в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, Совета директоров ЦБ РФ от 17.11.1998 "О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ"
действует Редакция от 17.11.1998 Подробная информация
ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, Совета директоров ЦБ РФ от 17.11.1998 "О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ"

Оценка ситуации

В последние годы экономика России находится в глубоком системном кризисе. Он вызван не только ошибками в экономической политике, которые привели к накоплению структурных диспропорций в системе воспроизводства, снижению ее эффективности, конкурентоспособности выпускаемой продукции, к масштабному росту внутреннего и внешнего долга, но и ослаблением системы государственного управления. На протяжении последних лет ни разу не был принят действительно сбалансированный бюджет. Негативные процессы обострились в связи с резким падением мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, выручка от экспорта которых практически покрывала значительную часть спроса населения на продовольствие и готовую продукцию, а также в связи с мировым финансовым кризисом.

В 1998 году произошло ухудшение социально - экономической ситуации. Уже в первом полугодии ускорился рост неплатежей, стали сокращаться поступления от экспорта, обострился бюджетный кризис, дестабилизировались все сегменты финансового рынка. Спад производства, наметившийся в апреле - мае, во второй половине года приобрел угрожающий характер.

Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

В краткосрочной перспективе на общеэкономическую ситуацию будут оказывать значительное воздействие следующие негативные факторы.

Сокращение поступления продовольственных и топливных ресурсов создало большие проблемы для функционирования ключевых систем жизнеобеспечения. По оперативным данным, месячный импорт продовольствия сократился в сентябре в 2,5 раза. Запасы топлива в энергетике остаются ниже нормативного уровня.

Ускорился спад промышленного производства. Если в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он составлял 2,5 процента, то в августе - 11,5 процента, в сентябре - 14,5 процента. Развитие этого процесса создаст крайне трудные стартовые условия для развития экономики в следующем году, обострит положение с занятостью населения.

Продолжается снижение уровня жизни населения. Сокращение среднеобеспеченного слоя серьезно ухудшает социальную структуру общества и усиливает дифференциацию по уровню доходов.

Рост товарооборота сменился его падением, которое может достичь в IV квартале 6 - 7 процентов, а в следующем году, если не переломить сложившуюся тенденцию, - 7 - 8 процентов. Помимо обнищания значительной части населения, это грозит увеличением разрыва в уровне жизни по регионам и регионализацией потребительского рынка.

В растущей натурализации хозяйственных связей и сокращении налоговых поступлений проявляется дезорганизация системы расчетов и платежей. На этой почве усилились проявления экономического сепаратизма на местах.

Резко обострился бюджетный кризис. Задолженность по расходам на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства на 1 января 1998 г. составила несколько десятков миллиардов рублей и продолжает увеличиваться. Вследствие роста неплатежей и падения производства налоговые поступления снизились до уровня, не покрывающего минимально необходимых расходов государства. При сохранении сложившихся тенденций в IV квартале денежные поступления налогов в федеральный бюджет могут составить 6 - 7 процентов ВВП, при минимальной потребности 9 - 10 процентов ВВП.

Остается критическим состояние платежного баланса страны. Несмотря на сокращение импорта, положительное сальдо текущих операций в 1998 году будет в 4 - 5 раз меньше, чем в 1997 году, в то время как возможности поступления валюты за счет займов и инвестиций резко сократились.

Скачок инфляции и ухудшение финансовой ситуации создали критический разрыв между потребностями экономики в расширении денежной массы и возможностями инфляционно безопасной эмиссии. Этот разрыв происходит на фоне высоких инфляционных ожиданий. В настоящее время основными факторами, которые могут обеспечить сдерживание инфляции, остаются жесткий контроль за ценами на продукцию естественных монополий, недопущение резких скачков плавающего курса рубля, увеличение товарного покрытия платежеспособного спроса.

Резко снизившийся уровень капитализации и ликвидности российских банков, падение доверия к ним являются одним из главных препятствий нормализации денежного оборота, восстановления системы сбережений и общей стабилизации социально - экономического положения.

Таким образом, в целях снижения остроты нынешней кризисной ситуации, предотвращения дальнейшего спада производства, стабилизации и постепенного повышения потребительского спроса требуются немедленные и чрезвычайные действия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления при поддержке всего российского общества. Это предполагает, в свою очередь, высокую ответственность и консолидацию власти и общества, всех политических сил, социальных слоев и групп.

Правительство Российской Федерации считает первоочередной задачей обеспечение выхода страны из острого экономического кризиса. Предлагаемые меры рассматриваются как первый этап. Вместе с тем предполагается, что решение объективно стоящих перед страной задач потребует на следующем этапе реализации дополнительного комплекса мер, прежде всего по нормализации хозяйственного оборота и его обеспечению денежными средствами. Основными задачами станут также улучшение платежного баланса страны, увеличение валютных резервов, оздоровление организаций и создание жизнеспособных рыночных структур (банковских и производственных). На этой основе необходимо добиться кардинального снижения издержек, возникающих в процессе движения товаров от их производителей к конечным потребителям, высокий уровень которых стал одним из факторов недостаточной конкурентоспособности экономики России.

Важнейшим условием кардинального оздоровления экономики является повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства за счет, с одной стороны, объединения "проблемных" организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием. Наиболее важные функции этих корпораций на данном этапе - улучшение менеджмента, упорядочение финансовых потоков, перепрофилирование незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции. Создание таких корпораций может качественно улучшить положение дел с налоговыми платежами, гарантированием взаиморасчетов между организациями, своевременным погашением кредитов, поддержанием необходимого уровня ликвидности.

С другой стороны, государство совместно с органами местного самоуправления должно оказывать всемерную поддержку развитию малого и среднего предпринимательства, созданию конкурентной среды. Мировой опыт показывает, что ускорение экономического развития и решение проблемы занятости населения тесно связаны с развитием малого и среднего бизнеса, и это должно стать заботой как государственных органов власти, так и органов местного самоуправления.

Отработка технологии решения текущих социальных и экономических проблем должна осуществляться в рамках согласованной политики государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Государственная структурная и производственная политика будет реализовываться в основном через программы развития, приоритетами которых являются:

наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;

поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;

производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;

сохранение и увеличение занятости населения.

Как явствует из перечня мер по выходу из кризиса, Правительство Российской Федерации выступает за усиление роли государства в процессе формирования и развития рынка и его социальной ориентации. Это необходимо и для наведения хозяйственного порядка: формирования и соблюдения реального бюджета, усиления основ контрактного права, защиты прав собственности, проведения приватизации на цивилизованной основе с ориентацией на экономическую и социальную эффективность, усиления контроля за управлением и результатами использования государственной собственности, своевременной и в полном объеме уплаты налоговых платежей, вытеснения теневого оборота и т.д.

Необходимы рациональные методы регулирования, оптимальные для существующих условий. При решении задачи вывода страны из кризиса могут использоваться административные запреты и различного рода ограничения, но в целом они не должны преобладать. Государственное регулирование будет опираться на нормативную правовую базу и систему действенного контроля.

  • Главная
  • ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, Совета директоров ЦБ РФ от 17.11.1998 "О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ"