в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"
действует Редакция от 06.06.2002 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"

4.4.2. Федеральная региональная социально-экономическая политика

Для достижения стратегических целей территориального развития России в среднесрочном периоде необходима активная федеральная региональная политика, которая должна формироваться в соответствии с основными принципами федеративных экономических отношений.

Основными задачами федеральной региональной экономической политики на период до 2004 года являются:

усиление процесса межрегиональной интеграции и улучшение качества экономического пространства;

снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов;

обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации;

создание равных условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;

обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;

развитие экономических основ местного самоуправления.

Обеспечение государственной и территориальной целостности страны требует последовательной реализации конституционных принципов построения федеративных отношений в экономике, укрепления единства вертикали исполнительной власти, повышения ответственности всех уровней власти за реализацию закрепленных за ними функций и полномочий по предметам исключительного и совместного ведения.

Будут законодательно определены принципы и формы участия субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий общегосударственной экономической политики на основе прогнозов и программ, общие условия определения регионов, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны Правительства Российской Федерации, принципы предоставления государственной помощи и основы федеративных экономических отношений.

Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять в первую очередь на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения приоритетной сферой федеральной инвестиционной политики является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может определять стратегию развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы.

Межрегиональной экономической интеграции способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежно-кредитной, платежно-расчетной систем.

Для поддержания и стимулирования межрегиональной интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов. Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним Востоком, Сибирью и центральными регионами страны.

Осуществление мероприятий федеральной политики по гарантированию минимальных социальных стандартов, повышению минимальной заработной платы и пенсий, увеличению занятости в социально напряженных регионах и повышению пособий по безработице, а также законодательное закрепление за каждым уровнем бюджета сбалансированных доходных и расходных полномочий должно повысить бюджетную самодостаточность регионов и снизить межрегиональную социальную дифференциацию.

Резкие различия в уровне социально-экономического развития регионов и их бюджетной обеспеченности, обусловленные в том числе и причинами объективного характера, предполагают осуществление мер финансовой помощи субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета. Реализация этой системы мер будет направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов при одновременном создании стимулов для проведения на региональном уровне рациональной ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов.

Сглаживанию межрегиональных различий в развитии производственной и социальной инфраструктур будет способствовать Фонд регионального развития, за счет средств которого будет осуществляться инвестирование проектов по улучшению энергообеспеченности, теплообеспеченности, водообеспеченности, газообеспеченности регионов, развитию социальной инфраструктуры, определенных федеральными целевыми программами регионального развития. Эти меры будут способствовать улучшению качества экономического пространства России в целом и позволят создать условия для привлечения инвестиций за счет внебюджетных источников в большее число регионов страны.

Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных норм о свободном перемещении товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров, в виде запретов и ограничений на вывоз - ввоз товаров в различных явных и скрытых формах. Единое экономическое пространство подразумевает также обеспечение для всех граждан равного доступа к социальным гарантиям и бюджетным услугам, снятие ограничения на передвижение активного населения, создание реальных условий для свободного выбора места проживания, в том числе упрощение и отмену порядка регистрации по месту жительства.

Необходимо усилить контроль за недопущением осуществления субъектами Российской Федерации прямых или косвенных методов дополнительного налогообложения или создания специальных условий уплаты налогов за продукцию других субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения конституционных норм необходимо осуществить запрет на введение количественных ограничений на ввоз товаров на территорию субъекта Российской Федерации и любые иные меры, приводящие к аналогичным последствиям, в отношениях между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Все хозяйствующие субъекты, действующие на внутреннем рынке Российской Федерации, должны пользоваться равными правами в своих отношениях с государственными органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Необходимо усилить контроль за экономической концентрацией как на федеральном рынке, так и на отдельных межрегиональных рынках, не допуская любые соглашения между субъектами экономической деятельности, которые могут повлиять на объемы торговли между регионами Российской Федерации и направленные на нарушение конкуренции в рамках единого экономического пространства.

Будут упорядочены условия и механизм предоставления государственной помощи отдельным хозяйствующим субъектам, имея в виду разработку как законодательной базы, так и механизма ее реализации, исходя из следующих принципов:

если субсидия предоставляется какому-либо хозяйствующему субъекту, другие хозяйствующие субъекты, находящиеся в таких же условиях, как и хозяйствующий субъект, получивший субсидии, могут требовать получение такой же субсидии;

помощь должна выделяться не просто данному предприятию, а для решения определенной, четко сформулированной в конкретных экономических показателях задачи, выполнение которой поддается количественной оценке. Временной интервал предоставления помощи также должен быть четко определен;

критерии государственной поддержки должны соответствовать стратегическим направлениям развития Российской Федерации и стратегии развития данного региона;

необходимо внедрение конкурсных процедур в сферу распределения средств государственной помощи. В первую очередь, конкурсные процедуры должны активнее внедряться в сферу государственного инвестирования. Претенденты на получение государственной поддержки должны представлять, на основе каких критериев выносится решение, кто является получателем поддержки и какова ее эффективность;

необходимо обеспечение принципа прозрачности как при вынесении решений о предоставлении государственной помощи, так и при контроле за ее использованием на всех уровнях.

Предстоит совершенствовать принципы выделения из федерального бюджета средств на региональное развитие. Количество федеральных целевых программ существенно сократится. Будет продолжена реализация федеральных целевых программ по Дальнему Востоку и Забайкалью (с выделением программы по Курильским островам), по Северному Кавказу (с выделением программы по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики), по Калининградской области.

Вместе с тем каждый субъект Российской Федерации может разрабатывать свою программу социально-экономического развития (в соответствии с типовым макетом и по единой методике) с включением ряда мероприятий и проектов федеральной значимости с соответствующим их финансированием за счет средств федерального бюджета после одобрения Правительством Российской Федерации. Предусматривается повышение роли и ответственности регионов в реализации программ, аккумуляции финансовых средств для осуществления программных мероприятий.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"