в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММАМ "МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ" (утв. Минобразованием РФ от 09.11.99)
действует Редакция от 09.11.1999 Подробная информация
"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММАМ "МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ" (утв. Минобразованием РФ от 09.11.99)

4. Содержание программы

4.1. Программа MBA должна обеспечивать подготовку профессиональных менеджеров общего профиля, охватывая все основные аспекты управления деловым предприятием (как внешние, так и внутренние) в достаточном объеме и во взаимной увязке. Общая длительность программы MBA для очной формы обучения - не менее 1,5 лет, для вечерней и очно-заочной форм обучения - не менее 2 лет.

Узкоспециализированные программы подготовки менеджеров высшей квалификации (в области финансов, маркетинга, управления человеческими ресурсами и т.п.) не должны относиться к категории MBA. Однако допускается специализация в рамках программ MBA (типа MBA - маркетинг, MBA - финансы, MBA - международный бизнес и т.п.) при условии выполнения нижеперечисленных требований.

4.2. Учебный план программ MBA должен охватывать широкий спектр основных функциональных областей менеджмента, а именно: бухучет, финансы, маркетинг, продажи, управление операциями, информационными системами, право, управление человеческими ресурсами. Слушатели должны изучить основы экономики и количественного анализа. Учебный план должен обеспечивать высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций общего менеджмента и включать в себя курсы по политике и стратегии бизнеса и т.п., работу над проектами, направленными на решение реальных проблем делового предприятия, имеющих комплексный характер.

Помимо получения знаний и технических навыков учебный план должен увязывать теорию с практикой. Он должен способствовать индивидуальному развитию слушателей посредством развития таких умений, как принятие решений, командная работа, лидерство, предпринимательство, ведение переговоров, коммуникации и презентации.

Завершающая часть программы должна содержать набор курсов по выбору, чтобы предоставлять слушателям возможность выбора области специализации в рамках программы MBA.

4.3. Состав дисциплин по программе MBA должен соответствовать достижению ее главной цели (т.е. миссии) и обеспечивать соответствие содержания и форм обучения конкретной категории слушателей и их запросам. В качестве типовых требований к содержанию программ MBA устанавливается нижеследующий перечень циклов дисциплин.

4.3.1. Понимание среды бизнеса в ее национальных и международных аспектах, включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса.

4.3.2. Научные основы бизнеса и менеджмента, в том числе:

- основы экономической теории (макро- и микроэкономики);

- финансы и бухгалтерский учет (эккаунтинг для менеджеров);

- количественные методы, статистика, информатика;

- организационное поведение.

4.3.3. Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, в том числе:

- менеджмент;

- стратегический менеджмент;

- управление производством (операциями);

- маркетинг продукции и услуг;

- управление человеческими ресурсами;

- профессиональные навыки менеджера.

4.3.4. Специальные и специализированные дисциплины, предусматривающие углубление знаний и развитие умений по конкретным аспектам ведения бизнеса и управления деловым предприятием в зависимости от целей программы, а также контингента слушателей с учетом их должностного уровня, опыта, отраслевой принадлежности, функциональной специализации и других интересов.

4.4. Изучение перечисленных циклов дисциплин должно осуществляться в программах MBA в совокупности не менее 1000 академических часов или по циклам дисциплин:

- среда бизнеса и изучение научных основ бизнеса - не менее 200 часов;

- базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента - не менее 400 часов; специальные и специализированные дисциплины - не менее 250 часов;

- работа над индивидуальными проектами, профессиональные стажировки и производственная практика - не менее 250 часов.

При этом указывается средняя длительность каждого цикла с возможными отклонениями +/- 25% с учетом специфики целей программы, контингента обучающихся.

4.5. В соответствии с охарактеризованным в п. 4.3 типовым перечнем дисциплин изучение научных основ бизнеса (4 дисциплины) и базовых профессиональных дисциплин в области менеджмента (6 дисциплин) не может длиться менее 40 академических часов по каждой их них.

Конкретное название и содержание учебно-тематических планов по дисциплинам названных циклов, а также содержание и длительность дисциплин в рамках других циклов определяется учебным заведением самостоятельно.

Курсы по выбору должны составлять не менее 30% от объема часов, отведенных на изучение специальных и специализированных дисциплин.

При оценке программ MBA учитывается соответствие учебных программ достигнутому уровню научных знаний и адекватное отражение передового опыта управления в отечественной и зарубежной практике.

4.6. Программа MBA должна включать задания, предусматривающие освоение специальности на основе выполнения самостоятельных работ прикладного характера, включая:

- практику на управленческих должностях;

- выполнение исследовательских или прикладных проектов;

- участие в компьютерных симуляциях и деловых играх;

- написание аттестационной работы.

Учебное заведение самостоятельно определяет характер и объем работ по освоению специальности, при этом суммарные затраты времени на производственную практику и выполнение прикладных проектов должны составлять не менее 15% от общей длительности занятий по программе (но не за счет 750 академических часов, отведенных на изучение базовых и специальных дисциплин), при вечерней и очно-заочной формах обучения с учетом возможности выполнения заданий на рабочем месте. Не допускается замена академических (аудиторных) занятий на самостоятельную работу и на работу над прикладными проектами.

4.7. Учебное заведение самостоятельно определяет требуемый объем занятий слушателей и программу обучения иностранному языку в зависимости от исходной квалификации слушателей (сверх общего лимита времени).

4.8. Аттестационная работа по программе MBA должна предусматривать комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями.

4.9. В программах MBA должно доминировать рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и, в то же время, присутствовать изучение международного бизнеса и зарубежного опыта управления. Соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы.

4.10. Отклонения от охарактеризованных выше типовых нормативов длительности по циклам дисциплин и видам занятий допускаются при применении новых обучающих технологий, но требуют специального обоснования и подлежат утверждению в учебно-методическом объединении по дополнительному образованию в области менеджмента, бизнеса и предпринимательства.

4.11. Структура и содержание программ дистанционного обучения оценивается по критериям и нормативам, устанавливаемым отдельно.

  • Главная
  • "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММАМ "МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ" (утв. Минобразованием РФ от 09.11.99)