Последнее обновление: 13.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.05.98 N 448 "О КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
3. Реформирование организационной структуры федерального железнодорожного транспорта
Организационная структура железнодорожного транспорта реформируется поэтапно с учетом разделения монопольного и конкурентного секторов.
Необходимым условием структурной реформы является принятие мер, обеспечивающих сохранение налоговых поступлений в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется перевозочная деятельность.
На этапе реализации реформы организационно-технологическое единство железнодорожного транспорта и оперативное управление перевозочным процессом обеспечиваются Министерством путей сообщения Российской Федерации, за которым также сохраняются функции государственного и хозяйственного управления федеральным железнодорожным транспортом.
На последующих этапах реформирования федерального железнодорожного транспорта будет рассмотрен вопрос о целесообразности создания центральной железнодорожной компании по организации хозяйственной деятельности железных дорог с приданием ей функций хозяйственного регулирования, выполняемых в настоящее время Министерством путей сообщения Российской Федерации.
В результате реформирования федерального железнодорожного транспорта в его структуру будут входить:
железные дороги;
компании дальних пассажирских перевозок;
компании пригородных пассажирских перевозок.
Железные дороги государственные унитарные предприятия, оказывающие услуги по пользованию инфраструктурой железнодорожного транспорта. Наряду с этим железные дороги выполняют функции грузовых компаний по осуществлению отправки грузов преимущественно мелкими партиями, повагонных и групповых отправок грузов, для чего они располагают соответствующим парком грузовых вагонов.
В процессе формирования данных предприятий будет осуществляться оптимизация структуры управления железными дорогами.
Грузовые компании - на первом этапе государственные унитарные предприятия, осуществляющие доставку грузов, преимущественно массовых, они могут располагать собственным вагонным парком, в том числе специализированным, а также контейнерами и другими основными фондами, необходимыми для выполнения своих функций. Грузовые компании могут осуществлять доставку грузов по всей сети железных дорог, конкурируя между собой за привлечение клиентов.
Грузовые компании могут осуществлять также доставку мелких партий грузов. В результате реформы железнодорожного транспорта таких компаний должно быть организовано не менее шести-восьми.
С целью наиболее полной загрузки вагонов и сокращения их порожнего пробега грузовые компании могут создавать парк вагонов общего пользования на долевых или иных началах. Техническое обслуживание вагонов в пути следования осуществляют железные дороги.
В процессе реформы будет рассмотрена целесообразность создания компании, имеющей собственный парк грузовых вагонов, обеспечивающей обслуживание и ремонт вагонов и предоставляющей их в аренду грузовым компаниям и другим предприятиям.
Компании дальних пассажирских перевозок - государственные унитарные предприятия, которым передается парк вагонов для перевозки пассажиров дальнего следования. Эти компании создаются с таким расчетом, чтобы на каждом магистральном направлении работало несколько компаний, конкурируя между собой. Для каждой компании может быть установлен перечень обязательных рейсов. Им передаются пассажирские вагонные депо и вокзалы с преимущественным обслуживанием пассажиров дальнего следования (при условии работы вокзалов с одной компанией).
На первоначальном этапе до прекращения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых компании дальних пассажирских перевозок могут создаваться в виде обособленных подразделений в составе железных дорог.
Компании пригородных пассажирских перевозок создаются в городских образованиях. Им передается необходимый подвижной состав (в первую очередь мотор-вагонные поезда), депо для их ремонта и обслуживания, пригородные пассажирские вокзалы, павильоны, платформы, а также железнодорожные линии, используемые только для пригородного пассажирского сообщения.
В переходный период компании пригородных пассажирских перевозок также создаются как обособленные подразделения в составе железных дорог, а затем могут преобразовываться в акционерные общества (компании) с участием органов местного самоуправления и других заинтересованных предприятий.
На последующих этапах реформы при создании условий, необходимых для самостоятельной рентабельной работы и эффективной конкуренции на рынке, будет рассмотрен вопрос о преобразовании грузовых компаний и компаний дальних пассажирских перевозок в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых сначала будет находиться в федеральной собственности.
Вне рамок Министерства путей сообщения Российской Федерации сейчас существуют и могут создаваться новые независимые грузовые и транспортно-экспедиционные компании, в том числе специализированные компании маршрутных перевозок, принадлежащие промышленным и иным предприятиям, имеющие равный доступ к инфраструктуре железных дорог и располагающие собственным вагонным парком или арендующие его у предприятий Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Кроме того, на железнодорожном транспорте осуществляется акционирование и приватизация:
предприятий по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и других изделий для железнодорожного транспорта, за исключением тех, которые являются монополистами в своей сфере. В целях использования механизмов конкуренции заказы на производство продукции для железных дорог могут размещаться на предприятиях других отраслей народного хозяйства;
общестроительных подрядных организаций. Специализированные подрядные организации (мосто-тоннельные, по строительству линий сигнализации и связи, энергомонтажные и т.п.), как правило, сохраняются в составе Министерства путей сообщения Российской Федерации;
предприятий и подразделений сельского хозяйства;
иных предприятий и объектов непрофильной сферы деятельности.
Из системы Министерства путей сообщения Российской Федерации выводятся объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы (кроме учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений здравоохранения, закрытой сети торговли и общественного питания с базовыми предприятиями, профессионально- оздоровительных центров). Объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы сохраняются в составе железных дорог там, где предприятия железнодорожного транспорта являются градообразующими, или там, где нет других конкурирующих организаций. Эти меры не должны затрагивать также отдельные участки, линейные станции, на которых объекты социальной сферы обслуживают только железнодорожные организации.
Малодеятельные и неперспективные железнодорожные линии (участки) передаются соответствующим субъектам Российской Федерации, или продаются хозяйствующим субъектам, или закрываются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых они проходят. В случае невозможности прекращения их деятельности ввиду социального или оборонного значения соответствующие органы исполнительной власти, принявшие решение о продолжении работы малодеятельных и неперспективных линий, компенсируют в установленном порядке железным дорогам убытки от их эксплуатации.
4. Управление финансами и принципы ценообразования на
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.05.98 N 448 "О КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"