в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"
действует Редакция от 06.06.2002 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"

4.3. Основные направления развития макрозон

4.3.1. Северо-Запад (Северный и Северо-Западный экономические районы)

Для развития экономики регионов Северо-Запада ключевое значение имеет использование их уникального положения на транспортных путях всероссийского и международного значения с выходом на Балтийское море и Северный Ледовитый океан, реализация потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией, Норвегией, Швецией и странами Балтии.

Сохранится значение регионов Европейского Севера как одного из крупнейших поставщиков на внутренний и внешний рынки энергоносителей и минерального сырья, продукции металлургической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдельных видов продукции машиностроения. Существенный вклад будет вносить регион в развитие наукоемких производств. Вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых ресурсов западной части Арктической зоны Российской Федерации - новый фактор, который повлияет на перспективы развития региона и обеспечение хозяйства России углеводородным сырьем.

Стратегически важное значение имеет строительство новых и реконструкция действующих портовых комплексов.

Надежная транспортная связь со странами Европейского союза, позволяющая освоить грузопотоки в направлениях Восток-Запад и Запад-Юго-Восток, освободит Россию от тотальной зависимости от транзита через территории третьих стран, будет способствовать усилению экспортной специализации производств региона, развитию деловых и туристических связей.

Одной из стратегических задач является активизация Северного морского пути - основной транспортной артерии, соединяющей северные регионы России и в перспективе обеспечивающей кратчайший водный путь из Европы в Юго-Восточную Азию.

Экспортная направленность многих производств при одновременном росте внутреннего потребления будет являться важным фактором развития экономики.

Стратегия развития Калининградской области будет определяться важностью ее геополитического и геоэкономического значения и особой ролью в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе. Основными целями будут являться:

обеспечение интеграционных связей с другими регионами России при компенсации издержек ее эксклавного положения;

создание условий для устойчивого социально-экономического развития, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран;

создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для интеграционного сближения России и Европейского сообщества.

Особая острота социальных и демографических проблем в регионе вызывает необходимость разработки комплексной программы развития социальной сферы Калининградской области. Решение экологических проблем необходимо осуществлять через международные и национальные программы.

4.3.2. Европейский Центр (Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы)

Европейский центр образует собой экономическое ядро государства, основу его производственного и научно-технического потенциала и современного экономического уклада. Исторически сложившаяся ведущая роль региона находит выражение в параметрах социально-экономического развития: здесь сосредоточено около половины экономического потенциала России (более 2/5 ВВП и основных фондов, более 1/3 всего объема промышленной продукции). На территории региона существует развитая инфраструктурная система, в том числе крупнейшие аэропорты, железнодорожные и автомобильные магистрали.

Характерная особенность региона заключается в том, что это староосвоенная территория. Поэтому одной из основных задач его экономического развития является перестройка структуры экономики, определение новых приоритетов индустриально-инвестиционной политики.

Для черноземной зоны необходимо восстановление уровня и доходности сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Для Нечерноземья одним из направлений развития сельского хозяйства должно стать восстановление традиционных отраслей специализации, таких, как льноводство, а для территорий, расположенных рядом с крупными центрами, - пригородное сельское хозяйство.

Ключевыми проблемами региона являются энерго- и водообеспечение. Здесь потребляется значительная часть всей производимой в России электроэнергии, в то время как имеющихся генерирующих мощностей недостаточно. Поставки электроэнергии с больших расстояний увеличивают стоимость производимой продукции. В связи с этим актуальным является ограничение энергоемких производств и внедрение энергосберегающих технологий.

Центральные и южные области региона имеют крайне напряженный водный баланс, особенно по качественной питьевой воде. Требуется реконструкция существующих водохранилищ, повышение использования подземных вод, а также ограничение развития водоемких отраслей и осуществление мероприятий водоохранного и водосберегающего характера.

Значительной проблемой остается наличие на территории региона большого количества моноотраслевых городов, развитие которых может быть обеспечено только путем реструктуризации производства. В регионе сосредоточено большинство наукоградов страны, потенциал которых в значительной мере определяет возможности повышения конкурентоспособности и перехода России на постиндустриальную ступень развития. Учитывая высокую степень зависимости науки от госзаказа, необходим особый подход к перспективам каждого из этих городов.

Демографические проблемы в областях Центрального региона имеют сложный характер. Кроме повышения рождаемости и повышения продолжительности жизни населения, необходимо решать проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев как из других районов России, так и из стран СНГ. Кроме того, все острее становится проблема нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья (в первую очередь с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), использующих территории региона в качестве транзитного коридора для проникновения в Западную Европу.

Экологические проблемы характерны для крупных городов, а также городов, в которых расположены предприятия металлургии, химической и горнодобывающей промышленности. Поэтому в качестве одной из важнейших задач развития Центрального региона выступает охрана окружающей среды и совершенствование природопользования, включая воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, усиление контроля за основными источниками загрязнения.

4.3.3. Поволжский регион (Волго-Вятский и Поволжский экономические районы)

Поволжский регион благодаря своему выгодному транспортно-географическому положению и мощному экономическому потенциалу выполняет важные стратегические функции в социально-экономическом развитии России. Благоприятные предпосылки для развития имеют здесь агропромышленный комплекс, высокотехнологичное и наукоемкое машиностроение, предприятия химико-лесного, топливно-энергетического комплексов. Наличие в регионе мощной научной базы и десятков высших учебных заведений различной специализации создают условия для масштабной реструктуризации промышленного производства и преобразований всего хозяйственного комплекса на передовой инновационной основе.

Основными задачами экономического развития региона в перспективе являются:

повышение плодородия почв, наращивание сельскохозяйственного производства на новой технологической основе, освоение и рациональное использование ресурсов Волго-Ахтубинской поймы;

оздоровление экологической обстановки;

совершенствование машиностроительного комплекса с учетом складывающейся на внутреннем и внешнем рынках структуры спроса, в том числе развитие авиационного машиностроения и развитие совместно с зарубежными партнерами автомобилестроения;

активизация использования транспортного фактора в развитии региона.

В перспективе Поволжский регион будет входить в число лидеров по темпам экономического роста. Исключительно велика его роль и в решении проблем укрепления федеративных отношений как с позиций интеграции межрегиональных экономических связей, так и с точки зрения формирования стабильных межэтнических отношений.

4.3.4. Северный Кавказ

Северо-Кавказский регион занимает особое место в стратегии территориального развития. Это обусловлено прежде всего его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство укрепления экономики России в целом, упрочения ее позиций в Каспийском регионе, ликвидации очагов политической напряженности.

Природные ресурсы, сложившийся экономический потенциал и транспортно-географическое положение Северного Кавказа предопределяют следующие основные задачи его социально-экономического развития:

восстановление и дальнейшее развитие рекреационного хозяйства будет во многом определять перспективу и роль региона в территориальном разделении труда, позволит улучшить здоровье и демографические показатели населения всей России, обеспечить сохранение и развитие уникальной рекреационной зоны, рациональное использование ценнейших природных лечебно-оздоровительных факторов и ресурсов, повышение общего уровня санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на международном рынке, явится важным фактором обеспечения занятости населения. Необходимая структурная перестройка Северо-Кавказского рекреационного комплекса требует привлечения в эту сферу инвестиций;

развитие транспортного комплекса региона. Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций между странами двух континентов и обладающий достаточно развитой инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом Северный Кавказ имеет возможности для использования своего выгодного экономико-географического положения для укрепления экономики всей страны посредством организации транзитного пропуска международных транспортных потоков, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности.

Важным условием развития региона является включение его в международную систему грузопотоков, создания направлений, связывающих транспортные сети России и стран Средней и Центральной Азии через территории Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и др., в том числе с использованием паромных переправ через Каспий.

Основными задачами экономического развития региона являются:

реализация транзитных функций Северного Кавказа;

освоение нефтяных ресурсов Каспия;

дальнейшее развитие сельского хозяйства;

снижение уровня безработицы, повышение занятости населения, упорядочивание процессов внутренней и внешней миграции

4.3.5. Урал

Стратегическая роль Урала исторически связана с развитием черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения и военно-промышленного комплекса. В регионе сконцентрирован громадный промышленный потенциал. Однако его производственная структура нуждается в коренном обновлении вследствие значительной степени износа основных фондов. В перспективе регион должен стать одним из лидеров во внедрении наукоемких технологий, в развитии прогрессивных производств. Для этого имеются такие предпосылки, как крупнейшая научная и проектная база, высококвалифицированные кадры, большой массив передовых технологий в институтах и предприятиях ВПК. Использование потенциала оборонных предприятий дает возможность создать в отраслях специализации производственно-экономические корпорации, гибко реагирующие на изменения конъюнктуры рынка и выпускающие конкурентоспособную продукцию.

Реализация перспективных задач предполагает:

реструктурирование и технологическое обновление имеющегося промышленного потенциала, прежде всего машиностроительного и металлургического комплексов на основе ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

выпуск конкурентоспособного оборудования для добывающих отраслей с целью повышения их технического уровня и расширения их экспортных возможностей;

реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и по переработке техногенных отходов.

Урал сохранит роль одного из основных производителей (и экспортеров) черных и цветных металлов, продукции топливной промышленности. Развитие металлургической промышленности будет происходить по пути перехода на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов.

Дальнейшее развитие получит также горнодобывающая промышленность. Большое влияние на развитие региона будет оказывать повышение его роли в межрегиональной интеграции по направлениям: Урал-Сибирь-Дальний Восток, Урал-Крайний Север, Урал-Казахстан-Средняя Азия.

4.3.6. Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы)

Место Сибири в экономике страны в первую очередь определяется ее уникальными природно-сырьевыми ресурсами. Региону принадлежит решающая роль в формировании общероссийского баланса топлива и электроэнергии, в производстве цветных металлов и лесопродукции. Все возрастающее значение планетарного характера приобретают водные ресурсы. Сибирь занимает срединное положение на карте России, что создает условия для включения региона как в европейский, так и в азиатский рынки. Сибирь при любых вариантах развития останется основным поставщиком топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Приоритеты среди других отраслей будут определяться возможностями развития высокотехнологичных и наукоемких производств в наиболее развитых промышленных узлах и увеличения выпуска продукции потребительского назначения в районах концентрации населения. Предполагается, что начавшаяся реструктуризация машиностроения, оборонной, пищевой промышленности в сочетании с увеличением доли высокотехнологичных и наукоемких производств в нефтехимии, лесопереработке, металлургии позволит в отдаленной перспективе смягчить чрезмерную сырьевую направленность в развитии экономики Западной Сибири.

Приоритетными будут следующие задачи:

обновление производственного аппарата ТЭК и усиление межрегиональной кооперации;

освоение новых месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), создание единой трубопроводной и энергетической системы с Северным Китаем, Кореей, Японией;

развитие и повышение эффективности нефтепереработки и нефтехимии, газопереработки, газохимии и гелиевой промышленности;

развитие углубленной переработки угля и углехимии в угольной промышленности;

использование потенциала ВПК в части применения высоких технологий для модернизации и развития других отраслей промышленности (в частности, разработка технологий и производство импортозамещающего оборудования для добычи и переработки минерального сырья).

4.3.7. Дальний Восток

Из геостратегических проблем, влияющих на развитие страны в целом, выделяются своим масштабом и значением для сохранения территориальной целостности российской экономики проблемы Дальнего Востока. Дальний Восток выполняет особые геостратегические функции, являясь форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в XXI веке может занять ведущее положение в мировой экономике.

Дальний Восток, будучи самым редконаселенным и самым удаленным регионом страны, отличается наибольшей спецификой условий хозяйствования и социально-экономического развития. Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса района и решение его социальных проблем зависят от проведения такой государственной политики, которая исходит из учета особой роли Дальнего Востока в обеспечении экономических и стратегических интересов России, что требует реализации на федеральном и региональном уровнях комплекса мероприятий по преодолению дезинтеграционных процессов и выводу экономики региона из кризиса.

Главными направлениями развития региона являются: структурная перестройка экономики, усиление взаимовыгодного сотpyдничества и использование транспортного взаимодействия со стpанами Азиатско-Тихоокеанского региона. Будет переработана федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Основные ресурсы будут сконцентрированы на приоритетных направлениях развития хозяйства региона:

решение энергетической проблемы и ослабление зависимости района от ввоза топлива;

развитие транспортной инфраструктуры для создания условий активизации деловой активности и усиления интеграции регионов Дальнего Востока с другими регионами России;

совершенствование деятельности рыбохозяйственного комплекса с развитием промышленной марикультуры и обеспечением охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов;

развитие нефтегазового комплекса на шельфе о.Сахалин и в Республике Саха (Якутия);

повышение конкурентоспособности продукции и интенсивное вхождение на рынки сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными направлениями развития топливно-энергетического комплекса будут: стабилизация и снижение размеров тарифов на тепловую и электрическую энергию, ликвидация чрезмерной разницы цены за энергию для производителей и потребителей.

В транспортном комплексе основными направлениями развития будут: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного коридора Европа - Азия, увеличение объема перевозок грузов (в т. ч. транзита контейнеров), реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры и совершенствование транспортных тарифов.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"