлении сервитута, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

11. Проведение общественных слушаний в случаях установления сервитута в целях, указанных в части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, не требуется.

12. Решение об установлении сервитута в целях строительства и (или) реконструкции линейных объектов, которые являются объектами федерального значения или регионального значения, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, может приниматься только на основании утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке проекта планировки территории и (или) утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке проекта межевания территории, которыми предусмотрены строительство и (или) реконструкция таких линейных объектов.

13. Осуществление деятельности на условиях сервитута, установленного в целях, указанных в части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, не требует изменения вида разрешенного использования и целевого назначения земельного участка, в отношении которого установлен сервитут.

14. Сервитут, установленный в соответствии с настоящей главой, не подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 18. Плата за установление сервитута

1. В случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственники и иные правообладатели земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, вправе требовать от обладателя сервитута соразмерную плату за его установление. В случаях, если необходимо использование части земельного участка, такая плата устанавливается пропорционально площади указанной части земельного участка.

2. В случае, если в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеются основания для установления платы за установление сервитута, обладатель сервитута до начала работ на земельном участке, обремененном сервитутом, обязан заключить с собственником земельного участка или лицом, которому такой земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, либо арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в долгосрочную аренду, соглашение, предусматривающее, в частности, размер платы за установление сервитута и порядок ее внесения. При этом указанные собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка не могут требовать установление платы за установление сервитута в большем размере, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Если в течение одного года со дня принятия решения об установлении сервитута соглашение, указанное в части 2 настоящей статьи, не подписано собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, указанными в части 2 настоящей статьи, вследствие их отсутствия по адресам их места жительства либо вследствие их отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем сервитута, плата за установление сервитута в предусмотренном настоящей статьей размере вносится в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка для обеспечения исполнения обязательств обладателя сервитута по внесению платы за установление сервитута. В этом случае обладатель сервитута имеет право осуществлять деятельность, для которой установлен сервитут, на обремененных сервитутом земельном участке или части такого земельного участка с момента внесения платы за установление сервитута.

4. Собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка могут оспорить размер платы за установление сервитута в судебном порядке.

5. В случае, если границы зоны действия сервитута соответствуют границам территории, необходимой для установления охранной зоны соответствующего объекта, а ограничения прав на землю, предусмотренные решением об установлении сервитута, соответствуют ограничениям, установленным в охранной зоне указанного объекта, такая охранная зона не устанавливается.

6. В отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, плата за установление сервитута устанавливается в размере от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут.

7. Порядок определения размера платы за установление сервитута, порядок, условия и сроки внесения платы за его установление в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, органами местного самоуправления. В случае, если указанные земельные участки предоставлены физическим лицам или юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, соглашение о размере платы за установление сервитута заключается с этими лицами. При этом размер такой платы в соглашении, заключаемом с арендатором земельного участка, определяется в соответствии с правилами части 6 настоящей статьи.

8. В отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, размер платы за установление сервитута определяется по соглашению сторон на основании отчета об оценке этого земельного участка, составленного в соответствии с законодательством, регулирующим в Российской Федерации оценочную деятельность, а в случае возникновения спора в судебном порядке. При этом плата за установление сервитута не должна превышать размер уменьшения рыночной стоимости земельного участка в силу обременения его сервитутом.

9. Плата за установление сервитута вносится собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, за счет средств:

1) федерального бюджета в случае обеспечения строительства и (или) эксплуатации объектов федерального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением объектов, строительство и (или) эксплуатация которых осуществляются за счет внебюджетных источников финансирования);

2) бюджета субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в случае обеспечения строительства и (или) эксплуатации объектов регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением объектов, строительство и (или) эксплуатация которых осуществляются за счет внебюджетных источников финансирования);

3) физических лиц или юридических лиц, которые осуществляют строительство и (или) эксплуатацию объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за счет внебюджетных источников финансирования и в интересах которых устанавливается сервитут.

Статья 19. Срок действия сервитута

1. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, может быть установлен срочный или постоянный сервитут.

2. Срок действия сервитута в целях, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, не может превышать два года.

3. В целях эксплуатации линейных объектов, которые являются объектами федерального значения или регионального значения, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливается постоянный сервитут.

4. В случаях, если иное не предусмотрено федеральным законом, сервитут подлежит установлению на срок до пяти лет, если меньший срок не заявлен обладателем сервитута.

Статья 20. Основания прекращения сервитута

1. Сервитут подлежит прекращению на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, принявшего решение об установлении сервитута, в случае, если:

1) деятельность, для осуществления которой установлен сервитут, не осуществляется на протяжении одного года, если иное не предусмотрено решением об установлении сервитута;

2) установленный сервитут становится излишним вследствие изменения обстоятельств, в том числе в случаях, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи;

3) лицо, в интересах которого установлен сервитут, обратилось с заявлением о прекращении сервитута.

2. В случае истечения срока, на который установлен сервитут, сервитут считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца указанного срока. Принятие решения о прекращении сервитута в этом случае не требуется. По истечении срока, на который установлен сервитут, орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, обеспечивает внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

3. В случаях, не указанных в части 1 настоящей статьи, сервитут может быть прекращен по решению суда на основании заявления заинтересованного лица.

4. Решение о прекращении сервитута должно быть направлено в порядке информационного взаимодействия в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение десяти календарных дней с момента его принятия для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

5. Собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, обремененных сервитутом, могут требовать прекращения сервитута в судебном порядке по следующим основаниям:

1) обладателем сервитута не осуществляется деятельность, для целей которой был установлен сервитут, на протяжении трех и более лет, если иное не следует из целей установления сервитута или особенностей эксплуатации здания, сооружения, размещенных на этом земельном участке;

2) в утвержденную документацию по планировке территории внесены изменения, предусматривающие иное местоположение линейного объекта, который является объектом федерального значения или регионального значения, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, для размещения которого установлен сервитут.

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2013 N 43-ФЗ "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ ТЕРРИТОРИЙ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"