Последнее обновление: 24.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.11.97 N 450 "О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПОДПИСЬ ПРОЕКТОВ ПРИКАЗОВ И ДИРЕКТИВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ", "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРИКАЗОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ")
II. Подготовка проектов приказов Министра обороны Российской Федерации
9. Подготовка проектов приказов Министра обороны Российской Федерации осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются управления) по указанию Министра обороны Российской Федерации, его заместителей или в необходимых случаях - по своей инициативе.
10. Подготовка проекта приказа по указанию Министра обороны Российской Федерации или его заместителей может быть возложена на несколько управлений с учетом их предназначения и возложенных на них задач. При этом организация работы по подготовке проекта приказа возлагается на управление, руководитель которого в поручении указан первым или назначен ответственным.
Другие управления, указанные в поручении, обязаны обеспечить выделение специалистов для участия в подготовке проекта приказа и своевременное представление предложений, необходимых документов, справок, расчетов и других материалов.
11. По своей инициативе управления подготавливают проекты приказов при необходимости решения новых вопросов, возникающих на практике, устранения возможных противоречий в действующих приказах, множественности приказов по одному и тому же вопросу, замены устаревших, дублирующих правовых норм.
12. Ответственность за качество подготовки проектов приказов, их согласование с заинтересованными органами военного управления несут руководители управлений и лица, которые непосредственно готовят эти проекты.
13. Подготовка проекта приказа должна начинаться с изучения существа вопроса, подлежащего урегулированию, действующих по этому вопросу законодательных актов, приказов Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, практики их применения, справочного материала (обобщения, предложения, отчеты, доклады и т.п.), а также научной литературы и материалов периодической печати по рассматриваемому вопросу, данных социологических и иных исследований, если такие проводились.
14. Подготовка проекта приказа осуществляется исходя из требований конкретности в определении целей и задач, средств их достижения, соответствия действующему законодательству, обеспечения необходимыми материально - техническими средствами и финансированием, определения исполнителей и сроков исполнения, назначения должностных лиц, ответственных за контроль выполнения приказа.
15. Структура проекта приказа должна быть простой и удобной для работы и обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. При большом объеме текста в проекте приказа излагаются лишь основные вопросы, а остальной текст излагается в приложениях к проекту приказа.
16. Дублирование требований нормативного характера (правовых норм), установленных ранее изданными приказами, не допускается. При необходимости подтвердить или напомнить действующую правовую норму следует с ссылку на установивший эту норму приказ. Например: "Приказ Министра обороны Российской Федерации 199__ года N ___".
17. Проекты приказов печатаются на одной стороне односортной хорошего качества бумаге формата A4 (210 x 297 мм) с использованием, как правило, текстового редактора Word for Windows версии от 2.0 и выше шрифтом Times New Roman Cyr размером 13, 14, 15, TimesDL размером 12, 13, 14. Текст проекта приказа печатается через 1 - 2 межстрочных интервала.
Обязательно оставление свободных от текста полей: с левой стороны листа - не менее 3 см, с правой стороны - не менее 1 см, сверху и снизу - не менее 2 см.
Текст, в том числе и заголовки, печатается строчными буквами. Прописными буквами печатаются наименования должности лица, подписывающего проект приказа, и аббревиатуры (если они образованы от имени собственного).
При оформлении проекта приказа на двух и более страницах вторая и последующие страницы проекта приказа должны быть пронумерованы. Номер проставляется посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без слова "страница" (стр.) и знаков препинания. Первая страница не нумеруется.
Допускается печатание проектов приказов на пишущей машинке с четким шрифтом и лентой черного цвета. Печатание проектов приказов на пишущих машинках с нестандартным шрифтом не разрешается.
Вторые экземпляры проектов приказов должны так же, как и первые экземпляры, иметь четкий текст.
18. Для оформления проектов приказов применяются напечатанные типографским способом бланки. Обеспечение управлений бланками производится Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации. Образцы оформления проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей приведены в Приложении N 2 к настоящей Инструкции.
Проекты совместных приказов Министра обороны Российской Федерации и руководителей других федеральных органов исполнительной власти оформляются на стандартном листе бумаги, имеют наименования и номера всех федеральных органов исполнительной власти, руководители которых подписывают данный приказ. Первыми располагаются наименование, номер федерального органа исполнительной власти - инициатора издания совместного приказа и подпись его руководителя.
19. Проект приказа должен иметь следующие реквизиты:
титульная часть;
заголовок;
текст (вступительная и распорядительная части);
20. Титульная часть включает:
наименование вида служебного документа - приказ Министра обороны Российской Федерации, приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации, директива Министра обороны Российской Федерации, директива заместителя Министра обороны Российской Федерации;
дату и номер - проставляются соответственно при подписании и выпуске приказа;
место издания - г. Москва.
21. Заголовок должен кратко и точно отражать содержание проекта приказа. Он может формулироваться с помощью отглагольных существительных в предложном падеже. Например: "Об организации...", "О состоянии...".
Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 интервал. Он отделяется от титульной части 2 - 3 интервалами, выделяется полужирным шрифтом, подчеркивается и центрируется относительно текстового поля.
В отдельных приказах заголовок может отсутствовать.
22. Текст печатается на расстоянии 2 - 3 интервалов от заголовка в установленных границах полей. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см (5 знаков) от левой границы текстового поля.
23. Во вступительной части кратко излагаются цели и задачи предписываемых действий, факты и события, послужившие причиной издания приказа.
Вступительная часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.
24. Распорядительная часть приказа должна начинаться словом "ПРИКАЗЫВАЮ:" (директивы - "ТРЕБУЮ:"), напечатанным прописными буквами вразрядку вслед за текстом вступительной части или с новой строки и выделенным полужирным шрифтом. Если вступительной части нет, то слово "ПРИКАЗЫВАЮ" ("ТРЕБУЮ") не пишется.
25. В распорядительной части проекта приказа при необходимости:
излагаются требования, распоряжения, указания, предписания, правила (в дальнейшем именуются требования); если требования касаются не всех, то указываются управления, должностные лица, которым они адресуются;
устанавливается срок выполнения, введения в действие приказа;
даются указания о контроле за выполнением, предусматривается представление донесений и докладов (как правило, в рамках установленной отчетности);
делается запись о приказах, которые признаются утратившими силу (считаются не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации), или об изменении ранее изданных приказов;
указывается, до каких воинских частей разослать или до кого довести приказ.
26. Распорядительная часть проекта приказа оформляется в виде пунктов. Проекты положений, наставлений, руководств, правил, инструкций (далее именуются инструкции) подразделяются на пункты, главы, разделы. Пункты могут подразделяться на подпункты.
Разделы нумеруются арабскими цифрами или прописными буквами русского алфавита, главы - римскими цифрами, пункты - арабскими цифрами с точкой, подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Нумерация пунктов, глав, разделов должна быть единой (сквозной) для всего проекта приказа, инструкции. Разделы и главы должны иметь заголовки. Пункты и подпункты заголовков не имеют.
27. В распорядительной части проекта приказа применяется приказная (повелительная) форма изложения, в приложениях текст излагается в описательной форме.
Требования проекта приказа должны излагаться четким и простым языком, короткими, легко воспринимаемыми фразами, с соблюдением всех грамматических правил. Следует избегать сложных придаточных предложений и большого числа причастных и деепричастных оборотов. Формулировки не должны допускать различных толкований.
Каждый пункт должен, как правило, начинаться указанием исполнителя и конкретного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме, а также, при необходимости, иметь конкретный срок выполнения этого действия. Каждый пункт (подпункт) должен выражать, как правило, одну законченную мысль, самостоятельное требование, правовую норму.
Пункты, главы, разделы располагаются в логической последовательности.
Примечания к пунктам проекта приказа, инструкции могут быть только подстрочными (в сноске).
28. Термины должны соответствовать терминологии, принятой в законодательстве Российской Федерации, международных договорах, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, и употребляться в одном и том же значении во всем тексте проекта приказа, инструкции. Недопустимо применение разных, хотя и равнозначных, терминов для обозначения одного и того же понятия.
Если употребляются специальные или новые термины, то их значение должно быть понятно из текста либо разъяснено в примечаниях.
29. При необходимости для полноты изложения вопроса в проектах приказов, инструкций могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования. Например: "Федеральный закон "О _______________________" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N ___, ст. ___).
Если в тексте проекта приказа, инструкции упоминаются:
законодательные акты, во исполнение которых издавались приказы Министра обороны Российской Федерации;
инструкции и иные служебные документы, которые утверждены и введены в действие приказами Министра обороны Российской Федерации, что необходимы сноски с указанием года издания и номера соответствующего приказа. Например: "Приказ Министра обороны Российской Федерации 199_ года N ___".
30. Сроки исполнения (введения в действие) приказа должны быть реальными, следует также учитывать время, необходимое на издание, рассылку и доведение его до исполнителей.
Если срок введения в действие приказа не указан, то он вступает в силу с момента его подписания. Приказы, подлежащие государственной регистрации, вступают в силу только после их регистрации в установленном порядке.
Приказ действует до его отмены в установленном пунктом 8 настоящей Инструкции порядке. При необходимости может быть указано, на какой период издается приказ: "на военное время"; "на мирное и военное время".
31. Приложениями к проекту приказа могут быть утверждаемые этим приказом положения, наставления, руководства, инструкции, перечни, планы мероприятий и другие служебные документы. Приложения являются неотъемлемой частью приказа. Приложения нумеруются последовательно, по мере ссылки на них в тексте проекта приказа. Листы каждого приложения нумеруются самостоятельно начиная со второго листа.
Издание вместе с приказом материалов, не оговоренных в тексте приказа, не разрешается.
На приложениях к проекту приказа в правом верхнем углу должно указываться:
Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации 199_ года N ___ | или | Приложение N ___ к директиве Министра обороны Российской Федерации 199_ года N ___ |
Гриф секретности или пометка "Для служебного пользования" проставляется выше слова "Приложение".
Приложения к утверждаемым приказом инструкциям (приложения к приложениям) должны иметь свою нумерацию. На этих приложениях в правом верхнем углу указываются пункты инструкций, в которых эти приложения упоминаются. Например:
Приложение к Инструкции (п. 5), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 199_ года N ___ |
Приложения к проекту приказа должны быть подписаны руководителем управления, готовившего проект приказа, или его вышестоящим начальником.
32. Подпись состоит из наименования должности, воинского звания, инициала имени и фамилии должностного лица, подписывающего приказ.
Подпись отделяется от текста 3 интервалами и выделяется полужирным шрифтом. Наименование должности и воинское звание центрируются относительно текстового поля. Инициал имени и фамилия располагаются у правой границы текстового поля, при этом пробел между ними не ставится.
33. Гриф секретности или пометка "Для служебного пользования" с указанием номера экземпляра проставляется на первой странице проекта приказа. Гриф секретности или пометка печатается в правом верхнем углу проекта приказа за пределами границ текстового поля. Номер экземпляра проставляется ниже грифа или пометки через 1 интервал и центрируется по отношению к ним.
34. Фамилия, инициалы исполнителя (наименование органа военного управления), номер его служебного телефона печатаются на оборотной стороне последнего листа проекта приказа в левом нижнем углу.
- Главная
- ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.11.97 N 450 "О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПОДПИСЬ ПРОЕКТОВ ПРИКАЗОВ И ДИРЕКТИВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ", "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРИКАЗОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ")