в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 10.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 N 877 (ред. от 30.01.2013 с изменениями, вступившими в силу с 16.03.2013) "О ПРИНЯТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" (ВМЕСТЕ С "ТР ТС 018/2011. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ")
действует Редакция от 30.01.2013 Подробная информация
РЕШЕНИЕ Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 N 877 (ред. от 30.01.2013 с изменениями, вступившими в силу с 16.03.2013) "О ПРИНЯТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" (ВМЕСТЕ С "ТР ТС 018/2011. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ")

1. Транспортные средства

1.1. Классификация транспортных средств по категориям

Таблица 1

N п/п Объекты технического регулирования
1. Категория L - Мототранспортные средства, в том числе:
1.1. Мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе:
Категория L1 - Двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L2 - Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или - в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
1.2. Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:
Категория L3 - Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 - Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 - Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
1.3. Квадрициклы, в том числе:
Категория L6 - Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 - Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
2. Категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
2.1. Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
2.2. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс A, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс B, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
3. Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.
4. Категория O - Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N, в том числе: (замечание АСМАП).
Категория O1 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т.
Категория O2 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
Категория O3 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
Категория O4 - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.

Примечания:

1. Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории:

M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;

N, если это условие не выполняется.

Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.

2. В случае полуприцепов и прицепов с центрально расположенной осью (осями) под технически допустимой максимальной массой принимается статическая вертикальная нагрузка, передаваемая на грунт осью или осями максимально загруженного сцепленного с тягачом полуприцепа и прицепа с центрально расположенной осью (осями).

3. Для целей пункта 1.1 настоящего приложения оборудование и установки, находящиеся на специальных транспортных средствах (автокраны, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.п.), приравниваются к грузам.

1.2. Транспортные средства повышенной проходимости (категории G)

1.2.1. К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N, если они удовлетворяют следующим требованиям:

1.2.1.1. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории M1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:

1.2.1.1.1. Хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

1.2.1.1.2. Хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и

1.2.1.1.3. Если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 30%.

1.2.1.1.4. Они также должны удовлетворять хотя бы пять из шести приведенных ниже требований:

1.2.1.1.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;

1.2.1.1.4.2. Угол съезда должен быть не менее 20°;

1.2.1.1.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°;

1.2.1.1.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;

1.2.1.1.4.5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;

1.2.1.1.4.6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.

1.2.1.2. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N2, M2 или M3, технически допустимая максимальная масса которых не более 12 т, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструкция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удовлетворяют следующим требованиям:

1.2.1.2.1. По меньшей мере, одна передняя и одна задняя оси имеют одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;

1.2.1.2.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;

1.2.1.2.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%.

1.2.1.3. Транспортные средства категории M3, технически допустимая максимальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N3 (за исключением седельных тягачей) считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:

1.2.1.3.1. По меньшей мере, половина осей имеет привод;

1.2.1.3.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;

1.2.1.3.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;

1.2.1.3.4. Соблюдаются, по меньшей мере, четыре из шести следующих требований:

1.2.1.3.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;

1.2.1.3.4.2. Угол съезда должен быть не менее 25°;

1.2.1.3.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 25°;

1.2.1.3.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;

1.2.1.3.4.5. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;

1.2.1.3.4.6. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.

1.2.2. Специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, относятся к категории G, если они удовлетворяют требования подпункта 1.2.1 выше.

1.2.3. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).

Примечания:

1. При проведении проверки в целях отнесения транспортных средств к категории G транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, и транспортные средства категории M1 должны быть в снаряженном состоянии, т.е. заправлены охлаждающей жидкостью, смазкой, топливом, укомплектованы инструментом и запасным колесом, также должна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг. Остальные транспортные средства должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой изготовителем.

2. Способность транспортного средства преодолевать подъем установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом; однако технические службы могут потребовать представления транспортного средства соответствующего типа для проведения реального испытания.

3. При измерении угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости защитные устройства не учитывают.

4. Применяются следующие определения, касающиеся угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета:

угол въезда - по стандарту ИСО 612, пункт 6.10 (см. рисунок 1);

угол съезда - по стандарту ИСО 612, пункт 6.11 (см. рисунок 2);

продольный угол проходимости - по стандарту ИСО 612, пункт 6.9 (см. рисунок 3);

межосевой дорожный просвет - кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жестком элементе. Многоосные тележки рассматривают как одну ось (см. рисунок 4);

дорожный просвет под одной осью - расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин - шин внутренних колес оси) и касающейся самой нижней точки транспортного средства, жестко зафиксированной между колесами, и опорной плоскостью (см. рисунок 5). Ни одна жесткая часть транспортного средства не должна находиться, полностью или частично, в заштрихованной зоне (см. рисунок 5).

Рисунок 1. Угол въезда

Рисунок 2. Угол съезда

Рисунок 3. Продольный угол проходимости

Рисунок 4. Межосевой дорожный просвет

Рисунок 5. Дорожный просвет под одной осью

1.3. Специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности

Таблица 2

N п/п Объекты технического регулирования
1. Автобетононасосы
2. Автобетоносмесители
3. Автогудронаторы
4. Автокраны и транспортные средства, оснащенные кранамиманипуляторами
5. Автолесовозы
6. Автомобили скорой медицинской помощи
7. Автосамосвалы и прицепы (полуприцепы) - самосвалы
8. Автоцементовозы
9. Автоэвакуаторы
10. Медицинские комплексы на шасси транспортных средств
11. Пожарные автомобили
12. Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции (полиции)
13. Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог
14. Транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин
15. Транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов
16. Транспортные средства для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет
17. Транспортные средства для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска
18. Транспортные средства для перевозки нефтепродуктов
19. Транспортные средства для перевозки пищевых жидкостей
20. Транспортные средства для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 Мпа
21. Транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей
22. Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами
23. Транспортные средства - фургоны для перевозки пищевых продуктов
1.4. Подразделение транспортных средств категорий M и N и двигателей внутреннего сгорания для таких транспортных средств на экологические классы

Уровни выбросов и требования, обеспечивающие выполнение установленных уровней выбросов для различных экологических классов транспортных средств и двигателей внутреннего сгорания:

Таблица 3

Экологический класс Категории и подгруппы транспортных средств и двигателей внутреннего сгорания Технические требования к транспортным средствам и двигателям внутреннего сгорания
0 M1, M2, N1, N2 (в соответствии с областью применения Правил ЕЭК ООН N 83) с бензиновыми и газовыми двигателями Правила ЕЭК ООН N 83-02 (уровень выбросов A)
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 с дизелями Правила ЕЭК ООН N 49-01
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 с бензиновыми двигателями CO - 85 г/кВт ч, HC - 5 г/кВт ч, NOx - 17 г/кВт ч (9-режимный испытательный цикл)
дизели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 Правила ЕЭК ООН N 49-01
бензиновые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 CO - 85 г/кВт ч, HC - 5 г/кВт ч, NOx - 17 г/кВт ч (9-режимный испытательный цикл)
1 M1, M2, N1, N2 (в соответствии с областью применения Правил ЕЭК ООН N 83) с бензиновыми и газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН N 83-02 (уровни выбросов B, C соответственно)
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов A)
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 с бензиновыми двигателями CO - 72 г/кВт ч, HC - 4 г/кВт ч, NOx - 14 г/кВт ч (9-режимный испытательный цикл)
дизели и газовые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 Правила ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов A)
бензиновые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 CO - 72 г/кВт ч, HC - 4 г/кВт ч, NOx - 14 г/кВт ч (9-режимный испытательный цикл)
2 M1, M2, N1, N2 (в соответствии областью применения Правил ЕЭК ООН N 83) с бензиновыми и газовыми двигателями и дизелями с Правила ЕЭК ООН N 83-04 (уровни выбросов B, C, D соответственно)
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов B)
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 с бензиновыми двигателями CO - 55 г/кВт ч, HC - 2,4 г/кВт ч, NOx - 10 г/кВт ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН N 49-04 (испытательный цикл ESC))
дизели и газовые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 Правила ЕЭК ООН N 49-02 (уровень выбросов B)
бензиновые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 CO - 55 г/кВт ч, HC - 2,4 г/кВт ч, NOx - 10 г/кВт ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН N 49-04 (испытательный цикл ESC))
3 M1, M2, N1, N2 (в соответствии с областью применения Правил ЕЭК ООН N 83) с бензиновыми и газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН N 83-05 (уровень выбросов A)
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов A)
M1G и M2G максимальной массой свыше 3,5 т, M3G, N2G, N3G с дизелями Правила ЕЭК ООН N 96-01
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 с бензиновыми двигателями Пункт 12 приложения N 3 к настоящему техническому регламенту
дизели и газовые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 Правила ЕЭК ООН N 49-04 (уровень выбросов A)
дизели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1G и M2G максимальной массой свыше 3,5 т, M3G, N2G, N3G Правила ЕЭК ООН N 96-01
бензиновые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 Пункт 12 приложения N 3 к настоящему техническому регламенту
4 M1, M2, N1, N2 (в соответствии с областью применения Правил ЕЭК ООН N 83) с двигателями с принудительным зажиганием и дизелями Правила ЕЭК ООН N 83-05 (уровень выбросов B)
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН N 49-05 (уровень выбросов B1, уровень требований в отношении бортовой диагностики, долговечности и эксплуатационной пригодности, контроля NOx - "C")
M1G и M2G максимальной массой свыше 3,5 т, M3G, N2G, N3G с приводом на все колеса, в том числе, с отключаемым приводом одной из осей, с дизелями Правила ЕЭК ООН N 96-02
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 с бензиновыми двигателями Пункт 12 приложения N 3 к настоящему техническому регламенту
дизели и газовые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 Правила ЕЭК ООН N 49-05 (уровень выбросов B1, уровень требований в отношении бортовой диагностики, долговечности и эксплуатационной пригодности, контроля NOx - "С")
дизели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1G и M2G максимальной массой свыше 3,5 т, M3G, N2G, N3G, с приводом на все колеса, в том числе, с отключаемым приводом одной из осей Правила ЕЭК ООН N 96-02
бензиновые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2, N3 Пункт 12 приложения N 3 к настоящему техническому регламенту
M, N гибридные (в соответствии с областью применения Правил ЕЭК ООН N 49) и двигатели, предназначенные для установки на такие транспортные средства Пункт 13 приложения N 3 к настоящему техническому регламенту
5 M1, M2, N1, N2 (в соответствии с областью применения Правил ЕЭК ООН N 83-06) с двигателями с принудительным зажиганием Правила ЕЭК ООН N 83-06
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН N 49-05 (уровень выбросов B2, C, уровень требований в отношении бортовой диагностики, долговечности, контроля NOx - "G", "K")
дизели и газовые двигатели, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2, N3 Правила ЕЭК ООН N 49-05 (уровень выбросов B2, C, уровень требований в отношении бортовой диагностики, долговечности, контроля NOx - "G", "K")
M, N гибридные (в соответствии с областью применения Правил ЕЭК ООН N 49) и двигатели, предназначенные для установки на такие транспортные средства Пункт 13 приложения N 3 к настоящему техническому регламенту
  • Главная
  • РЕШЕНИЕ Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 N 877 (ред. от 30.01.2013 с изменениями, вступившими в силу с 16.03.2013) "О ПРИНЯТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" (ВМЕСТЕ С "ТР ТС 018/2011. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ")