в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.05.98 N 448 "О КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
действует Редакция от 15.05.1998 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.05.98 N 448 "О КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"

1. Необходимость структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, ее цели, принципы и ограничения

транспорта, ее цели, принципы и ограничения

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.

Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние российской экономики. В связи с географическими условиями страны и особенностями размещения производства основные объемы перевозок товаров выполняются железнодорожным транспортом, а средняя дальность перевозок в Российской Федерации в 3-5 раз выше, чем в Западной Европе. Поскольку стоимость железнодорожных перевозок существенно влияет на эффективность промышленного производства в России, для поддержания ее экономики необходимо максимально снизить железнодорожные тарифы.

После либерализации цен в 1992 году тарифы на перевозки грузов росли более высокими темпами по сравнению с темпами роста цен в ряде других отраслей промышленности из-за сокращения государственной поддержки федерального железнодорожного транспорта и перехода на масштабное перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых. Вследствие этого уровень транспортных расходов зачастую стал непосильным для многих предприятий промышленности различных отраслей народного хозяйства. В то же время из-за сокращения объемов перевозок по железным дорогам и поступления доходов от них ухудшается состояние основных фондов предприятий железнодорожного транспорта, остается сложным их финансово-экономическое положение.

Все это требует проведения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, основной целью которой является снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом на основе:

создания условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции, доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;

сокращения затрат, финансируемых за счет тарифа на перевозки железнодорожным транспортом, путем устранения перекрестного субсидирования различных видов перевозок, а также введения бюджетного финансирования затрат на удовлетворение общественных потребностей;

усиления государственного контроля за установлением экономически обоснованных тарифов на железнодорожном транспорте, недопущением злоупотребления монопольным положением на рынке транспортных услуг, а также на рынках производства товаров и услуг для железнодорожного транспорта;

создания противозатратного экономического механизма деятельности предприятий и организаций железнодорожного транспорта.

Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие конкуренции на железнодорожном транспорте. Между тем специфика российских железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения грузов на значительные расстояния железные дороги, по существу, не конкурируют с другими видами транспорта, практически невозможна и конкуренция при перевозках грузов по параллельным направлениям.

В связи с этим создание конкурентной среды возможно в основном за счет различий в условиях доставки грузов и пассажиров, предлагаемых разными компаниями на одних и тех же железнодорожных линиях.

Кроме того, при проведении структурной реформы федерального железнодорожного транспорта должны учитываться следующие условия:

поддержание управляемости железнодорожного транспорта;

обеспечение бесперебойности и сохранения условий работы железнодорожного транспорта, а также безопасности перевозочного процесса;

обеспечение целостности экономического пространства, недопущение транспортного разобщения регионов страны и ухудшения транспортного сообщения с другими странами;

необходимость выполнения перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства;

самофинансирование предприятий железнодорожного транспорта, то есть уровень тарифов (с учетом дотаций из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) должен обеспечивать полное возмещение экономически обоснованных затрат и расширенное воспроизводство.

Основная цель реформы может быть достигнута на основе систематического снижения всех элементов затрат, связанных с осуществлением железнодорожных перевозок. При этом должно быть достигнуто оптимальное сочетание:

мер прямого государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, направленных на ограничение и снижение их издержек производства;

мер по обеспечению возникновения механизмов саморегуляции рыночной экономики (прежде всего конкуренции), побуждающих хозяйствующие субъекты железнодорожного транспорта к самостоятельному снижению своих издержек производства;

мер по ограничению доминирующего положения хозяйствующих субъектов в связи со слабым развитием конкуренции на рынке железнодорожных перевозок;

мер бюджетной поддержки социально значимых перевозок, работ и услуг, осуществляемых предприятиями и организациями железнодорожного транспорта.

В этих целях необходимо:

поэтапно разделить монопольные и конкурентные виды деятельности на железнодорожном транспорте в организационной и экономической областях его работы;

сохранить в системе федерального железнодорожного транспорта только такие организации, которые обеспечивают устойчивую работу железных дорог и социально необходимые условия работникам железнодорожного транспорта;

создать систему экономических и правовых отношений, стимулирующую снижение издержек производства каждого участника перевозочного процесса;

обеспечить взаимную гражданско-правовую ответственность между перевозчиками, владельцами подвижного состава, грузовладельцами (пассажирами), а также другими организациями, участвующими в осуществлении перевозочного процесса;

придать ряду предприятий и организаций железнодорожного транспорта организационно-правовую форму, позволяющую привлекать необходимые средства с финансовых рынков;

разграничить бюджетные и внебюджетные финансовые ресурсы по способам учета и использования.

Одновременно с этим комплексом мер должны сохраняться административные механизмы воздействия на руководителей, отвечающих за выполнение основных организационных и производственных функций при осуществлении перевозочного процесса.

С учетом организационной и технологической сложности системы железнодорожного транспорта, обеспечивающей устойчивое взаимодействие всех участников перевозочного процесса, а также важности решаемых этой системой государственных и общественных задач реформа должна осуществляться поэтапно.

На каждом этапе осуществляемые преобразования должны сохранять неизменными не затрагиваемые этими преобразованиями элементы организационно-производственной системы федерального железнодорожного транспорта.

2. Монопольный и конкурентный сектора на федеральном

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.05.98 N 448 "О КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"