в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"
действует Редакция от 06.06.2002 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"

4.4. Экономический федерализм и федеральная региональная социально-экономическая политика

Меры по модернизации экономики и реформированию социальной сферы будут осуществляться с учетом региональных особенностей и региональных интересов на основе следующих принципов федеративных экономических отношений:

единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы;

разграничение компетенции между уровнями государственной власти, соответствие ресурсов полномочиям;

согласованное формирование и осуществление единой экономической политики Российской Федерации и ее субъектами;

создание равных условий экономического развития субъектов Российской Федерации и равных условий в конкурентной среде и получении государственной помощи;

транспарентность отношений.

4.4.1. Реформа межбюджетных отношений

Основными целями реформирования межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе являются:

экономическая эффективность - создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти и управления проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;

бюджетная ответственность - управление общественными финансами при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачность и подотчетность налогово-бюджетной политики;

социальная справедливость - обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания;

политическая консолидация - достижение общественного согласия по вопросам распределения между уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.

Для достижения этих целей должны быть созданы правовые и финансово-экономические механизмы, повышающие ответственность региональных и местных властей за результаты проводимой ими политики, в том числе обеспечивающие единое экономическое пространство, формирование условий равной конкуренции между регионами.

Для реализации этой стратегии необходимо решить следующие первоочередные задачи в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года:

законодательно закрепить четкое и стабильное разграничение расходных полномочий по всем их составляющим между уровнями бюджетной системы;

ликвидировать нефинансируемые федеральные и региональные "мандаты";

повысить роль собственных доходов в формировании региональных и местных бюджетов за счет закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы на долгосрочной основе в Налоговом и Бюджетном кодексах доходных источников и налоговых полномочий, прежде всего за счет закрепления за региональными и местными бюджетами прямых налогов с немобильной и равномерно размещенной налогооблагаемой базой. За каждым уровнем бюджетной системы должны быть законодательно закреплены доходные источники, соответствующие возложенным на них функциям и достаточные для финансирования этих функций;

перейти к стабильной, объективной и прозрачной методологии выравнивания бюджетной обеспеченности, позволяющей субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно рассчитывать на среднесрочную перспективу объем финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и создающей стимулы к проведению ответственной бюджетной политики на региональном и местном уровнях;

упорядочить правовые основы межбюджетных отношений на уровне местного самоуправления в части разграничения расходных и налоговых полномочий местных бюджетов различного уровня и в сфере бюджетного выравнивания;

создать механизм федерального регулирования управления региональными и местными финансами, основанный на обязательных, рекомендуемых и дополнительных стандартах;

законодательно установить формализованные критерии и процедуры осуществления более жесткого контроля за бюджетным процессом и временного ограничения налогово-бюджетных полномочий региональных и местных властей;

завершить переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов.

4.4.2. Федеральная региональная социально-экономическая политика

Для достижения стратегических целей территориального развития России в среднесрочном периоде необходима активная федеральная региональная политика, которая должна формироваться в соответствии с основными принципами федеративных экономических отношений.

Основными задачами федеральной региональной экономической политики на период до 2004 года являются:

усиление процесса межрегиональной интеграции и улучшение качества экономического пространства;

снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов;

обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации;

создание равных условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;

обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;

развитие экономических основ местного самоуправления.

Обеспечение государственной и территориальной целостности страны требует последовательной реализации конституционных принципов построения федеративных отношений в экономике, укрепления единства вертикали исполнительной власти, повышения ответственности всех уровней власти за реализацию закрепленных за ними функций и полномочий по предметам исключительного и совместного ведения.

Будут законодательно определены принципы и формы участия субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий общегосударственной экономической политики на основе прогнозов и программ, общие условия определения регионов, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны Правительства Российской Федерации, принципы предоставления государственной помощи и основы федеративных экономических отношений.

Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять в первую очередь на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения приоритетной сферой федеральной инвестиционной политики является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может определять стратегию развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы.

Межрегиональной экономической интеграции способствует развитие и совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежно-кредитной, платежно-расчетной систем.

Для поддержания и стимулирования межрегиональной интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов. Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним Востоком, Сибирью и центральными регионами страны.

Осуществление мероприятий федеральной политики по гарантированию минимальных социальных стандартов, повышению минимальной заработной платы и пенсий, увеличению занятости в социально напряженных регионах и повышению пособий по безработице, а также законодательное закрепление за каждым уровнем бюджета сбалансированных доходных и расходных полномочий должно повысить бюджетную самодостаточность регионов и снизить межрегиональную социальную дифференциацию.

Резкие различия в уровне социально-экономического развития регионов и их бюджетной обеспеченности, обусловленные в том числе и причинами объективного характера, предполагают осуществление мер финансовой помощи субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета. Реализация этой системы мер будет направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов при одновременном создании стимулов для проведения на региональном уровне рациональной ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов.

Сглаживанию межрегиональных различий в развитии производственной и социальной инфраструктур будет способствовать Фонд регионального развития, за счет средств которого будет осуществляться инвестирование проектов по улучшению энергообеспеченности, теплообеспеченности, водообеспеченности, газообеспеченности регионов, развитию социальной инфраструктуры, определенных федеральными целевыми программами регионального развития. Эти меры будут способствовать улучшению качества экономического пространства России в целом и позволят создать условия для привлечения инвестиций за счет внебюджетных источников в большее число регионов страны.

Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных норм о свободном перемещении товаров, услуг и рабочей силы по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров, в виде запретов и ограничений на вывоз - ввоз товаров в различных явных и скрытых формах. Единое экономическое пространство подразумевает также обеспечение для всех граждан равного доступа к социальным гарантиям и бюджетным услугам, снятие ограничения на передвижение активного населения, создание реальных условий для свободного выбора места проживания, в том числе упрощение и отмену порядка регистрации по месту жительства.

Необходимо усилить контроль за недопущением осуществления субъектами Российской Федерации прямых или косвенных методов дополнительного налогообложения или создания специальных условий уплаты налогов за продукцию других субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения конституционных норм необходимо осуществить запрет на введение количественных ограничений на ввоз товаров на территорию субъекта Российской Федерации и любые иные меры, приводящие к аналогичным последствиям, в отношениях между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Все хозяйствующие субъекты, действующие на внутреннем рынке Российской Федерации, должны пользоваться равными правами в своих отношениях с государственными органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Необходимо усилить контроль за экономической концентрацией как на федеральном рынке, так и на отдельных межрегиональных рынках, не допуская любые соглашения между субъектами экономической деятельности, которые могут повлиять на объемы торговли между регионами Российской Федерации и направленные на нарушение конкуренции в рамках единого экономического пространства.

Будут упорядочены условия и механизм предоставления государственной помощи отдельным хозяйствующим субъектам, имея в виду разработку как законодательной базы, так и механизма ее реализации, исходя из следующих принципов:

если субсидия предоставляется какому-либо хозяйствующему субъекту, другие хозяйствующие субъекты, находящиеся в таких же условиях, как и хозяйствующий субъект, получивший субсидии, могут требовать получение такой же субсидии;

помощь должна выделяться не просто данному предприятию, а для решения определенной, четко сформулированной в конкретных экономических показателях задачи, выполнение которой поддается количественной оценке. Временной интервал предоставления помощи также должен быть четко определен;

критерии государственной поддержки должны соответствовать стратегическим направлениям развития Российской Федерации и стратегии развития данного региона;

необходимо внедрение конкурсных процедур в сферу распределения средств государственной помощи. В первую очередь, конкурсные процедуры должны активнее внедряться в сферу государственного инвестирования. Претенденты на получение государственной поддержки должны представлять, на основе каких критериев выносится решение, кто является получателем поддержки и какова ее эффективность;

необходимо обеспечение принципа прозрачности как при вынесении решений о предоставлении государственной помощи, так и при контроле за ее использованием на всех уровнях.

Предстоит совершенствовать принципы выделения из федерального бюджета средств на региональное развитие. Количество федеральных целевых программ существенно сократится. Будет продолжена реализация федеральных целевых программ по Дальнему Востоку и Забайкалью (с выделением программы по Курильским островам), по Северному Кавказу (с выделением программы по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики), по Калининградской области.

Вместе с тем каждый субъект Российской Федерации может разрабатывать свою программу социально-экономического развития (в соответствии с типовым макетом и по единой методике) с включением ряда мероприятий и проектов федеральной значимости с соответствующим их финансированием за счет средств федерального бюджета после одобрения Правительством Российской Федерации. Предусматривается повышение роли и ответственности регионов в реализации программ, аккумуляции финансовых средств для осуществления программных мероприятий.

4.4.3. Особенности социально-экономической политики развития районов Крайнего Севера

Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий.

Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:

адаптация экономики регионов Севера к современным условиям хозяйствования и повышение конкурентоспособности базовых отраслей и предприятий;

концентрация населения в более перспективных и более благоприятных для жизни населенных пунктах, консервация нежизнеспособных поселений, стимулирование миграции избыточного населения из северных регионов и более широкое использование вахтового метода организации работ;

реформирование системы социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в регионах Севера России;

поддержка традиционных форм природопользования коренных малочисленных народов Севера и иных связанных с этой сферой хозяйствования групп населения;

совершенствование механизма сезонного завоза продукции (товаров) с одновременным созданием условий для перехода территорий на энергонезависимость за счет развития местной ресурсной базы;

надежное функционирование хозяйственного комплекса Арктической зоны, включая поддержку и укрепление Северного морского пути.

Намечается перевести на договорные формы найма всех новых работников бюджетного (федерального и регионального) сектора по согласованию с соответствующими органами государственной службы занятости в регионах и городскими, районными центрами занятости населения. Хозяйствующим субъектам регионов Севера будет рекомендовано применять договорные формы найма новых работников.

Использование договорных форм найма и вахтового метода организации работ позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава и профессионально-квалификационного уровня.

Будет осуществлена адресная государственная поддержка приоритетных групп слабозащищенного населения (неработающие инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные и неполные семьи, семьи, имеющие более двух детей, другие категории населения со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума) в форме денежных субсидий в размере, учитывающем факторы проживания на Севере. Применение районных коэффициентов к заработной плате будет гарантироваться только для бюджетного сектора.

Государственная поддержка поставок энергоносителей и продовольствия на Север будет осуществляться дифференцированно по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта Российской Федерации. Постепенно акцент будет смещаться от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства.

Четкое определение южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования, позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий.

Особое внимание будет уделяться обеспечению экологической безопасности в Арктике, особенно при эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса.

Будут приняты меры по защите коренных малочисленных народов, сохранению системы медицинского обслуживания национальных сел и бригад оленеводов, стимулированию занятости и самозанятости, прежде всего через укрепление товарного оленеводства и традиционного жизнеобеспечения, создание новой системы подготовки и переподготовки национальных кадров.

Приоритетный объект государственной поддержки в Арктике - Северный морской путь. Наличие самого мощного в мире ледокольного флота создает реальные предпосылки использования этого пути для транзитного судоходства в продленные сроки навигации и круглогодично - в западной части. Необходима стратегия технико-технологической модернизации и развития ледокольного и транспортного арктического флота.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)"