не действует
Редакция от 14.02.2002
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2000 N 625 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2002 ГОДЫ" |
Вид документа | постановление, программа |
Принявший орган | правительство рф |
Номер документа | 625 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 14.02.2002 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | не действует |
Публикация | - На момент включения в базу документ опубликован не был
- Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
|
Навигатор | Примечания |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ-СИРОТЫ" (2001-2002 годы)
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ-СИРОТЫ" (2001-2002 ГОДЫ)Наименование - Программы | | -федеральная целевая программа "Дети-сироты" (2001-2002 годы) |
| |
Дата и номер решения - о разработке Программы | -поручение Правительства Российской Федерации от 24 июля 1999 г. N ВМ-П12-24807 о разработке проектов федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы |
| |
Государственный заказчик - Программы | -Министерство образования Российской Федерации |
| |
Основные разработчики - Программы | -Министерство образования Российской Федерации |
| -Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
| -Министерство здравоохранения Российской Федерации |
| |
Цель Программы - | -предупреждение сиротства и создание условий для полноценной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
| |
Срок реализации - Программы | -2001-2002 годы |
| |
Исполнители мероприятий - Программы | -Министерство образования Российской Федерации |
| -Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
| -Министерство здравоохранения Российской Федерации |
| |
Объемы и источники - финансирования Программы | -652,150 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, |
| в том числе на 2001 год - 325,89 млн. рублей |
| 276,4 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию) 5,89 млн. рублей за счет средств |
| внебюджетных источников (по согласованию) |
| |
Ожидаемые конечные - результаты реализации Программы | увеличение числа своевременно выявленных детей, нуждающихся в помощи государства |
| увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
| расширение сети учреждений по защите прав детей |
| повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
| расширение сети инновационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
| |
Система контроля за - исполнением Программы | -контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. К концу 1998 г. число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 620 тысяч.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т. д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная государственная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.
Проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, настолько масштабны и многообразны, что требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Все это вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий на федеральном уровне программными методами.
На основе федеральной целевой программы "Дети-сироты" (далее именуется - Программа) в большинстве регионов Российской Федерации разработаны и утверждены региональные программы "Дети-сироты".
В ходе реализации Программы наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты.
Начала создаваться сеть служб по предупреждению социального сиротства во многих регионах России, разработано методическое обеспечение этих служб.
Создан и ведется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время федеральный банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами Российской Федерации.
Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство.
Развивается новая форма устройства детей-сирот - помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.
Открываются психолого-медико-педагогические центры, обеспечивающие индивидуальную диагностику, социально-психологическую реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей.
Значительным пополнением системы государственных учреждений для детей-сирот стало введение в действие социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в которых развиваются новые формы семейного воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Создание первых центров постинтернатной адаптации помогает смягчить процесс интеграции в общество выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создана сеть детских домов, в которых дети овладевают профессиональными навыками.
Для детских домов в 76 регионах Российской Федерации приобретено оборудование для пищеблоков, прачечных, мастерских, физкультурно-оздоровительное и медицинское оборудование, автотранспорт. В целях укрепления здоровья детей используются новые технологии немедикаментозного оздоровления детей - 6 детских домов в 6 регионах России работают по технологии "Детский дом здоровья".
На средства, выделяемые для финансирования мероприятий Программы, построены и введены в строй 9 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 43 детских дома находятся в стадии завершения строительства.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.
Решение этих проблем должно строиться на основе создания и совершенствования государственной системы защиты прав детей. Полноценная государственная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка.
Для полноценного развития личности ребенка-сироты крайне важным является его проживание в условиях, близких к семейным.
Необходимо разработать формы передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и др.), создать инновационные государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот (профильные школы, лицеи для творчески одаренных детей и т. п.). Такие изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот требуют ее реформирования, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами, допрофессиональной подготовки самих сирот, обучения конкурентоспособным профессиям.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот;
ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.
Основные направления реализации Программы
Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, создание центров помощи семье, внедрение и развитие семейных форм устройства детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейная группа и т. п.).
Намечается внедрение системы учета детей-сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей. Для обеспечения поддержки и помощи в постинтернатный период Программой предусматриваются разработка и внедрение моделей служб поддержки выпускников.
Планируются мероприятия по реформированию системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит создать новые виды и формы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2002 году планируется ввести в эксплуатацию 53 учреждения для детей-сирот в большинстве регионов Российской Федерации, осуществить плановое завершение строительства и реконструкцию 16 учреждений для детей-сирот.
Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составляет 652,15 млн. рублей, в том числе на:
предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1,2 млн. рублей;
реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 3,275 млн. рублей;
ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот, новые технологии, поддержку инновационных проектов - 47,675 млн. рублей;
капитальное строительство - 600 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы из федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.
Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 276,4 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 5,89 млн. рублей.
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения.
Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования Российской Федерации - с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Для оперативного управления реализацией Программы, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля за эффективностью выполняемых мероприятий создана исполнительная дирекция Программы.
Министерство образования Российской Федерации как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
Оценка эффективности Программы
Эффективность Программы будет оцениваться по следующим показателям:
своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
улучшение качества жизни детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ-СИРОТЫ" (2001-2002 ГОДЫ) | Срок исполнения | Исполнители | Стоимость (млн. рублей) | Ожидаемые результаты |
федеральный бюджет | бюджеты субъектов Российской Федерации | внебюджетные источники |
2001-2002 годы - всего | в том числе | 2001-2002 годы - всего | в том числе | 2001-2002 годы - всего | в том числе |
2001 год | 2002 год | 2001 год | 2002 год | 2001 год | 2002 год |
Предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Разработка и внедрение технологий своевременного выявления детей, нуждающихся в помощи государства | 2001-2002 годы | Минобразование России Минтруд России Минздрав России | 0,6 | 0,3 | 0,3 | | | | | | | своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства |
Развитие системы центров помощи семье | 2001-2002 годы | Минобразование России Минтруд России | | | | 0,5 | 0,25 | 0,25 | | | | создание 5 региональных центров помощи семье |
Разработка моделей взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех видов, типов и ведомственной подчиненности | 2001-2002 годы | Минобразование России | | | | | | | 0,3 | 0,15 | 0,15 | разработка 3 моделей взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Создание экспериментальных региональных центров усыновления | 2001-2002 годы | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | | | | 0,16 | 0,08 | 0,08 | | | | создание 3 экспериментальных центров усыновления |
Внедрение системы учета потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,4 | 0,2 | 0,2 | | | | | | | учет потенциальных усыновителей |
Совершенствование порядка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2001-2002 годы | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | | | | 0,3 | 0,15 | 0,15 | | | | выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Разработка и внедрение инновационных моделей устройства детей-сирот в семьи граждан | 2001-2002 годы | Минобразование России Минтруд России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | | | | | | | создание 2 моделей устройства детей-сирот в семьи граждан |
Разработка и внедрение межведомственных программ по социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот | 2001-2002 годы | Минобразование России | | | | | | | 0,28 | 0,2 | 0,08 | межведомственные программы социальной защищенности выпускников образовательных учреждений |
Развитие и внедрение моделей служб охраны прав выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот | 2001-2002 годы | Минобразование России | | | | | | | 0,6 | 0,2 | 0,4 | 6 региональных моделей служб охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Разработка и апробация телефона доверия "Детская линия" (г. Новгород) | 2002 год | Минобразование России | | | | | | | 0,1 | | 0,1 | введение в действие линии телефона доверия в г. Новгороде |
Формирование общественного мнения по проблеме сиротства через СМИ | 2001-2002 годы | Минобразование России | | | | | | | 1 | 0,4 | 0,6 | социальная реклама (телевизионные ролики, радиопрограммы, статьи), связанная с проблемами сиротства и охраной прав детей-сирот |
Методическое и организационное обеспечение реализации прав ребенка, в том числе создание детского сайта в сети Интернет | 2001-2002 годы | Минобразование России | | | | | | | 0,46 | 0,26 | 0,2 | создание детского сайта в Интернете |
Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Внедрение инновационных форм и видов образовательных государственных и негосударственных учреждений для детей-сирот | 2001-2002 годы | Минобразование России Минтруд России Минздрав России | 0,6 | 0,3 | 0,3 | | | | | | | внедрение 5 инновационных форм и видов учреждений для детей-сирот на 5 экспериментальных площадках |
Разработка и внедрение программ воспитания и реабилитации детей-сирот раннего возраста (от 0 до 3 лет) | 2001-2002 годы | Минздрав России Минобразование России | | | | | | | 0,15 | 0,06 | 0,09 | внедрение 2 программ реабилитации детей-сирот раннего возраста |
Разработка и внедрение программ медико-психолого-педагогической и социальной поддержки детей-сирот | 2001-2002 годы | Минобразование России | | | | | | | 0,3 | 0,15 | 0,15 | внедрение 4 программ медико-психологической и социальной поддержки детей-сирот |
Внедрение современных методов оздоровления детей-сирот | 2001-2002 годы | Минздрав России Минобразование России | 0,275 | 0,175 | 0,1 | | | | | | | проведение семинаров по передаче опыта для работников учреждений для детей-сирот |
Разработка и апробация вариативных программ обучения конкурентоспособным профессиям | 2001-2002 годы | Минобразование России | | | | | | | 0,6 | 0,25 | 0,35 | создание программ обучения, профдиагностики и профориентации детей-сирот |
Разработка и внедрение моделей временного и постоянного трудоустройства детей-сирот | 2001-2002 годы | Минтруд России Минобразование России | | | | | | | 0,4 | 0,2 | 0,2 | внедрение 2 моделей трудоустройства детей-сирот (временного и постоянного), программы поддержки работающих воспитанников |
Проведение всероссийских и региональных мероприятий с целью интеграции детей-сирот в общество | 2001-2002 годы | Минобразование России Минтруд России | 2,4 | 1,2 | 1,2 | | | | 0,5 | 0,25 | 0,25 | проведение фестивалей творчества детей-сирот, спортивных праздников, выставок творчества |
Проведение экспертизы и внедрение региональных проектов | 2001-2002 годы | Минобразование России | | | | | | | 0,5 | 0,2 | 0,3 | проведение экспертизы и внедрение отобранных на конкурсной основе 8 региональных проектов деятельности учреждений для детей-сирот |
Ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот, новых технологий, поддержка инновационных проектов |
Оснащение центров усыновления организационно - техническим оборудованием | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,57 | 0,19 | 0,38 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | | | | оснащение оборудованием 3 экспериментальных центров |
Оснащение общественных приемных и консультационных пунктов организационно-техническим оборудованием, базами данных | 2002 год | Минобразование России | 0,57 | | 0,57 | 0,3 | | 0,3 | | | | оснащение оборудованием и обучение специалистов 5 общественных приемных и консультационных пунктов |
Материально-техническое обеспечение новых технологий допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей-сирот | 2001-2002 годы | Минобразование России | 17,925 | 8,963 | 8,962 | | | | | | | поставка в 130 учреждений для детей-сирот минипекарен, миницехов по переработке сельхозпродукции, компьютерных классов, оборудования для швейных, вязальных мастерских, автоклассов |
Материально-техническое обеспечение новых технологий и инновационных проектов | 2001-2002 годы | Минобразование России Минздрав России | 20,766 | 10,766 | 10 | 99,24 | 45 | 54,24 | 0,1 | 0,05 | 0,05 | поставка в 140 учреждений для детей-сирот автотранспорта и агротехники, оснащение 6 учреждений по технологии "школа здоровья" |
Оснащение домов ребенка и образовательных учреждений для детей-сирот дидактическими и техническими средствами обучения | 2001-2002 годы | Минздрав России Минобразование России | 0,9 | 0,3 | 0,6 | | | | | | | оснащение 6 учреждений для детей-сирот дидактическими и техническими средствами обучения |
Оснащение лечебно-профилактических и образовательных учреждений для детей-сирот современным медицинским оборудованием | 2001-2002 годы | Минобразование России Минздрав России | 5 | 2,4 | 2,6 | | | | | | | поставка современного медицинского оборудования в 25 учреждений для детей-сирот |
Проведение конкурсов профессионального мастерства специалистов, работающих с детьми-сиротами | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,22 | 0,11 | 0,11 | | | | 0,2 | 0,1 | 0,1 | проведение 4 конкурсов профессионального мастерства специалистов учреждений для детей-сирот |
Проведение экспертизы и издание информационно-методической литературы в помощь воспитателям, психологам, социальным работникам, специалистам по охране прав детей | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,8 | 0,35 | 0,45 | | | | | | | проведение экспертизы разработок и издание информационно-методической литературы |
Ведение банка данных о реализации программных мероприятий в сети Интернет | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,184 | 0,092 | 0,092 | | | | | | | постоянно обновляемый банк данных по Программе в сети Интернет |
Проведение всероссийских организационно-методических мероприятий по Программе | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,2 | 0,1 | 0,1 | | | | 0,1 | 0,05 | 0,05 | оперативное управление Программой, планирование и экспертиза работ по Программе |
Мониторинг эффективности реализации федеральных и региональных программных проектов | 2001-2002 годы | Минобразование России | 0,54 | 0,34 | 0,2 | | | | 0,3 | 0,15 | 0,15 | мониторинг реализации проектов, анализ выявленных проблем и методические рекомендации по их устранению |
Капитальное строительство |
Завершение строительства и реконструкции детских домов и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2001-2002 годы | Минобразование России | 600 | 300 | 300 | 175,6 | 100 | 75,6 | | | | ввод в эксплуатацию в 2002 году 53 учреждений для детей-сирот; завершение строительства и реконструкции 16 учреждений для детей-сирот |
| Всего по Программе | 652,15 | 325,89 | 326,26 | 276,4 | 145,58 | 130,8 | 5,89 | 2,67 | 3,22 | |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2000 г.
N 625