Последнее обновление: 10.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 28.03.2001 N 135 "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Руководство об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется Руководство) определяет порядок применения в военных учреждениях Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (далее именуется Инструкция), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н, с изменениями и дополнениями.
2. Главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации <*>, является Министр обороны Российской Федерации. Он распоряжается бюджетными средствами и средствами, поступающими за счет внебюджетных источников, через Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны.
<*> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, Министерство обороны Российской Федерации для краткости будет именоваться Министерством обороны.
Получателями бюджетных средств в Министерстве обороны являются органы военного управления, соединения, квартирно - эксплуатационные органы, воинские части, заказчики и группы финансирования капитального строительства, учреждения, военно - учебные заведения, военные комиссариаты, а также организации, федеральные государственные унитарные и казенные предприятия Вооруженных Сил Российской Федерации <*>, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
<*> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, Вооруженные Силы Российской Федерации для краткости будут именоваться Вооруженными Силами.
Органы военного управления, соединения и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, получающие для распределения, распределяющие и перечисляющие в виде финансирования бюджетные средства другим военным учреждениям, являются для них финансирующими военными учреждениями.
3. Военные учреждения по своим расходам финансируются исключительно из федерального бюджета, если другое не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выполнение работ (оказание услуг) сторонним организациям и физическим лицам на договорной основе производится в рамках основной деятельности военного учреждения его структурными подразделениями в установленных законодательством случаях без ущерба для боевой готовности при условии полного удовлетворения личного состава положенными видами довольствия и не может носить систематического характера.
Средства, полученные за счет внебюджетных источников (от оказания услуг, в результате использования федеральной собственности, закрепленной за Министерством обороны на праве оперативного управления, осуществления иной приносящей доход деятельности), в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов Министерства обороны и направляются на финансирование расходов военных учреждений. Порядок зачисления и использования этих средств может уточняться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Особенности учета средств, поступающих за счет внебюджетных источников, в зависимости от принятого порядка ежегодно доводятся Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны до военных учреждений.
Изготовленная военными учреждениями продукция оценивается по стоимости изготовления. Эта продукция отражается в течение года на балансовых счетах по учету материальных ценностей <*> по фактической стоимости.
<*> Под материальными ценностями здесь и далее, если не оговорено особо, понимаются материальные средства, учитываемые в виде основных средств, нематериальных активов, малоценных предметов, материальных запасов.
Получение и использование военными учреждениями денежных средств и материальных ценностей (работ, услуг) от сторонних организаций и лиц в порядке безвозмездной помощи, шефства, спонсорства и других подобных случаях осуществляется только по решению главного распорядителя бюджетных средств.
Отгрузка продукции (имущества), выполнение работ и оказание услуг военными учреждениями сторонним организациям и физическим лицам производятся только после получения предварительной платы за них.
4. Каждый получатель бюджетных средств состоит на финансовом довольствии <*> в одном финансовом органе <**>.
<*> Под финансовым довольствием понимается обеспечение финансовыми ресурсами деятельности военных учреждений в соответствии со сметой доходов и расходов Министерства обороны.
<**> Под финансовыми органами понимаются финансовые (финансово - экономические) отделение, служба, отдел, управление; расчетно - кассовые отдел или отделение; бухгалтерия.
Финансовый орган, осуществляющий перевод объемов финансирования расходов другому финансовому органу, является для него довольствующим.
5. Бюджетные средства военных учреждений и средства, полученные ими за счет внебюджетных источников, учитываются в органах федерального казначейства или учреждениях Центрального банка Российской Федерации (далее именуется Банк России) на лицевых счетах, открытых военным учреждениям в соответствии с установленным порядком нахождения их на расчетно - кассовом обслуживании.
6. Все военные учреждения, состоящие на отдельном штате или содержащиеся по штатному расписанию, обязаны вести бухгалтерский учет самостоятельно или состоять на обслуживании в других финансовых органах, в том числе централизованных (объединенных), созданных в органах военного управления, соединениях, квартирно - эксплуатационных органах, военных комиссариатах субъектов Российской Федерации.
7. Бухгалтерский учет в Вооруженных Силах предназначен для:
формирования полной и достоверной информации о деятельности военного учреждения и его имущественном положении, необходимой руководителю военного учреждения, вышестоящим органам военного управления, федеральным органам законодательной и исполнительной власти;
обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетностью военных учреждений для контроля за соблюдением ими законодательства при исполнении сметы доходов и расходов Министерства обороны, эффективностью деятельности, целесообразностью хозяйственных операций, состоянием расчетов, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
предотвращения отрицательных результатов деятельности военных учреждений и выявления внутренних резервов.
Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов Министерства обороны ведется:
самостоятельным подразделением, состоящем в штате военного учреждения: финансово - экономическим управлением (службой, отделом, отделением) военного учреждения, возглавляемым начальником финансового органа (главным бухгалтером), или бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером (бухгалтером);
централизованным (объединенным) финансовым органом (далее именуется централизованный финансовый орган), возглавляемым начальником централизованного финансового органа (главным бухгалтером);
главным бухгалтером (бухгалтером) <*>.
<*> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться:
финансовые органы и централизованные финансовые органы - финансовыми органами;
начальники финансово - экономических органов (главные бухгалтеры), начальники централизованных финансовых органов (главные бухгалтеры), главные бухгалтеры - начальниками финансовых органов;
военные учреждения, состоящие на финансовом довольствии в централизованном (объединенном) финансовом органе, - обслуживаемыми военными учреждениями.
8. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов ведется по рабочему плану счетов, установленному Руководством, отдельно:
по бюджетным средствам - с присвоением соответствующим субсчетам отличительного признака в виде номера 1;
по средствам, полученным в результате осуществления деятельности, приносящей доход, в соответствии с действующим законодательством - с присвоением номера 2;
по целевым средствам и безвозмездным поступлениям - с присвоением номера 3;
с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
9. Руководитель военного учреждения <*> (в том числе того, в котором создан централизованный финансовый орган) руководит его финансово - хозяйственной деятельностью, подписывает денежные и другие документы по финансово - хозяйственным операциям и несет ответственность за:
<*> Под руководителем военного учреждения понимается командир (начальник) получателя средств бюджета: органа военного управления, соединения, воинской части, организации и военного комиссариата.
организацию бухгалтерского учета;
соблюдение законодательства при исполнении сметы доходов и расходов военного учреждения, выполнении финансово - хозяйственных операций;
обеспечение строго целевого расходования выделенных бюджетных средств и своевременного выполнения обязательств перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам;
обеспечение сохранности денежных средств, материальных ценностей и других активов, находящихся в оперативном управлении военного учреждения;
организацию внутреннего контроля;
своевременное истребование бухгалтерской отчетности от военных учреждений, которым в соответствии с установленным порядком переводились бюджетные средства в виде финансирования, и представление сводной бухгалтерской отчетности в финансирующее военное учреждение.
Расчетно - платежные и платежные ведомости по денежному довольствию, заработной плате и прочим выплатам личному составу составляются и отражаются в учетных регистрах <*> только на основании письменного решения руководителя военного учреждения, оформленного в виде приказа, разрешительной надписи на расчетно - платежной ведомости и т.д.
<*> Под учетными регистрами понимаются документы определенной формы, предназначенные для накопительных записей проверенных и обработанных данных бухгалтерского учета.
10. Начальник финансового органа подчиняется непосредственно руководителю военного учреждения (начальник централизованного финансового органа - руководителю военного учреждения, в котором создан этот орган) и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное составление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Он обеспечивает сохранность вверенных ему денежных средств и ценностей, соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением денежных средств, материальных ценностей, а также других активов, состоящих на учете, выполнением обязательств, соблюдением штатно - тарифной дисциплины.
Начальник финансового органа обязан:
вести бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией и настоящим Руководством, своевременно составлять и докладывать руководителю военного учреждения бухгалтерскую отчетность; составлять и представлять руководителю военного учреждения для рассмотрения и направления руководителю финансирующего военного учреждения на утверждение проект сметы доходов и расходов по военному учреждению, а также другие финансово - плановые документы;
производить своевременное и правильное истребование бюджетных средств и средств, образующихся за счет внебюджетных источников, на нужды военного учреждения (обслуживаемых военных учреждений);
соблюдать в ходе исполнения сметы доходов и расходов бюджетную, налоговую, кассовую и штатно - тарифную дисциплину;
постоянно повышать свою специальную подготовку, твердо знать и правильно применять в практической работе законодательство по бухгалтерскому учету, финансово - хозяйственным вопросам и налогообложению;
знать порядок организации и ведения войскового хозяйства, организации материального обеспечения, содержания и ремонта вооружения, военной техники, другого имущества, комплектования войск и прохождения военной службы личным составом;
разрабатывать совместно со службами, осуществляющими материальное обеспечение, годовой хозяйственный план и участвовать в разработке плана боевой подготовки военного учреждения;
своевременно производить начисление и выдачу личному составу денежного довольствия, заработной платы и других установленных выплат;
своевременно производить начисление, удержание и перечисление по принадлежности налогов, взносов, сборов, начетов и других установленных удержаний;
своевременно по решению руководителя военного учреждения производить расчеты с другими кредиторами и дебиторами;
производить анализ финансово - хозяйственной деятельности военного учреждения, вносить предложения по ее совершенствованию, в том числе по денежному довольствию и прочим выплатам военнослужащим;
разъяснять личному составу положения действующего законодательства по бухгалтерскому учету, налогообложению, вопросам денежного довольствия, заработной платы, пенсионного обеспечения, предоставления преимуществ и льгот за службу в Вооруженных Силах;
ежедневно перед сдачей денежного ящика (кассы) под охрану караула или сторожевого поста сверять наличие денежных сумм, ценных бумаг и других ценностей в денежном ящике (кассе) с данными бухгалтерского учета;
докладывать руководителю военного учреждения о получении наличных денег по чекам в учреждении Банка России и не позднее следующего дня представлять ему кассовую книгу для проверки оприходования полученной суммы и проставления записи о результатах этой проверки;
рассматривать проекты заключаемых военным учреждением договоров и соглашений в отношении соответствия их действующему законодательству, обеспеченности бюджетными ассигнованиями и визировать их;
проверять ведение учета материально ответственными лицами, своевременность оприходования и списания ими с учета, а также фактическое наличие материальных ценностей на складах и в подразделениях; о результатах проверки докладывать руководителю военного учреждения;
своевременно истребовать от материально ответственных лиц первичные учетные документы по движению имущества и других активов, находящихся у них на хранении или под отчетом;
периодически проверять у подотчетных лиц наличие полученных ими под отчет денежных средств и оправдательных документов на их расход, требовать от них представления авансовых отчетов в установленные сроки;
проверять по указанию руководителя военного учреждения соблюдение штатно - тарифной дисциплины в подразделениях и обслуживаемых военных учреждениях;
принимать меры к своевременному и полному взысканию сумм дебиторской задолженности;
обеспечить наличие в военном учреждении нормативных документов или их перечня с выписанными основными положениями по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, финансово - хозяйственной деятельности, денежного довольствия, заработной платы и прочих выплат личному составу, своевременно вносить в них изменения и дополнения;
хранить первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета в установленном порядке, сдавать их в архив в установленные сроки;
лично осуществлять руководство и контроль за деятельностью должностных лиц финансового органа и организовать их специальную подготовку;
составлять и представлять руководителю военного учреждения для утверждения план работы финансового органа на месяц и не реже одного раза в месяц - доклад о его выполнении.
Начальник довольствующего финансового органа, кроме того, отвечает за своевременный в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов перевод получателям бюджетных средств в виде финансирования, целевых и других средств, поступивших за счет внебюджетных источников, прием и свод бухгалтерской отчетности, полученной от финансируемых военных учреждений.
11. Требования начальника финансового органа по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению ему для отражения по учету необходимых документов и сведений обязательны для всех военнослужащих и гражданского персонала военного учреждения (в том числе обслуживаемого).
Начальник финансового органа подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. Без его подписи эти документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В случае разногласий между руководителем военного учреждения и начальником финансового органа по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного указания руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.
Все службы военного учреждения (обслуживаемого военного учреждения), осуществляющие материальное обеспечение, обязаны своевременно передавать в финансовый орган документы, необходимые для ведения бухгалтерского учета, бухгалтерской и статистической отчетности, проведения контроля (копии выписок из приказов и указаний, договоры, акты выполненных работ, коммерческие акты и др.).
Выписка накладных (требований), ведомостей и других первичных учетных документов на выдачу (передачу) материальных ценностей производится по решению руководителя военного учреждения в соответствии с графиком документооборота: или в службе, осуществляющей материальное обеспечение, или финансовом органе, или материально ответственным лицом, но с обязательной регистрацией этих документов в финансовом органе до выдачи (передачи) материальных ценностей и последующей сдачей в этот орган исполненных документов для проведения по учету и хранения.
12. Деятельность централизованных финансовых органов осуществляется применительно к деятельности централизованных бухгалтерий с учетом особенностей, установленных настоящим Руководством.
За руководителями военных учреждений, обслуживаемых централизованными финансовыми органами, сохраняются права получателей бюджетных средств (в пределах ассигнований, предусмотренных утвержденной сметой доходов и расходов), в том числе:
получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;
разрешать выдачу авансов, денежного довольствия и других выплат военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу;
расходовать в соответствии с установленными нормами и поставленными задачами материальные ценности;
подписывать доверенности на получение военным учреждением материальных ценностей;
утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы на выдачу и акты о списании материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством, документы по инвентаризации;
решать другие вопросы, относящиеся к финансово - хозяйственной деятельности военного учреждения.
Централизованный финансовый орган представляет руководителям обслуживаемых военных учреждений необходимые сведения об исполнении сметы доходов и расходов в части, касающейся соответствующего военного учреждения, в согласованные и утвержденные графиком документооборота сроки.
13. На финансовые органы возлагаются:
составление показателей сметы доходов и расходов по военному учреждению для включения их в смету доходов и расходов Министерства обороны;
финансирование и (или) финансовое обеспечение расходов состоящих на финансовом довольствии (обслуживаемых) военных учреждений;
своевременное начисление и выплата денежного довольствия и прочих установленных законодательством выплат военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу;
своевременное производство предусмотренных законодательством удержаний из денежного довольствия, прочих выплат военнослужащих, заработной платы гражданского персонала и перечисление (сдача) их по принадлежности;
своевременное проведение расчетов (в том числе с бюджетом и государственными внебюджетными фондами), возникающих в процессе исполнения сметы доходов и расходов, в пределах санкционированных расходов;
правильная организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией и настоящим Руководством;
осуществление контроля за адресным и целевым использованием средств согласно утвержденной смете доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, соответствием сумм по заключаемым договорам объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных вышеназванной сметой, и лимитам бюджетных обязательств, правильным оформлением и своевременным представлением в финансовый орган в соответствии с утвержденным графиком документооборота первичных учетных документов, законностью совершаемых операций;
участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности денежных средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
осуществление контроля за использованием выданных доверенностей на получение денежных средств и материальных ценностей;
широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно - вычислительных работ;
составление и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности;
ведение массива или перечня нормативных документов по вопросам учета и отчетности;
хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
14. Работники финансового органа подчиняются начальнику финансового органа.
Начальник финансового органа разрабатывает и утверждает их должностные обязанности.
В финансовом органе в зависимости от выполняемых задач могут формироваться группы: финансово - плановая, материальная, расчетно - кассовая, отчетная и др.
Учет каждой группой ведется в обязательном порядке по обслуживаемым военным учреждениям и материально ответственным лицам, каждому из которых открывается лицевой счет. Учет материальных ценностей в материальной группе в том числе организуется по каждой номенклатуре, закрепленной за соответствующими службами, осуществляющими материальное обеспечение.
15. Руководитель военного учреждения, в котором создан централизованный финансовый орган, может назначать из числа работников этого органа ответственных за взаимодействие с обслуживаемыми военными учреждениями.
В необходимых случаях (например, из-за удаленности) рабочее место учетного работника или группы работников централизованного финансового органа может находиться непосредственно в обслуживаемом военном учреждении.
На этого работника (группу работников) могут быть возложены следующие обязанности:
составление ведомостей на выплату денежного довольствия и прочих выплат военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу военного учреждения;
осуществление кассовых операций и ведение их учета;
подписание первичных учетных документов по приему и выдаче материальных ценностей;
контроль ведения учета материально ответственными лицами на складах и в подразделениях, а также подотчетными лицами;
работа в составе инвентаризационной комиссии;
представление в централизованный финансовый орган по реестру (форма N 442) всех первичных учетных документов, по которым осуществляются финансово - хозяйственные операции в военном учреждении, с необходимыми приложениями и в сроки, установленные графиком документооборота, но не реже одного раза в месяц;
выполнение других задач, определенных начальником финансового органа.
16. Для осуществления расчетно - учетной деятельности в обслуживаемом военном учреждении централизованным финансовым органом учетному работнику (руководителю учетной группы) могут выдаваться квитанционные книжки, бланки учетных регистров, пронумерованных доверенностей и др.
Оформляемые документы нумеруются в общем порядке, устанавливаемом начальником финансового органа.
17. Для перечисления денежных средств обслуживаемому военному учреждению на текущие нужды (выплату денежного довольствия, заработной платы и производства других наличных расчетов) по решению руководителя военного учреждения, в котором создан финансовый орган, может открываться счет в территориальном органе федерального казначейства или учреждении Банка России по месту дислокации военного учреждения. Учет переведенных денежных средств такому военному учреждению финансовый орган ведет в порядке, установленном для учета операций по субсчету 160 "Расчеты с подотчетными лицами".
18. Бухгалтерский учет осуществляется на основании первичных учетных документов, которые составляются в момент совершения операции или непосредственно после нее.
Для ведения бухгалтерского учета в военном учреждении применяются формы класса 05 "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) (приложение N 1 к Инструкции), отдельные формы первичных учетных документов класса 03 ОКУД "Унифицированная система первичной учетной документации", утвержденные Постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а и от 18 августа 1998 г. N 88, а также формы согласно Приложению N 1 к настоящему Руководству.
19. В военном учреждении, ведущем бухгалтерский учет самостоятельно, все бухгалтерские документы, связанные с исполнением сметы доходов и расходов Министерства обороны, подписываются руководителем военного учреждения и начальником финансового органа или лицами, ими на то уполномоченными. В централизованном финансовом органе бухгалтерские документы подписываются руководителем военного учреждения, в котором создан централизованный финансовый орган, и начальником финансового органа или лицами, ими на то уполномоченными.
20. Исполненные первичные учетные документы хранятся в финансовом органе. Порядок оформления и представления первичных учетных документов в финансовый орган регламентируется графиком документооборота, утвержденным руководителем военного учреждения.
Материально ответственным и другим должностным лицам, включенным в график документооборота, а также руководителям обслуживаемых военных учреждений вручаются выписки из него.
21. Материальные ценности и другие активы (кроме денежных средств), приобретенные военными учреждениями в счет утвержденных лимитов бюджетных обязательств отчетного квартала (года) и полученные в месяце, следующем за отчетным (до установленного срока сдачи бухгалтерской отчетности), включаются в данные отчетного периода.
22. С материально ответственными лицами из числа гражданского персонала, ответственными за хранение денежных средств и материальных ценностей, заключаются письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности по форме N 523.
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за обеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, утвержден Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 г. N 447/24 <*> (в редакции Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 14 сентября 1981 г. N 259/16-59) <**>.
<*> Приказ Министра обороны 1978 г. N 77.
<**> Приказ Министра обороны 1981 г. N 315.
23. Получение материальных ценностей осуществляется лицом, полномочия которого подтверждаются доверенностью (форма N М-2а или форма N М-2). Регистрация доверенностей (форма N М-2а) производится в пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей по форме, содержащей следующие графы:
дата выдачи;
срок действия доверенности;
должность, воинское звание и фамилия лица, которому выдана доверенность;
наименование поставщика;
номер и дата наряда (счета, спецификации и др. заменяющего документа) или извещения;
расписка лица, получившего доверенность;
отметки о выполнении поручения по выданной доверенности.
24. Материально ответственные лица представляют в финансовый орган исполненные первичные учетные документы в сроки, установленные графиком документооборота, по реестру сдачи документов (форма N 442), где отдельно перечисляются приходные и расходные документы.
25. Передача военным учреждением активов и пассивов другому военному учреждению производится по решению соответствующего органа военного управления в пределах его полномочий без оплаты.
На переданные активы (пассивы) выписывается извещение (форма N 280) в двух экземплярах, один из которых (второй, если извещение выписано под копировальную бумагу) возвращается отправителю с отметками получателя о принятии активов (пассивов) к учету и на ответственное хранение. Вместе с другими документами извещение (форма N 280) входит в состав сопроводительных документов, являющихся основанием для списания активов (пассивов) с учета отправителя и постановки на учет получателем.
Учет материальных ценностей, переданных одним военным учреждением другому, в случае когда от получателя не получено оформленное в установленном порядке извещение (форма N 280) (т.е. находящихся в пути), ведется на отдельном субсчете второго порядка соответствующего субсчета.
Очередная передача (отпуск) имущества и других активов (пассивов) военному учреждению без получения от него исполненного извещения (форма N 280), подтверждающего получение и принятие к учету отпущенного ранее имущества (активов, пассивов), не производится.
В случае отсутствия данных о стоимости вооружения, военной техники и прочего военного имущества эти материальные ценности принимаются к учету (открываются соответствующие учетные регистры) в натуральных показателях с одновременным истребованием стоимостных показателей у военного учреждения, осуществляющего (или оплачивающего) их поставку.
Учет выписанных извещений ведется в книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (форма N 322). При этом в графе 5 указанной книги "Дата и номер счета поставщика" проставляются дата и номер документа, по которому произведена передача (отпуск) имущества.
26. Бухгалтерский учет в военных учреждениях осуществляется по мемориально - ордерной форме. Мемориальным ордерам присваиваются постоянные номера в соответствии с Инструкцией и настоящим Руководством.
Военными учреждениями, осуществляющими небольшое количество учетных операций, на каждый первичный учетный документ может выписываться отдельный мемориальный ордер по форме N 274 (с присвоением очередного номера с начала года), который заносится непосредственно в книгу "Журнал - Главная" формы N 308 (вместо выписки мемориального ордера на первичном учетном документе может проставляться штамп, содержащий реквизиты формы N 274). В этом случае итоги в книге "Журнал - Главная" подводятся ежедневно и заверяются подписью начальника финансового органа.
Аналитический учет ведется в регистрах аналитического учета, установленных соответствующими пунктами Инструкции и Руководства.
27. Первичные учетные документы, оформляемые в военном учреждении, нумеруются по порядку с начала года и регистрируются в книге регистрации учетных документов (форма N 25), в которой на каждый документ открывается отдельный лист. Нумерация ведется отдельно по каждому виду документа.
Все исполненные и проведенные по учету первичные учетные документы должны иметь отметки: "К мемориальному ордеру N ______ за ________ месяц ____ г., N записи ____".
28. Финансовым органом заводятся и регистрируются в общем делопроизводстве военного учреждения отдельные дела для хранения:
выписок из счетов, открытых в органах федерального казначейства или Банка России, корешков чеков, испорченных бланков чеков;
мемориальных ордеров с документами, послужившими основанием для производства учетных записей по ним;
расчетно - платежных ведомостей на выплату денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;
расчетно - платежных ведомостей на выплату денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
расчетно - платежных ведомостей по прочим выплатам военнослужащим;
расчетно - платежных ведомостей (форма N 49);
платежных ведомостей на выдачу авансов и заработной платы (форма N 389).
Перечень открываемых дел может уточняться в зависимости от объема учетных операций и используемых первичных учетных документов.
29. Делопроизводство финансового органа организуется и ведется с соблюдением правил, установленных Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации <*>.
<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170.
30. Военные учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
31. Изъятие первичных учетных документов может производиться только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Допуск в военные учреждения представителей других федеральных органов исполнительной власти производится в соответствии с Инструкцией о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне <*>.
<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 285.
32. Оценка имущества и обязательств для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности осуществляется военным учреждением в денежном выражении в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
33. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности военные учреждения обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка <*>.
<*> Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 (письмо Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны от 24 октября 1995 г. N 180/22/458).
Результаты инвентаризации оформляются документами, перечисленными в пункте 26 Инструкции.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
излишек имущества приходуется по документально подтвержденной рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется в увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (фондов - для основных средств, нематериальных активов и малоценных предметов);
недостача и порча имущества относятся:
в пределах норм естественной убыли, а также сверх этих норм, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, - в уменьшение финансирования (целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия) по балансовой стоимости;
сверх норм естественной убыли, кроме вышеуказанных случаев, - на виновных лиц по балансовой, но не ниже рыночной, стоимости на дату обнаружения недостачи.
34. Военные учреждения бухгалтерскую отчетность по исполнению сметы доходов и расходов Министерства обороны представляют в порядке и по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации, с особенностями, определяемыми Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны.
Бухгалтерская отчетность (сводная бухгалтерская отчетность) военного учреждения должна включать показатели обособленных структурных подразделений, состоящих у него на финансовом довольствии (обслуживаемых военных учреждений).
Федеральные государственные унитарные и казенные предприятия Вооруженных Сил по полученным бюджетным средствам представляют бухгалтерскую отчетность (в том числе за свои дочерние предприятия и филиалы) в довольствующий финансовый орган в установленном порядке.
Бухгалтерская отчетность (сводная бухгалтерская отчетность) подписывается руководителем военного учреждения и начальником финансового органа.
35. Автоматизация бухгалтерского учета в Вооруженных Силах должна строиться на принципах единого программного обеспечения и совместимости выходных данных военных учреждений всех уровней.
Использование военными учреждениями программных продуктов по ведению бухгалтерского учета, не согласованных с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны, запрещается.
36. Обеспечение бланками первичных учетных документов, регистров учета, отчетов, поименованных в Инструкции и Руководстве (в том числе бланков строгой отчетности), осуществляется в установленном порядке:
военных учреждений, находящихся в ведении вида Вооруженных Сил, - финансово - экономическим управлением вида Вооруженных Сил;
военных учреждений, находящихся в ведении центральных органов военного управления, военного округа и Воздушно - десантных войск, - финансово - экономическим управлением соответствующего военного округа.
37. Для бухгалтерского учета операций исполнения сметы доходов и расходов Министерства обороны применяется следующий рабочий план счетов:
Использование военными учреждениями субсчетов, бухгалтерские записи по ним (корреспонденция) осуществляются в соответствии с Инструкцией и приложением N 2 к Инструкции с учетом особенностей, изложенных в соответствующих пунктах Руководства. Корреспонденция субсчетов в связи с особенностями финансово - хозяйственной деятельности военных учреждений приводится в Приложении N 2 к настоящему Руководству.
В целях обеспечения унификации ведения аналитического учета дополнительные субсчета (второго порядка) вводятся Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны.
- Главная
- ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 28.03.2001 N 135 "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"