Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, Совета директоров ЦБ РФ от 17.11.1998 "О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ"
3. Восстановление и развитие реального сектора
Для кардинального сокращения неплатежей в экономике, снижения уровня задолженности и налоговой нагрузки на товаропроизводителей, что имеет принципиальное значение в деле развития реального сектора экономики, предлагаются следующие меры:
1. Активизировать работу в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению и принятию до конца текущего года пакета федеральных законов, регулирующих режим уплаты конкретных налогов. Рассматривать при этом общую часть Налогового кодекса Российской Федерации и настоящий документ в качестве основы для устранения недостатков, существующих в налоговой системе, снижения общего налогового бремени на реальных товаропроизводителей и создания необходимых налоговых условий для начала экономического роста.
2. Подготовить и направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправки к первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации, а также к федеральному закону о его введении, нацеленные на устранение дисбаланса между правами и обязанностями налогоплательщиков и контролирующих их органов, а также расширение полномочий налоговых органов по пресечению нарушений налогового законодательства.
3. Разработать и реализовать комплекс мер по ужесточению налогового администрирования, включая внесение необходимых изменений в уголовное и гражданское законодательство, законодательство о банках и другие отрасли законодательства.
4. Обеспечить поэтапное снижение ставки налога на добавленную стоимость. Не взимать с организаций - экспортеров налог на добавленную стоимость с сумм авансовых платежей, получаемых ими в счет оплаты последующих экспортных поставок продукции с производственным циклом более шести месяцев. Восстановить порядок, предусматривающий уплату налога на добавленную стоимость по отгрузке продукции или по поступлению средств за реализованную продукцию в зависимости от принятой организациями учетной политики.
5. Снизить действующую предельную ставку налога на прибыль с 35 до 30 процентов, в том числе на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, - с 13 до 11 процентов, в бюджеты субъектов Российской Федерации - с 22 до 19 процентов.
Уточнить перечень и порядок учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), имея в виду включение в издержки всех обоснованных и документально подтвержденных затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).
Ускорить разработку перечня групп амортизируемого имущества (по срокам его полезного использования) в целях сокращения количества норм амортизационных отчислений и широкого применения на практике ускоренной амортизации основных производственных фондов организаций при условии целевого использования получаемых средств.
Отменить существующие ограничения на применение льготы по выведению из-под налогообложения средств организаций, инвестируемых в развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники. При этом усилить государственный контроль за использованием средств, выводимых из-под налогообложения.
6. Полностью снять административные ограничения и запретительное налогообложение по реализации организациями на внутреннем рынке продукции (работ, услуг) по цене ниже себестоимости и состоящего на балансе имущества по цене ниже остаточной стоимости.
7. Министерству финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации обеспечить перерасчет задолженности по уплате пеней и штрафов, начисленных по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 1998 г., имея в виду их сокращение в 7 раз, в том числе в первую очередь по организациям, задолженность которых образовалась в результате недофинансирования государственного заказа.
8. Предусмотреть уточнение налогооблагаемой базы и льгот по налогу на пользователей автомобильных дорог.
9. Ввести начиная с 1 января 1999 г. новую, социально ориентированную шкалу подоходного налогообложения физических лиц с зачислением части налога в федеральный бюджет по фиксированной ставке в размере 3 процента и в бюджеты субъектов Российской Федерации - по прогрессивной шкале.
10. Установить с 1 января 1999 г. предельную ставку налогообложения имущества физических лиц в размере 0,5 процента зарегистрированной стоимости имущества с одновременным введением душевого необлагаемого минимума.
11. Обеспечить полномасштабное исполнение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" на всей территории Российской Федерации с учетом необходимости обеспечения единообразного подхода к расчету платежей и возможности его корректировки в зависимости от региональных особенностей.
12. Пересмотреть существующие налоговые льготы, не имеющие социальной направленности и не связанные с научной и инновационной деятельностью. Уменьшить перечень льгот по уплате таможенных платежей, за исключением предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Использовать механизмы налогового и таможенного стимулирования привлечения инвестиций и других ресурсов в науку, образование, здравоохранение и культуру.
13. Создать единый государственный реестр налогоплательщиков.
14. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации провести переговоры с государствами, на территории которых находятся оффшорные зоны и с которыми у Российской Федерации имеются договоры об избежании двойного налогообложения, о пересмотре условий этих договоров для сбалансированности интересов государств.
3.2. Обеспечение нормального функционирования рынка1. Обеспечить исполнение решения о проведении в IV квартале 1998 г. связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и иным получателям средств федерального бюджета, образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 г. и на 1 октября 1998 г.
Одновременно разработать механизм поэтапной расшивки неплатежей между организациями на основании отраслевого, регионального, а затем и межотраслевого и межрегионального урегулирования.
2. Разработать схемы реструктуризации просроченной задолженности организаций перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами.
Погашение долгов организаций, не осуществивших реструктуризацию задолженности или не выполнивших условия реструктуризации, будет производиться путем передачи права собственности должников в соответствии с законодательством. При этом соответствующие органы исполнительной власти должны принимать решение о банкротстве, санации или передаче контрольного пакета акций организаций в государственную собственность с последующей передачей в доверительное управление или повторной приватизацией.
До завершения реструктуризации задолженности органам государственной власти приостановить подачу исков о признании несостоятельными организаций, имеющих задолженность перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.
Разработать меры по развитию рынка долговых обязательств организаций и установлению государственного контроля в этой сфере.
3. Необходимо ускорить создание условий для реформирования организаций, их реструктуризации и повышения эффективности управления ими в целях обеспечения ресурсосбережения и наращивания производства конкурентоспособной продукции. Для этого Правительство Российской Федерации подготовит необходимые законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие повышение ответственности руководителей организаций за результаты их деятельности перед собственниками, акционерами и наемными работниками.
4. Разрабатывается и будет реализована система мер по пресечению злоупотреблений монопольным положением, формированию и развитию конкурентной среды в сфере производства и обращения.
Особое внимание при этом Правительство Российской Федерации уделит поддержке малого и среднего бизнеса в производстве, решающего важные задачи, в том числе инновационного характера. С этой целью будет унифицирована и упрощена процедура регистрации малых предприятий с одновременным повышением ответственности предпринимателей за результаты их деятельности, в том числе по оплате труда наемных работников.
5. В целях наращивания объема инвестиционных средств Правительство Российской Федерации будет принимать меры по привлечению денег, находящихся на руках у населения или на счетах в зарубежных банках, в том числе за счет создания и развития коллективных форм инвестирования и защиты инвестиций малых предприятий, механизма ипотечного кредитования строительства жилья.
6. Необходимо обеспечить усиление роли государства в организации и контроле страхового рынка в России и совершенствовать законодательную базу страхования с учетом перспектив вступления России в ВТО.
Будет продолжена работа по развитию страхового рынка, максимальному использованию его возможностей для вовлечения сбережений населения в инвестиционный процесс. Наведен порядок и усилен контроль со стороны государства за страховыми компаниями, осуществляющими работу по обязательным видам страхования и видам страхования, имеющим высокую социальную значимость, в том числе в области здравоохранения и образования, а также за страховыми компаниями с участием государства.
7. Средства текущего бюджета будут поэтапно отделяться от финансового обеспечения государственной инвестиционной политики на основе Бюджета развития Российской Федерации.
В целях аккумулирования средств внешних и внутренних источников для кредитования (в том числе товарного) организаций реального сектора экономики независимо от формы собственности при представлении ими планов стратегического развития, а также высокоэффективных инвестиционных проектов будет создан специализированный российский банк развития. Его базой может стать ряд финансовых структур с государственным участием.
8. Будет обеспечена страховая и гарантийная поддержка российского экспорта и инвестиционного процесса. Для этого Правительство Российской Федерации в первом полугодии 1999 г. определит институциональные основы и порядок участия государства с использованием ранее созданных для этого структур в страховании рисков в целях защиты национального экспорта, инвестиций и реструктуризации промышленности.
Для активизации притока инвестиций будет создано агентство гарантий инвестиций от некоммерческих, в том числе политических, рисков. Предоставляя дополнительную защиту инвесторам, агентство станет эффективным инструментом инвестиционной политики Российской Федерации.
3.3. Меры внешнеэкономической политики1. Требуется привести таможенную политику в соответствие с курсом государства на развитие реального сектора экономики, на восстановление и расширение производства на основе действующих и создаваемых мощностей.
В 1999 году в соответствии с законодательством и под государственным контролем Правительство Российской Федерации предоставит товаропроизводителям отсрочки и (или) рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость и (или) таможенных пошлин на ввезенное на территорию России технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, не изготавливаемые отечественной промышленностью. В дальнейшем таможенные пошлины на такого вида оборудование будут снижены. При этом пошлины на ввоз комплектующих будут устанавливаться в размере пошлин на соответствующую готовую продукцию, если аналогичные комплектующие не производятся или не будут производиться в России в ближайшее время.
2. Правительство Российской Федерации обеспечит полномасштабную реализацию Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" в части применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импортных товаров.
Присоединение России к ВТО должно содействовать созданию благоприятных условий для расширения доступа российских товаров и услуг на внешние рынки путем применения соответствующих положений соглашений ВТО, обеспечению защиты отечественных товаропроизводителей при сохранении конкурентной среды, необходимой государственной поддержки аграрного сектора и тарифной защиты рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
3. Устанавливается жесткая финансовая ответственность резидентов - экспортеров:
за неполное и (или) несвоевременное зачисление на счета в российских банках выручки от экспорта товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;
за неполное или несвоевременное зачисление на счета в российских банках валютных средств, вырученных от приобретения (производства, добычи) и реализации товаров (работ, услуг) вне таможенной территории и впоследствии не ввезенных в Российскую Федерацию, включая случаи, когда этому не предшествовал перевод средств в иностранной валюте за границу;
за нарушение установленного порядка осуществления внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих обмен работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.
4. Ужесточается таможенный контроль на границе Российской Федерации с учетом соглашений с Республикой Белоруссия, государствами - членами Таможенного союза, готовящегося соглашения о зоне свободной торговли и двусторонних соглашений, подписанных Россией с государствами - участниками СНГ.
3.4. Привлечение прямых иностранных инвестиций1. Будет обеспечено взаимодействие с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в целях принятия в кратчайшие сроки основополагающих законов в сфере привлечения в реальный сектор прямых иностранных инвестиций, в том числе федеральных законов:
об иностранных инвестициях в Российской Федерации и о перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, на которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов. Этими законами будет введена оговорка, предусматривающая отсрочку действия нового федерального закона или нормативного акта, ухудшающего условия осуществления прямых инвестиций при реализации инвестиционных проектов, которые не окупились на момент принятия данного закона или нормативного акта;
о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О недрах", о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", о внесении в законодательные акты изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", определяющих условия доступа российских и иностранных инвесторов к проведению геолого - разведочных работ и осуществлению добычи полезных ископаемых.
Отечественные и иностранные инвесторы будут иметь равные права и обязанности.
2. Будет подготовлен проект указа Президента Российской Федерации о мерах по реализации инвестиционных соглашений, заключаемых Министерством экономики Российской Федерации с иностранными инвесторами. Правительство Российской Федерации утвердит положение о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений с российскими и иностранными инвесторами и внесет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о внесении дополнения в раздел II Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в целях стимулирования привлечения крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики. На этой основе Правительством Российской Федерации будет утверждено положение о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений с иностранными и российскими инвесторами.
3. Государственной комиссией по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России будет обеспечено своевременное рассмотрение апелляций и жалоб отечественных и иностранных инвесторов о нарушении их прав органами государственной власти и принятие неотложных мер.
4. Правительство Российской Федерации упростит действующий порядок осуществления иностранными инвесторами инвестиционных проектов, регламентирует процедуру согласований и их количество, лицензирования и выдачи технических условий на реализацию проектов.
5. Будет расширена сфера деятельности Консультационного совета по иностранным инвестициям в России, в том числе на основе консультаций Правительства Российской Федерации с правительствами и крупнейшими корпорациями зарубежных стран по вопросам привлечения прямых инвестиций и другим вопросам внешнеэкономического сотрудничества.
Министерству иностранных дел Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации поручено провести переговоры с правительствами промышленно развитых стран и крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в Россию.
6. В целях стимулирования иностранных инвестиций в российские организации будет проведена подготовка этими организациями необходимых финансовых документов в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета.
3.5. Повышение эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом1. Будет изменен сам подход к приватизации, осуществлявшейся, как правило, в фискальных целях или в интересах отдельных лиц (групп лиц).
Процесс приватизации будет нацелен на повышение эффективности экономики, привлечение прямых инвестиций в реальный сектор, расширение налогооблагаемой базы, сохранение и создание дополнительных рабочих мест. Часть средств, полученных от приватизации, будет направляться в Бюджет развития Российской Федерации. Будет расширяться государственный контроль за процессом приватизации - от подготовки государственного имущества к приватизации до проверки выполнения обязательств, взятых на себя новым собственником, в том числе в области экологии.
2. Министерству государственного имущества Российской Федерации, Российскому фонду федерального имущества и Министерству экономики Российской Федерации поручено:
провести инвентаризацию федеральной собственности и создать ее полный реестр с указанием количества находящихся в федеральной собственности акций, включающий государственные унитарные предприятия и объекты недвижимости, в том числе земельные участки и объекты, не завершенные строительством, а также собственность за рубежом;
разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
провести проверку эффективности управления всеми государственными унитарными предприятиями, пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, федеральной недвижимостью, включая объекты, не завершенные строительством, а также собственностью, находящейся за рубежом;
разработать систему контроля и стимулирования работы руководителей государственных унитарных предприятий, представителей государства в акционерных обществах;
разработать механизм передачи государственных унитарных предприятий и акций в собственность и (или) управление субъектов Российской Федерации;
создать систему доверительного управления акциями, находящимися в федеральной собственности, и иным имуществом. Установить четкое разграничение функций по управлению собственно предприятиями и управлению государственным имуществом между отраслевыми федеральными органами исполнительной власти и Министерством государственного имущества Российской Федерации. Осуществлять передачу в доверительное управление акций и иного имущества в случае неэффективного управления ими с обязательным закреплением параметров эффективности использования;
подготовить предложения по усилению роли и расширению прав федеральных органов исполнительной власти в вопросах управления федеральной собственностью, закрепленной за государственными предприятиями и учреждениями, находящимися в их ведении, а также повышению ответственности за результаты деятельности этих предприятий и учреждений;
установить ответственность и стимулы для доверительного управляющего, предусматривающие изъятие переданных в доверительное управление акций и имущества при невыполнении параметров их эффективного использования, и возможность в случае выполнения указанных параметров реализации доверительному управляющему акций и иного имущества, находящегося в его доверительном управлении.
3. Пересмотреть льготы в части получения арендной платы за пользование недвижимостью, находящейся в федеральной собственности, и использования дивидендов по акциям, принадлежащим государству, имея в виду сокращение и отмену указанных льгот.
4. Обеспечить подтверждение права собственности Российской Федерации на собственность, находящуюся за рубежом.
Выявить и доказать право собственности Российской Федерации на имущество бывших СССР и Российской империи.
Принять меры к повышению эффективности использования собственности Российской Федерации за рубежом, на первом этапе организовать постоянный контроль ее состава и состояния.
- Главная
- ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, Совета директоров ЦБ РФ от 17.11.1998 "О МЕРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СТРАНЕ"