Последнее обновление: 13.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.05.98 N 448 "О КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
1. Необходимость структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, ее цели, принципы и ограничения
транспорта, ее цели, принципы и ограничения
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.
Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние российской экономики. В связи с географическими условиями страны и особенностями размещения производства основные объемы перевозок товаров выполняются железнодорожным транспортом, а средняя дальность перевозок в Российской Федерации в 3-5 раз выше, чем в Западной Европе. Поскольку стоимость железнодорожных перевозок существенно влияет на эффективность промышленного производства в России, для поддержания ее экономики необходимо максимально снизить железнодорожные тарифы.
После либерализации цен в 1992 году тарифы на перевозки грузов росли более высокими темпами по сравнению с темпами роста цен в ряде других отраслей промышленности из-за сокращения государственной поддержки федерального железнодорожного транспорта и перехода на масштабное перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых. Вследствие этого уровень транспортных расходов зачастую стал непосильным для многих предприятий промышленности различных отраслей народного хозяйства. В то же время из-за сокращения объемов перевозок по железным дорогам и поступления доходов от них ухудшается состояние основных фондов предприятий железнодорожного транспорта, остается сложным их финансово-экономическое положение.
Все это требует проведения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, основной целью которой является снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом на основе:
создания условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции, доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;
сокращения затрат, финансируемых за счет тарифа на перевозки железнодорожным транспортом, путем устранения перекрестного субсидирования различных видов перевозок, а также введения бюджетного финансирования затрат на удовлетворение общественных потребностей;
усиления государственного контроля за установлением экономически обоснованных тарифов на железнодорожном транспорте, недопущением злоупотребления монопольным положением на рынке транспортных услуг, а также на рынках производства товаров и услуг для железнодорожного транспорта;
создания противозатратного экономического механизма деятельности предприятий и организаций железнодорожного транспорта.
Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие конкуренции на железнодорожном транспорте. Между тем специфика российских железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения грузов на значительные расстояния железные дороги, по существу, не конкурируют с другими видами транспорта, практически невозможна и конкуренция при перевозках грузов по параллельным направлениям.
В связи с этим создание конкурентной среды возможно в основном за счет различий в условиях доставки грузов и пассажиров, предлагаемых разными компаниями на одних и тех же железнодорожных линиях.
Кроме того, при проведении структурной реформы федерального железнодорожного транспорта должны учитываться следующие условия:
поддержание управляемости железнодорожного транспорта;
обеспечение бесперебойности и сохранения условий работы железнодорожного транспорта, а также безопасности перевозочного процесса;
обеспечение целостности экономического пространства, недопущение транспортного разобщения регионов страны и ухудшения транспортного сообщения с другими странами;
необходимость выполнения перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства;
самофинансирование предприятий железнодорожного транспорта, то есть уровень тарифов (с учетом дотаций из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) должен обеспечивать полное возмещение экономически обоснованных затрат и расширенное воспроизводство.
Основная цель реформы может быть достигнута на основе систематического снижения всех элементов затрат, связанных с осуществлением железнодорожных перевозок. При этом должно быть достигнуто оптимальное сочетание:
мер прямого государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, направленных на ограничение и снижение их издержек производства;
мер по обеспечению возникновения механизмов саморегуляции рыночной экономики (прежде всего конкуренции), побуждающих хозяйствующие субъекты железнодорожного транспорта к самостоятельному снижению своих издержек производства;
мер по ограничению доминирующего положения хозяйствующих субъектов в связи со слабым развитием конкуренции на рынке железнодорожных перевозок;
мер бюджетной поддержки социально значимых перевозок, работ и услуг, осуществляемых предприятиями и организациями железнодорожного транспорта.
поэтапно разделить монопольные и конкурентные виды деятельности на железнодорожном транспорте в организационной и экономической областях его работы;
сохранить в системе федерального железнодорожного транспорта только такие организации, которые обеспечивают устойчивую работу железных дорог и социально необходимые условия работникам железнодорожного транспорта;
создать систему экономических и правовых отношений, стимулирующую снижение издержек производства каждого участника перевозочного процесса;
обеспечить взаимную гражданско-правовую ответственность между перевозчиками, владельцами подвижного состава, грузовладельцами (пассажирами), а также другими организациями, участвующими в осуществлении перевозочного процесса;
придать ряду предприятий и организаций железнодорожного транспорта организационно-правовую форму, позволяющую привлекать необходимые средства с финансовых рынков;
разграничить бюджетные и внебюджетные финансовые ресурсы по способам учета и использования.
Одновременно с этим комплексом мер должны сохраняться административные механизмы воздействия на руководителей, отвечающих за выполнение основных организационных и производственных функций при осуществлении перевозочного процесса.
С учетом организационной и технологической сложности системы железнодорожного транспорта, обеспечивающей устойчивое взаимодействие всех участников перевозочного процесса, а также важности решаемых этой системой государственных и общественных задач реформа должна осуществляться поэтапно.
На каждом этапе осуществляемые преобразования должны сохранять неизменными не затрагиваемые этими преобразованиями элементы организационно-производственной системы федерального железнодорожного транспорта.
2. Монопольный и конкурентный сектора на федеральном
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.05.98 N 448 "О КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"