в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"
действует Редакция от 06.06.2002 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"

3.4. Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение:

наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

благоприятного платежного баланса страны;

повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства.

Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.

В ближайшей перспективе необходимо достичь решающего прогресса на переговорах с целью выхода на принципиальные договоренности с основными торговыми партнерами России по будущим обязательствам в области тарифов, услуг и сельского хозяйства и перехода к постатейному утверждению разделов Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО и Протокола о присоединении (основных документов, оформляющих присоединение к ВТО).

Конечные сроки присоединения будут зависеть от характера требований, предъявляемых к России во время переговоров, и возможности их учета с точки зрения обеспечения необходимого уровня защиты отечественных операторов.

В интересах России завершить процесс присоединения в сроки, позволяющие принять полномасштабное участие в новом раунде торговых переговоров в ВТО, начало которых, по некоторым оценкам, возможно в 2002 году. Вместе с тем присоединение к ВТО и выполнение обязательств, с этим связанных, могут создать и определенные сложности, вызывающие необходимость укрепления мер защиты внутреннего рынка.

С учетом возрастающей открытости национального хозяйства усилится роль единой торговой политики в развитии российской экономики, укреплении ее конкурентоспособности и обеспечении эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции.

Выгоды от присоединения России к ВТО будут возрастать по мере увеличения в экспорте страны удельного веса товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в ближайшей перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение товарной структуры.

В 2002-2004 годах в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

усилить межведомственную координацию в сфере содействия экспорту и сосредоточить основные функции в этой области в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти;

обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования ;

обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;

улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т. п.;

осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов;

обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России, обеспечивая доступ к ней в режиме реального времени заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности;

обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной-партнером;

активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

В этой связи необходимо:

добиваться признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой;

активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том числе на основе принципа взаимности.

Для этих целей следует также эффективнее использовать возможности членства России в международных экономических организациях.

Российская экономика, характеризуемая сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное время будет нуждаться в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг должно сопровождаться мерами по повышению конкурентоспособности отечественного производства и совершенствованию механизмов защиты национальных товаропроизводителей.

Для решения поставленных задач намечается:

принять новую редакцию федерального закона о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

применять в соответствии с действующим законодательством специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры;

обеспечить последовательную реализацию базовых принципов формирования таможенного тарифа в соответствии с приоритетами промышленной и структурной политики;

осуществлять снижение ставок ввозных пошлин на не производимые в России машины и оборудование, комплектующие изделия, а также отдельные виды сельскохозяйственного сырья при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий;

совершенствовать структурный профиль импортного тарифа путем уточнения специфических составляющих комбинированных ставок с целью приведения в соответствие таможенных платежей в евро к адвалорной составляющей в привязке к мировым ценам на соответствующие товары и курсам валют;

расширить использование в Таможенном тарифе Российской Федерации сезонных пошлин и тарифных квот для сельскохозяйственных товаров;

координировать таможенно-тарифную политику с Республикой Белоруссия и со странами Евразийского экономического сообщества.

Реализация указанных мер должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности.

В этой связи большое значение имеет повышение эффективности таможенного администрирования. Важным фактором, способным оказать положительное влияние на качество деятельности таможенных органов, должна стать их информатизация, внедрение современных информационных и инфокоммуникационных технологий. Соответствующие предложения необходимо подготовить уже в ближайшее время.

Стержнем внешнеэкономической политики в предстоящий период будет формирование международных региональных приоритетов.

Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ останутся приоритетными в соответствии с основными направлениями развития отношений России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств на современном этапе будут развиваться по следующим направлениям:

формирование зоны свободной торговли государств СНГ, предусматривающей неприменение во взаимной торговле ограничений и переход при этом на единый принцип взимания косвенных налогов;

сохранение доступа к необходимым для российской промышленности сырьевым ресурсам в государствах СНГ;

достижение более тесной интеграции России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в экономической области в рамках Таможенного союза;

развитие взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества со странами СНГ с целью привлечения капиталовложений этих стран в отечественную экономику, а также стимулирование вложения российского капитала в экономику стран Содружества;

ускорение развития инновационного сотрудничества со странами СНГ, в том числе в области выработки общих научно-технических приоритетов, а также транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;

ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы стран СНГ, регулирующей внешнеэкономическую и налоговую сферы.

Экономическое сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества и Союзного государства призвано обеспечить долгосрочные экономические интересы России, обеспечить подъем экономик стран - участников и на этой основе - повышение уровня жизни и благосостояния граждан.

Программой действий Российской Федерации и Республики Белоруссия по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусмотрено последовательное формирование единого экономического пространства. В его ходе должны быть осуществлены меры по сближению основных социальных и макроэкономических показателей и по валютной интеграции на основе введения единой денежной единицы Союзного государства.

Процессы сближения основных социальных и макроэкономических показателей стран - участниц Договора анализируются и корректируются при подготовке прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, регулярная разработка которых начата с прогноза на 2001 год.

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25 процентов иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.

Расширение ЕС на Восток будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность.

Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами - членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:

активизировать работу по выполнению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом;

совершенствовать систему валютно-финансовых расчетов со странами ЕС с учетом введения единой европейской валюты;

развивать стратегическое сотрудничество в ЕС в области энергетики на взаимовыгодной основе;

рассмотреть возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС;

обеспечить дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и систем связи.

Страны - участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (ЦЕССТ) - исторически сложившаяся сфера интересов России, которая играет большую роль в обеспечении экономической безопасности. Поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ - важнейшее направление российской торгово-политической деятельности в этом регионе.

В этой связи необходимо:

в рамках совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества усилить работу по обеспечению для Российской Федерации максимально благоприятного доступа на рынки стран региона, принимая во внимание их взаимные обязательства в рамках ЦЕССТ и по договорам с ЕС;

обеспечить привлечение российских предприятий к строительству новых и реконструкции действующих промышленных объектов, в первую очередь тех, возведение которых было осуществлено ранее при российском участии;

добиться от стран ЦЕССТ максимально возможных компенсирующих уступок в торгово-политическом режиме сотрудничества с ними в процессе переговоров этих стран о вступлении в ЕС.

Одним из приоритетов в развитии внешнеэкономических связей России станет обеспечение ее экономических и политических интересов в странах Юго-Восточной Европы и, прежде всего, в государствах, находящихся на территории бывшей СФРЮ.

В этих условиях России потребуется:

использовать имеющийся экспортный потенциал для восстановления югославских промышленных объектов в энергетике и нефтехимической промышленности, а также при развитии различных форм военно-технического сотрудничества;

обеспечить поставки российских энергоресурсов, прежде всего нефти и природного газа, и в том числе на условиях, предусматривающих их оплату путем участия России в приватизации промышленных объектов Союзной Республики Югославии.

Предметом пристального внимания станут торгово-экономические отношения со странами Балтии.

На американском континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. В рассматриваемый период необходимо добиться:

предоставления России режима нормальных торговых отношений на постоянной основе;

прекращения применения дискриминационных по отношению к России положений американского антидемпингового законодательства, препятствующих экспорту российских товаров в США или грозящих вытеснению их с американского рынка, а также ограничивающих доступ России к американским товарам и технологиям.

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший производственно-экономический потенциал этого региона. Эти страны останутся традиционными поставщиками на российский рынок продовольственных товаров.

Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для улучшения товарной структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта российской высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военную технику, наличием значительного инвестиционного потенциала.

Для укрепления позиций России в странах этого региона в рассматриваемый период целесообразно:

активизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерами России, такими, как Китай, Индия, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий по производству необходимой России продукции, в том числе в счет погашения задолженности;

расширять сотрудничество с динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии, предъявляющими растущий спрос на многие виды отечественной продукции и предлагающими широкий ассортимент качественных, но сравнительно недорогих товаров, представляющих потенциальный интерес для российского внутреннего рынка;

использовать членство в АТЭС для содействия на многосторонней основе расширению российского экспорта и привлечения в Россию капиталов из этого региона.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружения. Ряд государств этого региона привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России.

Рынок стран Африки останется в ближайшей перспективе одним из самых благоприятных для России с устойчивым и повышающимся спросом на российскую продукцию гражданского и оборонного комплексов и особенно на строительные услуги и технологии в различных отраслях экономики. Кроме этого, наличие значительных запасов разнообразных природных ресурсов в странах континента определяет целесообразность и направления сотрудничества в целях обеспечения наших потребностей в необходимом сырье, сохранения собственных ресурсов и экологической среды.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"