в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 05.01.2004 N 1 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
не действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 05.01.2004 N 1 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1. Локальные сметные расчеты (сметы)

4.1.1. Общие положения

4.1.1.1. Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:

параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;

объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;

номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов;

действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги.

4.1.1.2. Локальные сметные расчеты (сметы) составляются:

а) по зданиям и сооружениям:

на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.;

б) по общеплощадочным работам:

на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.

4.1.1.3. При проектировании сложных зданий и сооружений, осуществляемых несколькими проектными организациями, а также при формировании сметной стоимости по пусковым комплексам допускается составление на один и тот же вид работ двух и более локальных сметных расчетов (смет).

4.1.1.4. В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы "нулевого цикла") и надземную часть.

Локальный сметный расчет (смета) может иметь разделы:

по строительным работам - земляные работы; фундаменты и стены подземной части; стены; каркас; перекрытия, перегородки; полы и основания; покрытия и кровли; заполнение проемов; лестницы и площадки; отделочные работы; разные работы (крыльца, отмостки и прочее) и т.п.;

по специальным строительным работам - фундаменты под оборудование; специальные основания; каналы и приямки; обмуровка, футеровка и изоляция; химические защитные покрытия и т.п.;

по внутренним санитарно-техническим работам - водопровод, канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и т.п.;

по установке оборудования - приобретение и монтаж технологического оборудования; технологические трубопроводы; металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) и т.п.

4.1.1.5. При составлении локальных сметных расчетов (смет) используются расценки из соответствующих сборников, при этом в каждой позиции локального сметного расчета (сметы) указывается шифр нормы, состоящий из номера сборника (два знака), номера раздела (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе (три знака) и порядкового номера нормы в данной таблице (один два знака).Параметры отдельных характеристик(длина, высота, площадь, масса и т. д.), приведенные со словом "до", следует понимать включительно, а со словом "от" - исключая указанную величину, т. е. свыше.

При составлении локальных сметных расчетов (смет) учитываются условия производства работ и усложняющие факторы с помощью коэффициентов, приведенных в приложении 10 настоящей Инструкции, соответствующих Общих положениях по применению сметных норм и расценок, Технических частях применяемых сборников и других нормативных документах.

Иные повышающие коэффициенты в сметной документации не применяются.

К расценкам из сборника 46 "Работы при реконструкции зданий и сооружений" повышающие коэффициенты, учитывающие условия производства работ, приведенные в приложении 10 настоящей Инструкции, за исключением работ выполняемых в закрытых сооружениях и помещениях и в охранной зоне вдоль воздушных линий электропередачи, не применяются.

При ссылках в локальных сметных расчетах (сметах) на техническую часть или вводные указания сборников расценок или другие нормативные документы следует в графе "шифр, номера нормативов и коды ресурсов" после номера сборника и расценки указывать начальными буквами ТЧ или ВУ и номер соответствующего пункта, например: ТЧ-5 или ВУ-4, а при учете в позициях локальных смет (смет) коэффициентов (приведены в приложении 10), учитывающих условия производства работ, в графе 2 сметы указывается величина этого коэффициента, а также сокращенное наименование и пункт нормативного документа.

4.1.1.6. При составлении локальных сметных расчетов (смет) на работы по реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующих предприятий, зданий и сооружений учитываются усложняющие факторы и условия производства таких работ, с помощью коэффициентов, приведенных в "Общих положениях" соответствующих сборников сметных норм и расценок.

При выполнении работ в существующих зданиях и сооружениях (работ по реконструкции, ремонтно-строительных работ) допускается одновременное применение коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда, 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин с коэффициентами, приведенными в Приложении 10 к настоящей Инструкции.

4.1.1.7. При производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в условиях непрекращающегося движения поездов по железнодорожному пути, на котором ведутся работы, или смежными с ним с нормальными междупутьями (до 5,3 м при скоростях движения поездов до 120 км/ч и до 6,5 м при скоростях движения более 120 км/ч), а также на этих междупутьях и в пределах до 4 м от оси крайнего железнодорожного пути, для всех сборников сметных норм и расценок для учета перерывов в работе, вызванных пропуском поездов, в зависимости от числа проходящих в сутки поездов применяются повышающие коэффициенты к нормам затрат труда и оплате труда основных рабочих, а также к нормам затрат и стоимости эксплуатации машин и механизмов, включая оплату труда рабочих, занятых обслуживанием машин и механизмов, указанные в Приложении 10 к настоящей Инструкции.

4.1.1.8. При наличии у подрядной организации предписания о ведении земляных работ на территории, отведенной на строительство, в соответствии с "Инструкцией по мерам безопасности при производстве работ в районах бывших военных действий" к расценкам на разработку грунта на глубину до 2-х метров экскаваторами или бульдозерами, а также на корчевку пней следует применять к нормам и расценкам коэффициент 1,4.

По работам, в технологии производства которых предусмотрена сварка металлоконструкций, металлопроката, стальных труб, листового металла, закладных деталей и др. металлоизделий элементные сметные нормы и единичные расценки разработаны из условия применения углеродистой стали.

При применении нержавеющей стали к нормам затрат труда предусмотренных в составе единичных расценок следует применять коэффициент 1,15.

4.1.1.9. В локальных сметных расчетах (сметах) запрещается, за исключением условий указанных в пунктах 4.1.1.5-4.1.1.9, применение коэффициентов к нормативным показателям (нормам и расценкам), приведенных в отдельных сборниках, разделах и параграфах сметных норм и расценок для норм, входящих в другие сборники, разделы и параграфы сметных норм и расценок, если это условие не оговорено в технических частях сборников.

4.1.1.10. Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Прямые затраты должны учитывать стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ:

материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря);

технических (эксплуатации строительных машин и механизмов);

трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).

В составе прямых затрат отдельными строками учитываются:

-надбавки и доплаты, входящие кроме тарифной ставки для соответствующего разряда рабочих в состав фонда оплаты труда основных рабочих и рабочих, занятых обслуживанием машин и механизмов;

-разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии отпускаемой энергосистемой России и другие затраты.

Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.

Сметная прибыль - сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце сметного расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

4.1.1.11. Локальные сметные расчеты (сметы) составляются по формам N 4 или 4а, приведенным в приложении 3.

При использовании ресурсного или ресурсно-индексного метода применяется форма N 4, в которой производятся выделение, суммирование ресурсных показателей с определением стоимости в соответствующем уровне цен, или форма N 5, на основе которой в составе локальной ресурсной ведомости выделяются и суммируются ресурсные показатели, а затем по форме N 4 определяется стоимость работ (размер затрат).

4.1.1.12 В случаях, когда в соответствии с проектными решениями осуществляются разборка конструкций или снос зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений справочно приводятся возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений. Эти суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Они показываются отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования. Пригодность материалов для их повторного применения должна подтверждаться сертификатами.

Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, песок, лес и др.), при наличии возможности реализации учитывается по сложившимся в регионе ценам.

В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи, подтвержденной соответствующими документами, их стоимость в возвратных суммах не учитывается.

Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных суммах, следует отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т.п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по нескольку раз при выполнении отдельных видов работ. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ.

4.1.1.13. При выполнении отдельных видов работ в соответствии с технологией строительного производства отдельные материалы (опалубка, крепление и т.п.) используются несколько раз, т. е. оборачиваются. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ. В случаях, когда на объекте не возможно достичь нормативного числа оборота индустриальной опалубки, креплений и т. д., что должно быть обосновано ПОС, норма корректируется.

4.1.1.14. Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локальные сметные расчеты (сметы) согласно положениям, предусмотренным в подразделе 4.4.

При использовании оборудования, числящегося в основных фондах, пригодного для дальнейшей эксплуатации и намечаемого к демонтажу и переносу в строящееся (реконструируемое) здание, в локальных сметных расчетах (сметах) предусматриваются только средства на демонтаж и повторный монтаж этого оборудования, а за итогом сметы справочно показывается его балансовая стоимость, учитываемая в общем лимите стоимости для определения технико-экономических показателей проекта.

4.1.2. Особенности применения ресурсного и ресурсно-индексного методов

4.1.2.1. При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:

трудоемкость работ (чел.-ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;

время использования строительных машин (маш.-ч);

расход материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м 3, м2, т и пр.).

4.1.2.2. Для выделения ресурсных показателей могут использоваться проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе:

ведомости потребности материалов (далее - ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (далее - СВМ),составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм;

данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта "Организация строительства" (в проекте организации строительства - ПОС, в проекте организации работ - ПОР или в проекте производства работ - ППР);

4.1.3. Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих

4.1.3.1. Определение сметных затрат на оплату труда производится в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

В составе затрат на оплату труда рабочих отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих, включая рабочих, не состоящих в штате, и линейного персонала при включении его в состав работников бригад (участков), занятых непосредственно на строительных работах, а также рабочих, осуществляющих перемещение материалов и оборудования в пределах рабочей зоны и от приобъектного склада до места укладки или монтажа.

Затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, включаются в состав затрат на эксплуатацию строительных машин.

В указанных статьях не отражается оплата труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации; рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведению временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых за счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объектов к сдаче в эксплуатацию и т.п.), а также оплата труда рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе.

4.1.3.2. В локальных сметах затраты на оплату труда основных рабочих и рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, включенных в состав затрат на эксплуатацию строительных машин, учитываются в следующем порядке:

- тарифные ставки (должностные оклады) с учетом коэффициентов из сборников и коэффициентов, учитывающих условия производства работ, - в позициях локальных смет;

- надбавки к тарифным ставкам (должностным окладам) компенсирующего характера, связанные с режимом работы (работа в ночное время, в многосменном режиме) и условиями труда (работа в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда), а также обусловленные районным регулированием оплаты труда, выслугу лет, за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера другие выплаты и надбавки - отдельными строками перед итогом прямых затрат по разделам или локальной смете.

Перечень и размеры надбавок к тарифным ставкам, учитываемых при составлении локальных смет, устанавливаются заказчиком в исходных данных для проектирования.

4.1.3.3. При финансировании строительства за счет внебюджетных источников - заказчик и подрядчик вправе самостоятельно по согласованным расчетам определять в составе договорных цен на строительную продукцию (работы, услуги) размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в том числе надбавок, доплат, стимулирующих и компенсирующих выплат, но не ниже размеров, установленном для объектов строительства, финансируемого за счет средств федерального бюджета.

При финансировании строительства за счет бюджетных источников размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в том числе надбавок, доплат, стимулирующих и компенсирующих выплат определяется в соответствии с действующими нормами и законодательством Российской Федерации.

4.1.3.4. Расчет средств на оплату труда зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и наличия исходной информации по конкретной строительно-монтажной организации. Порядок определения средств на оплату труда приведен в приложении 4.

4.1.3.5. Размеры средств на оплату труда могут индексироваться в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами и производиться независимо от источника финансирования строительства.

4.1.4. Порядок определения сметных затрат на эксплуатацию строительных машин

4.1.4.1. Определение сметных затрат на эксплуатацию строительных машин производится в порядке, устанавливаемом Госстроем России

В составе локальных сметных расчетов (смет) затраты на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.

4.1.4.2. Нормативная потребность в строительных машинах может определяться на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными ПОС (ПОКР), согласованного с подрядчиком, или ППР с выбором наиболее приемлемого для пользователя варианта.

4.1.4.3. Определение стоимости эксплуатации строительных машин осуществляется:

в базисном уровне цен - по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;

в текущем уровне цен - на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.

4.1.4.4. Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена в региональных органах по ценообразованию в строительстве, от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника.

Для определения стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин расчетным путем может быть использован порядок, приведенный в приложении 5.

4.1.4.5. Текущий уровень сметных цен на эксплуатацию соответствующего вида строительных машин может быть определен на основе базисного уровня цен, приведенных в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, и индексов изменения стоимости машин, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на эксплуатацию машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (РТМ) по соответствующим группам машин, в которых приводятся данные о потребности в материальных ресурсах, и базисная стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен.

4.1.4.6. Подрядным организациям, имеющим на своем балансе строительные машины, а также получающим их для работы из других организаций, рекомендуется вести на компьютерной основе и постоянно поддерживать в рабочем состоянии ведомости исходных данных о стоимости эксплуатации строительных машин. Ведомости следует заполнять по форме приведенной в Приложении 10 с указанием по каждой машине стоимости по элементам затрат в базисном и в текущем уровне цен.

4.1.4.7. При использовании строительных машин на условиях лизинга (аренды) размер лизинговых платежей по этим машинам определяется как разница между полной суммой лизинговых платежей и постоянными эксплуатационными затратами, учтенными в стоимости эксплуатации строительных машин. Постоянные эксплуатационные затраты определяются по расчету, исходя из балансовой стоимости отданных в лизинг машин. В сводный сметный расчет на строительство необходимые для указанных целей средства включаются отдельной строкой в главу 9 "Прочие работы и затраты" (графы 7 и 8).

4.1.5. Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов

4.1.5.1. Определение сметной стоимости материальных ресурсов производится в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м , м , т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации независимо от того, кто их приобретал - заказчик или подрядчик.

4.1.5.2. Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться:

на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнении работ), с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов - ВМ, сводные ведомости материалов - СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта;

по проектным материалам (проекту или РД): ВМ и СВМ, а также спецификации в составе РД.

4.1.5.3. Стоимость материальных ресурсов определяется:

в базисном уровне цен - по федеральному каталогу сметных цен на материалы, изделия и конструкции по региональным сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции;

в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, оплаты процентов за кредит, предоставляемый поставщиком в соответствии с договором поставки, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

4.1.5.4. Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и предприятий-производителей продукции.

Для продукции естественных монополий применяются цены и тарифы, по которым осуществляется государственное регулирование, в том числе тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки и др.

Стоимость импортной продукции (оборудования, материалов, изделий и конструкций) определяется в основном по закупкам, осуществляемым за счет собственных валютных средств организаций, предприятий и объединений - в соответствии с устанавливаемым порядком.

По указанным закупкам свободные (рыночные) цены устанавливаются самостоятельно организациями, предприятиями и объединениями, закупившими импортную продукцию.

Свободная (рыночная) цена складывается из:

внешнеторговой (контрактной) цены (таможенной стоимости), включая расходы в иностранной валюте по доставке продукции до границы России, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;

таможенных платежей, состоящих из таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, других таможенных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

прочих расходов по закупке, транспортировке и реализации, относимых на издержки, включая транспортные расходы, страховые платежи, процент за кредит по ссудам банков, расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по реализации;

налога на добавленную стоимость (НДС).

Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом глав 1-12, стоимость материальных ресурсов в составе локальных смет принимается без НДС.

4.1.5.5. Калькуляция стоимости (ведомость) текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции составляется по элементам затрат.

4.1.5.6. Средства на оплату за провоз тяжеловесных грузов включаются в стоимость материалов, изделий и конструкций (в состав стоимости транспортных услуг). Ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автодорогам устанавливаются Минтрансом России.

4.1.5.7. Для составления инвесторских смет рекомендуется, на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и результатов статистических наблюдений о ценах на строительные материалы, детали и конструкции в каждом регионе, силами региональных органов по ценообразованию в строительстве, не реже одного раза в квартал разрабатывать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

В аналогичном порядке могут составляться ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.

4.1.5.8 Отпускная (сметная) цена на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, дорожные битумные эмульсии, деревья и кустарники-саженцы, дерн и земля растительная и др.), изготавливаемые в построечных условиях, определяется по калькуляциям. В калькуляциях, кроме затрат на приготовление материалов и полуфабрикатов, учитываются прочие расходы, связанные с их приготовлением (накладные расходы), необходимая прибыль, налоги и сборы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. В калькуляциях прочие расходы (накладные расходы) и прибыль исчисляются от средств оплаты труда рабочих в размере, установленном стройбизнеспланом, утверждаемым для выполнения строительно-монтажных работ.

Аналогично определяется стоимость конструкций и изделий, изготавливаемых на предприятиях.

4.1.6. Порядок определения прочих расходов, связанных с производством строительно-монтажных работ (накладных расходов)

4.1.6.1. Определение величины прочих расходов, связанных с производством строительно-монтажных работ (накладных расходов) производится в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

Накладные расходы в локальной смете определяются от фонда оплаты труда (ФОТ) на основе:

общеотраслевых укрупненных нормативов по основным видам строительства, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, применяемых при составлении локальных смет;

индивидуальной нормы для конкретной организации.

4.1.6.2. Нормы накладных расходов определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемыми Госстроем России.

4.1.7. Порядок определения величины сметной прибыли

4.1.7.1. Определение величины сметной прибыли производится в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

Сметная прибыль определяется в локальных сметах в соответствии с Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве, утверждаемыми Госстроем России.

4.1.7.2. Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) на основе:

общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ,применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

нормативов по видам строительных и монтажных работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации;

4.2. Объектные сметные расчеты (сметы)

4.2.1. Объектные сметные расчеты (сметы) составляются в текущем уровне цен по форме N 3 прил. 2 на объекты в целом путем суммирования данных локальных сметных расчетов (смет) с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости "строительных работ", "монтажных работ", "оборудования, мебели и инвентаря", "прочих затрат".

С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, дополнительно включаются средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:

на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных зданий и сооружений и другие затраты, включаемые в сметную стоимость строительно-монтажных работ и предусматриваемые в составе главы "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства, - в соответствующем проценте для каждого вида работ или затрат от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам, либо в размерах, определяемых по расчету;

часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, - в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

При расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. В этом случае объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений. В договоре подряда должны предусматриваться порядок и сроки согласования дополнительной сметы в случае изменений, вносимых в техническую документацию после принятия ее в производство работ исполнителем.

4.2.2. В тех случаях, когда стоимость объекта определена по одной локальной смете, объектная смета не составляется. При этом роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и для объектных смет. При совпадении понятий объекта и стройки в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются также данные из локальных смет.

При составлении на один и тот же вид работ двух или более локальных сметных расчетов (смет) эти расчеты (сметы) объединяются в объектный сметный расчет (смету) в одну строку под общим названием.

4.2.3. В объектном сметном расчете (смете) построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1 м3 объема, 1 м2 площади зданий и сооружений, 1 м протяженности сетей и т.п.

4.2.4. За итогом объектного сметного расчета (сметы) справочно показываются возвратные суммы, которые являются итоговым результатом возвратных сумм, предусмотренных локальными сметными расчетами (сметами).

4.2.5. При размещении в жилых зданиях встроенных или пристроенных предприятий (организаций) торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания объектные сметные расчеты (сметы) составляются отдельно для жилых зданий и предприятий (организаций). Распределение стоимости общих конструкций и устройств между жилой частью здания и встроенным (пристроенным) помещением производится в порядке, предусмотренном Положением о составе затрат и порядке их отнесения на сметную стоимость жилищного строительства (Приложение 12).

Допускается составление одного сметного расчета (сметы) с выделением за его (ее) итогом стоимости жилой части здания, встроенных и пристроенных помещений.

4.2.6. Объектные сметные расчеты могут составляться с использованием укрупненных сметных нормативов (показателей), а также стоимостных показателей по объектам-аналогам. Единица измерения, к которой приводится стоимость объекта-аналога, должна наиболее достоверно отражать конструктивные и объемно-планировочные особенности объекта.

Выбор аналога осуществляется на основе строящихся или построенных объектов, сметы которых составлены по рабочим чертежам. При выборе аналога должно обеспечиваться максимальное соответствие характеристик проектируемого объекта и объекта-аналога по производственно-технологическому или функциональному назначению и по конструктивно-планировочной схеме. С этой целью анализируется сходство объекта-аналога с будущим объектом, вносятся в стоимостные показатели объекта-аналога требуемые коррективы в зависимости от изменения конструктивных и объемно-планировочных решений, учитываются особенности, зависящие от намечаемого технологического процесса, а также отдельно делаются поправки по уровню стоимости для района строительства.

До введения в действие новой номенклатуры укрупненных показателей базисной стоимости строительства и сборников цен на оборудование, изделия и конструкции, а также оптовых цен типовых наборов инструмента, оборудования и инвентаря производственных объектов и зданий общественного и административного назначения, допускается использование укрупненных показателей базисной стоимости, а также соответствующих ценников сметно-нормативной базы 1984 (1991) гг. с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации.

4.3. Порядок составления сметных расчетов на отдельные виды затрат

4.3.1. Сметные расчеты на отдельные виды затрат, необходимые для определения сметного лимита, если эти виды затрат не учтены в сметных нормативах, составляются в том же порядке, что и локальные сметные расчеты. При этом используются формы локальных сметных расчетов (смет).

4.3.2. При наличии нормативов, выраженных в процентах от полной сметной стоимости или сметной стоимости строительно-монтажных работ, сметные расчеты не составляются. В этом случае в главы сводных сметных расчетов стоимости строительства "Подготовка территории строительства", "Прочие работы и затраты", "Подготовка эксплуатационных кадров" отдельной строкой включаются средства, исходя из установленного (имеющегося) норматива.

4.4. Порядок определения стоимости оборудования, мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет

4.4.1. Общие положения

4.4.1.1. При составлении сметных расчетов и смет в них раздельно определяется стоимость:

оборудования, предназначенного для производственных нужд;

инструмента и инвентаря производственных зданий;

оборудования и инвентаря, предназначенных для общественных и административных зданий.

4.4.1.2. В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и не требующего монтажа), предназначенного для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения и подразделяемого по своему назначению на:

технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное и другое;

приборы, средства контроля, автоматики, связи;

инженерное оборудование зданий и сооружений;

транспортные средства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальный железнодорожный подвижной состав, не передаваемый на баланс МПС России, и другие виды транспортных средств для перевозки массовых и немассовых грузов;

машины по уборке территорий цехов;

оборудование средств пожаротушения;

оборудование вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

оборудование для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли.

В процессе составления сметной документации целесообразно руководствоваться классификацией оборудования по его видам, функциональному назначению, условиям изготовления и поставки, приведенной в приложении 2.

4.4.1.3. Сметная стоимость оборудования определяется по ценам франко-приобъектный склад строительства или франко-место, определенное договором подряда, для передачи оборудования в монтаж.

Указанные цены складываются из цены приобретения оборудования у поставщика (организации-посредника), транспортных расходов, посреднических и заготовительно-складских расходов, принимаемых при составлении сметной документации на строительство.

4.4.2. Основные принципы определения сметной стоимости оборудования

Сметная стоимость оборудования определяется по ценам франко-приобъектный склад, или франко-место передачи в монтаж, предусмотренным договором подряда. Она складывается как сумма всех затрат на его приобретение и доставку на приобъектный склад или место передачи в монтаж.

Составляющими сметной стоимости оборудования являются:

свободная (рыночная) цена приобретения оборудования;

стоимость запасных частей;

стоимость тары, упаковки и реквизита;

транспортные расходы и услуги посредников или снабженческо-сбытовых организаций;

расходы на комплектацию;

заготовительно-складские расходы;

другие затраты, относимые к стоимости оборудования.

При поставке оборудования не в сборке, а "россыпью" стоимость его должна быть снижена, а стоимость монтажа соответственно - увеличена.

4.4.2.1. При составлении сметных расчетов (смет) в них раздельно показывается стоимость:

оборудования, предназначенного для производственных нужд;

инструмента и инвентаря производственных зданий;

оборудования и инвентаря, предназначенного для общественных и административных зданий.

4.4.3. Свободные (рыночные) цены приобретения оборудования

4.4.3.1.Основой для определения стоимости оборудования в сметной документации на строительство являются цены, по которым оно приобретено у поставщиков.

Цена приобретения оборудования может определяться на основании информации, предоставляемой отечественными и зарубежными поставщиками оборудования.

Свободные оптовые и отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения формируются в соответствии с "Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги", утвержденными Минэкономики России 06.12.95 N СИ-484/7-982. Цена приобретения оборудования может определяться на основании информации, предоставляемой отечественными и зарубежными поставщиками оборудования.

Допускается определение стоимости оборудования в базисном уровне цен с использованием прейскурантов оптовых цен соответствующего периода, а при отсутствии прейскурантов оптовых цен - путем подбора показателя стоимости оборудования-аналога с последующим пересчетом базисной стоимости в текущий (прогнозный) уровень цен по соответствующим индексам изменения цен на технологическое оборудование.

Индексация стоимости оборудования в текущий уровень цен производится с применением соответствующих индексов Госкомстата Российской Федерации.

4.4.3.2. В составе сметных расчетов (смет) на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом оборудования, как монтируемого, так и не требующего монтажа. Оборудование, предназначенное для обеспечения функционирования предприятия, здания или сооружения, подразделяется по своему назначению на:

технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное и другое;

приборы, средства контроля, автоматики, связи;

инженерное оборудование зданий и сооружений;

транспортные средства, технологически связанные с процессом производства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальный железнодорожный подвижной состав, не передаваемый на баланс МПС России, и другие виды транспортных средств для перевозки массовых и немассовых грузов;

машины по уборке территорий цехов и других объектов;

оборудование средств пожаротушения;

оборудование вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

оборудование для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли.

В процессе составления сметной документации целесообразно руководствоваться классификацией оборудования по его видам, функциональному назначению, условиям изготовления и поставки, приведенной в приложении 2 к настоящей Инструкции.

4.4.3.3. Поставщиками оборудования для строек могут быть отечественные и зарубежные предприятия (фирмы), имеющие лицензии на изготовление, а также на поставку оборудования.

При проведении реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий (цехов) потребность в оборудовании может удовлетворяться за счет пригодного для эксплуатации демонтированного оборудования.

4.4.3.4. В сметных расчетах (сметах) на строительство предприятий, зданий и сооружений должна учитываться сметная стоимость предусмотренного проектом или РД инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря, необходимых для первоначального оснащения зданий и сооружений вновь строящихся, реконструируемых или расширяемых предприятий. Понятия "первоначальное оснащение", "инструмент", "производственный инвентарь" и хозяйственный инвентарь" приведены в приложении 1.

4.4.3.5. Сметная стоимость определяется отдельно на инструмент, производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь исходя из типовых наборов инструмента, приспособлений и оснастки для технологических процессов, производственного и хозяйственного инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

4.4.3.6. Средства на покрытие затрат на инструмент, приспособления и механизмы для оснастки технологических процессов и производственный инвентарь в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости "оборудования, мебели и инвентаря", а затрат на хозяйственный инвентарь - в графе "прочих затрат".

4.4.3.7. В сметных расчетах и сметах на строительство учитываются суммы средств на оборудование и инвентарь, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых зданий общественного и административного назначения.

К оборудованию общественных и административных зданий относятся предусмотренные (РД) типовые комплекты технологического и лабораторного оборудования, приборов и аппаратуры.

К инвентарю указанных зданий относятся:

производственный инвентарь, т.е. предметы производственного назначения, которые создают условия для осуществления и облегчения технологических операций (рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее осуществлению мер по охране труда, шкафы, стеллажи и т.п.);

хозяйственный инвентарь, т.е. конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, вешалки, гардеробы и т.п.), а также предметы хозяйственного и служебного назначения и убранства помещений, противопожарный инвентарь, средства оргтехники и др.

Количество и состав производственного и хозяйственного инвентаря определяются проектными данными.

4.4.3.8. Средства на покрытие затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости "оборудования, мебели и инвентаря".

4.4.4. Стоимость запасных частей

4.4.4.1. В сметной стоимости оборудования учитываются затраты на приобретение запасных частей, обеспечивающих работу оборудования в период гарантийного срока эксплуатации. Номенклатура и количество запасных частей определяются разработчиком технической документации на оборудование.

Запасные части, как правило, включаются в комплект поставки оборудования, а их стоимость - в цену приобретения оборудования. В случае, когда запасные части не входят в комплект поставки оборудования, их стоимость учитывается дополнительно исходя из спецификации на запасные части по договорным ценам.

4.4.4.2. Если спецификации на запасные части отсутствуют, то стоимость запчастей в сметах может определяться в процентах от отпускных цен на оборудование по нормативам отраслевых министерств Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. При отсутствии конкретных нормативов стоимость запасных частей принимается в размере до 3% от отпускных цен на оборудование.

4.4.5. Стоимость тары и упаковки

4.4.5.1. Стоимость тары и упаковки, если она не входит в цену приобретения оборудования, учитывается в сметной документации дополнительно.

4.4.5.2. При отсутствии конкретных данных о характеристике тары и виде упаковки их стоимость может определяться в процентах от стоимости оборудования по нормативам отраслевых министерств Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. При отсутствии указанных нормативов они принимаются в следующих размерах:

-для крупного технологического оборудования - от 0,1 - до 0,5%;

-для станочного оборудования - до 1%;

-для электрооборудования, КИПиА, инструмента - до 1,5%.

4.4.6.. Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических и сбытовых организаций

4.4.6.1. В сметной стоимости оборудования учитываются все затраты по его доставке на приобъектный склад строящегося предприятия, здания, сооружения или до зоны монтажа.

Затраты на перевозку оборудования определяются на 1 т массы брутто на основании калькуляций транспортных расходов по группам оборудования, при этом учитываются особенности определения затрат на провоз тяжеловесных грузов.

При калькулировании стоимости транспортных расходов учитываются действующие тарифы на грузовые перевозки различными видами транспорта.

К исходным данным для определения транспортных затрат относятся:

вид франко, учтенный в цене приобретения оборудования;

наименование пункта отправления и пункта назначения (железнодорожной станции, пристани, порта);

кратчайшее расстояние, определяемое по справочным данным и схемам железных дорог (речным и морским путем), от станции отправления (пристани, порта) с учетом принятого в отпускной цене вида франко до станции назначения (пристани, порта) груза;

условия доставки оборудования от железнодорожной станции (пристани, порта) назначения до приобъектного склада (вид транспортных средств, цена провоза по ветке стройки или других предприятий, расстояние перевозок по подъездным железнодорожным путям и автомобильным транспортом);

тарифная характеристика оборудования (номер тарифной схемы для повагонной отправки партиями, класс, разновидность и группа для погрузочно-разгрузочных работ при автомобильных перевозках);

другие данные, влияющие на стоимость перевозок оборудования (негабаритность и др.).

4.4.6.2. При невозможности определения транспортных расходов на основании калькуляции эти расходы могут определяться по укрупненным показателям.

В укрупненных показателях транспортные расходы, как правило, приводятся в рублях на 1 т оборудования или в процентах от отпускной цены оборудования для определенных строек или районов.

Размеры указанного норматива могут устанавливаться министерствами Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, а при его отсутствии принимается в размере 9-13% от отпускной цены на оборудование.

4.4.6.3. В транспортные расходы на перевозку водным и автомобильным транспортом крупных негабаритных видов оборудования в неразобранном виде должны включаться все затраты по приспособлению транспортных средств к условиям перевозки, устройству специальных причалов, усилению мостов, спрямлению дорог, переносу мешающих строений и др.

Стоимость выполнения проектных работ по разработке методов перевозки уникальных видов негабаритного оборудования относится на стоимость оборудования.

4.4.6.4. При поступлении оборудования от посреднических организаций учитывается снабженческо-сбытовая наценка, которая устанавливается в процентах от отпускной цены предприятия-изготовителя оборудования. В указанную наценку, как правило, входят транспортные расходы по доставке оборудования на склад потребителя, посреднические услуги и другие расходы.

4.4.7. Расходы на комплектацию оборудования

Расходы на комплектацию оборудования учитываются в сметной стоимости, если комплектация производится подрядчиком или другой организацией по поручению заказчика-застройщика или в соответствии с заключенным с ним договором. Затраты на комплектацию определяются расчетом и не должны превышать 4% от отпускной цены на оборудование.

4.4.8. Заготовительно-складские расходы

К заготовительно-складским расходам относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов определяется отдельным расчетом, за исключением строек, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, для которых он не должен превышать 1,2% от стоимости (сметной стоимости) оборудования франко-приобъектный склад в текущем уровне цен.

4.4.9. Другие затраты, относимые на стоимость оборудования

4.4.9.1. В соответствии с техническими условиями на изготовление и поставку оборудования к стоимости оборудования относятся затраты на:

приобретение технологической оснастки, инструмента и производственного инвентаря для первоначального оснащения производственных зданий и сооружений (если перечисленное не входит в комплект поставки оборудования);

шеф-монтаж, осуществляемый представителями предприятий-изготовителей оборудования или по их поручению специализированными организациями, имеющими лицензию на выполнение шеф-монтажа оборудования, контроль за соблюдением требований и специальных условий при производстве монтажных работ;

доводку на месте установки крупного металлургического, угольного, горно-рудного и другого оборудования, осуществляемую в технологической цепи совместно с другим оборудованием или ввиду экономической нецелесообразности сооружения на заводах-изготовителях дорогостоящих и редко используемых повторно стендов и испытательных станций;

доизготовление (доработку и укрупнительную сборку) в построечных условиях оборудования, как правило, крупногабаритного и тяжеловесного, отгруженного на стройплощадку заводом-изготовителем в виде отдельных узлов и деталей (за исключением доизготовления, проводимого в составе монтажных работ);

предмонтажную ревизию оборудования в связи с нарушением гарантийного срока или условий его хранения на складе заказчика, организуемую и оплачиваемую заказчиком за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты;

проектирование оборудования, индивидуально изготавливаемого по специальным техническим условиям, на которое отсутствуют стандарты и отраслевые нормали;

изготовление специальной оснастки в индивидуальном исполнении, необходимой для монтажа крупногабаритного, тяжеловесного или технически сложного при производстве работ оборудования.

4.4.9.2. Стоимость шеф-монтажа определяется соответствующими расценками или расчетом и учитывает все расходы, связанные с его проведением. Продолжительность проведения шеф-монтажа и состав бригад шеф-монтажного персонала определяются предприятием-изготовителем оборудования по согласованию с заказчиком.

Стоимость доизготовления и предмонтажной ревизии оборудования, а также проектирования индивидуального оборудования, изготовления специальной оснастки для монтажа оборудования определяется сметным расчетом.

4.4.10. Порядок определения стоимости инструмента и инвентаря производственных объектов

4.4.10.1. В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом или РД инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря, необходимых для первоначального оснащения зданий и сооружений вновь строящихся, реконструируемых или расширяемых предприятий.

4.4.10.2. Сметная стоимость определяется отдельно на инструмент, производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь исходя из типовых наборов инструмента, приспособлений и оснастки для технологических процессов, производственного и хозяйственного инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

4.4.10.3. Средства на покрытие затрат на приобретение инструмента, приспособлений и механизмов для оснастки технологических процессов и производственного инвентаря в сметной документации учитываются в графе сметной стоимости "оборудование, мебель и инвентарь", а затрат на хозяйственный инвентарь - в графе сметной стоимости "прочие затраты".

4.4.11. Порядок определения стоимости оборудования и инвентаря общественных и административных объектов

4.4.11.1. В сметных расчетах и сметах на строительство учитываются суммы средств на оборудование и инвентарь, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых зданий общественного и административного назначения.

Сметная стоимость оборудования и инвентаря для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых объектов общественного и административного назначения определяется на основе действующих типовых наборов оборудования и инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

Состав типовых наборов оборудования и инвентаря может быть откорректирован с учетом современных требований, предъявляемых к оснащению соответствующих зданий и сооружений, по согласованию с Госстроем России.

Из состава типовых наборов оборудования, аппаратуры и приборов выделяется оборудование, требующее монтажа, и соответственно в установленном порядке предусматриваются затраты на его монтаж с использованием сборников расценок на монтаж оборудования или сборников ресурсных сметных норм на монтаж оборудования.

В составе типовых наборов оборудования и инвентаря не предусматриваются:

встроенная мебель. Затраты на установку встроенной мебели включаются в состав строительно-монтажных работ;

дорогостоящие предметы внутреннего убранства помещений (ковры, картины и т.п.);

мягкий инвентарь и мелкие предметы хозяйственно-бытового назначения (столовая посуда, канцелярские принадлежности и т.п.);

специальная одежда для обслуживающего персонала, книжный фонд вновь создаваемых библиотек и т.п.

Средства на покрытие затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных объектов в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости "оборудования, мебели и инвентаря".

4.5. Сводный сметный расчет стоимости строительства

4.5.1. Общие положения

4.5.1.1. Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей являются документами, определяющими сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Сводные сметные расчеты стоимости строительства составляются и утверждаются отдельно на производственное и непроизводственное строительство.

4.5.1.2. Сводный сметный расчет стоимости к проекту на строительство предприятия, здания, сооружения или его очереди составляется по форме N 1, приведенной в приложении 3. В него включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также сметным расчетам на отдельные виды затрат. Позиции сводного сметного расчета стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений должны иметь ссылку на номер указанных сметных документов. Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость "строительных работ", "оборудования, мебели и инвентаря", "прочих затрат" и "общая сметная стоимость".

Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем уровне цен. Для формирования стоимости в текущем уровне цен может быть использован базисный уровень цен 2001 года. Решение об учитываемом в сводном сметном расчете уровне цен принимает заказчик в задании на проектирование.

4.5.1.3. В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства распределяются по следующим главам:

1. "Подготовка территории строительства".

2. "Основные объекты строительства".

3. "Объекты подсобного и обслуживающего назначения".

4. "Объекты энергетического хозяйства".

5. "Объекты транспортного хозяйства и связи".

6. "Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения".

7. "Благоустройство и озеленение территории".

8. "Временные здания и сооружения".

9. "Прочие работы и затраты".

10. "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия".

11. "Подготовка эксплуатационных кадров".

12. "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор".

Распределение объектов, работ и затрат внутри глав производится согласно сложившейся для соответствующей отрасли народного хозяйства номенклатуре сводного сметного расчета стоимости строительства. При наличии нескольких видов законченных производств или комплексов, каждый из которых имеет по несколько объектов, внутри главы может быть осуществлена группировка по разделам, наименование которых соответствует названию производств (комплексов).

Для отдельных отраслей народного хозяйства, промышленности и видов строительства на основании нормативных документов по проектированию, утверждаемых министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, наименование и номенклатура глав сводного сметного расчета могут быть изменены.

Для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения в составе сводного сметного расчета средства рекомендуется распределять по следующим главам:

1. "Подготовка площадок (территории) капитального ремонта".

2. "Основные объекты".

3. "Объекты подсобного и обслуживающего назначения".

4. "Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и т.п.)".

5. "Благоустройство и озеленение территории".

6. "Временные здания и сооружения".

7. "Прочие работы и затраты".

8. "Технический надзор".

9. "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор".

В случае отсутствия объектов, работ и затрат, предусматриваемых соответствующей главой сводного сметного расчета, эта глава пропускается без изменения номеров последующих глав.

4.5.1.4. Сводный сметный расчет составляется в целом на строительство независимо от числа генеральных подрядных строительно-монтажных организаций, участвующих в нем.

Сметная стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, оформляется в отдельную ведомость, составляемую применительно к форме сводного сметного расчета.

4.5.1.5. К сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта, составляется пояснительная записка, в которой приводятся:

месторасположение строительства;

перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;

наименование генеральной подрядной организации (в случае, если она известна);

нормы накладных расходов (для конкретной подрядной организации или по видам строительства);

норматив сметной прибыли;

особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;

особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;

особенности определения для данной стройки средств по главам 8-12 сводного сметного расчета;

расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства);

другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки, а также ссылки на соответствующие решения правительственных и других органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для конкретного строительства.

4.5.1.6. В сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в графах 4-8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов - по каждому разделу), по сумме глав 1-7, 1-8, 1-9, 1-12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты - "Всего по сводному сметному расчету".

В сводном сметном расчете капитального ремонта приводятся итоговые данные по каждой главе, по сумме глав 1-5, 1-6, 1-7, 1-9, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты - "Всего по сводному сметному расчету".

4.5.2. Порядок определения средств, включаемых в главу 1 "Подготовка территории строительства"

4.5.2.1. В главу 1 "Подготовка территории строительства" включаются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. К этим работам и затратам относятся:

отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного задания и выделение красных линий застройки;

разбивка основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками;

освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.;

компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих государственным, общественным, кооперативным организациям и отдельным лицам (владельцам на правах частной собственности);

осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства;

затраты на разминирование территории строительства в районах бывших боевых действий;

плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта;

приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;

плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;

затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых коммунальными и эксплуатационными организациями, находящимися на полном хозяйственном расчете (кроме находящихся на бюджетном финансировании), по выдаче исходных данных на проектирование, технических условий и требований на присоединение проектируемых объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, а также по проведению необходимых согласований проектных решений;

затраты, связанные выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей

затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки;

возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

4.5.2.2. Стоимость работ, включаемая в главе 1, определяется на основе проектных объемов и действующих расценок. Положения по определению размера отдельных видов затрат, учитываемых в главе 1 сводных сметных расчетов стоимости строительства, приведены в приложении 8.

Размер средств должен учитывать также стоимость работ, необходимых для размещения на подготавливаемой территории временных зданий и сооружений.

4.5.3. Порядок формирования стоимости строительства по главам 2-7

4.5.3.1. В главу 2 "Основные объекты строительства" включается сметная стоимость зданий, сооружений и видов работ основного производственного назначения.

4.5.3.2. В главу 3 "Объекты подсобного и обслуживающего назначения" включается сметная стоимость объектов подсобного и обслуживающего назначения:

для промышленного строительства - здания ремонтно-технических мастерских, заводоуправлений, эстакады, галереи, складские помещения и др.;

для жилищно-гражданского строительства - хозяйственные корпуса, проходные, теплицы в больничных и научных городках, мусоросборники и др., а также стоимость зданий и сооружений культурно-бытового назначения, предназначенных для обслуживания работающих (отдельно стоящие поликлиники, столовые, магазины, объекты бытового обслуживания населения, другие объекты), расположенные в пределах территории, отведенной для строительства предприятий.

В том случае, когда разрабатывается отдельный проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства таких объектов, как котельная, линия электроснабжения, тепловые сети, благоустройство, дороги и другие, которые обычно указываются в главах 3-7 сводного сметного расчета к комплексному проекту, сметная стоимость этих объектов должна включаться в главу 2 в качестве основных объектов.

4.5.3.3. В главах 4-7 включаются объекты, перечень которых соответствует наименованиям глав.

4.5.4. Порядок определения размера средств на временные здания и сооружения

4.5.4.1. В главе 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений, к которым относятся специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении 7.

4.5.4.2. Размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, в соответствии с правилами, предусмотренными ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001, может определяться:

по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;

по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами не учтенными сметными нормами.

Одновременное использование указанных способов не допускается.

Определенная одним из вышеуказанных способов сумма средств включается в графы 4, 5 и 8 формы N 1.

Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения в соответствии с договором подряда могут производиться по установленной норме или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения должны производится на основе проектно-сметной документации, разработка которой производится за счет стороны (заказчика или подрядчика), по требованию которой применяется данный метод расчета.

В случае, если договором подряда предусматривается твердая договорная цена, при использовании процентной нормы, подтверждение затрат на строительство временных зданий и сооружений актами выполненных работ не требуется.

4.5.5. Порядок определения размера средств, включаемых в главу "Прочие работы и затраты"

4.5.5.1. В главу 9 (7) "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета на строительство (ремонт) включаются средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен в соответствии с приложением 9.

Для специфических условий строительства по согласованию с заказчиком и при соответствующем обосновании в главе 9 (7) могут учитываться другие виды прочих затрат.

4.5.5.2. в случае необходимости допускается подразделение отдельных затрат по главе 9 на "затраты подрядчика" и "затраты заказчика".

4.5.6. Порядок определения размера средств на содержание службы заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия) и технического надзора

В главу 10 "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия" включаются в графы 7 и 8 средства на содержание аппарата заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия) и технического надзора как для строительства, так и при выполнении ремонтных работ в размерах, установленных постановлением Госстроя России. В отдельных случаях при соответствующих расчетных обоснованиях, представленных заказчиком, и согласовании их инвестором, а по объектам финансирующимся из федерального бюджета - Госстроем России, допускается установление индивидуальных нормативов для конкретной стройки или службы заказчика-застройщика.

4.5.7. Порядок определения размера средств на подготовку эксплуатационных кадров для строящихся предприятий

В главу 11 "Подготовка эксплуатационных кадров" включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами исходя из:

- количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами и т.д.;

- сроков обучения;

- расходов на теоретическое и производственное обучение рабочих кадров;

- заработной платы (стипендии) обучающихся рабочих с начислениями к ней;

- стоимости проезда обучаемых до места обучения (стажировки) и обратно;

- прочих расходов, связанных с подготовкой указанных кадров.

4.5.8. Порядок определения размера средств на проектно-изыскательские работы, авторский надзор

4.5.8.1. В главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" включаются (в графы 7 и 8) средства на:

выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) - раздельно на проектные и изыскательские;

проведение авторского надзора проектных организаций за строительством;

проведение экспертизы предпроектной и проектной документации;

испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией в период разработки проектной документации по техническому заданию заказчика строительства;

подготовку тендерной документации.

4.5.8.2. Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ, ежеквартально устанавливаемых Госстроем России, и включается в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

4.5.8.3. Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (ремонтом) определяются расчетом в текущем (прогнозном) уровне цен, но не более 0,2 % от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1-9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком.

4.5.8.4. Стоимость экспертизы предпроектной и проектной документации определяется в соответствии с порядком устанавливаемым Госстроем России.

4.5.8.5. Средства, связанные с испытанием свай, проводимым подрядной строительно-монтажной организацией в период разработки проектной документации по техническому заданию заказчика строительства (приобретение свай, их транспортировка и погружение в основание, устройство приспособлений для нагрузки, испытание свай в грунте динамической и статической нагрузками, осуществление технического руководства и наблюдения в период испытаний, обработка данных испытаний и другие связанные с этим затраты в текущем (прогнозном) уровне цен), определяются сметным расчетом на основании проектных данных и сборников сметных норм и расценок на строительные конструкции и работы с начислением накладных расходов и сметной прибыли. Эти средства включаются в графы 4 и 8 сводного сметного расчета на строительство.

4.5.8.6. Средства, связанные с разработкой тендерной документации, определяются расчетом по согласованию с заказчиком и учитываются в графах 4 и 8 сводного сметного расчета.

4.5.9. О резерве средств на непредвиденные работы и затраты

4.5.9.1. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования:

Резерв определяется в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% - для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть увеличен по согласованию с Госстроем России.

При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты допускается принимать в размере до 10%.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию. Этот резерв предназначен для компенсации подрядчику его дополнительных затрат и потерь в процессе производства работ: изменение технологии и способов производства работ, замена материалов, машин и механизмов против учтенных единичными расценками, изменение транспортных схем доставки материалов и т. д. Он включается в объектные сметы (сметные расчеты) в виде лимита для компенсации подрядчику указанных затрат и не расшифровывается в актах приемки выполненных работ.

Оставшаяся часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты остается в распоряжении заказчика и предназначена на компенсацию следующих дополнительных затрат:

-связанных с уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

-ошибки в сметах, включая арифметические, выявленные после утверждения проектной документации;

-изменение проектных решений в рабочей документации и т. д.

При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.

4.5.9.2. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию, а по проектам строек, финансируемых из федерального бюджета, - в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

4.5.9.3 При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

4.5.10. Средства, предусматриваемые за итогом сводного сметного расчета

За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются:

4.5.10.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% сметной стоимости временных зданий и сооружений (с амортизируемой частью стоимости) независимо от срока осуществления строительства;

материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;

материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).

4.5.10.2. Суммарная по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовая (остаточная) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

4.5.10.3. Суммы средств на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.

Принципы оформления сумм долевого участия в составе сметной документации на строительство приведены в приложении 13.

4.5.10.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.

Сметная стоимость сооружений, устройств и отдельных работ, общих для всех объектов, входящих в состав микрорайона или комплекса, распределяется:

по внутриквартирным (дворовым) сетям водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения и др. - пропорционально потребности объектов;

по благоустройству и озеленению территории - пропорционально площадям участков;

в других случаях - пропорционально общей площади зданий (сооружений).

Расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений приводится в составе пояснительной записки к сводному сметному расчету стоимости строительства.

4.5.10.5. Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС". При этом во избежание двойного счета не должно учитываться начисление НДС на стоимость материалов и конструкций, оборудования, а также на транспортные и другие виды услуг в составляемых локальных и объектных сметных расчетах (сметах).

В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.

4.5.11. Порядок включения средств на отдельные виды затрат

4.5.11.1. Средства на выполнение работ, связанных с осуществлением архитектурно-художественных решений (произведений) в натуре силами строительных организаций, включаются в графу 4 объектного сметного расчета (сметы) и соответственно сводного сметного расчета стоимости строительства на основе отдельно составленного локального сметного расчета (сметы) на указанные работы.

Средства на осуществление затрат по созданию на объектах строительства художественных произведений, выполненных силами творческих организаций (художественные союзы, организации Минкультуры России и др.), определяются в аналогичном порядке, но с включением в графу "прочих затрат" (гр. 7) сметных документов.

Стоимость художественных произведений станкового характера и изделий декоративно-прикладного искусства, которые являются предметами убранства внутри помещений (отдельно висящие картины, эстампы, скульптуры, вазы, декоративные тарелки и т.п.), так же, как и других предметов, свободно размещаемых внутри здания или сооружения (мебель, напольные и настольные светильники и часы, ковры, занавеси и т.п.), учитывается в графе сметной стоимости "оборудования, мебели и инвентаря" (гр. 6) сметных документов.

4.5.11.12. Затраты на проведение пусконаладочных работ "вхолостую" включаются в главу 9 "Прочие работы и затраты" (графы 7 и 8) сводного сметного расчета.

При отнесении затрат на выполнение пусконаладочных работ "вхолостую" на капитальные вложения следует руководствоваться следующей структурой полного комплекса пусконаладочных работ, учтенной в сборниках государственных элементных сметных норм (ГЭСНп-2001) и федеральных единичных расценок (ФЕРп-2001) на пусконаладочные работы.

NN сборников NN отделов NN разделов NN таблиц Доля пусконаладочных работ "вхолостую", % Доля пусконаладочных работ "под нагрузкой", %
1 2 3 4 5 6
N 1 "Электротехнические устройства" 80 20
N 2 "Автоматизированные системы управления" 80 20
N 3 "Системы вентиляции и кондиционирования воздуха" 1 75 25
2 - 100
N 4 "Подъемно-транспортное оборудование" 55 45
N 5 "Металлообрабатывающее оборудование" 70 30
N 6 "Холодильные и компрессорные установки" 1 1 1 14 86
2 28 72
3 36 64
4, 5 35 65
2 57 43
3 47 53
2 1 1, 2 53 47
3 50 50
2 25 75
3 1 1 50 50
2-13 22 78
N 7 "Теплоэнергетическое оборудование" 1-7, 9 60 40
8 - 100
N 8 "Деревообрабатывающее оборудование" 60 40
N 9 "Сооружения водоснабжения и канализации" 1 25 75
2 30 70
3 10 90
Прочие виды технологического оборудования принимается по данным заказчика

Пусконаладочные работы "под нагрузкой", как расходы некапитального характера, относятся на себестоимость продукции (услуг), которая будет производиться (оказываться) при эксплуатации построенных объектов, и в сметной документации на строительство, как правило, не предусматривается.

Сметная стоимость пусконаладочных работ в текущем уровне цен может быть рассчитана:

- ресурсным методом - на основе ГЭСНп-2001 в порядке, изложенном в Указаниях по применению государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (МДС 81-27.2001);

- базисно-индексным методом - на основе единичных расценок (ФЕРп-2001, ТЕРп-2001) с использованием текущих и прогнозных индексов по отношению к затратам, исчисленным в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года.

Сметная стоимость пусконаладочных работ по объектам основного и вспомогательного производств, определяется на основании локальных сметных расчетов (локальных смет), составляемым по форме N 1 пн, приведенной в Приложении 3.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 05.01.2004 N 1 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"